Тип урока: соревнование
Цели:
- обобщить и углубить знания учащихся о жизни и творчестве И.А.Крылова; закрепить стремление применять на практике знания, полученные на уроке;
- развивать умение работать с книгой, самостоятельно добывать знания;
- развивать культуру устной и письменной речи; умение выразительного чтения наизусть;
- укрепить интерес к творчеству И.А.Крылова;
- способствовать развитию чувства взаимопомощи;
- развивать творческие способности учащихся.
Подготовительный этап.
К уроку учащиеся готовятся заранее, они разделены на команды и получают домашнее задание, в классе вывешивается плакат: “Готовимся к уроку “В гостях у дедушки И.А.Крылова”:
1) прочитать и хорошо знать басни: “Волк и Ягненок”, “Свинья под дубом”, “Щука и Кот”, “Любопытный”, “Кот и Повар”, “Лебедь, Рак и Щука”, “Кукушка и Петух”, “Лягушка и Вол”, “Ларчик”,”Мартышка и Очки”, “Две собаки”, “Петух и Жемчужное зерно”, “Тришкин кафтан”, “Зеркало и Обезьяна”, “Демьянова уха”, “Кошка и Соловей”, “Лисица и Виноград”, “Слон и Моська”, “Осел и Соловей”, “Стрекоза и Муравей”;
2) выбрать басню и приготовить ее инсценировку;
3) для участия в “Литературной дуэли” приготовить по 3 вопроса командам противников по биографии и творчеству И.А.Крылова;
4) написать басню с героями:
- Веник и Перо (2 ряд),
- Ножницы и Клей (1 ряд),
- Тряпка и Мел (3 ряд).
Совет: не забудьте, что Басня – небольшое произведение аллегорического (иносказательного) характера, написанное с обличительными и поучительными целями. Басня состоит из рассказа и морали (нравоучительного вывода). Аллегория – изображение предмета, за которым скрывается другой предмет или понятие: за лисой – хитрый человек, за волком – злой, за ягненком – беззащитный.
ОФОРМЛЕНИЕ УРОКА:
- портрет И.А.Крылова (1769 – 1844);
- иллюстрации с героями басен И.А.Крылова;
- плакаты с высказываниями о Крылове и его творчестве и самого И.А.Крылова:
а) “Забываешь, что это стихи, и кажется, слушаешь умного человека, просто и дружески с ним разговариваешь”. А.Е.Измайлов (1816г.)
б) “Тот мир, который находим в басне, есть некоторым образом чистое зеркало, в котором отражается мир человеческий. Животные представляют в ней человека…” В.А.Жуковский
в) “Этот род понятен каждому: его читают и слуги, и дети…” И.А.Крылов
г) “Его притчи – достояние народное и составляют книгу мудрости самого народа.” Н.В.Гоголь
4) электронное пособие “Виртуальная школа Кирилла и Мефодия”. Уроки литературы. 5-6 классы. Урок 6. Басни Крылова.
5) на доске эпиграфы урока:
Кто, служа великим целям века,
Жизнь свою всецело отдает
На борьбу за брата – человека,
Только тот себя переживет.
Н.А.Некрасов
Заслуга Крылова не в том, что он произнес бесконечно банальные и оттого бесконечно верные истины. Они были известны и до него… Главным его достижением стали именно ловкие строчки, в которые были облечены прописные истины.
П.Вайль, А.Генис
Всё знал и видел ум певца пытливый,
Всего сильней желал он одного,
Чтоб жизнью жили вольной и счастливой
Народ его и родина его.
М.Исаковский
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Вступительное слово учителя: Нет в нашей стране ребенка, который бы не читал и не заучивал наизусть ЕГО басен. Нет взрослого человека, который бы хоть раз не произнес какого-нибудь изречения баснописца, возможно, даже не подозревая, что цитирует ЕГО.
Глубоко и прочно вошли творения этого писателя в русскую жизнь, в русскую литературу, в русский язык. Недаром говорил великий русский критик В.Г.Белинский, что “множество стихов баснописца обратились в пословицы и поговорки, которыми часто можно окончить спор и доказать свою мысль лучше, нежели какими-нибудь доводами”.
“Дедушка Крылов” - так говорили, когда он был жив, так говорили дети последующих поколений, так говорите вы сейчас.
