Цель: Помочь учащимся почувствовать атмосферу XIX века, увидеть и услышать в произведениях Тургенева личные переживания автора, его душевную силу, искренность и честность в описании чувств первой любви.
Оборудование:
- Слайдовая презентация.
- Высказывания писателей :
“У любви тысячи аспектов, и в каждом из них свой свет, своя печаль, своё счастье и своё благоухание”. (К.Г.Паустовский)
“Только влюбленный имеет право на звание человека”.( А.Блок) - Индивидуальные карточки-викторины “Влюбленный герой”.
- Лепестки ромашки.
- Гусарский кивер.
- Вопросы, свернутые трубочкой , для игры
“Фанты”.
1).Что лучше – любить или быть любимым.
2). Как любовь хранить от перемен, чтоб светилась, сколько ни живи?
3). Кто виноват, если любовь остается безответной?
4). Отчего любовь бывает несчастной?
5). Любить - значит перестать сравнивать?
6). Пока любишь, прощаешь?
7). Не любит тот, кто про любовь всем трубит.
8).Чем станет любовь твоя: песней, хлебом, кипящей сталью, соколом в поднебесье, морем за дальней далью? Или, сорвавшись с выси, камнем в глубь сердца канет? - Музыкальное сопровождение:
1). Романс И.С.Тургенева “Утро туманное” (диск караоке);
2). Классическая музыка для релаксации – Моцарт (Диск).
Ход урока.
I. Мотивация.
Вступительное слово учителя. Читает стихотворение.
Вышла книга.
В свет.
В эпоху.
К современникам на суд.
Пусть по голосу, по вздоху
Не в родню к чертополоху,
В добрый список занесут.
Книга…Что это такое?
Книга? Не набор страниц,
Это царство непокоя,
Рокот грома, взлет зарниц
Сердца стук и слов сраженье,
Рифмы звон, как звон мечей, ,
Страсть, порыв, изнеможение
Сквозь бессонницу ночей.
Это слез, любви и гнева
Пережитая глава,
Ветка жизненного древа,
Воплощенная в слова.
Это музыки дыханье,
Это шелесты листвы,
Звезд полночных полыхание,
Дрожь рассветной синевы.
Вы коснитесь книги этой
Осторожно,
Не спеша:
В ней живет душа поэта,
Обнаженная душа.
(Слайд1.Приложение1.)
Тема любви относится к категории так называемых “вечных” тем в мировой литературе. Сколько бы ни кануло лет в историю, какие бы перемены ни происходили в жизни, люди всегда влюблялись, влюбляются и будут влюбляться. А писатели и поэты всегда писали, пишут и будут писать об этом необыкновенном, таинственном, преображающем человека чувстве.
Давайте вспомним героев произведений русской литературы, которых их создатели наделили счастьем любить и быть любимыми.
На ваших столах лежат листы с викториной “Влюбленные герои”.
Ваша задача: соединить стрелами Купидона влюбленных героев из 1 и 2 столбиков.
Взаимопроверка задания по образцу-(Слайд 2.Приложение1).
Александр Чацкий |
Татьяна |
Татьяна Ларина |
Г-н Н. |
Петр Гринев |
Софья |
Григорий Печорин |
Оксана |
Кузнец Вакула |
Кн.Вера Лиговская |
Герасим |
Маша Миронова |
Ася |
Евгений Онегин |
Выставление оценок по критериям. Критерии оценок:“ 5” - 0-1 ошибка; “4” - 2 ошибки; “3” - 3- 4 ошибки; “2” - 5 ошибок; “1” - 6-7 ошибок
Чтение стихотворения ученицей.
Так было, так есть и так будет,
Так было во все времена:
Джульетта Ромео так любит,
И Грею Ассоль так верна.
Татьяна Онегину пишет,
Печорин влюбленный молчит.
И каждый из них вдруг услышит,
Что сердце так гулко стучит.
