Урок-семинар: Поэзия "Серебряного века"

Разделы: Литература


План семинара:

«Серебряный век». Что это за век?

1. На трудных дорогах истории.
2. О времени – языком красок и звуков. Возникновение терминов «Серебряный век» и «Золотой век».
3. Декаданс и модернисты. Судьба русской поэзии.

Поэтические течения 1890 – 1910-х гг.

1. Основоположники, характерные черты символизма, периодические издания (издательство «Скорпион», журнал «Весы»).
2. Символисты старшего и младшего поколения: И.А.Аннеский, Д.Мережковский, Н.Минский, В.Брюсов, К.Бальмонт, Ф.Сологуб, З.Гиппиус, А.Блок, А.Белый, В.Иванов…Краткий очерк творчества (на выбор учащихся).

Поэтические течения в русской литературе с 1910-х годов.

1. Акмеизм. Характерные черты. Н.Гумилев как основатель акмеизма. «Цех поэтов». Акмеизм в творчестве А.Ахматовой, С.Городецкого, О.Мандельштама, В.Нарбута…Журнал «Аполлон» как трибуна акмеизма.
2. Футуризм. Характерные черты, группировки, сб. «Пощёчина собственному вкусу», альманах «Садок судей». Футуризм в творчестве В.Хлебникова, В.Маяковского, Д.Бурлюка, А.Крученых, В.Каменского, И.Северянина, Н.Асеева, Б.Пастернака…

Цели:

  • Рассмотреть характерные черты поэзии «Серебряного века», познакомить ребят с творчеством поэтов этого периода.
  • Развивать умение учащихся самостоятельно работать с текстом, анализировать художественное произведение, работать с критической и мемуарной литературой.

Тип урока:

Урок-семинар, семинар методом малых групп.

Наглядность:

Стенд с портретами, иллюстрациями, книгами по теме семинара.

Эпиграф:

В оный день, когда над миром новым
Бог склонял лицо своё, тогда
Солнце останавливали словом,
Словом разрушали города.

Н.Гумилёв

Краткие методические рекомендации:

В ходе подготовки к семинару учащиеся используют информацию, полученную на предыдущих уроках. Задача семинара – углубить полученные знания путем подготовки сообщений о творчестве поэтов и связать все выступления таким образом, чтобы у учащихся сложилось целостное впечатление о поэзии «Серебряного века».

В начале занятий учащиеся разделены по желанию на три малые группы по 5-6 человек. Групп три, поэтому и вопросов в плане семинара тоже три. Каждая группа выбирает себе один из вопросов по плану семинара.

1-я группа – докладчики по выбранному вопросу, распределяют между собой более мелкие подвопросы.
2-я группа – оппоненты. Их задача – дополнить докладчиков, чтобы вопрос был освещен в полном объеме.
3-я группа – рецензенты. Составляют письменные рецензии на ответы учащихся. В зависимости от времени 1-2 рецензии заслушиваются, остальные сдаются на проверку.

После рассмотрения вопроса малые группы меняются ролями. Докладчиками становится группа, выбравшая себе другой вопрос по плану семинара, и так далее.

В ходе занятий все три группы успевают играть роли докладчиков, и оппонентов, и рецензентов. Семинар методом малых групп обеспечивает высокий процент работающих и опрошенных в ходе занятия.

Ход семинара:

I. Сообщение темы семинара, её актуальность, цели и задачи занятия.

II. Вступительное слово учителя.

Позавчерашний день мы помним лучше вчерашнего. Девятнадцатое столетие мы знаем подробнее двадцатого. К этому были веские исторические основания. Поэтому ясен сегодня необычный интерес к так называемым «белым пятнам», одним из которых и является «Серебряный век». Что это за явление в русской литературе? Об этом пойдет разговор сегодня.

П.Якубович писал в 1896 году: «Дух запустения царит над современной русской литературой – вот мнение, ставшее избитым местом: и если оно справедливо, то, конечно, прежде всего, по отношению к стихотворной поэзии».

