Урок-семинар в 10-м классе "Я поранил руку о край ночной звезды" (Лирический герой Виктора Кушманова)

Разделы: Литература


Цели:

1. Развитие интереса к литературному краеведению, формирование бережного отношения к духовным и культурным ценностям русского и коми народа, а также нравственной и эстетической отзывчивости, вкуса, чувства прекрасного у молодых людей.

2. Обучение исполнительскому анализу стихотворения.

3. Развитие творческих способностей.

Урок посвящен лирике известного поэта Республики Коми и России, члена Союза писателей России, лауреата Государственной премии РК Виктора Витальевича Кушманова <Рисунок 1>.

К уроку учащиеся вместе с педагогом собирают материал о жизни и творчестве В.Кушманова (статьи литературоведов Коми научного центра Российской академии наук, публицистические статьи в местной прессе, воспоминания современников), делают подборку стихов, все объединяют в книжку, юные художники-гимназисты иллюстрируют ее. Она – для подготовки к уроку-семинару <Рисунок 2>.

Вопросы для подготовки:

1. Прочитайте о судьбе В. Кушманова. Как складывалась жизнь поэта?

2. Каковы особенности лирики нашего поэта?

3. Как, с помощью каких средств поэт добивается выразительности?

4. Каким вы увидели лирического героя В. Кушманова?

5. Проинтерпретируйте любимое стихотворение.

6. Подумайте, на какую тему вы написали бы творческую работу после чтения и изучения лирики В.Кушманова?

Фонограмма урока.

Занятие открывает известная песня на стихи В. Кушманова “Деревенька моя”. (Исполняет гимназистка Юля Немчинова). Песня стала любимой у нашего народа коми, и нам она близка и понятна, ведь мы родились и выросли в сельской местности.

– Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с лирикой нашего земляка, современного сыктывкарского поэта Виктора Кушманова.

Н.Гумилев считал, что детство поэта непременно должно быть золотым, счастливым, никак не будничным, серым. Что вы узнали о детстве нашего поэта? О его судьбе?

– С большим интересом я прочитала в газете “Молодежь севера” интервью с В.В.Кушмановым (“Молодежь севера”, 1998, 22 июля).

Поэт рассказывает о своем детстве, родителях. Его маму, жену белогвардейского офицера, с двумя детьми, дочерью семи лет и годовалым сыном, сослали на север в Койгородский район. В тех местах работал молодой учитель Виталий Кушманов, мама будущего поэта вышла за него замуж, чтобы не умереть с голоду и холоду. “Мама умерла в 43 году, в 31 год, а отца посадили, репрессировали. Мы, три брата, попали в детдом. Отец вернулся, когда мне было 15”. Поэт не жалуется на судьбу. О жизни в детдоме рассказывает весело. Много говорит о друзьях, которых у него полреспублики.

– Понятны ли вам слова доктора филологических наук В.А.Латышевой:

“… соединение лирики и драматизма благо… Сила чувств обоих экспрессивных родов поэзии облагорожена взаимно. Так – в лирике В. Кушманова. Горечь и крепость редьки, от которой “происходит” его фамилия, дает силу его творчеству” (“Кушман” в переводе с коми “редька”). Заметили ли вы в поэзии это соединение чувственности и драматизма?

Не заметить этого соединения нельзя. Вот, например, одно из ранних стихотворений “Мама”

Если бы у меня была мама,
Я целовал бы ей руки и волосы,
Я показал бы ей со стихами своими
Газетную полосу.
Если бы у меня была мама,
Я бы невесту ей показал,
Девочку Галю,
Я бы все о себе рассказал,
Пусть бы меня поругала.
Я целовал бы ей руки и волосы,
А я не помню даже ее голоса.
Я бы видел, как стоит она у крыльца,
Я бы слышал, как она дышит во сне.
Я бы спрашивал ее про отца,
Убитого на войне…

Мы знаем, что поэт не помнит свою маму, ему не было и трех лет, как ее не стало. Но в этом раннем стихотворении он словно разговаривает с ней, пишет о маме как о несбывшейся мечте. Рефреном повторяется строка “Если бы у меня была мама…”. (Глаголы употребляет автор в условном наклонении.) Так вот, если бы мама была жива, поэт поведал бы ей самое дорогое, что есть в его жизни, самое сокровенное: стихи, невесту и то, за что мама должна поругать… Причем, неважно похвалить или поругать. Как безнадежно горько звучит строка “А я не помню даже ее голоса…”. Повествовательная интонация, отсутствие рифмы делают произведение драматичным. Стихотворение заканчивается многоточием, как будто слезы навернулись на глаза, и больше не вымолвить ни слова.