И каждый из них вдруг поймет,
Что иначе не может и быть,
Что сердце недаром поет,
И что без любви невозможно прожить .
II.Изучение новой темы.
Слово учителя: Говорить о любви в художественных произведениях можно долго, ибо любовь в книгах так же многолика, как и в жизни. Прав был Константин Паустовский, сказавший, что “ у любви тысячи аспектов, и в каждом из них - свой свет, своя печаль, свое счастье и свое благоухание”.А что такое любовь?
Запишите ваши ассоциации к слову “любовь” на лепестках ромашки и прикрепите к сердцевине ромашки, помещенной на доске. Прокомментируйте свой выбор.
Слово учителя: А у Анны Андреевны Ахматовой о любви свое мнение.
Стихотворение “Любовь” читает ученица.
То змейкой, свернувшись клубком,
У самого сердца колдует,
То целые дни голубком
На белом окошке воркует,
То в инее ярком блеснет,
Почудится в дреме левкоя…
Но верно и тайно ведет
От радости и от покоя.
Умеет так сладко рыдать
в молитве тоскующей скрипки,
И страшно ее угадать
В еще незнакомой улыбке.
(Слайд3.Приложение1).
Слово учителя: Тургенев вошел в историю русской и мировой литературы как величайший мастер художественной прозы и стихотворцем.
Послушайте романс на слова И.С.Тургенева “Утро туманное” в исполнении учителя.
О чем заставило вас задуматься это произведение?
III. Знакомство с биографическими событиями из жизни писателя и сопоставление с текстом.
К числу любимых повестей относит автор повесть “Первая любовь”, в которой отразились черты биографии самого Тургенева.
Докажите строками из 1 главы повести “Первая любовь” совпадения событий с биографией И.С.Тургенева.
- О главном герое повести говорил И.С.Тургенев: “Этот мальчик – ваш покорнейший слуга.
- Как? И вы так влюблены были?
- Был.
- И с ножом бегали?
- И с ножом бегал.
Сообщения детей о курсе преподавателя Кайданова , воспоминания И.С.Тургенева о подготовке поступления в университет.
(Слайд№3, №4, №5, №6.)
Необычайно бережно повествует Тургенев о зарождении чувства любви, о необъяснимых словами безымянных ощущениях”, в которых чередуется “ и грусть” , и радость, и предчувствие будущего, и желание, и страх жизни.”
Потом проходят, по словам писателя , “чудеса первой любви”, “избыток блаженства”, “лучезарный лик счастья”, “отдание своей души другой душе”.
Приложение1. Слайды №7,№8,№9.
Слово учителя: Как произошла первая встреча Владимира с княжной Зинаидой Засекиной? В каких предложениях вы увидели душевные переживания героя?
- Серебристый звук ее голоса пробежал по мне каким-то сладким холодком.
Слайды№10,11,12,13
- Я двигался как во сне и ощущал во всем составе своем какое-то до глупости напряженное благополучие.(Сцена разматывания ниток.)
- С какими просьбами обращалась к Вальдемару Зинаида?
(Называть её по имени и отчеству : Зинаида Александровна; говорить правду; слушать её.)
Слово учителя:
Зачитайте описание портрета Зинаиды:
(Лицо мне показалось мне еще прелестнее, чем накануне, так все в ней было тонко умно и мило. Я глядел на нее- и как дорога и близка становилась она мне! Я охотно поласкал бы каждую складочку этого платья и этого передника. Я бы преклонился к этим ботинкам)
Слово учителя: Какие ощущения испытывает герой?
(Ответ:И вот сижу я перед ней – я с ней познакомился… какое счастье, боже мой! Я чуть не соскочил со стула от восторга, но только ногами немного поболтал, как ребенок, который лакомится. Мне было хорошо, как рыбе в воде, и я бы век не ушел из этого места. Она все понимает и видит. Мне вдруг стало очень грустно…Я силился не плакать , я ревновал к гусару.)
