Урок-спектакль по сказкам А.С. Пушкина

Разделы: Литература


Цель: Развитие творческого интереса учащихся к сказкам А.С.Пушкина.

Задачи:

Обучающие:

1.Углубить у учащихся интерес к сказкам великого русского поэта А.С.Пушкина.

2. Сформировать представление об их своеобразии (В каждой сказке дан урок нравственного поведения).

Развивающие:

  1. Расширить представление о театре как месте эмоционального, нравственного воздействия на зрителя.
  2. Увлечь учащихся процессом подготовки спектакля, оформления сцены.
  3. Развивать у учащихся творческое воображение, эстетическое чувство и понимание прекрасного.
  4. Прививать любовь к поэтической речи, литературному языку.

Воспитательные:

  1. Продолжить формирование навыков общения и сотрудничества со сверстниками во время работы над спектаклем.
  2. Продолжить воспитание чувства ответственности за коллективное дело.
  3. Содействовать в ходе урока формированию творческой активности и самостоятельности учащихся.
  4. Продолжить выработку навыка поведения в зале театра, в буфете, в фойе.

Тип урока: урок усвоения новых знаний и умений.

Форма урока: урок-спектакль.

Технология урока: уровневой дифференциации, театральная, игровая.

Подготовительный этап: выбор сказок, организация творческих групп, репетиции, подготовка декораций, оформление сцены, изготовление афиш.

Оборудование:

  1. Выставка сказок А.С.Пушкина.
  2. Иллюстрации сказок А.С.Пушкина.
  3. Декорации, на фоне которых происходит действие постановок.

Ход урока

I Актуализация опорных знаний.

Ребята, вам запомнились театральные уроки по русским народным сказкам и басням И.А.Крылова? Сегодня наш урок опять пройдет на сцене классного театра “Щелкунчик”.

II Мотивация деятельности учащихся.

Дорогие друзья, сегодня мы вновь отправимся в театр, где встретимся с героями пушкинских сказок.

Запись эпиграфа:

“Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма…”
А.С.Пушкин.

Александр Сергеевич дал высокую оценку русским народным сказкам, а мы можем с уверенностью сказать, что каждая сказка великого русского поэта - это нечто удивительное, необыкновенное, волшебное.

На этом уроке вы постараетесь проникнуть в замысел автора, извлечь наставления, которые заключены в совершенных по форме произведениях великого русского поэта, изобразить характерные особенности сказочных героев сценическими средствами.

III Усвоение новых знаний.

“Вот парадный подъезд”… Предъявив билеты, вы пройдете в здание. Билетом послужат правильные ответы на вопросы кроссворда.

Вы уже не новички, поэтому знаете многие театральные термины. И все же чтобы не растеряться в этом сложном театральном мире, давайте разберемся, что такое фойе, партер, ложи, бельэтаж, сцена, декорации, занавес, антракт, рампа, аншлаг, холл, гардероб, бенефис.

До начала спектакля еще есть время, поэтому давайте пройдем в фойе, здесь расположена выставка сказочных объявлений.

-Назвать произведения. (За правильные ответы дети получают кленовые листочки.)

-Звенит третий звонок. Начинается первое действие чтением отрывка из поэмы “Руслан и Людмила” “У Лукоморья”. Инсценировка “Сказки о царе Салтане”, эпизод “Три девицы под окном”.

-Антракт. В фойе проводится викторина, спешите ответить на вопросы.

-Звенит звонок, начинается второе действие. Инсценировка “Сказки о рыбаке и рыбке”.

-Антракт. Предлагаю вам посетить театральный музей. Назовите сказки, предметы из которых вы здесь видите. ( Зеркальце говорящее царицы-мачехи; веревка, которой Балда море морщил; спица, на которой сидел Золотой петушок; корыто; пряник печатный, которым старуха заедала сладкие вина; яблоко отравленное; позолоченные орешки; пирожок, который царевна “лишь прикусила”, шапка-невидимка Черномора, золотая цепь, мешок Балды, прялка трех девиц.)

-Звенит звонок, начинается третье действие. Инсценировка “Сказки о мертвой царевне”, эпизод беседы злой царицы с зеркальцем, эпизод встречи царевича Елисея с Солнцем, Ветром, Месяцем.

-Антракт. Любимое место начинающих театралов – буфет. Пройдемте и мы. ( В буфете предлагается отгадать, из какой сказки золоченые орешки, леденцовые петушки, рыбка, яблоко, конфеты: “Белочка”, “Петушок”, которые вручаются отгадавшим.)

-Звенит звонок, начинается четвертое действие. Инсценировка “Сказки о золотом петушке”, эпизод беседы царя со звездочетом, эпизод встречи царя с шамаханской царицей.

-Антракт. В фойе разыгрывается приз (Шоколадка “Сказка”), спешите принять участие.

- Звенит звонок, начинается пятое действие. Инсценировка отрывка из поэмы “Руслан и Людмила” эпизод встречи Руслана со спящей головой.

IV Систематизация и обобщение знаний и умений.

-По окончании инсценировок выясняем, какие же уроки извлекли учащиеся из русских народных сказок.

-В заключение урока учитель выясняет, сколько кленовых листочков набрали ребята, чтобы выставить оценки за ответы.

-Учитель-режиссер дает заключение о работе выступавших: оценивается знание текста, художественная выразительность и достоверность исполнения, наличие костюмов и декораций. С целью показать выразительные возможности слова, учитель читает сказку “Жених”.