Уроки-семинары - это редкая форма проведения занятий. Опыт доказывает, что в процессе работы улучшается творческое воображение, фантазия, эстетический вкус и нравственные качества учеников.
Литература представляет собой особый способ видения мира. Все замечательное для нас, когда душа открыта для простых впечатлений. Дети, приходящие сегодня в мир, попадают в сложные ситуации, в которых подчас им сложно найти себя и определить свое место.
Работая в школе много лет, общаясь с учителями на курсах и в повседневной школьной практике можно отметить, что в последние время особенно популярны становятся не простого воспитания детей, а воспитание через искусство.
Уроки-семинары сближают изобразительное искусство, музыку и театр и т.п. Все это способствует достижению основной цели предмета литературного чтения: повышению интереса к самостоятельной работе с книгой (план, выделение главного, анализ, сравнение, рефлексия), осознанному выразительному чтению, улучшению устной и письменной речи, беглости чтения (от 90 до 180 слов вслух, 300 слов - про себя). А главное - оказывает большое эстетическое и нравственное значение младших школьников.
Воспитание эстетически развитого, высоконравственного человека через формирование читательской деятельности, расширяющей литературный кругозор, развивающей чувство художественного слова и литературного вкуса - одним из методических приемов являются проведение уроков-семинаров.
Достижению данной цели способствуют образовательные, развивающие и воспитательные задачи уроков-семинаров:
- Повышение понимания произведения через освоение приемов синтагматического чтения;
- Развитие способностей творческого "видения" художественного текста с элементами театра;
- Развитие монологической речи, а также письменной и диалогической речи;
- Воспитание эстетического отношения к книге, как к источнику духовности, отражающую нашу жизнь.
Предлагаемые произведения известных авторов эпизодически изучаются в начальной школе и не дают полного и целостного представления о позиции автора, очень слабо наводят на мысль оценки поступков героев. В процессе подготовки уроков-семинаров предлагается новый подход к прочтению и анализу этих произведений. В большей степени эта работа поможет учителям, работающим на периферии и имеющим ограниченный доступ к информационно-образовательному пространству.
Уроки-семинары предусматривают вариативность, направленную на поиск учителем наиболее оптимальных и необходимых произведений. Возможны варианты уроков-семинаров к юбилейным датам поэтов и писателей ("Венок поэту" к 110-летию С.А.Есенину, "Певец Тихого Дона" - к 100-летию М.А.Шолохова и др.).
В основе проведения уроков-семинаров лежит принцип диалога, сотрудничества, взаимодействия с семьей. Занятия носят деятельный характер, направленный на развитие морально-нравственной и волевой сфер учащихся.
Темы уроков-семинаров.
Русская литература
"Н3" - чистокровный детский юморист. (по рассказам Н. Н. Носова).
"Все начинается с детства" (по произведениям С.В.Михалкова, С.Я.Маршака, А.Л.Барто, К.И.Чуковского)
"В чем истинная красота и ценность человека" (по произведениям В.Ф.Одоевского "Городок в табакерке" , А.Погорельский "Черная курица")
"Сказка ложь:" (по сказкам А.С.Пушкина и П.П.Ершова)
"Как мы живем!" (по повести В.К.Железнякова "Чучело")
Зарубежная литература
"Достоверная невообразимость" (Р.Киплинг, просто сказки)
"Сказки Бочки" (по произведению Д.Свифта "Путешествие Гулливера")
"Спокойствие, только спокойствие!!!" (по произведению А.Линдгренд "Малыш и Карлсон", "Пеппи - длинный чулок")
"Победа добра над злом" (по повести Р.Стивенсона "Остров сокровищ")
"Гимн детству в прозе!" (по произведениям М.Твена)
"Гимн человеческому труду и разуму" (по роману Д.Дефо "Робинзон Крузо")
"Ты в ответе за того, кого приручил!" (по философской сказке Антуана- де- Сент Экзюпири "Маленький принц")
Предлагаю вниманию план-конспект урока-семинара из данной системы.
Конспект урока - семинара по рассказам Н.Н.Носова "Чтение - литература - жанр"
2 класс Система Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова
Тема "Когда мы смеемся:"
Цели:
- Развивать творческое воображение, фантазию, эстетический вкус, нравственные качества личности;
- Учить вести диалог, рефлексировать, сравнивать, делать вывод;
- Учить работать с художественным текстом.
Предварительная подготовка к семинару:
Срок подготовки семинара - месяц. (Дети разбиты на группы из 4-6 человек (по месту жительства, увлечениям и т.д.). каждая группа детально работают с текстом 3-4 рассказов.)