Ответьте на вопрос Вальдемара: “Что я для неё?”(Зинаида относится к Володе как к ребенку.)
Анализ эпизода Глава VI .Приход Засекиных в дом к господину В.Почему у них в доме Зинаида совсем другая?(Зинаида держала себя очень строго, почти надменно – на её лице появилась холодная неподвижность и важность – и я не узнавал её. На меня Зинаида не обращала никакого внимания.)
IV.Самостоятельная мыслительная деятельность. Позаимствовав у гусара Беловзорова кивер, я предлагаю поиграть вам в фанты. Учащиеся вытягивают вопросы и через 30 секунд отвечают.
В чем заключается суть игры в повести? Какой счастливый билет выпал Вальдемару?
(Вытянувший счастливый билет получает награду -поцелуй.)
Что испытывал Володя? (У меня сердце покатилось.. У меня помутилось в глазах; я хотел было опуститься на одно колено, упал на оба - и так неловко, прикоснулся губами к пальцам Зинаиды, что слегка оцарапал себе конец носа её ногтем.
- Усталый и счастливый до изнеможения я вернулся домой
V.Систематизация и обобщение .
Вывод:В первых трепетаниях юного сердца Тургенев всегда отмечает нечто стихийное. Недаром он сравнивает проявления первой любви с явлениями в жизни природы. Первая любовь - как гроза - немым и тайным
порывам, которые вспыхивали во мне.
Любовь переходит в переживания, в страсть.
1.Словарная работа. Работа с толковым словарем С.И.Ожегова Дайте понятие слова “страсть”.
Страсть-
- Сильно выраженное чувство, крайнее увлечение.
- Сильная любовь с преобладанием чувственного влечения.
Ученик читает стихотворение Василия Кулемина. “Глаза”
Я видел их веселыми и грустными,
Я видел их суровыми и нежными ,
Я видел их широкими и узкими,
Я тихими их видел и безбрежными
Метущимися, а порой и злыми.
Не дай же Бог, увидеть их чужими.
2.Работа с текстом.
Выразительное чтение отрывка из 9 главы “ Я глядел на неё…”
(Слайд№14)
Предлагается вам составить вопросы по методике “Цветок Блума”
У вас на столах есть алгоритм вопросов по данной технологии. Ваша задача: составить вопросы по содержанию 9 главы.
(Слайд №150
VI. Письменная творческая работа.
1).Простые вопросы:
Что? Где? Когда?
2).Уточняющие вопросы:
Правильно ли я понял, что…?)
3).Интерпретационные вопросы:(объясняющие
Как сделать так, чтобы?
4).Творческие вопросы (аналитико-синтетические)
Как вы думаете, как будет развиваться сюжет повести дальше?
5).Оценочные вопросы:
В чем отличие?
В чем сильные и слабые стороны героев?
6).Практические вопросы:
Как бы вы поступили на месте героя?
Как сделать так, чтобы?
Устный пересказ текста.
Перескажите 12 главу. Ответьте на вопрос: Почему чувство блаженства, не повторилось в моей жизни?
VII.Домашнее задание. Прием “Визуализация”.
Голос первой любви, поздний , напрасный,
Вдруг откликнул , заставил на миг замереть,
И звучит до сих пор обещанием счастья.
Голос первой любви, как ты мог уцелеть?
А теперь представьте, что Владимир беседует с журналистом, работающим в журнале “О любви”. О чем они говорят? И наконец, представьте, что в упомянутом нами журнале появилась статья(на одну страничку) под названием “Голос первой любви”.Вам остается её прочитать и перенести себе в тетрадь.
Слайд№16
VIII. Рефлексивная минутка. Предлагаю вам ответить на следующие вопросы:
- О чем вас заставил задуматься И.С.Тургенев?
- Какие задания вы выполняли с удовольствием, какие вызвали у вас трудности?
Прикрепите сердечки к слову “Любовь”, если вам урок понравился.
(Показ слайда№17.)