Цели:
знакомство с классическими
произведениями С.Есенина; повторить сведения о
литературных направлениях;
Тип урока: урок-семинар
Методы: работа в группах (проектная деятельность)
Оборудование урока:
- музыкальное сопровождение,
- рисунки,
- фотографии.
Ход урока
I.Творческое задание. Назвать из предложенных отрывков авторство /на его выполнение дается 2-3 минуты/.
К.Бальмонт . Я русский. /Я русский, я русый, я рыжий.// Под солнцем рожден и возрос.//Не ночью. Не веришь? Гляди же// В волну золотистых волос./
В.Брюсов. Работа. / Единое счастье-работа,// В полях, за станком. За столом,-//Работа до жаркого пота,// Работа без лишнего счета,-// Часы за упорным трудом./
В.Брюсов. Отреченье. Довольно! Надежды и чувства//Отныне былым назови,// Приветствуй лишь грезы искусства,//Ищи только вечной любви.
Н.Гумилев. Память. Только змеи сбрасывают кожи,//Чтоб душа старела и росла./Мы, увы, со змеями не схожи,//Мы меняем души, не тела.
А.Блок. Незнакомка. /И перья страуса склоненные/ /В моем качаются мозгу,// И очи синие бездонные//Цветут на дальнем берегу//.
А.Блок. Россия. //Россия, нищая Россия,//Мне избы серые твои,//Твои мне песни ветровые-//Как слезы первые любви!//
А.Блок. Вхожу я в темные храмы. //В тени у высокой колонны/Дрожу от скрипа дверей.//А в лицо мне глядит, озаренный,//Только образ, лишь сон о Ней.
II.Повторение наиболее характерных особенностей литературных направлений на рубеже XIX-XX веков: символизм, акмеизм, футуризм, имажинизм.
Символисты провозгласили три главных принципа нового искусства: мистическое содержание, символы и расширение художественной впечатлительности в духе импрессионизма.
Акмеисты-поиск новых ритмов путем пропуска слогов и свободной перестановкой ударения; противопоставление индивидуализму символистов самоценность каждого явления; отрицая мистику и оккультизм, акмеисты заявляют, что “непознаваемое, по самому смыслу слова, нельзя познать”; формы стиха строгие, четкие ритмы с мужественным напором приближаются к разговорному языку и задушевной интонации.
Футуристы-хотели “сбросить с Парохода Современности классиков литературы, выражали “непреодолимую ненависть к существовавшему языку: отрицание грамматики, синтаксиса, правописания родного языка, воспевание “тайны властной ничтожности”.
Имажинисты-провозглашали основной задачей художественного творчества лишенное общественного значения и идейного содержания придумывание новых, небывалых ранее в поэзии образов, которые в их произведениях обычно не связаны между собой какой-либо мыслью.
III.Лирика С.Есенина. Беседа.
Бурной и печальной была судьба Есенина. Яркая и беспокойная жизнь во многом способствовала неимоверной популярности его стихов – задушевных и музыкальных, близких и понятных самым разным людям. О ней (судьбе) еще при жизни поэта стали складываться легенды.
- Какое впечатление произвели на вас стихи Есенина?
Сам Есенин напишет позже в автобиографии: “Стихи начал слагать рано. Толчки давала к этому бабка. Она рассказывала сказки. Некоторые сказки с плохими концами мне не нравились, и я их переделывал на свой лад. Стихи начал писать, подражая частушкам”.
Как вы помните, Блок не случайно назвал свои стихи “заморскими песнями”- они на первый взгляд могут показаться довольно туманными, написанными на особом, зашифрованном, понятном не многим языке. Например, почему истина “ходячая?” (“Балаган”. 1906г.: Тащитесь, траурные клячи!// Актеры, правьте ремесло!//Чтобы от истины ходячей//Всем стало больно и светло!//.) И почему от нее может быть одновременно и больно, и светло? Но каким-то непостижимым образом стихотворение завораживает своей музыкой и скрытым смыслом. Читателя захватывает не то, что заключено в отдельных словах, а то, что едва угадывается за ними.
Вывод. Итак, стихи Есенина понятны и близки всем.
