Урок-спектакль по роману У.Голдинга "Повелитель мух" "Темна человеческая душа…"

Разделы: Литература


Цель урока: задачей У.Голдинга было показать, как легко разрушается “тонкая культурная плёнка” человека и он становится под влиянием обстоятельств жестоким, безжалостным. Как убить “зверя в себе”? Как остаться Человеком при любых жизненных испытаниях?

Методические приемы: рассказ учителя, спектакль, беседа по роману.

Оборудование урока: портрет У.Голдинга, декорации к спектаклю: кусты, костер, морской рог, пень, голова свиньи, музыка, сопровождающая действия.

Ход урока

  1. Слово учителя.
  2. Сегодня у нас с вами пойдет разговор не об экзистенциальной философии, которая нашла отражение в творчестве У. Голдинга, не о теме “робинзонады” в его романе и даже не о жанре романа – притчи, как иногда называют роман “Повелитель мух”, речь сегодня пойдет о нравственных проблемах, проблемах Добра и Зла. Они не ушли в прошлое, как ушла в прошлое война, они затаились и живут среди нас, в нас, в сущности человеческой.

    Служа во флоте во время второй мировой войны, У.Голдинг сам увидел зверства фашистов. Он писал: “Их совершали образованные люди – доктора, юристы, люди, за спиной которых лежало длительное развитие цивилизации”. Это заставило У.Голдинга сделать вывод, что очень многие люди при определенных обстоятельствах могли бы стать нацистами. По убеждению писателя, “в человеке больше зла, что можно объяснить одним только давлением социальных механизмов. То, что творили нацисты, они творили потому, что их пороки оказались высвобожденными. Считается, что это часть человеческой натуры.

    Что же делать?

    Как держать её, эту часть под контролем?

    Как оставаться человеком всегда?

  3. Раздается звук падающего самолёта, начинается спектакль. (Сценарий спектакля прилагается).
  4. Обсуждение романа.
  5. - Считаете ли вы, что ситуация, разработанная автором, имеет два смысловых плана?

    Является ли всё происходящее с мальчишками на отдаленном острове аллегорией на судьбу современного человечества?

    - У. Голдинг писал: “…был в истории Европы гитлерюгенд, и была травля одиночек озверевшей толпой, и была реальная угроза гибели мировой цивилизации от фашистского варварства”.

    Кто в романе олицетворяет “одиночек”, какова их судьба?

    - Сводить конкретно-исторический аспект романа только к событиям Второй мировой войны нельзя, потому что в философском романе речь идет о человеческой природе как таковой.

    Как5 раскрывается человеческая натура на необитаемом острове?

    - Почему зло, таящееся в глубине подсознания, так быстро побеждает, становится разрушительным?

    - Какую часть общества представляют собой Ральф, Джек, Саймон, Хрюша?

    - Что олицетворяют собой рог, голова свиньи?

    - Что означает плач детей в конце романа?

    - Почему офицер отворачивается когда дети плачут?

    - Куда возвращаются дети? В мир, полный гармонии, или в мир, ничем не отличающийся от их острова?

    - Одержало ли Зло окончательную победу в душах детей?

    - Согласны ли вы, что У. Голдинг, оставляя жизнь Ральфу, спасает человека вообще, тем самым оставляя надежду на выход из “темного царства”?

  6. Учитель подводит итог дискуссии.

Литература

- У. Голдинг Выступление на встрече писателей Европы в Ленинграде. Иностранная литература №11 1963 год.

- Кубарева Н.П. Притчи У. Голдинга. М.2002 год.

- Михальская Н.П., Мончаковская О.С. Методическое пособие ч.1, ч.2 Зарубежная литература 10-11 классы. Дрофа. М. 2006 год.

- Филюшкина С.М. Зарубежная литература ХХ века раздумья о человеке. Воронеж 2002 год.

- Чалиев А. Мир У Голдинга. Собрание сочинений. СПб. 2000 год.

- Чистякова С.В. Элементы социальной символики в романе У.Голдинга “Повелитель мух”.