Цель: обобщить наблюдения, сделанные учащимися в процессе целостного анализа романа Л Н Толстого; наблюдения, связанные с изображением природы; научить выражать мысль, опираясь на текст, закрепить навыки выразительного чтения, воспитать любовь к природе.
Оборудование: портрет Л Н Толстого, фотоальбом о творчестве Л Н Толстого, эпиграф со словами Ф.И.Тютчева, вопросы и план семинара (на таблице), словарь Иванова “Русско- татарский словарь”, иллюстрации дуба, сделанные учениками; репродукции картин Д.А.Шмаринова и Николаевой (иллюстрации), эпизод из к/фильма.
Ход урока
“Природа – не слепок, не бездушный лик,
в ней есть душа, в ней есть свобода, в ней есть
язык, в ней есть любовь”.
(Ф.И.Тютчев)
I. Вступительное слово учителя: Л Н Толстой был великим художником слова. Роман его “Война и мир” - один из величайших шедевров мирового искусства, гениальное произведение, в котором широта эпического размаха сочетается с изумительной глубиной проникновения в душевную жизнь человека. Толстой жил в России в переходную эпоху, в эпоху ломки общественных и экономических устоев жизни, когда страна переходила от феодально-крепостнического строя к капиталистическим формам жизни. Бурно протестуя против всякого классового господства, Толстой- помещик и аристократ, нашел выход для себя в переходе на позиции патриархального крестьянства. В связи с этим кричащие противоречия в его мировоззрении. И естественно, эти противоречия, не могли не сказаться и в художественной структуре романа “Война и мир”.
Толстой - гениальный пейзажист. Прав Тютчев, большой мастер психологического и философского пейзажа, который заметил, что такие большие художники слова, как Толстой, не пишут пейзажей самих по себе, природа в их произведениях всегда связана с мыслями, настроениями и чувствами героев.
Сегодня мы с вами проведем урок- семинар по теме “Человек и природа” в романе “Война и мир”. Эпиграфом семинара являются слова Ф.И.Тютчева.
Ученик: “Природа – не слепок, не бездушный лик, в ней есть душа, в ней есть свобода, в ней есть язык, в ней есть любовь”.
Учитель: Вы в ходе семинара должны пронаблюдать, соответствует эпиграф идее нашего семинара или нет. Если “да”, то аргументируйте свой вывод.
Семинар будет проходить по плану.
Ученик:
План | Вопросы |
1. Небо Аустерлица. 2. Пьер и князь Андрей на пароме. 3. Две “ встречи” князя Андрея с дубом. 4. Лунная ночь в Отрадном. 5. Охота в Отрадном. 6. Андрей Болконский в Лысых Горах, уже покинутых отцом, сыном и сестрой. 7. Солнце и туман Бородина. 8. Осень в Москве в трагическое время оставления жителями города. |
1.Случайно ли, что Аустерлицкое сражение
проходило в сплошном тумане, и как вы понимаете
мысли Андрея: “Да! Все пустое, все обман, кроме
этого бесконечного неба”? 2. Какую роль сыграла встреча Андрея и Пьера, на пароме, и как природа воздействует в этой встрече на Андрея? 3. Как воспринимается Болконским дуб в первую и во вторую встречу? 4. Как раскрывается поэтичность натуры Наташи на фоне весенней лунной ночи в Отрадном? 5. Почему Толстой вводит в роман описание охоты в Отрадном? 6. Почему тревогой и грустью проникнуты чувства князя Андрея, когда он посещает Лысые Горы, покинутые отцом, сыном и сестрой? 7. Какую роль играет туман, пронизанный солнечными лучами, в Бородине? 8. Почему Толстой описывает осень в трагическое время, когда жители города оставляют Москву? |
Учитель: Чтобы раскрыть вопросы плана, вы получили опережающие задания:
Задание №1. Подготовить доклады- выступления по вопросам к роману “Война и мир”
Задание №2. Прорецензировать несколько выступлений своих товарищей, заранее ознакомившись с ними.
Задание №3. Подготовиться к защите иллюстраций художников.
Задание №4. Некоторые эпизоды романа проинсценировать.
Учитель: Во время выступлений товарищей будьте внимательны и готовьтесь дополнять.
Обратимся к лексике нашего семинара.