Дети инсценируют один эпизод из прочитанных рассказов ;
Бином фантазии (взять 2-х героев из разных рассказов, предмет из третьего и связать все одной сказкой или историей)
Маска, кто ты? (Узнать героя по костюму или высказываниям, репликам)
Викторина литературная и художественная (3-4 вопроса от каждого участника семинара, иллюстрации-загадки)
Буриме (рифмованные строчки)
:. каша
:. наша
Игры, кроссворды ("Поле чудес")
Оформление класса:
Доска.
Семейство веселых мальчишек (красиво вырезанные буквы) | Потрет Н3 (1908 - 1976гг.) "Когда мы смеемся:" "Чистокровный детский юморист" "Больше всего боялся тетушки :. (скуки) |
Фотовикторина |
На стендах у доски:
Иллюстрации в рисунках самих детей
Плакаты:
- Почему мы смеемся:?
- Носов - твой друг, советчик?!
- Умеете ли вы разговаривать с собой?
(этот вопросник с помощью которого дети читают рассказ Н.Н.Носова и отвечают на эти вопросы в свободном высказывании)
Кроссворды, "Поле чудес"
Ход семинара
Участники семинара: председатель семинара (ученик класса), учителя, гости (родители, учителя, учащиеся приглашенных классов)
Вступительное слово председателя семинара (сообщение ученика о Н.Н.Носове).
Учитель. Группы подготовились к обсуждению, разговору, диалогу творчества Н.Н.Носова
Дети по группам выходят на авансцену и стараются ответить на вопросы:
- Когда мы смеемся и почему?
- Что такое чувство юмора? И есть ли он у вас? (попробуйте доказать)
- Зачем автор рассказал нам об этом?
Председатель. Носов - твой друг, советчик! Кто из ребят согласен с такой постановкой вопроса? Прошу высказаться
Группа одна за другой высказывают свое мнение, суждения, рефлексируют, отвечают на вопросы: - Чему научились, читая рассказы Н.Носова?
- На кого хотели бы похожими из героев Носова - почему?
- Что посоветуешь прочесть товарищам из произведений Носова?
Показывают инсценированный эпизод.
Знайка и Незнайка с друзьями
"Заплатка"
"Живая шляпа"
2. Председатель объявляет о проведении литературного конкурса "Незнайка в гостях у 2-А класса". (Перед началом проведения конкурса рекомендуется показать фрагмент мультфильма "Незнайка и его друзья" со сценой, где Незнайка пробует себя в роли поэта)
Литературный конкурс БУРИМЕ:
: каша :.наша :карапузик :Тузик |
:.Незнайка :.Знайка :.парта :.карта |
3. Председатель объявляет о конкурсе "Бином фантазии"
"Бином фантазии состоит из трех моментов:
- знакомство со свои вариантом истории или сказки;
- проводят игру "Маска, кто ты?" (Выступающая команда задает по одному вопросу-загадке участникам семинара);
- проводят викторину на знание творчества Н.Н.Носова.
После выступления обсуждение-оценка выступающей команды участниками семинара.
4. Игра "Поле чудес"
В игре "Поле чудес" участвуют представители команд-лидеров. Конкурс проводит председатель семинара.
Вопрос для игры "Поле чудес": "Больше всего Николай Николаевич боялся тетушки :"
Учащиеся становятся за барабан "Поля чудес" и по буквам отгадывают слово СКУКА.
5. Заключительная часть. Подведение итогов.
Учитель. А кто сможет объяснить смысл слова скука? Назовите слова синонимы.
Заслушиваются краткие ответы представителей групп.
Учитель. Что же больше всего поразило вас в произведениях Н3?
Свободные высказывания детей.
Учитель. Н3 - обладатель Международного ордена "Улыбка" (учитель делает сообщение об этом)
Председатель. А сейчас посмотрим, есть ли в нашем классе ребята, претендующие на орден "Улыбки"? (выдается долька лимона каждому и нужно 20 секунд съесть не поморщившись)
Лимон с улыбкой
Учитель по итогам семинара вручает орден "Улыбки" самому активному ученику, знающему рассказы и вообще творчество Н.Н.Носова.
Подведение итогов (Рефлексия).
Заключительное слово учителя
- Пытаетесь ли вы, умеете разговаривать с собой? Правда рассказов Носова столь же очевидна, что и ваша неподдельная любовь к ним. Понравился вам семинар? Чем? Что узнали для себя нового? Какие примите решения: нужно ли читать Носова?
Дети. Да! И только Да! Ведь все о чем пишет Носов нам близко и понятно. Мы герои его рассказов. Читать о себе приятно!