Цели:
- Войти в поэтический мир Блока и Есенина;
- Расширить представление учеников о творчестве поэтов;
- Пробудить потребность обращаться к поэзии в трудную минуту жизни, нравственное обогащение.
Форма работы – групповая.
Ход урока
Эпиграф:
“Стоит передо мной моя тема, тема о России…
Этой теме я сознательно и бесповоротно посвятил жизнь” (А. Блок)“Моя лирика жива одной большой любовью – любовью к Родине.
Чувство Родины – основное в моем творчестве” (С. Есенин.)
План семинара:
I.
“Блажен, кто посетил сей мир
в его минуты роковые!” (Ф. Тютчев)
/Тема Родины в творчестве русских писателей XIX века/
II. О Русь моя! Жена моя! /Тема Родины в творчестве Блока/
1. Истоки поэтического характера Блока:
А) Семья. Интеллигентность. Дворянская культура.
Б) Проклятье “Старому миру”.
В) Пророчества и предчувствия.
2. Родина в образе жены, женщины, возлюбленной.
3. Историзм блоковского отношения к России.
III. “О Русь, малиновое поле”. /Тема Родины в творчестве Есенина/
1. Природа как основная доминанта в есенинском образе Родины.
2. Родина для поэта – целительный источник духовных сил.
3. В чем притягательность есенинской поэзии.
4. Истинное чувство патриотизма.
IV. Сходство и различие в изображении Родины у Блока и Есенина.
Вступительное слово учителя.
Из чего складываются слова?
Слово “Родина” у нас, россиян, вызывает в воображении много образов. Родина – это степи, леса, простор, воля, Волга, деревня над рекой, Москва, заснеженные просторы крайнего севера, запах поздних яблок…
А еще Родину можно представить как галерею портретов. Это образы людей, без которых Россия не была бы Россией. Это Владимир Креститель и Ярослав Мудрый, Владимир Мономах и Александр Невский, безымянный автор “Слова о полку Игореве” И Андрей Рублев, Сергий Радонежский и Протопоп Аввакум.
А вот ближе: Пушкин и Лобачевский, Толстой и Менделеев, Рахманинов и Шостакович… и Блок, и Есенин.
Итак, тема сегодняшнего нашего урока-семинара “Тема Родины в поэзии Блока и Есенина”. Цель его не только контролирующая. Вхождение в поэтический мир Блока и Есенина должно не просто расширить ваше представление о творчестве поэтов, но и обогатить нравственно, доставить эстетическую радость, пробудить потребность обращаться к поэзии в “минуту жизни трудную” и в часы досуга, в кругу друзей и наедине с собой.
Работа семинара пройдет по следующему плану (записан на доске).
Слово учителя.
Они встретились весной 1915 года в Петербурге. Есенин привез свои стихи на суд к Блоку. “Он вез тетрадку стихов о березах-свечках, маковых зорях, о бескрайней России. Сложенные на приволье зеленых полей, в духовитых дубравах родного села Константиново, они нравились казанским друзьям, которые пророчили ему известность, но он, прежде чем испытать литературное счастье, дал зарок побывать у Блока. Что скажет он, то и будет, только одному ему он верил, хотя никогда не видал его. Блок представлялся ему человеком чуть ли не высшего порядка, и его стихи, что ни день, все полнее овладевала им и даже самим ритмом вызывали в душе теплую радость”, - пишет в своей книге “День из жизни писателя” Г. Г. Степанов.
Блок приветливо встретил поэта, внимательно выслушал его стихи, признал в нем дарование, благословил на поэтический подвиг: “Не каждый может быть поэтом, но кто носит в себе это начало, тому надо выбирать единственный путь и держаться его твердо, так, чтобы этот путь привел его к победе”.
Искренняя любовь к Родине сближала этих столь не похожих людей.
Основные проблемы семинара заключаются, на мой взгляд, в словах Блока и Есенина, которые и послужат эпиграфами к нашему уроку.
Задание группам перед чтением докладов о поэзии Есенина и Блока.
Тезисно записать те мысли, в которых содержатся ответы на следующие вопросы:
1. Русская природа в поэзии Есенина и Блока.
2. Обращение к славным традициям прошлого
3. Показ социальных контрастов настоящего.
4. Связь времен и ответственность перед грядущим.
5. Лирический герой в понимании Блока и Есенина.
Выступление групп. Оценка экспертами.
По ходу выступлений групп составляется сравнительная таблица.
А. Блок | С. Есенин |
1. Русская природа в изображении Блока и Есенина | |
“Выхожу я в путь, открытый взорам”,
“Россия”, “На поле Куликовом”. Городские
пейзажи, описание дачного пригорода. “Незнакомка”. Воплощение мира сытых. Мотив пути как основа образа России. Драматизм блоковских пейзажей. |
“Белая береза”, “Нивы сжаты”, “Отговорила роща золотая”. Лирический образ деревни как олицетворение России. /Я покинул родимый дом/ Мотив пути как тема разлуки с милым сердцу краем, тема ухода и возвращения. Одухотворенность, лиризм картин. |
2. Обращение к славным традициям прошлого. | |
Осмысление исторического пути России, Воссоздание картин таинственной и мрачной старины - “РУСЬ”, Обращение к героическим событиям прошлого - “На поле Куликовом” |
Фольклорные мотивы в изображении прошлого, трагическое звучание темы - “Песнь о великом походе” |
3. Показ социальных контрастов настоящего. | |
“Страшный мир” сытых обывателей, “Коршун” самодержавия как носитель зла - “Сытые”, “Коршун”. Восприятие революции как очистительной бури, несущей разрушение и обновление - “Двенадцать”. Понимание сложности процесса переустройства мира. |
Отсутствие социальных контрастов в изображении настоящего, источник трагедии – война, разрушающая гармонию жизни - “Русь”. Вера в социальную силу революции - “Ирония”. Разочарование в послереволюционной действительности - “Сорокоуст” |
4. Связь времен и ответственность перед грядущим. | |
Вера в будущее России как
высокоразвитой индустриальной державы - “Новая Америка”. Призыв к миру и братству народов как необходимому условию сохранения жизни и цивилизации - “Скифы”. |
Ненависть к железному “Мир-городу”. Залог будущего – гармония между человеком и природой. |
5. Лирический герой поэзии Есенина и Блока | |
Неразрывность судьбы лирического героя с судьбой Родины - “Русь моя, жизнь моя” | Благословение будущему - “Письмо к женщине”, “Русь советская”, “Русь уходящая” |
Вывод: мы с вами составили тезисы по наиболее важным проблемам, освещаемым поэтами в теме Родины.
Вашему вниманию предлагается небольшой тест, который поможет вам проверить себя в знании некоторых литературоведческих понятий, связанных с творчеством Блока и Есенина. /Проверяют эксперты/
И заключительное задание нашего семинара: написать небольшой критический очерк “Мой Блок”, “Мой Есенин”. Цель работы: показать свое отношение к лирике поэтов.
Выставление итоговых оценок всем участникам семинара.
Слово учителя.
В заключении хочется надеяться, что подготовка к семинару и участие в нем обогатили вас не только знаниями, но и практикой делового общения, практикой коллективного творчества, обострили ваше внимание и интерес к поэтическому слову.
Д/З. Группа готовит специальный выпуск стенгазеты – иллюстрированный репортаж о ходе семинара. Остальные группы готовят заметки для стенгазеты.
“Что мне дало участие в семинаре”,
“Чем лично мне близка поэзия Есенина или Блока”.
Можно сформулировать самому.
Группа экспертов оценит и лучшие поместит в стенгазету.
Урок окончен.