Форма: урок-семинар
Тип урока: урок проверки и контроля знаний и умений
Цель урока:
- осуществить контроль обучения, усвоения материала
- формирование умений и навыков
Задачи:
- выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на уроках
- обобщить материал как систему знаний
- проверить способность к творческому мышлению и самостоятельной деятельности
- закрепить умение работать самостоятельно
Воспитание: способствовать формированию ответственного отношения к учению, готовности к мобилизации усилий на выполнение заданий, проявлению активности в их выполнении, воспитывать культуру учебного труда, навыков самообразования.
Развитие: развитие логического мышления, способности к анализу, формирование навыков самоконтроля.
В Приложении 1 – презентация к уроку.
Ход урока
I. Слово учителя
Стало уже аксиомой положение о том, что борьба «отцов» и детей в романе Тургенева – это борьба двух идеалогий, рожденных новой и предшествующей эпохами. Но столкновение «отцов» и «детей» в освещении Тургенева имеет и другой смысл. Философские раздумья о смене поколений, о вечном движении жизни, о вечной борьбе старого и нового звучали в произведениях русских писателей и до Тургенева.
Иногда эти раздумья носили острый политический характер. Так в пьесе «Горе от ума» в центре тот же конфликт, что и в романе «Отцы и дети»: спор «века нынешнего» с «веком минувшим».
«Вот то-то, все вы, гордецы. Смотрели бы, как делали отцы. Учились бы на старших глядя», - поучает «отец» Фамусов.
«А судьи кто? За древностью лет к свободной жизни их вражда непримирима», - от имени «детей» возражает Чацкий.
Пушкин в стихотворении «Вновь я посетил…» приветствует молодость. «Здравствуй, племя молодое, незнакомое.» Он мечтает о том, что «младая будет жизнь играть». Но эмоции светлые, оптимистические сочетаются с грустью, сожалением об уходящей молодости, жизни.
Другой поэт с особенной силой раскрыл сложную диалектику взаимоотношений «отцов» и «детей», «правоту» и «неправоту» отцов, сознающих, что их песенка спета и все же тоскующих по солнцу и жизни. Это подтверждает отрывок из стихотворения Ф.И.Тютчева «Как птичка раннею зарею».
Обломки старых поколений. Вы, пережившие свой век. Неправый праведный упрек. Как грустно полусонной тенью. С изнеможением в кости, Навстречу солнцу и движенью За новым племенем брести!
Подобные мысли и чувства наряду со спорами о крестьянской общине, о нигилизме, об искусстве, об аристократизме, о русском народе звучат и в романе Тургенева. Постараемся увидеть и его злободневный замысел, т общечеловеческие проблемы, над которыми размышлял автор «Отцов и детей».
II. Доклады
1. «Отцы и дети» как новаторский роман, запечатлевший умственную жизнь эпохи, рождение новых идей и нового типа общественного деятеля.
2. Сложность и противоречивость характера Базарова.
3. П.П.Кирсанов и Евгений Базаров в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети».
4. Автор и его позиция в романе.
5. Я с Вами не согласен(на), Евгений Базаров.
6. Критики о романе.
III. Обсуждение докладов
IV. Слово учителя
Прослушав доклады одноклассников, я думаю, вы полняли: «отцы» изображены с беспощадной верностью. Если сливки таковы, то что же молоко? Но появился новый герой, русский Инсаров, человек полезного дела. Писарев отметил, что люди, подобные Базарову, расчищают почву для формирования передового мировоззрения.
V. Подведение итогов