В стихотворении Владимира Соколова сформулировано точное ощущение того, как большинство людей воспринимают Есенина:
Мы так и не доехали тогда.
Какой-то лодки не было под боком.
Запомнилась река, да лебеда,
На берегу , довольно невысоком,
Да то село, глядевшее с откоса
Голубоглазо и желтоволосо.
Да мысль о том, что родственные сени
Когда-то называл Сергей Есенин
Не Константиновым и не Окой,
А просто лесом, полем и рекой…
Мы так и не доехали тогда…
Оки не переехали… Ну что же,
Прав лодочник, седая борода:
“Поэты? Как же, знаю… Был Сережа”.
В воспоминаниях поэта Г.И.Иванова Есенин назван “наследником Пушкина наших дней”. Он пишет: “Всю свою романтическую, бесшабашную жизнь Есенин возбуждал в окружающих бурные, противоречивые страсти и сам раздирался страстями, столь же бурными и противоречивыми…Может быть, это произошло оттого, что эти страсти не нашли себе полного выхода ни в его стихах, ни в ни в оборванной трагически жизни-с посмертной судьбой Есенина произошла волшебная странность…все связанное с ним, как будто выключенное из общего закона умирания, умиротворения, забвения, продолжает жить. Живут не только его стихи, а все “есенинское”, Есенин вообще, если можно так выразиться. Все, что его окружало, волновало, мучило, радовало, все, что с ним как-нибудь соприкасалось, до сих пор продолжает дышать трепетной жизнью сегодняшнего дня…Случилось так, что по отношению к Есенину формальная оценка кажется ненужным делом…Конечно, стихи Есенина…можно… взвесить и разобрать. Но это вообще скучное занятие, особенно скучное, когда в ваших руках книжка Есенина. Химический состав весеннего воздуха можно тоже исследовать и определить, но…насколько естественней просто вдохнуть его полной грудью…
Значение Есенина именно в том, что он оказался как раз на уровне сознания русского народа “страшных лет России”, совпал с ним до конца, стал синонимом и ее падения, и ее стремления возродиться. В этом “пушкинская” незаменимость Есенина, превращающая и его грешную жизнь и несовершенные стихи в источник света и добра. И поэтому о Есенине, не преувеличивая, можно сказать, что он наследник Пушкина наших дней”.
Для поэзии Есенина свойственна естественность, искренность тона, исповедальная интонация, ощущение кровной связи со всем живым, благодарное приятие мира.
Произведения Есенина поражают не только свежестью и искренностью, но и глубиной. Ведь Есенин- поэт глубочайшего философского наполнения. Нас смущает его песенность и легкость, и мы иногда воспринимаем его упрощенно. А между тем уже в первом его сб. проявилось иное. Взять, например, название- “Радуница” (сообщение учащейся).
Вывод.
Есенин – единственный среди великих русских лириков поэт, в творчестве которого невозможно выделить стихи о родине, о России в особый раздел, потому что все, написанное им, продиктовано “чувством родины”.Это не тютчевская “вера” (“В Россию можно толь ко верить”. Не лермонтовская “странная любовь”(“Люблю отчизну я ,но странною любовью…”). И даже не страсть-ненависть” Блока (“ И страсть, и ненависть к отчизне”). Это именно “чувство родины”. В определенном смысле Есенин- художественная идея России.
-Тем не менее, в целом в творчестве Есенина можно выделить следующие темы: тему России, тему любви и философскую тему. Сегодняшний семинар мы посвятим стихам, написанным поэтом.
Вопросы для обсуждения учащиеся готовили заранее:
- Каково мироощущение лирического героя в ранней поэзии С.А.Есенина?
- Какую роль играют цветовые эпитеты в лирике Есенина?
- Как С.А.Есенин изображает Россию в своем творчестве?
- Какие черты лирики С.А.Есенина связаны с устным народным творчеством?
- Место любовной лирике в творчестве поэта.
- Философская лирика Есенина.
IV. Работа в группах.
1.Тема России (примерные ответы учащихся).
