Цели:
- Осмысление трагической темы: «Изображение революции и гражданской войны в литературе 20-ых годов»;
- обобщить и систематизировать полученные в ходе предшествующих уроков самостоятельной работы знания учащихся о значении Октябрьской революции в судьбах и творчестве русских писателей и поэтов;
- обучать старшеклассников работе с дополнительной литературой, умению отбирать нужный материал в соответствии с темой;
- развивать умение учащихся вести дискуссию, аргументированно отстаивать свою точку зрения;
- воспитывать самостоятельность мышления, формировать активную гражданскую позицию, гуманистическое мировоззрение учащихся.
Задачи: помочь учащимся осознать возможность одновременного существования в русской литературе 20-х годов различных точек зрения на острые проблемы современности, избегая вытеснения одних героев другими, используя различные формы самостоятельной работы и методы педагогической поддержки.
Эпиграф:
Будьте человечны в эти дни всеобщего озверения.
…Надо опомниться, надо постараться быть людьми!
Это трудно, но это необходимо.
М. ГорькийВы слышали, что сказано древним: не убивай;
Кто же убьёт, подлежит суду…
Мирись с противником твоим скорее, пока ты ещё на пути с ним…
Иисус ХристосНеправда с нами ела и пила,
Колокола гудели по привычке,
Монеты вес утратили и звон,
И дети не пугались мертвецов.
Н.Тихонов
Оборудование: Презентация (Приложение 1), отражающая ключевые моменты урока; портреты поэтов и писателей 20-ых годов; аудиозапись песен Тихонова «Гренада», сл. Вертинского, муз. Гребенщикова «И кому это надо…», муз. и сл.Талькова «Россия»; видеофрагменты из худ. фильма «Адмирал Колчак»;стихи Н.С.Тихонова, М.Светлова, М.Волошина из книги «Россия распятая»; худ. произведения Н. Островского «Как закалялась сталь»,И. Бабеля «Конармия», М. Шолохова «Донские рассказы», А. Толстого «Гадюка».
Ход урока
Слово учителя: Двадцатое столетие стало для России временем тяжких испытаний и потрясений, неисчислимых жертв… Не зря его называют «железным веком»…и самым страшным испытанием явилась революция. Существует мнение, что революция-это беспощадная схватка Бога и Дьявола за человеческую душу.
Литература помогает нам ответить на волнующие вопросы, раскрывая перед нами историческую сущность эпохи, породившей спорные, такие неоднозначные взгляды на это время. Ребята, запишем эпиграфы урока (записывают в тетрадь эпиграфы).
Революция разделила людей на 2 лагеря: красных и белых. Но страдания от этого противостояния в большей степени легли на плечи простых людей. Вот мы и подошли к решению важной проблемы: как обычный, простой человек перенёс эти трагические события? (Обычный человек: кто он? Ответ-Это мать , ребёнок, старик ,крестьянин, рабочий).Фактически революцию пережили, но все по-разному: кто-то участвовал в военных событиях, защищая идеи революции, кто-то перемолчал, перетрусил, расстреливал в окопах и пустырях, в бою и совершал самосуд…А всему объяснение одно- время. Время было очень и очень непростое.
Никто из писателей и поэтов не мог остаться равнодушным к этой теме. Как сказал Гейне, что у настоящего художника трещина мира проходит через его сердце.
Как писатели и поэты отреагировали на это время? Кто говорил и писал об этом?
(Назовите фамилии авторов.)
Давайте же возьмём с вами 2 чистых листа ( тетради по литературе )и по ходу работы будем делать записи, выводы, выражая таким образом две стороны одной правды, два противоположных взгляда на действительность) Итак,1-ую страницу мы так и назовём: человек и его романтическое восприятие того времени. Назовите фамилии авторов? Н. Тихонов, М.Светлов, Н. Островский, Фурманов, Серафимович.
Николай Семёнович Тихонов, который скажет о себе: «Я бросил юность в век железный…» (ведут краткую запись в тетради)
Сообщение ученика: С 18 лет оказался в окопах Первой Мировой войны, а затем и в рядах Красной Армии. Современники его называли Денисом Давыдовым русской поэзии советского времени, так как основной темой «солдатских» баллад является мужество, воля, верность долгу и героизм, активность…(Звучит стих-ние «Баллада о гвоздях» и дается небольшой анализ с ответами на вопросы:
- Какое настроение отражает время действия?
- Цель написания этого стихотворения, главная идея?
- Что можете сказать о последних строчках этого стихотворения?
- «Кегельбан»: с какой целью вводит автор это значение слова в стихотворение?
- Ваше мнение об этом стихотворении?
Михаил Светлов.
