Урок-соревнование "В гостях у дедушки Крылова". 5-й класс

Разделы: Русский язык, Литература

Класс: 5


Тип урока: соревнование

Цели:

  • обобщить и углубить знания учащихся о жизни и творчестве И.А.Крылова; закрепить стремление применять на практике знания, полученные на уроке;
  • развивать умение работать с книгой, самостоятельно добывать знания;
  • развивать культуру устной и письменной речи; умение выразительного чтения наизусть;
  • укрепить интерес к творчеству И.А.Крылова;
  • способствовать развитию чувства взаимопомощи;
  • развивать творческие способности учащихся.

Подготовительный этап.

К уроку учащиеся готовятся заранее, они разделены на команды и получают домашнее задание, в классе вывешивается плакат: “Готовимся к уроку “В гостях у дедушки И.А.Крылова”:

1) прочитать и хорошо знать басни: “Волк и Ягненок”, “Свинья под дубом”, “Щука и Кот”, “Любопытный”, “Кот и Повар”, “Лебедь, Рак и Щука”, “Кукушка и Петух”, “Лягушка и Вол”, “Ларчик”,”Мартышка и Очки”, “Две собаки”, “Петух и Жемчужное зерно”, “Тришкин кафтан”, “Зеркало и Обезьяна”, “Демьянова уха”, “Кошка и Соловей”, “Лисица и Виноград”, “Слон и Моська”, “Осел и Соловей”, “Стрекоза и Муравей”;

2) выбрать басню и приготовить ее инсценировку;

3) для участия в “Литературной дуэли” приготовить по 3 вопроса командам противников по биографии и творчеству И.А.Крылова;

4) написать басню с героями:

- Веник и Перо (2 ряд),

- Ножницы и Клей (1 ряд),

- Тряпка и Мел (3 ряд).

Совет: не забудьте, что Басня – небольшое произведение аллегорического (иносказательного) характера, написанное с обличительными и поучительными целями. Басня состоит из рассказа и морали (нравоучительного вывода). Аллегория – изображение предмета, за которым скрывается другой предмет или понятие: за лисой – хитрый человек, за волком – злой, за ягненком – беззащитный.

ОФОРМЛЕНИЕ УРОКА:

  • портрет И.А.Крылова (1769 – 1844);
  • иллюстрации с героями басен И.А.Крылова;
  • плакаты с высказываниями о Крылове и его творчестве и самого И.А.Крылова:

а) “Забываешь, что это стихи, и кажется, слушаешь умного человека, просто и дружески с ним разговариваешь”. А.Е.Измайлов (1816г.)

б) “Тот мир, который находим в басне, есть некоторым образом чистое зеркало, в котором отражается мир человеческий. Животные представляют в ней человека…” В.А.Жуковский

в) “Этот род понятен каждому: его читают и слуги, и дети…” И.А.Крылов

г) “Его притчи – достояние народное и составляют книгу мудрости самого народа.” Н.В.Гоголь

4) электронное пособие “Виртуальная школа Кирилла и Мефодия”. Уроки литературы. 5-6 классы. Урок 6. Басни Крылова.

5) на доске эпиграфы урока:

Кто, служа великим целям века,
Жизнь свою всецело отдает
На борьбу за брата – человека,
Только тот себя переживет.
Н.А.Некрасов

Заслуга Крылова не в том, что он произнес бесконечно банальные и оттого бесконечно верные истины. Они были известны и до него… Главным его достижением стали именно ловкие строчки, в которые были облечены прописные истины.
П.Вайль, А.Генис

Всё знал и видел ум певца пытливый,
Всего сильней желал он одного,
Чтоб жизнью жили вольной и счастливой
Народ его и родина его.
М.Исаковский

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Вступительное слово учителя: Нет в нашей стране ребенка, который бы не читал и не заучивал наизусть ЕГО басен. Нет взрослого человека, который бы хоть раз не произнес какого-нибудь изречения баснописца, возможно, даже не подозревая, что цитирует ЕГО.

Глубоко и прочно вошли творения этого писателя в русскую жизнь, в русскую литературу, в русский язык. Недаром говорил великий русский критик В.Г.Белинский, что “множество стихов баснописца обратились в пословицы и поговорки, которыми часто можно окончить спор и доказать свою мысль лучше, нежели какими-нибудь доводами”.

“Дедушка Крылов” - так говорили, когда он был жив, так говорили дети последующих поколений, так говорите вы сейчас.

