Цели:
- помочь учащимся прийти к осмыслению художественной идеи произведения;
- продолжить формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст;
- расширять культурный кругозор ребенка.
Задачи:
- Создать условия для формирования интереса к чтению произведений;
- Воспитывать нравственные качества личности;
- Способствовать развитию навыков делового сотрудничества;
- Обучать элементам рассуждения, анализа, обобщения;
- Развивать творческие способности учащихся.
Оборудование:
- иллюстрации к произведениям писателей;
- портреты писателей;
- раздаточный материал;
- костюмирование;
- музыка;
- презентация.
Эпиграф: " Только человек, для которого Россия была его вторым существом, как изученный до последнего гвоздя отчий дом, мог написать о ней с такой горечью и сердечностью". К.Г.Паустовский
Ход урока
I. Организационный этап
Добрый день, уважаемые ребята. Я рада приветствовать вас на уроке-семинаре, который мы проводим в форме деловой игры "Заседание художественного совета". Тема заседания "Объединяющее, злободневное начало в рассказах А.П.Платонова и Е.И.Носова".
Предлагаю обратиться к определениям слов заседание и совет.
Словарная работа:
Заседание - это собрание членов какой-нибудь организации для обсуждения какого-либо вопроса, проблемы.
Совет - совместное обсуждение чего-либо, совещание для такого обсуждения.
Заочное путешествие по местам жизни писателей (Презентация).
II. Основной этап
1. Постановка цели урока:
Сегодня на семинаре мы постараемся обсудить важные проблемы художников слова А.П.Платонова и Е.И.Носова, которые они поднимают на страницах своих произведений.
2. Актуализация.
Готовясь к семинару, мы определились, что наибольший интерес среди изученных произведений писателей в этом году у вас вызвали имена таких художников слова, как А.П.Платонов и Е.И.Носов. Поэтому мы обратились к углубленному изучению творчества художников слова, чтобы определить, каково же главное, объединяющее начало в рассказах "Уля", "Домой за матерью" А.П.Платонова и "Путешествие воробья" и "Подпасок" Е.И.Носова? Современны ли, злободневны вопросы, которые они пытаются разрешить или предлагают их решить своим юным читателям?
3. Постановка проблемного вопроса:
- Как вы думаете, почему эти писатели обращаются к ребятам вашего возраста, выбирая и главных героев своих рассказов ваших сверстников. (Ответы всех участников совета).
- Наверное, писатели тем самым помогают вам вглядеться в самих себя, ведь именно вам, подрастающему поколению, предстоит двигать прогресс, восстанавливая порой утраченные духовные ценности. Этим писателям хочется, чтобы вы прожили свою жизнь без ошибок.
4. Активизация.
- Постарайтесь быть сегодня активными представителями художественного совета;
- Не стесняйтесь высказывать свое мнение;
- Покажите свое умение выслушивать собеседника;
- Примите активное участие в сотрудничестве и сотворчестве.
О писателях. Игра в ассоциации:
Открывая заседание художественного совета, я даю слово художникам. Они представляют портреты писателей, выполненные собственноручно.
III. Проверка домашнего задания
Дома все познакомились с биографией писателей А.П.Платонова и Е.И.Носова.
Я предлагаю вам игру со словом.
- Глядя на портреты писателей, возникают ассоциации, связанные с этими людьми, называйте их, а я буду записывать:
Рисунок 1
Рисунок 2
Слово художникам.
Каждый из художников подробно объясняет, почему он изобразил писателя таким. Описывая писателей, художники заострили внимание на устремленном вдаль взгляде А.П.Платонова и жизнерадостности Е.И.Носова. "Это говорит о том, - подчеркнули художники,- что внешний облик писателей очень схож с внутренним миром. А.П. Платонову хочется успеть выразить все необъятное, Е.И. Носов всегда верит в светлое будущее".
Звучит музыка. Бетховен. Соната №2.
- Говорят, что у каждого человека есть своя, изнутри идущая мелодия. Представители фирмы "Мелодия" подобрали музыку, которая поможет нашим библиотекарям охарактеризовать писателей.
Слово библиотекарям.
На фоне музыки они знакомят нас с интересными моментами из биографии писателей.
