Цели урока: иметь представление, как создается книга; выявить основные проблемы современности; развить умение анализа текста; устанавливать ассоциативные связи; формировать позитивное отношение к жизни.
Оборудование: ПК, запись песни “Домик окнами в сад”, иллюстрации, тексты произведений, слайд-шоу.
Оформление класса: столы расставлены по творческим группам: главный редактор (учитель), художники – оформители, составители, музыкальный редактор.
Участники: учащиеся 11 класса
Ход урока
Учитель. Сегодня у нас несколько необычный урок. Мы начинаем составлять сборник материалов о самых важных проблемах нашей жизни. Книга будет называться “Человеческое всегда и неизбежно должно торжествовать...” С.- Щедрин. Нам необходимо определить основные проблемы сегодняшнего дня, понять, какие мы, как мы живем. В современной литературе затрагиваются многие проблемы. Мы не сможем охватить все, но давайте вычленим самые важные из них.
Вспомним, как выглядит книга. Конечно, книга начинается с обложки. У нас есть пока только название книги. А кто работает над книгой? (Учащиеся предлагают свои варианты). Правильно. Давайте распределимся. Выбираем составителей (1-я гр.), художников-оформителей (2 гр.)., музыкальных редакторов (3 гр.). Занимаем свои места и начинаем работать над книгой.
Каждой творческой группе выдаются материалы: иллюстрации, тексты стихов, рассказов, перечень песен с текстами. Необходимо выбрать самые яркие, наиболее актуальные и интересные материалы, представить их и обосновать свой выбор.
Гл.ред. Итак, предварительная работа подошла к концу. Слово предоставляется художникам-оформителям. Начнем с оформления обложки. Художники предлагают свои варианты иллюстраций (если класс сильный, им можно самим нарисовать картинки). Останавливаются на одном варианте и аргументируют его.
Слово составителям. Они определяют основные темы. Решено остановиться на четырех: Доброта и сострадание. Человек и природа. Любовь к маме. Сиротство.
Перед каждым разделом фронтиспис. Иллюстрация, эпиграф.
1 гр. Главной темой, без сомнения, является тема добра, чуткого отношения друг к другу. Поэтому предлагаем назвать 1 раздел “Нам бы про душу не забыть”(В.Шукшин) .Многие писатели пишут сегодня о недостатке доброты, милосердия.
Среди них замечательный писатель Виктор Астафьев, автор многих рассказов. Один из них “Ягодка” (Пересказ.) Почему мы предлагаем этот рассказ? Что-то не то происходит с людьми. Не хватает ни такта, ни сострадания к другому человеку. Эту девушку и так жестоко обидела судьба, может, она никогда не увидит женского счастья. А ей хочется быть такой, как все, полноценной. А кто-то смеется над ее горем. Какое унижение она испытала! Девушка держится гордо, но этот немой вопрос: “За что?”
Гл. ред. Да, согласна, многое зависит в человеке от его отношения к окружающим. Отчуждение и цинизм – самое опасное, что может проявиться в человеке. Рассказ “Ягодка” В.Астафьева может занять достойное место в нашей книге.
Какую иллюстрацию мы возьмем для первого раздела?
Гр.2. Предлагает свой вариант оформления раздела.
Гр.3. Предлагает песню “Доброта”. (В принципе здесь можно включить любую песню о добре) Звучит песня.
Гр.1. Боль многих писателей - варварское отношение к природе. Это и наша боль. . предлагаем назвать следующий раздел “Отношение к природе – мерило совести человека”.
Мы рубим свои корни. А без корней дерево не живет. Нам дано большое счастье наслаждаться чудесами родного края. Природный мир такой хрупкий, и, нарушив его однажды, не восстановишь. Пока есть воздух, вода, леса, - есть жизнь. Предлагаем включить в раздел Очерк В.Распутина “Байкал. Байкал.” (зачитать). Но что мы видим? А как безобразно мы относимся к животным! Истребляем их. Многие виды занесены в “Красную Книгу”. Исчезают с лица земли звери, птицы. Вот, например, стих. Р.Рождественского “Монолог царя зверей”. Тут впору нам реветь от бессилия. Предлагаем стихотворение тоже включить в книгу.
Гр. 2. Предлагает свое оформление к данному разделу.
Гл.ред. Да, природа- это и мать человека, и его колыбель. И как хочется сохранить эту уникальность! Чтобы не было на берегах рек заводов, богатых кемпингов, не было хапуг, которые привыкли только брать, ничего не давая взамен, не думая о будущем своих детей.