Я прочел эти строки В. Кушманова и подумал, как же мне повезло, что я могу целовать свою маму, когда ухожу в школу, хвастаться ей своими сочинениями, нуждаюсь в ее оценке, реакции. (Владислав Попов)

– О каких особенностях художественного мира нашего поэта вы хотели бы рассказать?

– Я прочитал статью В.Н. Демина “В.В. Кушманов” в книге “Коми литература. Энциклопедия школьника” о творческом пути поэта и выделил следующее:

-Первая книжка стихов поэта вышла в Коми книжном издательстве, когда В. Кушманову было чуть больше 20. Она называется “Мне двадцать лет”. Литературовед вспоминает, что это была книга-откровение, книга человека, влюбленного в Север, распахнутого жизни, верящего в чудеса, стремящегося рассказать о своей земле, о своем мироощущении. Тематика поэзии связана с романтикой освоения Севера, с чудом белого снега, с доброй природой северян, с верой в то, что жизнь прекрасна и неповторима.

-За В.Кушмановым прочно закрепилась репутация поэта романтического склада, поэта, который верит в добро, в торжество светлых начал в жизни. Он утверждает вечные и простые ценности: дружбу, любовь, участие, бескорыстие…

-В следующих сборниках стихов в поэзию входят воспоминания о своей родословной (“Как зыряне укачивали своих детей”), исторических событиях (“Песнь о 112 Уляшевых”, “Колыбельная 1942 года”), создаются простые и искренние стихотворения, которые станут широко известными песнями (“Красная рябина”).

– Мне понравилась статья В.А.Латышевой “Мир поэзии В. Кушманова”, вот основные ее тезисы:

– многие поэты рассказывают о событии, о своем состоянии, о любимом человеке… Лирика не должна рассказывать! Стихи В. Кушманова эмоциональны, язык поэта гибок и легок, и “рассказывание”, если оно и есть, “благостно тонет в изобразительности стиха”;

– поэзия Кушманова “отвечает главным качествам лирики как литературного рода: эмоциональность, субъективность, напряженность, краткость”;

– поэт не боится быть чувственным, чувствительным, ранимым, неуверенным, добрым, нежным. “В этом впечатляющая сила его стихов”;

– В. Кушманов – художник, он мыслит образами. “Мысль даже “побеждена” образом”, поэтому его лирика любима читателем;

– образы, которые создает поэт, органичны, они легко узнаваемы, это “тундровый” быт. Они сказочны, необыкновенны и, в то же время, неотделимы от земли, от реального мира.

– Каким вы увидели лирического героя В. Кушманова?

– Я бы хотел прочесть раннее стихотворение поэта и прокомментировать его.

“Компас жизни”.

Не штурмовал я царский Зимний
И на войне не воевал.
Я видел радуги и ливни,
Девчонок рыжих целовал.
Ходил в кино и ел мороженое,
Рубашку белую носил.
И двадцать лет вот так и прожил,
Как будто вовсе и не жил.
Считался я рубахой-парнем
И за дверьми, и у дверей.
А мне больней любого шрама
Был шрам безвестности моей.
Работа, хлеб и сигареты,
И никаких тебе долгов…
А мне затылок жгли портреты
Моих прославленных отцов.

Этими стихами открывается первый сборник стихов поэта “Мне двадцать лет”. Что мы узнаем о лирическом герое? Он сожалеет, что не был участником каких-либо значительных событий эпохи, когда можно совершить подвиг, ему кажется, что прожил двадцать лет, “как будто вовсе и не жил”. И все же герой молод, счастлив, умеет удивляться вроде бы обычному, замечать прекрасное: “видел радуги и ливни”. Он непременно в белой рубашке. Как часто белый цвет встречаем мы в стихах поэта. Это цвет чистоты, молодости… Лирический герой – рубаха-парень, вчерашний мальчишка, которого могут выгнать за дверь…

