Цель: Развитие творческого интереса учащихся к сказкам А.С.Пушкина.
Задачи:
Обучающие:
1.Углубить у учащихся интерес к сказкам великого русского поэта А.С.Пушкина.
2. Сформировать представление об их своеобразии (В каждой сказке дан урок нравственного поведения).
Развивающие:
- Расширить представление о театре как месте эмоционального, нравственного воздействия на зрителя.
- Увлечь учащихся процессом подготовки спектакля, оформления сцены.
- Развивать у учащихся творческое воображение, эстетическое чувство и понимание прекрасного.
- Прививать любовь к поэтической речи, литературному языку.
Воспитательные:
- Продолжить формирование навыков общения и сотрудничества со сверстниками во время работы над спектаклем.
- Продолжить воспитание чувства ответственности за коллективное дело.
- Содействовать в ходе урока формированию творческой активности и самостоятельности учащихся.
- Продолжить выработку навыка поведения в зале театра, в буфете, в фойе.
Тип урока: урок усвоения новых знаний и умений.
Форма урока: урок-спектакль.
Технология урока: уровневой дифференциации, театральная, игровая.
Подготовительный этап: выбор сказок, организация творческих групп, репетиции, подготовка декораций, оформление сцены, изготовление афиш.
Оборудование:
- Выставка сказок А.С.Пушкина.
- Иллюстрации сказок А.С.Пушкина.
- Декорации, на фоне которых происходит действие постановок.
Ход урока
I Актуализация опорных знаний.
Ребята, вам запомнились театральные уроки по русским народным сказкам и басням И.А.Крылова? Сегодня наш урок опять пройдет на сцене классного театра “Щелкунчик”.
II Мотивация деятельности учащихся.
Дорогие друзья, сегодня мы вновь отправимся в театр, где встретимся с героями пушкинских сказок.
Запись эпиграфа:
“Что за прелесть эти сказки! Каждая
есть поэма…”
А.С.Пушкин.
Александр Сергеевич дал высокую оценку русским народным сказкам, а мы можем с уверенностью сказать, что каждая сказка великого русского поэта - это нечто удивительное, необыкновенное, волшебное.
На этом уроке вы постараетесь проникнуть в замысел автора, извлечь наставления, которые заключены в совершенных по форме произведениях великого русского поэта, изобразить характерные особенности сказочных героев сценическими средствами.
III Усвоение новых знаний.
“Вот парадный подъезд”… Предъявив билеты, вы пройдете в здание. Билетом послужат правильные ответы на вопросы кроссворда.
Вы уже не новички, поэтому знаете многие театральные термины. И все же чтобы не растеряться в этом сложном театральном мире, давайте разберемся, что такое фойе, партер, ложи, бельэтаж, сцена, декорации, занавес, антракт, рампа, аншлаг, холл, гардероб, бенефис.
До начала спектакля еще есть время, поэтому давайте пройдем в фойе, здесь расположена выставка сказочных объявлений.
-Назвать произведения. (За правильные ответы дети получают кленовые листочки.)
-Звенит третий звонок. Начинается первое действие чтением отрывка из поэмы “Руслан и Людмила” “У Лукоморья”. Инсценировка “Сказки о царе Салтане”, эпизод “Три девицы под окном”.
-Антракт. В фойе проводится викторина, спешите ответить на вопросы.
-Звенит звонок, начинается второе действие. Инсценировка “Сказки о рыбаке и рыбке”.
-Антракт. Предлагаю вам посетить театральный музей. Назовите сказки, предметы из которых вы здесь видите. ( Зеркальце говорящее царицы-мачехи; веревка, которой Балда море морщил; спица, на которой сидел Золотой петушок; корыто; пряник печатный, которым старуха заедала сладкие вина; яблоко отравленное; позолоченные орешки; пирожок, который царевна “лишь прикусила”, шапка-невидимка Черномора, золотая цепь, мешок Балды, прялка трех девиц.)
-Звенит звонок, начинается третье действие. Инсценировка “Сказки о мертвой царевне”, эпизод беседы злой царицы с зеркальцем, эпизод встречи царевича Елисея с Солнцем, Ветром, Месяцем.
-Антракт. Любимое место начинающих театралов – буфет. Пройдемте и мы. ( В буфете предлагается отгадать, из какой сказки золоченые орешки, леденцовые петушки, рыбка, яблоко, конфеты: “Белочка”, “Петушок”, которые вручаются отгадавшим.)
-Звенит звонок, начинается четвертое действие. Инсценировка “Сказки о золотом петушке”, эпизод беседы царя со звездочетом, эпизод встречи царя с шамаханской царицей.
-Антракт. В фойе разыгрывается приз (Шоколадка “Сказка”), спешите принять участие.
- Звенит звонок, начинается пятое действие. Инсценировка отрывка из поэмы “Руслан и Людмила” эпизод встречи Руслана со спящей головой.
IV Систематизация и обобщение знаний и умений.
-По окончании инсценировок выясняем, какие же уроки извлекли учащиеся из русских народных сказок.
-В заключение урока учитель выясняет, сколько кленовых листочков набрали ребята, чтобы выставить оценки за ответы.
-Учитель-режиссер дает заключение о работе выступавших: оценивается знание текста, художественная выразительность и достоверность исполнения, наличие костюмов и декораций. С целью показать выразительные возможности слова, учитель читает сказку “Жених”.