II. Словарная работа. (По словарю Иванова “Русско-татарский словарь”)
Шедевр - (705 стр.) | тщеславие - (стр.643) |
На корточки - (стр.231) | ничтожность - (стр.322) |
Контрастность - (стр.227)
Примечание: для экономии времени сообщаю учащимся страницы словаря.
Учитель: Раскрыть план семинара помогут мне наши ассистенты.
III. Выступления ассистентов.
1.Случайно ли, что Аустерлицкое сражение проходило в сплошном тумане, и как вы понимаете мысли Андрея: “Да! Все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба”?
Выступление учащегося: В критический момент Аустерлицкого сражения князь Андрей со знаменем в руках увлекает за собой батальон русских войск. Сражение проходило в сплошном тумане. Вот как пишет Толстой о тумане:
1. “…туман стал так силен, что, несмотря на то, что рассветало, не видно было в десяти
шагах перед собою”;
2. “русские лениво и медленно перестреливались с неприятелем, в густом тумане не видя
ничего впереди и кругом себя”;
3. “в низах, где началось дело, был всё ещё густой туман, наверху прояснилось, но всё не видно было ничего из того, что происходило впереди”.
Мы не знаем, в каких природных условиях проходило это сражение. Толстому же понабился туман, чтобы подчеркнуть неясность, туманность плана командующего русскими войсками Вейротера, распоряжений начальников. В сражении Андрея ранят. Многого он ждал от этого сражения. Приведу его мысли: “Хочу славы! Хочу быть известным людям, хочу быть любим ими, одного этого я хочу, для одного этого я живу”.
Будучи раненным, он видит небо. Небо заполняет его взор. Андрей Болконский начинает думать: “Да! Все пустое, всё обман, кроме этого бесконечного неба”.
Что же это всё значит?
Скорей всего это то, я думаю, доказательство, чем живёт, жил герой Толстого в последнее время. Величие в жизни есть небо. Но как достичь этого величия? Оно так же далеко, мало понятно, как это же небо. Стремление к личному счастью ничтожно, если это счастье не связано с чем-то большим, общим, с “небом”. Князь Андрей приходит к мысли: единственное, что осталось ему - эта тихая жизнь в Лысых Горах и воспитание сына.
Рецензия: Гульнар подготовилась тщательно. Она кратко, но ясно отразила суть вопроса. В выступлении много своих мнений. Правильно произносит слова. Сумела доказать бесчеловечность войны, которая принесла много горя человеку, в частности Андрею Болконскому. Я оцениваю её подготовку положительно.
Обобщение учителя по вопросу № 1: “Наполеоновское начало войны как яд проникает в сознание князя Андрея. (“Мы всегда глядим в Наполеоны”.) Небо в данном случае даже мудрее человека, это оно помогает Андрею осознать ничтожность его тщеславия, его Тулона.
2. Пьер и князь Андрей на пароме. Стержневым вопросом к этой теме является вопрос: “Какую роль сыграла встреча Андрея и Пьера на пароме, как воздействует природа в этой встрече на Андрея?”
Слово для выступления представляется Максутовой Инзиле: Поправившись после тяжёлого ранения, князь Андрей поселился в Богучарове, большом имении, которое выделил ему отец. Жена его умерла при родах, оставив Андрею маленького сына. Мечты о славе рухнули. В данное время он находится в состоянии полнейшего безразличия, потерял всякий интерес к общественной деятельности. Андрей пытается убедить себя, что для него уже жизнь кончилась.
В тяжёлое время для Андрея его навещает Пьер Безухов. Он тоже многое пережил за время разлуки. Стал после смерти отца самым богатым человеком в России. Женился на
красавице Элен. Этот брак принес ему много зла.
И вот друзья встретились. Пьер, не спуская глаз, смотрел на Андрея, его поразила перемена в друге. Зачитаю этот отрывок (том III, гл. XI. 374 стр.). “Слова Андрея были ласковы, улыбка была на губах и лице князя, но взгляд был потухший, мертвый”.
Пьер старается расшевелить друга, разбудить его от зимней спячки. Они говорят о смысле
жизни. Пьер считает, что счастье жизни - наслаждение делать добро, жить для других. Андрей же другого мнения. Счастье жизни в его понятии - жить для себя, избегая зла.
Андрей и Пьер едут в Лысые Горы. Им надо переехать речку на пароме. Пьер говорит Андрею, что надо жить, надо верить. Зачитаю этот фрагмент (том III. гл.XII. 381 стр.): “Паром давно пристал,……… Правда, верь этому”. Так воздействует природа, утверждая слова Пьера, на князя Андрея.