Он так же, как и Тихонов, был участником Гражданской войны и так же передаёт в своих произведениях чувство воодушевления, патриотический пафос.
Сообщение ученика: «Героическое рождается не на какой-то особой почве, а … в самых обыденных обстоятельствах». Одно только стихотворение «Гренада» о революции( переложенное на музыку) сделало его знаменитым на долгие годы, его перевели на многие языки мира.
(Звучит песня «Гренада» и выразительное чтение 2-й половины стихотворения), даётся поэтический анализ:
- Определите настроение песни?
- О чём это стихотворение?
- Определите самые трагические слова, прочтите их (на столе у каждого ученика - поэтические тексты, с которыми они работают).
- Почему же герой погибает, а настроение печали быстро меняется на воодушевленную маршевую мелодию? Ответ: герои не умирают, а живут вечно…в песнях, картинах, в человеческих сердцах.… С этой песней выросло ни одно поколение, воспитывая чувство патриотизма, чувство ответственности…
Слово учителя: Перед нами 2 поэтических текста: поработайте над текстом и отметьте все представленные художественные средства - это эпитеты, метафоры, сравнения.…Почему мы не находим примеров метонимии, гиперболы, оксюморона?
Это более глубокий поэтический пласт , дающий неоднозначный ответ…
(Ученики находят, подписывая в текстах , примеры художественных средств и называют их.)
Это были поэзия 20-х годов, в которой была показана жизнь простого человека, перейдём к прозаическим произведениям. Одним из таких любимых писателей у молодёжи был Николай Островский, написавший автобиографию, раскрывшую историю поколения, отдавшего все силы идее революции.
Н.Островский «Как закалялась сталь».
Сообщение 2-х учеников: о книге, её роли в жизни страны того времени; об авторе-участнике революционных событий и его взглядах.
Это была судьба простого рабочего, с 15-ти лет мальчишкой участвовавшего в революции…
На этом романе воспитано ни одно поколение, и слова главного героя долгое время служили девизом: «Самое дорогое у человека жизнь и прожить её надо так, чтобы не было стыдно за бесцельно прожитые годы. Чтобы не жёг позор за маленькое и мелочное прошлое…И чтобы умирая, ты мог сказать: вся жизнь, все силы были отданы самому прекрасному в мире- борьбе за освобождение человечества!»
Слово учителя: А вот что скажет он в своей автобиографии…
«Физически потерял всё,остались только непотухающая энергия и страстное желание быть чем-нибудь полезным своему народу, партии, классу…»
Мальчишки, к вам обращаюсь. Представьте себе, что вы прошли войну и в 24 года потеряли всё(здоровье, работу, молодецкий задор)- вы прикованы к постели…и вот вы один на один с болезнью, сам с собой ведете разговор…Попробуйте себя в этой роли…
Н. Островский «Как закалялась сталь»
Как же должен я поступить с собой сейчас, после разгрома, когда нет надежды на возвращение в строй? Что же делать? Угрожающей черной дырой встал передо мной этот неразрешенный вопрос.
Для чего жить, когда я уже потерял самое дорогое – способность бороться? Чем оправдать свою жизнь сейчас и в безотрадном завтра? Чем заполнить ее? Просто есть, пить и дышать? Остаться беспомощным свидетелем того, как товарищи с боем будут продвигаться вперед? Стать отряду обузой? Что, вывести в расход предавшее меня тело? Пуля в сердце – никаких гвоздей! Умел неплохо жить, умей вовремя и кончить.
Рука моя нащупала в кармане плоское тело браунинга, пальцы привычным движением схватили его рукоять. Медленно вытащил револьвер.
«Кто бы мог подумать, что ты доживешь до такого дня?»
Дуло презрительно глянуло в глаза. Я положил револьвер на колени и злобно выругался.
«Все это бумажный героизм, братишка! Шлепнуть себя каждый дурак сумеет всегда и во всякое время. Это самый трусливый и легкий выход из положения. Трудно жить – шлепайся. А ты пробовал эту жизнь победить? Ты все делал, чтобы вырваться из этого железного кольца? А ты забыл, как по Новоград-Волынском семнадцать раз в день в атаку ходили и взяли-таки наперекор всему? Спрячь револьвер и никому никогда об этом не рассказывай! Умей жить и тогда, когда жизнь становится невыносимой Сделай ее полезной».
Подведем итоги. На первой странице тетради ответим на вопросы.
Перед нами прошли герои, защищавшие идеи революции. Трудно ли им было? Боялись они? Были трусы? Да… но большинство из них стали героями…
- Была ли романтика в революции?
- Был ли прав простой, обычный человек, готовый умереть за идею в правоте своего дела?