И вдруг на рубеже веков – неожиданный взлет поэзии. Характер, который приняло возрождение поэзии в конце XIX века, свидетельствовал о том, что в истории поэзии наступила новая эпоха, требовавшая новых принципов поэтической изобразительности, нового соотношения поэтического слова и жизни. Наступил «Серебряный век». Он характеризуется несколькими сферами поэтического творчества, каждая из которых имеет своё имя и свой творческий метод.

1-й вопрос плана: «Серебряный век». что это за век?

К работе приступает первая группа докладчиков. Один из членов малой группы рассказывает о русской литературе конца XIX – начала XX вв. Говорит о том, что это был довольно короткий период, но напряженный и очень важный, самостоятельный по значению. Русская культура претерпела трагический катаклизм.

Идеи любых форм насилия были чужды русскому искусству. Оно всегда тяготело к духовному пробуждению личности, этическому совершенствованию человеческих отношений.

Обязательно говорится о том, что как «Золотой век» немыслим без философских и социально-политических битв, без 1812 и 1825 годов, без триумфа и снежной России, немецкой философии романтизма, так и поэзию «Серебряного века» невозможно представить вне исторического контекста. Возникновение новых эстетических явлений происходило на фоне сильного подъёма философской мысли и социальной практики. Этот фон составляли соловьёвская теория сверхчеловека, русско-японская война…

Учащиеся рассказывают, что «Серебряный век» - это и философия, и искусство во всех его видах. Говорят о художественном объединении «Мир искусства», главным эстетическим принципом которого было преображение жизни искусством, что художники открыли новые формы и краски вечно живой изменчивой жизни, воздействуя на нее в этом, общем для современников качестве. Сообщают о своеобразном проявлении веяния времени в музыке.

В освещении происхождения терминов «Золотой век», «Серебряный век» необходимо вспомнить, что выражения эти восходят к античной литературе: «Трудам и дням» Гесиода, «Метаморфозам» Овидия, что П.А.Вяземский в стихотворении «Три века поэтов» подобное обозначение применяет к поэзии. Термин «Серебряный век» возник по аналогии с «золотым веком» поэзии.

Термины «декаданс», «модернизм» были в ходу ещё на рубеже XIX–XX вв., но обозначали далеко не однородные явления. Развитие имело свою, весьма напряженную историю. Русский модернизм представлен разными течениями: символизмом, акмеизмом, футуризмом.

Две другие малые группы учеников распределили между собой, какой пункт при ответе они будут оппонировать или рецензировать. Учащиеся в заключении по первому вопросу плана должны сделать вывод: в чем же состоит само понятие эпохи «Серебряный век»? В чём особенности творчества современников «Серебряного века»? В первую очередь в том, что в этот период создавали свои произведения самые разные писатели, нередко различные по творческим принципам, направленности таланта, но всех их объединяло главное: осознание своей эпохи как совершенно особой, выходящей за пределы того, что было прежде, в XIX веке, и одновременно с этим – деятельное, действенное отношение к проблемам современности.

«Эта была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвет поэзии и обострение эстетической чувственности, беспокойства исканий…» (Н.Бердяев).

Выслушиваются дополнения оппонентов, если они имеются.

Выступает один рецензент, остальные рецензии сдаются на проверку. Так проверяются навыки рецензирования.

Учитель: Мы уже сказали, что русский модернизм был представлен разными течениями. Вот и давайте сейчас поговорим об этих течениях.

2-й вопрос плана: «Поэтические течения 1890-1910-х годов».

К этому моменту малые группы поменялись ролями.

Докладчик рассказывает о характерных чертах символизма, основоположниках, этапах развития. Необходимо, чтобы в выступлениях прозвучали следующие мысли. Поэзия «Серебряного века» вырабатывает принципиально новую концепцию человека, стремящегося увидеть в историческом личное, сделать опыт веков, движение времен достоянием своего внутреннего мира. И большинство поэтов, прозаиков, драматургов сознавало, что это станет возможным лишь в том случае, если личность за короткий срок преодолеет изначальный вселенский хаос, «проживёт» за время становления нового мировосприятия столько этапов и эпох, сколько знала их история человечества, будет жить в мире и вместе с миром.