Дополнение учащегося: “Глядя теперь на небо, он впервые после Аустерлица испытывает, как что-то лучшее, что было в нем, вдруг радостно и молодо проснулось в его душе. Вот как пишет об этом Лев Толстой: “Свидание с Пьером было для князя Андрея эпохой, с которой началась хотя по внешности и та же самая, но внутреннем мире - его новая жизнь”.
Учитель: Правильно подчеркнули, что теперь, глядя на небо, впервые после Аустерлица, Андрей испытывает “что-то лучшее, что было в нем, вдруг радостно проснулось. Это “что-то” - стремление жить честно. Для чего, по мысли Толстого, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать и бросать, и вечно бороться. А спокойствие – “душевная подлость”.
3. Как воспринимается Болконским дуб в первую и во вторую встречу? Две “встречи” князя Андрея с дубом - просмотр эпизода фильма.
Выступление учащихся. По дороге в Отрадное князь Андрей видит старый дуб. Была ранняя весна. Ярко светило солнце. По синему небу плыли белые облака. Но дуб еще голый, с корявыми сучьями и болячками. И в душе Андрея все еще болячки, все еще неверие.
Сейчас перед нами предстанет старый дуб. На краю дороги стоял дуб. Вероятно, в десять раз толще, старше берез, составлявших лес, он был десять раз толще и в два раза выше каждой березы. Это был огромный, в два обхвата дуб, с обломанными, давно видно, суками и обломанною корой, заросшей старыми болячками. С огромными своими неуклюже, несимметрично растопыренными, корявыми руками и пальцами, он старым, сердитым и презрительным уродом стоял между улыбающимися березами. Только он один не хотел подчиняться обаянию весны и не хотел видеть ни весны, ни солнца.
“Весна, и любовь, и счастье! - как будто говорил этот дуб. – И как не надоест вам все один и тот же глупый и бессмысленный обман. Все одно и то же, и все обман! Нет ни весны, ни солнца, ни счастья. Вот смотрите, сидят задавленные мертвые ели, всегда одинаковые, и вон и я растопырил свои обломанные, ободранные пальцы, где ни выросли они – из спины, из боков. Как выросли – так и стою, и не верю вашим надеждам и обманам”.
Дополнение учащихся. Глядя на этот дуб, князь Андрей думает: “Пускай другие, молодые, вновь поддаются на этот обман, а мы знаем жизнь – наша жизнь кончена!” Нужно “доживать жизнь, не делая зла, не тревожась и ничего не жалея”.
И вот вторая встреча с дубом. Молодой дуб как бы подслушал мысли Андрея, которые проснулись после встречи с Наташей. Ни корявых пальцев, ни болячек, ни старого горя и недоверия – ничего ни было видно. На князя Андрея “вдруг нашло беспричинное весеннее чувство радости и обновления. И решение его: “Жизнь не кончена в 31 год”.
Учитель: “В первую встречу дуб для князя Андрея – это олицетворение безнадежности, а во вторую встречу дуб кажется ему символом радостной веры в счастье.
Обобщение по вопросу № 3 - защита картин.
1. На картине Шмаринова нарисован старый дуб в Отрадном. Он стоит на краю дороги, и каждый, кто проезжает мимо этого дуба, невольно выделяет его среди других деревьев.
Он огромный и величественный. Он покрыт мелкими зелеными листочками. Красавец. Кто бы не соприкоснулся с ним, забывает на время свои тревоги, мелкие заботы, обиды и становится душевно чище.
2. На картине Николаевой нарисована Наташа Ростова. Она на фоне весенней лунной ночи в Отрадном. Наташа взволнована прелестью родной природы и красотой весенней ночи. Она высунулась из окна и готова куда-то улететь. Я хочу процитироват слова Наташи к этой картине.
“Нет, ты посмотри, что за Луна! Ах, какая прелесть! Так бы вот села на корточки вот так подхватила бы себя под коленки – туже, как можно туже – и полетела бы”.
4. Как раскрывается поэтичность натуры Наташи на фоне весенней лунной ночи в Отрадном?
