Урок-семинар по рассказам Н.Н. Носова "Когда мы смеемся…"

Разделы: Литература, Начальная школа, Внеклассная работа


Уроки-семинары - это редкая форма проведения занятий. Опыт доказывает, что в процессе работы улучшается творческое воображение, фантазия, эстетический вкус и нравственные качества учеников.

Литература представляет собой особый способ видения мира. Все замечательное для нас, когда душа открыта для простых впечатлений. Дети, приходящие сегодня в мир, попадают в сложные ситуации, в которых подчас им сложно найти себя и определить свое место.

Работая в школе много лет, общаясь с учителями на курсах и в повседневной школьной практике можно отметить, что в последние время особенно популярны становятся не простого воспитания детей, а воспитание через искусство.

Уроки-семинары сближают изобразительное искусство, музыку и театр и т.п. Все это способствует достижению основной цели предмета литературного чтения: повышению интереса к самостоятельной работе с книгой (план, выделение главного, анализ, сравнение, рефлексия), осознанному выразительному чтению, улучшению устной и письменной речи, беглости чтения (от 90 до 180 слов вслух, 300 слов - про себя). А главное - оказывает большое эстетическое и нравственное значение младших школьников.

Воспитание эстетически развитого, высоконравственного человека через формирование читательской деятельности, расширяющей литературный кругозор, развивающей чувство художественного слова и литературного вкуса - одним из методических приемов являются проведение уроков-семинаров.

Достижению данной цели способствуют образовательные, развивающие и воспитательные задачи уроков-семинаров:

  1. Повышение понимания произведения через освоение приемов синтагматического чтения;
  2. Развитие способностей творческого "видения" художественного текста с элементами театра;
  3. Развитие монологической речи, а также письменной и диалогической речи;
  4. Воспитание эстетического отношения к книге, как к источнику духовности, отражающую нашу жизнь.

Предлагаемые произведения известных авторов эпизодически изучаются в начальной школе и не дают полного и целостного представления о позиции автора, очень слабо наводят на мысль оценки поступков героев. В процессе подготовки уроков-семинаров предлагается новый подход к прочтению и анализу этих произведений. В большей степени эта работа поможет учителям, работающим на периферии и имеющим ограниченный доступ к информационно-образовательному пространству.

Уроки-семинары предусматривают вариативность, направленную на поиск учителем наиболее оптимальных и необходимых произведений. Возможны варианты уроков-семинаров к юбилейным датам поэтов и писателей ("Венок поэту" к 110-летию С.А.Есенину, "Певец Тихого Дона" - к 100-летию М.А.Шолохова и др.).

В основе проведения уроков-семинаров лежит принцип диалога, сотрудничества, взаимодействия с семьей. Занятия носят деятельный характер, направленный на развитие морально-нравственной и волевой сфер учащихся.

Темы уроков-семинаров.

Русская литература

3" - чистокровный детский юморист. (по рассказам Н. Н. Носова).

"Все начинается с детства" (по произведениям С.В.Михалкова, С.Я.Маршака, А.Л.Барто, К.И.Чуковского)

"В чем истинная красота и ценность человека" (по произведениям В.Ф.Одоевского "Городок в табакерке" , А.Погорельский "Черная курица")

"Сказка ложь:" (по сказкам А.С.Пушкина и П.П.Ершова)

"Как мы живем!" (по повести В.К.Железнякова "Чучело")

Зарубежная литература

"Достоверная невообразимость" (Р.Киплинг, просто сказки)

"Сказки Бочки" (по произведению Д.Свифта "Путешествие Гулливера")

"Спокойствие, только спокойствие!!!" (по произведению А.Линдгренд "Малыш и Карлсон", "Пеппи - длинный чулок")

"Победа добра над злом" (по повести Р.Стивенсона "Остров сокровищ")

"Гимн детству в прозе!" (по произведениям М.Твена)

"Гимн человеческому труду и разуму" (по роману Д.Дефо "Робинзон Крузо")

"Ты в ответе за того, кого приручил!" (по философской сказке Антуана- де- Сент Экзюпири "Маленький принц")

Предлагаю вниманию план-конспект урока-семинара из данной системы.

Конспект урока - семинара по рассказам Н.Н.Носова "Чтение - литература - жанр"

2 класс Система Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова

Тема "Когда мы смеемся:"

Цели:

  • Развивать творческое воображение, фантазию, эстетический вкус, нравственные качества личности;
  • Учить вести диалог, рефлексировать, сравнивать, делать вывод;
  • Учить работать с художественным текстом.

Предварительная подготовка к семинару:

Срок подготовки семинара - месяц. (Дети разбиты на группы из 4-6 человек (по месту жительства, увлечениям и т.д.). каждая группа детально работают с текстом 3-4 рассказов.)