- Теперь мы можем задать вопрос представителям фирмы "Мелодия": "Почему музыка, подобранная к биографии А.П.Платонова отличается от музыки для биографии Е.И.Носова?"
Представители фирмы "Мелодия" отвечают на вопрос и их дополняют все члены совета.
Ответы представителей фирмы "Мелодия":
При знакомстве с Е.И.Носовым был использован альбом "Времена года" П.И.Чайковского. Этот альбом разнохарактерный, интересный, мелодичный. Некоторые произведения из альбома соответствуют характеру и индивидуальности автора ранее известных нам рассказов "Кукла" и "Живое пламя". Е.И.Носов был разносторонним человеком: увлекался изучением электротехники, радиолюбительством, фотографией. С гимназических лет увлекался музыкой и театром. Поэтому его рассказы живые, многозвучные.
А.П.Платонов говорил: "Колокол "Чугунной" церкви был всею музыкой слободы, его умилительно слушали в тихие летние вечера старухи, нищие и я". В отличие от Е.И.Носова А.П.Платонов не занимался музыкой, не интересовался профессионально этим видом искусства. Но мимо музыки, идущей из души, пройти не мог. Поэтому в его рассказах часто слышен звон колоколов, который предвещает о беде, несчастье его героев. Поэтому при знакомстве с этим писателем были использованы этюды Шопена. Композитор излагал в своих этюдах силу, волю, характер, поэтому такая музыка близка А.П.Платонову. В его произведениях часто отслеживается жизненная несправедливость, потери, угнетение, негодование. Музыка Шопена помогает усилить такое настроение.
Ученики видят портрет писателя, слышат "музыку его души", и А.П.Платонов и Е.И.Носов становятся им ближе и понятнее.
Слово библиотекарям.
Затем библиотекари проводят обзор книг. Предлагают членам совета новинки, знакомят с неизвестными ранее рассказами.
Слово учителя:
- Хочется верить, что кто-то из вас заинтересовался сообщением библиотекарей и, таким образом, круг летнего чтения у вас расширится.
(У всех учащихся было домашнее задание: прочитать рассказы А.П.Платонова и Е.И.Носова.)
- Предлагаю остановиться подробнее на выбранных рассказах А.П.Платонова и Е.И.Носова для анализа. ( использование раздаточного материала)
Анализировать рассказы учащиеся будут, работая в 3-х группах.
IV. Выступление артистов
- Нашему вниманию предоставляются инсценировки самых важных эпизодов из рассказов "Уля", "Домой за матерью" А.П.Платонова и "Путешествие воробья" и "Подпасок" Е.И.Носова?
(В это время у журналиста и художников кипит работа по созданию рекламы рассказов писателей.)
Сначала артисты представляют сценки из рассказов А.П.Платонова. Они предлагают обсудить, почему ими выбран именно этот эпизод, какую нагрузку он выполняет в развитии сюжета. Затем они высказывают свое мнение.
Снова артисты предлагают инсценированные эпизоды из рассказов Носова и ведут обсуждение своего выступления.
Слово предоставляется создателям рекламы.
(В их задачу входило создание такой рекламы, которая бы привлекла внимание читателя к данным произведениям).
Создатели рекламы защищают свои творения, понимая, что от правильности выбранного изображения, зависит увлечение одноклассников чтением книг А.П.Платова и Е.И.Носова.
V. Работа в подгруппах. Анализ прочитанных рассказов
- В течение 5-8 минут каждая группа анализирует и обсуждает свои рассказы сначала по схеме (приложение), а затем отвечает на два вопроса:
1. Что, по вашему мнению, объединяет эти рассказы?
2. Какие общие вопросы, проблемы вы в них выявили?
VI. Выводы учащихся
Объединяют эти рассказы нравственные проблемы: проблема нравственного выбора, гуманного и антигуманного отношения к человеку, уважения взрослых, почитания старших, милосердия, сострадания.
Во время обсуждения художники готовили иллюстрации прочитанных и проанализированных вами рассказов. Им предстоит объяснить, почему они выбрали именно эти эпизоды для иллюстраций.
Слово художникам.
Художники демонстрируют иллюстрации и объясняют, что они запечатлели кульминационные эпизоды рассказов, так как они помогают понять, что объединяют эти рассказы нравственные проблемы: уважение взрослых, почитание старших, проявление чувства милосердия и сострадания.