В конце стихотворения две красивые метафоры, которые объясняют мечту поэта, жаждущего подвига, славы. Таким образом, в стихотворении мы видим лирического героя недовольным своей безмятежной жизнью, мечтательным, по-хорошему честолюбивым. (Евгений Носков)

– Мне очень понравилось стихотворение “Простите…”

Простите, снег, деревья, дождь и рожь,
Простите, птица и река Печора,
Что долго жил, а так и не дорос
До вашего простого разговора.
Войду в избу, где чисто и светло,
Которую до окон занесло
Чистейшим снегом…Я в рубахе белой.
В сарае сохнут лодка и весло.
А на столе бумага и перо.
Пора писать. Серьезно. Просто. Смело.
Чтоб не стыдиться северной реки
И белокрылых птиц в вечернем поле,
Чтоб были настоящие стихи,
До радости, до нежности, до боли.

В. Кушманов потрясающе просто и удивительно выразительно пишет о своей любви к Родине, о своем понимании поэтического ремесла, у него это получается доверительно, легко. Из стихотворения возникает образ “северной” поэзии как особенной, рожденной “чистейшим снегом”. Именно такой и является поэзия Виктора Кушманова. Поэт чувствует и постигает “простой разговор” снега, деревьев, дождя, Печоры, но не может выразить, как невозможно описать что-то высшее и прекраснейшее, что-то, для чего слишком мало слов и для чего все слова лишние. Поэт чувствует свою ответственность перед северной природой, для него творчество неотделимо от “избы, где чисто и светло”. Север для поэта – источник вдохновения, он просит именно такой поэзии, серьезной, простой и смелой, достойной “белокрылых птиц в вечернем поле”. Такое стихотворение мог написать человек не только “в рубахе белой”, но и с чистой душой, открытой для света и снега. Для Кушманова поэт – не просто человек, пишущий стихи, но и человек, любящий свою землю, свой край, его особенности, его неповторимость…

Только тогда это будут “настоящие стихи, до радости, до нежности, до боли”.

Мне понятна метафора, вынесенная в название урока “Я поранил руку о край ночной звезды”. Через нее передает поэт свое удивление, свой восторг от красоты северной природы.

(Оля Изюмова)

– Мое любимое стихотворение В. Кушманова тоже о нашем севере:

На севере ходят в валенках

Большой человек и маленький.
И падает белый снег.
И ходят по снегу в валенках
Большой человек и маленький,
И с ними шагает маленький,
Махонький человек.
…А я-то искал на юге,
А я-то искал на юге,
Думал, что где-то там
Ходит моя подруга,
С другом или без друга,
А может, только с подругой,
По каменным городам.
Встречали меня вокзалы,
Пристани и каналы.
И мчали упряжки оленьи
К чумам, в страну песцов.
Чум распахнулся: – Здрасьте…
И плакал потом от счастья,
Уткнувшись в твои колени
Своим азиатским лицом.
“А я-то искал на юге
А я-то искал на юге…”
Но задыхалась вьюга,
И было все позади.
Нас было на свете двое,
На целой планете двое,
Мы были в чуме с тобою
Абсолютно одни.
…На севере ходят в валенках…

Читая это стихотворение, вижу перед собой три силуэта в малицах и валенках, такие знакомые и родные. Они идут, взявшись за руки. А вокруг пышные сугробы.

Автора переполняет чувство любви к своей малой родине. Мне кажется, что лирический герой искал не девушку, а вдохновение. Подругу-лирику он нашел здесь, на нашем севере, чудесном крае.

Стихотворение удивительно мелодичное. Музыкальным его делают ритм и женские рифмы (в валенках – маленький). Это мое любимое произведение В. Кушманова. (Женя Дуркина)

– Когда-то Л.Н.Толстой сказал, что если можешь не писать, не пиши. Дети, которые учатся в гимназии искусств, не могут не петь, не рисовать, не танцевать, не творить.

Ученица (Диана Расова,10 класс) читает свою творческую работу “Образ снега в лирике В.В. Кушманова”

Стихотворения Bиктора Кушмановa насыщены образами северной природы. Это и серые дожди, и белые березы, и простые ромашки... Но чаще всего в лирике нашего поэта встречается образ “чистейшего снега”, белой ниточкой пронизывая все творчество. Это “удивительно добрый”, “громадный”, “густой”, “мудрый и печальный” образ множества стихов поэта. А может, даже герой, живой и такой родной Кушманову! Автор называет снег “путником”, сопровождающим лирического героя в его путешествиях. Снег в каждом стихотворении одинаковый, хорошо знакомый лирическому герою, но в то же время удивительно изменчивый, непредсказуемый:

Может удариться вьюгой, пылать огнем,
Художником быть и ваятелем,
И мечущимся – как душа.