Ответ примерный. (Те, кто грезил, не просто так отдали жизнь, сложили своё сердце…
Так было и так будет всегда: Молодые всегда впереди! В глазах у них нет страха! Они знают, что они борются за правое дело! Стоит ли вам доказывать это? Великая Отечественная война, Афганистан, Чечня… Больше сказать нечего…)
Слово учителя: Раскроем другую страницу тетради.
Другая страница тетради представляет собой…другую сторону правды, если хотите, обратную сторону правды. Вспомните, М. Горький утверждал в пьесе «На дне»: «У каждого своя правда; ложь- бог хозяев, правда- свобода человека». А что же такое свобода человека? (Это вопрос вопросов… Иногда жизни не хватает человеку, чтобы доказать, что такое свобода…)
Итак, перед нами другая страница носит другое название человек, вовлеченный в страшные события эпохи.
Это многозначительное определение будет нами рассматриваться как показ писателями и поэтами той неприукрашенной правды, которая высвечивает человеческую сущность, своё Я и в то же время не выпячивает себя. Если ранее мы говорили о революционной романтике, где простой человек не мыслил себя вне общества, подменяя понятия «Я» понятием «Мы», т.е. не отделял себя от массы, вспомните «Отряд не заметил … потери бойца…»,а жизнь видел свою только в борьбе, то другая стороны правды представлена несколькими голосами, в которых чувствуется метание души, несогласие или протест… Протест личного Я- выбор сложный и судьбоносный, а «Я» - ведь это нас «много».
Портрет М. Волошина и сообщение ученицы о нём.
В самый разгар трагических событий в 1919 году поэт М. Волошин написал:
Одни идут освобождать Москву - и вновь сковать Россию,
Другие, разнуздав стихию, хотят весь мир пересоздать.
И там, и здесь между рядами звучит один и тот же глас:
«Кто не за нас - тот против нас. Нет безразличных; правда с нами.»
Мало, кто слышит поэтов, отвергающих насилие во имя идеи. Это стихотворение М. Волошина «Терминология» (читается стихотворение)
Запишем в тетради анализ этого стихотворения: Эта лексика того времени – это и была терминологией того дня. Дайте толкование следующим понятиям:
- «брали на мушку»
- «шили погоны»
- «списывали в расход»
- «кроили лампасы»
- «ставили к стенке»
- «делали однорогих чертей»- боец, бегущий без патронов, но с торчащим штыком похож на черта с одним рогом.
Ученики находят художественные средства – это оксюмороны и гиперболы… Почему? (Многое пережито, понято - значит и средства худ. более глубоки, например, оксюморон «Сколько понадобилось лжи… Чтобы поднять на ножи, чтоб разъярить…»
Итак, перед нами образ простого человека, бойца, которого ужасает другая правда жизни, как скажет позднее Н. Тихонов:
Неправда с нами ела и пила
Колокола гудели по привычке
Монеты вес утратили и звон,
И дети не боялись мертвецов.
Значит была ещё одна правда того времени - красный террор - самая жестокая борьба, отсюда и рождение жестокости, равнодушия и всего того, что теряет человеческая душа. Таких произведений много, мы обращаемся к Исааку Бабелю.
Сообщение ученика: И. Бабель служил в Конармии у того же Буденого, который долгое время был народным героем Революции , и …он же подписал смертный приговор писателю, как только не стало М.Горького, долгое время защищавшего Бабеля.
- Как явствует из дневника, Бабель жил жизнью своих товарищей: его потрясали великодушие …и насилие; боевая выручка, погромы, смерти. Эренбург считал его не писателем ,а поэтом ,т. к. он как бы освещал прожектором внутренний мир красных кавалеристов.
- Рассказ «Письмо» необычен в цикле «Конармии».Это письмо ребёнка, вовлечённого в страшные события эпохи. Сумбур царит в голове, неразбериха мыслей, но трагизм в одном - с такой будничностью описывается смерть брата Фёдора и отца.
И. Бабель «Конармия»
«Письмо»
Спешу вам описать за папашу, что они порубали брата Федора Тимофеевича Курдюкова тому назад с год времени…
… Я, брат Сенька и желающие ребята из станицы скачут в Майкоп, чтобы отомстить за брата Федю: «И что же мы увидали в городе Майкопе? Мы увидали, что тыл никак не сочувствует фронту…»
… И папаша со сверкающим взглядом бессмысленных глаз (смотри на фотографию) начали Федю резать и резали до темноты…
…Тогда Сенька поворотился к народу и сказал: «…А теперь, папаша, мы будем вас кончать…»
«Мой первый гусь»
…я увидел чужую саблю, валявшуюся неподалеку. Строгий гусь шатался по двору и безмятежно чистил перья. Я догнал его и пригнул к земле, гусиная голова треснула под моим сапогом, треснула и потекла. Белая шея была разостлана в навозе, и крылья заходили над убитой птицей.