Учитель: А теперь маленькая игра нашего воображения. Представьте себе, что наш класс – это Отрадное. Лунная ночь. Пригласим со страниц романа Наташу Ростову. Андрей Балконский этажом ниже Наташей Ростовой и слышит ее голос.
Инсценирование: “Наташа и лунная ночь”.
Ученица, одетая согласно эпохе XIX века II половине. Выразительная игра.
- Только один раз.
- Да когда же ты спать будешь?
- Я не буду, я не могу спать, что ж мне делать! Ну, последний раз…
- Ах, какая прелесть! Ну, теперь спать, и конец.
- Ты спи, а я не могу.
- Соня! Соня! Ну, как можно спать! Да ты посмотри, что за прелесть! Ах, какая прелесть! Да проснись же Соня. Ведь эдакой прелестной ночи никогда, никогда не бывало.
- Нет, ты посмотри, что за луна!.. Ах, какая прелесть! Ты поди сюда. Душенька, голубушка, поди сюда. Ну. Видишь? Так бы вот села на корточки, вот так, подхватила бы себя под коленки – тоже, туже, как можно туже, натужиться надо,- и полетела бы. Вот так!
- Полно, ты упадешь.
- Ведь второй час.
- Ах, ты только все портишь мне. Ну, иди, иди.
- Ах, боже мой! боже мой! что ж это такое!
- Спать так спать!
Рецензия: Оксана очень тщательно и хорошо подготовилась. Она осветила своими словами тему. Главное в ее рассказе, она сумела раскрыть основную суть Толстовского описания. Оксана эмоционально передала нам восхищение Наташи луной. Она показала неразрывную связь Наташи с природой. Её выступление мне очень понравилось.
Учитель: После знакомства с этим эпизодом мы приходим к выводу, что Наташа – “дитя природы”.
5. Почему Толстой вводит в роман описание охоты в Отрадном?
Выступление учащегося: Человеку в природе посвящена целиком часть четвертая второго тома. С любовью рисует Толстой осеннюю природу. Вот как он пишет: “Вершины и леса, в конце августа еще бывшие зелеными островами между черными полями озимей и жнивами, стали золотистыми и ярко-красными островами посреди ярко – зеленых озимей”. Природа чаще всего в романе связана с любимыми героями Толстого – Болконскими, Ростовыми. Вот и здесь, на охоте, Николая Ростова и Наташу “охватывает беспричинное веселье”. Через природу приобщается к народному миру. Все увиденное его во время охоты и у дядюшки в деревне вызывает его высшую оценку: “Прелесть!” На природе она и Николай забывает, что в мире есть горя, страдания, несчастья. Возвращаясь от дядюшки, оно говорит: “Я знаю, что никогда уже, я не буду так счастлива, спокойна, как теперь”. В ней нарастает чувство тревоги.
Обобщение учителя: Описание охоты в Отрадном Толстой вводит с целью, чтобы раскрыть, что и люди, и звери, и природа выступают здесь, как показатели мощной силы жизни, ее полнокровия.
6. Почему тревогой и грустью проникнуты чувства князя Андрея, когда он посещает
Лысые Горы, покинутые отцом, сыном и сестрой?
Выступление учащегося: Андрей Болконский в Лысых Горах. Лысые Горы покинуты отцом, сыном и сестрой, так как и сюда докатилось эхо войны. Людям всегда дороги те места, где они родились, провели свое детство, где началось их осознание понятие Родины. Потому – то тревогой и грустью наполнены чувства князя Андрея, когда он посещает Лысые Горы. Но эта брошенная усадьба все-таки полна жизни по сравнению с тем, что несет с собой война. С какой нежностью он смотрит на девочек, которые рвут вишни. С отвращением смотрит на купающихся в пруду солдат, думая: мясо для пушек!”
Обобщение учителя: Здесь война со всем своим ужасом врывается в грустно – лирическое настроение Андрея Болконского.
7. Какую роль играет туман, пронизанный солнечными лучами, в Бородино?
Выступление учащегося: Война – страдания, разрушение, разъединение, смерть. И вот Бородино. Опять появляется образ тумана: Я процитирую этот момент: (том 3.стр.171) “….в Бородине и по обеим сторонам его …стоял тот туман, который тает, расплывается и просвечивает при выходе яркого солнца.… Поэтому туману…. Везде блестели молнии утреннего света”. Я думаю, что здесь не спроста Толстой изобразил туман, пронизанный солнечными лучами. О как бы хочет подготовить читателя к мысли, что в этом бою русские солдаты победят французов под мудрым руководством Кутузова.