О начале XX века А.Блок писал, как о минуте смятенья и борьбы. Эти смятенья и борьба привели к образованию в литературе многочисленных группировок, которые вели споры и дискуссии о сущности слова, новых путях развития литературы. 90-е годы прошлого века (творчество М.А.Лохвицкой, Н.М.Минского, К.Ф.Фофанового, В.С.Соловьева) считаются началом «Серебряного века». Повышенное внимание к музыке слова, поиски непосредственного поэтического отклика на глубинные духовные процессы, обращенные к мистической философии и эстетическому модернизму, - что это, как не предчувствие символизма, открывающего сложные пути и перепутья «Серебряного века» и всего столетия в целом?

Поиск вечной женственности («она на яву»), «незримого очами», «нездешнего света», «мысли без речи и чувств без названия» в лирике Вл.Соловьева – прямой путь к поэзии символизма, представленного именами А.Блока,В.Брюсова, К.Бальмонта, А.Белого, Вяч.Иванова, Ф.Сологуба.

Чтобы учащиеся лучше осознавали символизм как литературное течение, необходимо в выступлениях осветить общее поэтики символизма и роль символа в ней. Помощником в раскрытии этой проблемы будет книга Н.И.Неженца «Русские символисты».

Учащиеся сообщают, что жизнь этого литературного направления растянулась на два поколения поэтов: «старшие» (В.Я.Брюсов, Ф.К.Сологуб, Д.С.Мережековский, З.Н.Гиппус) и «младшие» (А.А.Блок, К.Д.Бальмонт, А.Белый) символисты. Если старшее поколение ориентировалось на впечатление читателя, оттенки слова и красоту формы, то младшее, основывалось на соловьевской «Метафизике единства», создавало собственно поэтику символа, наполненную конкретным философским содержанием.

Обязательно подчеркнуть, что символисты не составляли однородной, единой группы. Выделить особенности каждого из представляемых символистов.

Учащиеся делают сообщения о поэтах-символистах.

Работа по второму вопросу семинара завершается выводом о роли символизма в истории литературы рубежа веков. Вывод должны сделать сами учащиеся.

3-й вопрос плана: «Поэтические течения в русской литературе 1910-х годов».

Учитель: К 10-м годам XX века в общественно-литературной жизни созрел эстетический бунт. Главный удар наносился символизму. Он пережил жесточайший кризис, время его кончилось.

Кризис символизма в 1910-1911-х гг. породил новую поэтическую школу, исходившую из того, что запредельное – идеал символистов – нельзя постичь, сколь оригинальными ни были бы попытки это сделать. Итак, на литературной сцене вместо обновленного романтизма, бывшего литературным идеалом символистом, утверждается реабилитация французского классицизма с его утонченной суровостью и изящной простотой. Это означает, что на смену символизму приходит новое направление.

К этому моменту малые группы опять поменялись ролями.

Форма экспресс-опроса: вопрос-ответ.

Первая часть вопроса – «Акмеизм. Характерные черты» - рассматривается методом фронтального экспресс-опроса. Используя такую форму опроса, учащиеся повторяют основные положения предыдущего урока. Учащимся предлагается подобрать вопросы самостоятельно.

Предлагаемые вопросы:

  1. Как обозначено было рождение акмеизма? (По ст.Н.Гумилёва «Наследие символизма и акмеизма».)
  2. Что такое акмеизм?
  3. Каковы его основные принципы? Основоположники?
  4. Каких представителей акмеизма вы знаете?
  5. Что такое «Цех поэтов»?
  6. Какова роль журнала «Аполлон»?

Учитель: Теоретическое обоснование акмеизма, данное Н.Гумилёвым и С.Городецким в журнале «Аполлон» в 1913 году, было подвергнуто Блоком сокрушительной критике. Он упрекал акмеистов в творчестве «без божества, без вдохновения» (эти пушкинские слова были вынесены в заглавие его статьи). Блок писал: «В своей поэзии (а следовательно, и в себе самих) они замалчивали самое главное, единственное ценное: «душу».