Трудно представить себе русскую жизнь и русскую литературу без его мудрого, блестящего, остроумного слова. Сегодня, заканчивая работу по творчеству Крылова, мы отправимся в гости к нему, ведь, по мнению, А.Е.Измайлова: “Забываешь, что это стихи, и кажется, слушаешь умного человека, просто и дружески с ним разговариваешь”. Задание, которые получат команды сегодня на уроке, помогут определить, кто из ребят оказался внимательнее к яркому, образному слову великого баснописца. Итак, первый конкурс:
3. Название команды. Задание “Мозаика” (В конверте разрезанная на части иллюстрация. Нужно собрать ее и отгадать название басни. Это и будет названием команды)
4. Разминка “Знаешь ли ты басни Крылова?” (Каждой команде по очереди задаются вопросы, нужно отгадать, из какой басни взяты эти строки)
- Чем кумушек считать трудиться,
Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?
(“Зеркало и Обезьяна”)- Какая вещь пустая!
Не глупо ль, что его высоко так ценят?
(“Петух и Жемчужное зерно”)- Вот лещик, потроха, вот стерляди кусочек!
Еще хоть ложечку! Да кланяйся, жена!
(“Демьянова уха”)- … Ну, братец, виноват;
Слона-то я и не приметил.
(“Любопытный”)- Соловушка, душа моя!
Я слышу, что тебя везде за песни славят
И с лучшими певцами рядом ставят.
(“Кошка и Соловей”)- А Васька слушает да ест. (“Кот Повар”)
- Хоть видит око,
Да зуб неймет. (“Лисица и Виноград”)- Известно, что Слоны в диковинку у нас.
(“Слон и Моська”)- А жаль, что незнаком
Ты с нашим Петухом:
Еще б ты боле навострился,
Когда бы у него немножко поучился.
(“Осел и Соловей”)- Ты все пела? Это дело:
Так поди же, попляши!
(“Стрекоза и Муравей”)- Беда, коль пироги начнет печи сапожник,
А сапоги тачать пирожник…
(“Щука и Кот”)
- А потому:
Обычай мой:
С волками иначе не делать мировой,
Как снявши шкуру с них долой.
(“Волк на псарне”)- Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет.
(“Лебедь, Щука и Рак”)- А Ларчик просто открывался. (“Ларчик”)
- Кукушка хвалит Петуха
За то, что хвалит он Кукушку.
(“Кукушка и Петух”)
5. Инсценировка приготовленных басен. (Домашнее задание)
6. Конкурс художников “Зоопарк из басен Крылова” (Нарисовать зверей и написать названия басен, героями которых являются эти звери)
7. Литературная дуэль (Каждая команда заранее готовит по 3 вопроса команде противников по биографии и творчеству И.А.Крылова)
8. Конкурс “Пословица недаром молвится”. К каким басням можно использовать пословицу в качестве поучительного вывода – морали?
1) Сила закон ломит. (“Волк и Ягненок”)
2) Зеркало не виновато, что рожа кривовата. (“Зеркало и Обезьяна”)
3) Взялся за гуж, не говори, что не дюж. (“Лебедь, Щука и Рак”)
4) Всякий совет к разуму хорош. (“Квартет”)
5) Дурак дурака хвалит. (“Кукушка и Петух”)
6) Надоел хуже горькой редьки. (“Демьянова уха”)
7) Лето пролежишь – зимой с сумой побежишь. (“Стрекоза и Муравей”)
9. Творческий конкурс (домашнее задание). Прочитать басню, написанную самостоятельно, с героями:
- Веник и Перо
- Ножницы и Клей
- Тряпка и Мел
10. Конкурс “Кто лишний?” (Каждая группа получает несколько рисунков, на которых изображены герои одной из басен, но один лишний. Кто? Например: Щука, Кот и Слон; Свинья, Береза и Дуб)
11. Тренажер “Соотнесите названия басен и их персонажей” (На мониторе каждая команда на время расставляет героев басен. Урок 6. Басни Крылова. Слайд 12)
12. Конкурс капитанов. Собери картинку “Ворона и Лисица” (На мониторе капитан команды собирает картинку из пазлов. Урок 6. Басни Крылова. Слайд 9), ответь на вопрос: К какому произведению эта иллюстрация?
13. Подведение итогов урока, выставление оценок.
14. Заключительное слово учителя: И Крылов, и его басни живы. И учат нас видеть окружающую действительность и себя не в кривом, а в правдивом зеркале, предлагая примерить ту или иную басню на себя. Я надеюсь, вы научились с толком употреблять крыловские выражения и вспоминать их, когда придет нужда.
15. Домашнее задание: Прочитать в учебнике вступительную статью о В.А.Жуковском, приготовить ее пересказ, ответить на вопросы.