Обобщение учителя: Верно, если при Аустерлицком сражении туман подчеркивал туманность, неясность решений военноначальников для русских, в частности, Вейротера, то в Бородинском сражении туман пронизан солнечными лучами не случайно, здесь, во – первых, главнокомандующим является русский полководец – Кутузов, во – вторых, русские солдаты знают ясно, что они сражаются за Родину, за ее независимость. Это с одной стороны. А с другой стороны, Толстой хочет доказать противоестественность войны: какой бы она не была – оборонительная или захватническая, она несет смерть. Толстой хочет предупредить потомков, что война – не красивая игрушка, а ужасное зрелище, против которого надо всему человечеству планеты бороться.
8. Почему Толстой описывает осень в трагическое время, когда жители города оставляют Москву?
Выступление учащегося: Жители города Москвы оставляют город. У них великое горе. Тут же Толстой изображает природу в мажорных тонах. Он как бы этим описанием осени хочет сказать, что горе у них временное, и что конечный итог горя будет радостным. Москва останется за русскими. В этом эпизоде мы видим природу контрастной изображаемому событию. Это такой продуманный художественный прием Толстого, который помогает раскрыть скрытый смысл изображаемого. Здесь природа изображена в возвышенных тонах. Толстой хочет этим описанием природы сказать, что у них горе, но это горе временное, конечный итог горя будет радостным.
Обобщение учителя: В этом эпизоде вы видите природу контрастной изображаемому событию. Это такой продуманный художественный приём Толстого, который помогает раскрыть скрытый смысл изображаемого.
IV. Выступления учащихся - защита рисунков художников Шмаринова и Николаевой. (прослушиваем 2-3 рецензии учащихся)
1) Картина Шмаринова “Молодой дуб”. Смотрите приложение 2-1; рисунки 1,2,3.
Рис. 1
Рис. 2
Рис. 3
2) Картина Николаевой “Лунная ночь в Отрадном”. Смотрите приложение 2-2; рисунок 4.
Рис. 4
Обобщение учителя: Художники не остались равнодушными к замечательному роману “Война и мир”. Они попытались отразить некоторые фрагменты романа на полотне.
V. Вывод.
Выступления учащихся: Эпиграф к уроку подобран удачно. На протяжении семинара мы чувствовали единую нить между человеком и природой, осознали, что природа в романе выполняет различные функций; главное, что она соответствует настроению героя, и природа выступает здесь, как живое действующее лицо.
Обобщение учителя: Итак, ребята, вы, наверное, убедились, что, читая роман, любые произведения нельзя ни в коем случае опускать описание природы, ибо вы потеряете ключ к идее произведения. В дальнейшем вы узнаете, что не только Толстой, но и другие писатели природу изображали с любовью. Это вы найдёте в произведениях Чехова, Шолохова, Распутина, Астафьева и т. д. Природа – волнующий вопрос современности. Когда варварски стала истребляться природа, передовые умы наши планеты забили в набат - защитить природу от загрязнения, от истребления сохранить ее первозданность. В результате сложилась наука – экология. Экология – наука об охране “здоровья” природы. Защитить природу – защитить себя. На сколько будет природа чище, богаче, на столько полнокровнее будет наша жизнь. И снова хочется возвратиться к Тютчеву, к его утверждению: “Природа – не слепок, не бездушный лик, в ней есть душа, в ней есть свобода, в ней есть любовь, в ней есть язык”.
VI. На дом: Подготовиться к сочинению на тему: “Человек и природа” по роману “Война и мир”. Выставление оценок с комментариями.
Использованная литература:
[1] Л.Н.Толстой. Полн. собр. соч. в 22 т.. М., Худож. лит- ра, 1978г.
[2] Тютчев Ф.И. “Весенние воды”. Лирика. М., Дет. лит., 1978г.
[3] Фейн Г.Н. Роман Л.Н.Толстого “Война и мир”. М., Просвещение, 1966г.
[4] Ильин Е.Н. “Искусство общения”. М., Педагогика, 1982г.
[5] “Уроки рус. лит-ры в старших классах”. А.А.Комиссаров (из опыта работы) Казань, Тат. книжн. издат., 1985г.
[6] “Уроки литературы сегодня” (из опыта работы) М., Просвещение, 1974г.