Гр.1. Наверное, одной из важных и актуальных проблем является отношение к самому родному человеку на свете – маме. Как часто мы несправедливы к ней. Даже если все отвернутся от тебя, она всегда будет рядом. Мы обычно никогда не говорим маме о своей любви. А это неправильно. Ведь первое, что мы видим - это лицо матери, первое, что мы слышим - голос мамы. Следующий раздел мы предлагаем посвятить нашим мамам. Назовем его: “Самая прекрасная на свете”. Предлагаем включить в сборник стих. Н. Рыленкова “Я помню руки матери моей”.
Гр.2. Представляет свою иллюстрацию.
Гр.3. Предлагает включить в сборник песню братьев Радченко “Домик окнами в сад”.
Гл.ред. Согласен. Да, обиженный судьбой, ты спешишь найти утешение у мамы. Ей несешь свои печали и радости. Любовь материнская знает начало, но нет ей конца. Дерево, цветок черпают силу из глубины материнской любви и нежности. Нельзя нарушать эту связь. В понимании детей чувство, которое привязывает их к матери, это вообще не чувство, а что-то естественное и обязательное, как дыхание. А вот потеряешь маму – и все становится иным: пустым и неуютным. Поэтому не надо скрывать своих чувств, нужно говорить мама нежные и ласковые слова, писать письма, когда вас нет дома, звонить, напоминать ей каждую минуту, что вы помните о ней.
Гр.1. Нам кажется, что эту тему можно продолжить, но в другом ключе. К сожалению, не все мамочки выполняют свои родительские обязанности. Есть такие матери, что бросают своих деточек.. У нас в стране очень много сирот. Это большая проблема для нашей нации. Детские дома, в которые заходит страшно, потому что там дети, которые смотрят на тебя, ища в тебе мать. Малыш растет и не знает, что у него не будет мамы. А она должна быть обязательно. Что у него останется в памяти из детства? К данному разделу более всего подходит название “Вся красота и золото на свете не стоят и слезинки сироты”. Предлагаем включить в сборник стих. Острового “А у меня мамы нет...”.
Гр.2. Предлагает свое оформление раздела.
Гл. ред. Грустно об этом говорить, посмотрите кадры из нашего детского дома. (показ кадров). И этим ребятишкам так хочется домашнего тепла, чтобы была рядом мама. Но как все-таки хорошо, что находятся люди, которые берут в семью деток и согревают их сердца.
Учитель. Это трудно понять – как разломился народ в пределах одной земли на родных детей, помнящих и чтущих законы живого, и пасынков, которые ставят во главу угла пользу, чаще всего сиюминутную , кратковременную – на день и готовы для ее торжества опустошить лом. Четыре подпорки у человека в жизни: дом с семьей, работа, люди, которые рядом с тобой, с кем вместе правишь праздники и будни, и земля, на которой стоит твой дом. Захромает какая - весь свет в наклон.
Начало книги положено. Весь материал, предложенный сегодня творческими группами, заслуживает внимания. Будем ли мы продолжать составлять нашу книгу? Безусловно, книга будет пополняться новыми материалами. После вас ею смогут воспользоваться другие ученики, которым будут интересны эти важнейшие проблемы. А какой эпиграф мы могли бы взять для своей книги? Подумайте. Я предлагаю пока слова Ю. Левитанского: “Каждый выбирает для себя женщину, религию, дорогу. Дьяволу служить или пророку - каждый выбирает для себя”.
Многим из нас не очень уютно в этом суетном мире, поэтому важно беречь свой внутренний мир. Любовь, сострадание, готовность понять и помочь - понятия вечные. И, конечно, мы живем для того, чтобы наша душа становилась добрее и умнее. Жить надо так, чтобы тебе улыбались при встрече, чтобы радовались твоему письму, звонку. Беречь все, что нас окружает, а иначе будет так, как сказал В. Федоров:
Земли не вечна благодать. Когда далекого потомка ты пустишь по миру с котомкой, ей будет нечего подать”
Нельзя разрушить село и остаться нравственным. Нельзя разрушить связь с семьей и остаться нравственным. Нельзя разрушить природу и остаться нравственным. Необходимо восстанавливать духовное здоровье. А для начала начать жить так, как призывает нас булат Окуджава. (Звучит песня “Давайте восклицать..”). Все подпевают.