- Можно ли считать, что эти слова относятся скорее к акмеистским декларациям, чем к собственно поэтическому творчеству?

Подтвердите своё мнение сообщением о творчестве поэта-акмеиста.

Заслушиваются 1-2 сообщения (в зависимости от времени).

Заслушиваются дополнения оппонентов. Это может быть и чтение стихотворения наизусть с экспресс-анализом.

Выступает один рецензент.

Учитель: Истоки акмеизма – поэзия пастельных полутонов, неторопливое легато, за которым, однако, - напряженная, полная драматических противоречий жизнь.

Другим противником Магов и Жрецов символизма – куда менее почтительным – были футуристы.

Первую часть вопроса «Футуризм. Сущность течения» можно рассмотреть методом экспресс-интервью.

Из группы докладчиков один учащийся выступает в роли интервьюируемого. В роли «журналиста» выступает по желанию любой член группы оппонентов или рецензентов (элемент деловой игры).

Таким образом повторяются основные теоретические положения.

Предлагаемые вопросы:

  1. Что такое футуризм?
  2. Какие группировки вы знаете?
  3. В чём заключались основные требования футуристов?
  4. Какие их сборники и альманахи вы знаете?
  5. Кто такие будетляне?
  6. Назовите представителей футуризма.

Учитель: Наиболее важным в эстетической программе футуристов было отрицание наследия предшествующих эпох. Они считали свою поэзию началом всех новых путей раскрепощенного слова. Слог, звук могли выступать у них в ранее неведомых комбинациях, в которых подразумевается потаённый смысл, недоступный, по их мнению, ни «предыдущему» языку, ни «предыдущей» культуре. И стремление «бить по голове» читателя было не целью, а лишь средством. И, взрывая язык, внося деформацию в слова и дисгармонию в стихи, отрицая достижением культуры, восхищаясь «телеграфным» языком, футуристы мечтали о неслыханной и невиданной модели искусства, призванной обновить дряхлеющий старый мир.

Как воплотились эти мечты в творчестве поэтов-футуристов?

Заслушиваются 1-2 сообщения учащихся, ярко проиллюстрированные чтением стихов с элементами экспресс-анализа.

Выслушиваются дополнения и рецензия на ответы.

Обсуждение третьих вопросов завершается небольшой дискуссией: действительно ли творения акмеистов и футуристов принадлежат литературе прошлого?

III. Заключительное слово учителя.

Как видим, русская поэзия «Серебряного века» прошла большой путь в очень сжатые сроки. Она забрасывала свои семена в будущее. Нить преданий и традиций не оборвалась. Поэзия рубежа веков, поэзия «Серебряного века» - сложнейшее культурное явление, интерес к которому только начинает просыпаться. Впереди нас ждут новые и новые открытия.

Поэзия «Серебряного века» отразила в себе, в своих больших и малых магических зеркалах сложный и неоднозначный процесс социально-политического, духовно-нравственного, эстетического и культурного развития России в период, отмеченный тремя революциями, мировой войной и особенно страшной для нас – войной внутренней, гражданской. В этом процессе, запечатленном поэзией, есть подъёмы и резкие спады, светлые и темные, драматические стороны, но в глубине своей – это процесс трагедийный. И хоть время отодвинуло этот удивительный пласт поэзии «Серебряного века», но он излучает свою энергию и поныне. Русский «Серебряный век» неповторим. Никогда – ни до, ни после – не было в России такой взволнованности сознания, такого напряжения исканий и чаяний, как тогда, когда, по свидетельству очевидца, одна строка Блока значила больше и была насущнее, чем все содержание «толстых» журналов. Свет этих незабываемых зорь навсегда останется в истории России.

IV. Итог семинара.

Дается оценка работы в целом, отмечаются положительные и отрицательные моменты в работе отдельных учащихся, выставляются оценки за работу на семинаре. Учащиеся, которые не выступали на семинаре с сообщениями о творчестве поэтов, сдают тетради на проверку.