Слово учителя:
Всем участникам совета хотелось бы донести до общественности важность таких заседаний, поэтому они пригласили корреспондента телевидения. Слово предоставляется корреспонденту, который хочет задать несколько вопросов всем членам совета.
Вопросы корреспондента:
1. Согласны ли вы с названиями рассказов, данными писателями или можете предложить свои, более точные на ваш взгляд.
2. Согласны ли вы с действиями, поступками главных героев в кульминационных эпизодах, может быть, хотите предложить провести главного героя по другому сюжету.
3. Какое влияние оказали рассказы А.П.Платонова и Е.И.Носова на вас.
VII. Делаем выводы
Знакомство с неизвестными рассказами всегда вызывает новые эмоции.
Предлагаю вам передать свое внутреннее состояние в виде ассоциативной зарисовки и дать ей устное истолкование.
- Совсем недавно мне довелось случайно встретиться с вашим сверстником в читальном зале библиотеки. Он возвращал библиотекарю книгу рассказов А.П.Платонова "У человеческого сердца". "Вот, возьмите назад, - сказал он. - Странный какой-то писатель, непонятный. Ходят герои его разутые, раздетые. Работают до поздней ночи. А зачем?" Но библиотекарь не взяла просто так у мальчика книгу, а предложила ему подождать, чтобы они смогли вместе разобраться.
Мне же очень понравилось то, что все вы прониклись до глубины души поднятыми в рассказах писателей темами. Вы пришли к пониманию главной мысли А.П.Платонова: мир никогда не вмещался в одном человеке, больно одному - больно всем. И не мог он спать спокойно, пока ходили вокруг нищие и голодные люди. Так же и Е.И.Носов, не мог оставаться равнодушным к жестокости, ненависти по отношению к людям, особенно если безнравственные поступки совершались детьми.
VIII. Итог урока
В заключении слово предоставляется литературным критикам, которые подводят окончательный итог заседанию художественного совета, ведь в их компетенции отметить "+" и " - " стороны работы участников совета.
Литературные критики:
Нами были отмечены следующие положительные стороны проведения деловой игры "Заседание художественного совета":
- участникам представилась возможность углубленного изучения рассказов писателей;
- чувствовалась серьезная подготовка учащихся;
- участники разделились по интересам: художники, библиотекари, музыканты, артисты, журналисты, корреспондент, критики;
- большинство участников были активны;
- самостоятельность, убедительность;
- оформление урока: наглядность, сопроводительная музыка;
- по работе над объединяющими проблемами выбраны удачные рассказы.
Есть и некоторые отрицательные моменты:
- ограничено время заседания;
- не все и всегда были активны.
Внимательно следя за работой участников совета, мы распределили изученные сегодня рассказы по номинациям:
1. Самый интересный рассказ "Уля" А.П.Платонова и "Подпасок" Е.И.Носова
2. Самый читаемый рассказ "Домой за матерью" А.П.Платонова
3. Самый удивительный рассказ "Путешествие воробья" Е.И.Носова.
Урок в такой форме проводился впервые, поэтому считаем проделанную большую работу положительной. Желаем участникам заседания и учителю успешно продолжать работу в данной форме.
Заключительное слово учителя:
Рефлексия (вопросы записаны заранее с обратной стороны доски):
- Что понравилось (не понравилось) на уроке;
- Чем удивило (разочаровало) вас заседание;
- Взяли что-то новое для своего жизненного опыта или нет;
- Считаете ли такую форму работы успешной.
Многому учат рассказы А.П.Платонова и Е.И.Носова, о многом предупреждают. Очень рада, что гуманные проблемы, поднятые авторами на страницах рассказов, волнуют вас, не оставляют равнодушными. Безусловно, проблемы гуманизма всегда будут злободневными, а писатели, которые поднимают на страницах своих произведений такие проблемы - популярными. Произведения Платонова и Носова всегда глубоко человечны, одаривают читателя радостью встречи с истинным - великим и прекрасным - искусством. Завершим наш урок мыслью К.Паустовского. Обращаемся к эпиграфу.
IX. Домашнее задание
В качестве домашнего задания предлагается написать статью "Современно ли творчество А.П.Платонова и Е.И.Носова?" (по изученным рассказам и повестям) или выполнить презентацию по анализу одного из рассказов писателей.