Снег для поэта – это добрые воспоминания о детстве:

Снег пахнет яблоком громадным,
Не тем, которое сейчас.
А тем, как в детстве, непонятным
В глуши, на севере, у нас.

Действительно, только будучи ребёнком человек может так искренне радоваться снегу. Повзрослев, мы редко замечаем его, находим серым и скучным. Так и у В. Кушмановa, в одном из стихотворений из цикла “Переписка с весною” появляется неожиданная нотка скуки: лирический герой называет себя “истосковавшимся по весне”.

Снег для автора – это еще и воспоминание о первой любви. Парадоксально, но у В.Кушмановa первый снег часто ассоциируется с первой любовью, тогда как у многих поэтов и писателей приход зимы связан с увяданием чувств, угасанием света любви. А для нашего поэта первое робкое чувство такое же небесно-чистое, прекрасное, спокойное, торжественно и строго идущее сквозь века и времена, как снег:

И стало сладко мне и горько,
Я вспомнил первую любовь.

Чуть позже в творчестве В. Кушмановa снег превращается в символ разочарованности и несбывшихся надежд:

Сегодня снова выпал первый снег,
Но я уже не ахну, как шальной,
Не задохнусь, как в день, когда влюбился.
Я прохожу, он за моей спиной.
Он стар уже, хоть только что родился. . .

Или:

Мне осталось уехать на полюс,
Жить в палатке и пахнуть снегом. . .

И снег словно становится ненужным и навязчивым: “А утром, утром падают тяжелые снега...” Одна короткая фраза, а как она удивительно выразительно раскрывает теперешние отношения лирического героя к снегу. Он становится тяжелым, невыносимым бременем, надоевшим, но все же никак не отступающим, не покидающим героя:

В порыве вешнем ветра за мной, и снег за мной...

Так появляется стихотворение “Снег”:

Простите, я сыт по горло болью,
И здесь по горло белый снег опять,
И лезет снова он ко мне с любовью,
Его от сердца мне не оторвать.
Он бесконечен.

Но тут какое-то оживление происходит в душе поэта. В его сердце появляется жалость и вспыхивает новая любовь к преданному, покинутому “другу”:

Простите, снег, деревья, дождь и рожь,
Что долго жил, а так и не дорос
До вашего простого разговора.

Автор понимает, что снег – это и есть его творчество, его вдохновение (“Я пишу на земле, на которую выпадет снег…”), что это то, ради чего стоит жить: “Снег прозрачен, чист и нежен, снег такой, что жить и жить...”

В стихотворении “Здравствуй, новый день!” автор роняет фразу: “А вы не проспали летящий снег?” Скорее всего, он задает вопрос себе, чтобы убедиться, что не потерял лучшего друга. Теперь он сильнее дорожит дружбой и в стихотворении “Февраль в Сыктывкаре” пишет:

Все машины горкомхоза
Снег за город возят, возят. . .
Кто такой им дал приказ?
Хорошо, что сыплет сверху
Снегом в день по 20 раз.
Снегу много, но мне жалко,
Почему его на свалку
Волокут за возом воз?

И вдруг лирический герой понимает, что лучшего друга ему не найти. Снег никогда не предаст, не исчезнет внезапно, не причинит боль. И у поэта рождаются строки:

Если снег пропах рекой, светел и высок,
Если снег товарищ мой, я не одинок. . .

Снег становится более родным лирическому герою, даже по национальности:

А он глядел зырянскими глазами
И он все время помнил обо мне. . .

Наконец, снег признается автором настоящим другом, верным и преданным товарищем:

Всю жизнь искал единственного друга,
А он был рядом – руку протяни.

Так, на примере нескольких стихотворений мы можем проследить развитие отношений лирического героя произведений В.Кушманова и природного образа, с детства известного нам, северным людям. Но сколько новых значений снега раскрывает автор! От путника, сопровождающего лирического героя в дороге, снег перерастает в его лучшего друга, все более совершенствуясь и становясь любимым и родным.