Дети инсценируют один эпизод из прочитанных рассказов ;

Бином фантазии (взять 2-х героев из разных рассказов, предмет из третьего и связать все одной сказкой или историей)

Маска, кто ты? (Узнать героя по костюму или высказываниям, репликам)

Викторина литературная и художественная (3-4 вопроса от каждого участника семинара, иллюстрации-загадки)

Буриме (рифмованные строчки)

:. каша

:. наша

Игры, кроссворды ("Поле чудес")

Оформление класса:

Доска.

Семейство веселых мальчишек (красиво вырезанные буквы) Потрет Н3

(1908 - 1976гг.)

"Когда мы смеемся:"

"Чистокровный детский юморист"

"Больше всего боялся тетушки :. (скуки)

Фотовикторина

На стендах у доски:

Иллюстрации в рисунках самих детей

Плакаты:

- Почему мы смеемся:?

- Носов - твой друг, советчик?!

- Умеете ли вы разговаривать с собой?

(этот вопросник с помощью которого дети читают рассказ Н.Н.Носова и отвечают на эти вопросы в свободном высказывании)

Кроссворды, "Поле чудес"

Ход семинара

Участники семинара: председатель семинара (ученик класса), учителя, гости (родители, учителя, учащиеся приглашенных классов)

Вступительное слово председателя семинара (сообщение ученика о Н.Н.Носове).

Учитель. Группы подготовились к обсуждению, разговору, диалогу творчества Н.Н.Носова

Дети по группам выходят на авансцену и стараются ответить на вопросы:

- Когда мы смеемся и почему?

- Что такое чувство юмора? И есть ли он у вас? (попробуйте доказать)

- Зачем автор рассказал нам об этом?

Председатель. Носов - твой друг, советчик! Кто из ребят согласен с такой постановкой вопроса? Прошу высказаться

Группа одна за другой высказывают свое мнение, суждения, рефлексируют, отвечают на вопросы: - Чему научились, читая рассказы Н.Носова?

- На кого хотели бы похожими из героев Носова - почему?

- Что посоветуешь прочесть товарищам из произведений Носова?

Показывают инсценированный эпизод.

Знайка и Незнайка с друзьями

"Заплатка"

"Живая шляпа"

2. Председатель объявляет о проведении литературного конкурса "Незнайка в гостях у 2-А класса". (Перед началом проведения конкурса рекомендуется показать фрагмент мультфильма "Незнайка и его друзья" со сценой, где Незнайка пробует себя в роли поэта)

Литературный конкурс БУРИМЕ:

: каша

:.наша

:карапузик

:Тузик

:.Незнайка

:.Знайка

:.парта

:.карта

3. Председатель объявляет о конкурсе "Бином фантазии"

"Бином фантазии состоит из трех моментов:

  • знакомство со свои вариантом истории или сказки;
  • проводят игру "Маска, кто ты?" (Выступающая команда задает по одному вопросу-загадке участникам семинара);
  • проводят викторину на знание творчества Н.Н.Носова.

После выступления обсуждение-оценка выступающей команды участниками семинара.

4. Игра "Поле чудес"

В игре "Поле чудес" участвуют представители команд-лидеров. Конкурс проводит председатель семинара.

Вопрос для игры "Поле чудес": "Больше всего Николай Николаевич боялся тетушки :"

Учащиеся становятся за барабан "Поля чудес" и по буквам отгадывают слово СКУКА.

5. Заключительная часть. Подведение итогов.

Учитель. А кто сможет объяснить смысл слова скука? Назовите слова синонимы.

Заслушиваются краткие ответы представителей групп.

Учитель. Что же больше всего поразило вас в произведениях Н3?

Свободные высказывания детей.

Учитель. Н3 - обладатель Международного ордена "Улыбка" (учитель делает сообщение об этом)

Председатель. А сейчас посмотрим, есть ли в нашем классе ребята, претендующие на орден "Улыбки"? (выдается долька лимона каждому и нужно 20 секунд съесть не поморщившись)

Лимон с улыбкой

Учитель по итогам семинара вручает орден "Улыбки" самому активному ученику, знающему рассказы и вообще творчество Н.Н.Носова.

Подведение итогов (Рефлексия).

Заключительное слово учителя

- Пытаетесь ли вы, умеете разговаривать с собой? Правда рассказов Носова столь же очевидна, что и ваша неподдельная любовь к ним. Понравился вам семинар? Чем? Что узнали для себя нового? Какие примите решения: нужно ли читать Носова?

Дети. Да! И только Да! Ведь все о чем пишет Носов нам близко и понятно. Мы герои его рассказов. Читать о себе приятно!