Трудно представить себе русскую жизнь и русскую литературу без его мудрого, блестящего, остроумного слова. Сегодня, заканчивая работу по творчеству Крылова, мы отправимся в гости к нему, ведь, по мнению, А.Е.Измайлова: “Забываешь, что это стихи, и кажется, слушаешь умного человека, просто и дружески с ним разговариваешь”. Задание, которые получат команды сегодня на уроке, помогут определить, кто из ребят оказался внимательнее к яркому, образному слову великого баснописца. Итак, первый конкурс:

3. Название команды. Задание “Мозаика” (В конверте разрезанная на части иллюстрация. Нужно собрать ее и отгадать название басни. Это и будет названием команды)

4. Разминка “Знаешь ли ты басни Крылова?” (Каждой команде по очереди задаются вопросы, нужно отгадать, из какой басни взяты эти строки)

- Чем кумушек считать трудиться,
Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?
(“Зеркало и Обезьяна”)

- Какая вещь пустая!
Не глупо ль, что его высоко так ценят?
(“Петух и Жемчужное зерно”)

- Вот лещик, потроха, вот стерляди кусочек!
Еще хоть ложечку! Да кланяйся, жена!
(“Демьянова уха”)

- … Ну, братец, виноват;
Слона-то я и не приметил.
(“Любопытный”)

- Соловушка, душа моя!
Я слышу, что тебя везде за песни славят
И с лучшими певцами рядом ставят.
(“Кошка и Соловей”)

- А Васька слушает да ест. (“Кот Повар”)

- Хоть видит око,
Да зуб неймет. (“Лисица и Виноград”)

- Известно, что Слоны в диковинку у нас.
(“Слон и Моська”)

- А жаль, что незнаком
Ты с нашим Петухом:
Еще б ты боле навострился,
Когда бы у него немножко поучился.
(“Осел и Соловей”)

- Ты все пела? Это дело:
Так поди же, попляши!
(“Стрекоза и Муравей”)

- Беда, коль пироги начнет печи сапожник,
А сапоги тачать пирожник…
(“Щука и Кот”)

- А потому:
Обычай мой:
С волками иначе не делать мировой,
Как снявши шкуру с них долой.
(“Волк на псарне”)

- Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет.
(“Лебедь, Щука и Рак”)

- А Ларчик просто открывался. (“Ларчик”)

 - Кукушка хвалит Петуха
За то, что хвалит он Кукушку.
(“Кукушка и Петух”)

5. Инсценировка приготовленных басен. (Домашнее задание)

6. Конкурс художников “Зоопарк из басен Крылова” (Нарисовать зверей и написать названия басен, героями которых являются эти звери)

7. Литературная дуэль (Каждая команда заранее готовит по 3 вопроса команде противников по биографии и творчеству И.А.Крылова)

8. Конкурс “Пословица недаром молвится”. К каким басням можно использовать пословицу в качестве поучительного вывода – морали?

1) Сила закон ломит. (“Волк и Ягненок”)

2) Зеркало не виновато, что рожа кривовата. (“Зеркало и Обезьяна”)

3) Взялся за гуж, не говори, что не дюж. (“Лебедь, Щука и Рак”)

4) Всякий совет к разуму хорош. (“Квартет”)

5) Дурак дурака хвалит. (“Кукушка и Петух”)

6) Надоел хуже горькой редьки. (“Демьянова уха”)

7) Лето пролежишь – зимой с сумой побежишь. (“Стрекоза и Муравей”)

9. Творческий конкурс (домашнее задание). Прочитать басню, написанную самостоятельно, с героями:

- Веник и Перо

- Ножницы и Клей

- Тряпка и Мел

10. Конкурс “Кто лишний?” (Каждая группа получает несколько рисунков, на которых изображены герои одной из басен, но один лишний. Кто? Например: Щука, Кот и Слон; Свинья, Береза и Дуб)

11. Тренажер “Соотнесите названия басен и их персонажей” (На мониторе каждая команда на время расставляет героев басен. Урок 6. Басни Крылова. Слайд 12)

12. Конкурс капитанов. Собери картинку “Ворона и Лисица” (На мониторе капитан команды собирает картинку из пазлов. Урок 6. Басни Крылова. Слайд 9), ответь на вопрос: К какому произведению эта иллюстрация?

13. Подведение итогов урока, выставление оценок.

14. Заключительное слово учителя: И Крылов, и его басни живы. И учат нас видеть окружающую действительность и себя не в кривом, а в правдивом зеркале, предлагая примерить ту или иную басню на себя. Я надеюсь, вы научились с толком употреблять крыловские выражения и вспоминать их, когда придет нужда.

15. Домашнее задание: Прочитать в учебнике вступительную статью о В.А.Жуковском, приготовить ее пересказ, ответить на вопросы.