– Господа бога душу мать! – сказал я, копаясь в гусе саблей. – Изжарь мне его, хозяйка.
Старуха, блестя слепотой и очками, подняла птицу, завернула ее в передник и потащила к кухне.
– Товарищ, – сказала она, помолчав, – я желаю повеситься, – и закрыла за собой дверь.
А на дворе казаки сидели уже вокруг своего котелка. Они сидели недвижимо, прямые, как жрецы, и не смотрели на гуся.
– Парень нам подходящий, – сказал обо мне один из них, мигнул и зачерпнул ложкой щи.
… Я видел сны и женщин во сне, и только сердце мое, обагренное убийством, скрипело и текло.
Таков И. Бабель: он не за красных и не за белых…он над ними. Он видит, как жестокая борьба, которая ведётся с 2-ух сторон, губит человеческую душу…
Не зря М. Горький говорил (см. эпиграф), призывал: «Будьте человечны в эти дни всеобщего озверения! Надо опомниться, надо постараться быть людьми…Это трудно, но это необходимо !» Не об этом ли нам говорит М. Шолохов в «Донских рассказах»(см. у Бабеля – «Одесские рассказы»)?
Сообщение ученицы о ранних рассказах Шолохова, которые открываются «Родинкой»: о чём этот рассказ? Обратите внимание на концовку – т.е. финал и ответьте письменно в тетради: «Почему так он назвал свой рассказ, а не отец или сын?»
Примерные ответы: Родинка – родина – родители, но война разделила людей, детей и родителей – самое святое что есть у человека, значит и душа раздваивается ,когда завладевает ей Дьявол, а далее и гибнет, если нет будущего… А вот перед нами и другой рассказ «Шибалково семя»:сравните сюжет: там отец убивает своего сына и не смог пережить эту трагедию.…,а это и невозможно. Там род заканчивается, а а здесь - продолжение рода. Шибалок рассуждает: «Это моё семя…»- значит и мыслит о будущем. Значит не всегда черствеет человек в этом страшном мире: отчего это зависит? Один - до самозабвения, а второй – не очерствел.
Вывод: как простой человек реагирует на происходящие события? Каждый по- своему…У каждого своя правда…,но самая главная правда в одном…Вспомните слова И. С. Тургенева: «Россия обойтись может без нас, а вот мы без неё не можем…» Что для каждого человека была и есть Россия? Что вы можете сказать от себя?
Несмотря на разное представление о счастье России, те и другие любили свою Родину и готовы были пролить за неё кровь. Эту готовность умереть за Отчизну многие из них доказали на деле, отдавая жизнь. Посмотрите фрагмент из к/ф «Адмирал Колчак» без комментариев (Колчак на митинге говорит: «Я перед Россией готов на всё…»)
Слово учителя: Вернемся к теме урока – Человек и Революция. Мы рассмотрели 2 точки зрения, как 2 стороны медали - отношение человека к этому историческому периоду с 1917 –1922г. Каким же ощущал себя человек, пройдя такие испытания, увидев кровь и жестокость? Запишите: Эхо Гражданской войны долго отзывалось в душах людей, многие ею себя мерили, т.е. мерили свою жизнь степенью участия в борьбе. Одним из таких примеров А.Толстой «Гадюка».
Мы пришли к пониманию того, что Революция – это схватка Бога и Дьявола, это кровь и жестокость. Но главное, страна наша всегда держалась тем духовным стержнем, который позволил вновь возродить всё лучшее, что было нам присуще. Об этом видении своей правды я попрошу сказать представителя духовенства настоятеля храма села Меткино Отца Дмитрия…
Готовясь вместе с вами, я предлагаю вам на суд нравственные уроки Гражданской войны: чему они учат нас?
- Преступно убивать друг друга ради идеи или мечты.
- Нельзя лишать человека личного счастья, жизни во имя великих дел.
- Нельзя заставлять быть счастливым. У каждого человека – свое понимание счастья.
- Надо решать политические разногласия мирным путем (см. эпиграф: «Мирись с соперником своим скорее, пока ты еще на пути с ним»)
Это и породило трагизм эпохи, жестокость, т. к. вовремя мирно не договорились ни одна, ни другая сторона, от этого гибнет личность, - это несправедливо и ужасно. Отталкивает жестокость красных и белых, и пророчески звучат слова М. Волошина:
А я стою один меж них
В ревущем пламени и дыме
И всеми силами своими
Молюсь за тех и за других.
Звучит песня Б. Гребенщикова «Я не знаю, зачем и кому это нужно».
Домашнее задание: написать эссе в любой форме: «Какие черты характера особенно проявились в годы Гражданской войны?»