Эта тема, как уже отметили, является главной в творчестве Есенина. “”Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине…”- свидетельствовал сам поэт. Россия в ранней лирике Есенина многолика:убогая и нищая, разгульная и бесшабашная, набожная и святая.И все-таки необыкновенно прекрасная. Поэт не устает признаваться в любви к “березового ситца” (“Край любимый, сердцу снятся…”, “Край ты мой заброшенный, край ты мой любимый”, “Черная, потом пропахшая выть, как мне тебя не ласкать, не любить”).Это чувство любви к родине, восхищение красотой неброского, но милого сердцу поэта, среднерусского пейзажа-основной мотив ранней лирики. Все, что окружало поэта, преращалось в слово, в поэзию. Порой это весьма прозаичные, непоэтичные вещи: крыши, крытые соломой, плетни, “потом пропахшая выть”, сажа над печной заслонкой,-словом, весь крестьянский бесхитростный быт, с детства знакомый поэту (“скирды солнца в водах лонных”, “Я-пастух, мои палаты- межи зыбистых полей”, “Изба-старуха челюстью порога жует пахучий мякиш тишины!, “И нежно охает ячменная солома, свисая с губ кивающих коров”, “Отелившееся небо лижет красного телка”). Поэтизация деталей крестьянского быта придает особую задушевность, теплоту, интимность стихам:
Гой ты, Русь, моя родная,
Хаты-в ризах образа…
Не видать конца и края-
Только синь сосет глаза.
Именно такой предстает Русь в первых сборниках Есенина: “Радуница” (день поминовения умерших, первый понедельник послепасхальной недели, “блестящая” “просветленная”) и “Голубень” (или “голубец”-обычно так называли крест над часовней, построенной в честь Богоматери). Но названия сборников свидетельствуют также и о связи есенинских стихов не только с крестьянским миром (земным), но и с христианской верой (небесным). (Недаром слова “крестьянский” и “христианский” являются однокоренными) Действительно, Русь Есенина-Русь христианская, рай для крестьян, идеальный, гармоничный, радостный мир. Поэт наряду с крестьянскими образами часто использует христианские мотивы и символы: “Троицыно утро, утренний канон, в роще по березам белый перезвон”, “закадили дымом под росою рощи”, “схимник-ветер шагом осторожным мнет листву по выступам дорожным”, “у лесного аналоя воробей псалтырь читает”, “галочья стая на крыше служит вечерню”, “ивы-кроткие монашки”, “на дворе обедню стройную запевают петухи”
Вывод учащихся. Мир ранней поэзии Есенина необыкновенно гармоничен, красочен, ярок. Человек и природа слиты воедино. Отсюда-задушевность, ощущение кровной связи со всем живым.
-За счет чего достигается гармония, красочность, яркость стихов?
Чувство гармонии достигается за счет следующих художественных средств:
-Есенин использует развернутые метафоры, неожиданные сравнения, олицетворения:”Туча кружево в роще связала”, “дымом половодье зализало ил”, “Поет зима-аукает, мохнатый лес баюкает стозвоном сосняка”, “Выткался над озером алый свет зари” и др.
-Образность стихов Есенина создавалась под влиянием устного народного творчества. Например, в таких строках, как “ковригой хлебною над сводом надломлена твоя луна”, “месяц рогом облако бодает”, “рыжий месяц жеребенком запрягался в наши сани”, видна связь с русской загадкой (месяц-жеребенок, луна-коврига).
-Цветовые эпитеты, словесная живопись- характернейшая особенность есенинской лирики. Как правило, это чистые, яркие цвета, взятые из окружающего мира, природы: алый, малиновый, красный, белый, голубой, синий, зеленый, золотой, черный. Цвет в стихах Есенина символичен (синий, голубой-Русь, Богородица (“голубеет небесный песок”, “васильками сердце светится, горит в нем бирюза”, “ сголубизны незримой кущи”, “несказанное, синее,нежное”), алый, красный, малиновый – детство, любовь (“ полей малиновая ширь”, “маковая заря”, “алый свет зари”, “над резным окошком занавес багряный”), белый-чистота (“На закат ты розовый похожа и, как снег, лучиста и светла”, “сыплет черемуха инеем”) . Цветовые эпитеты придают изображаемому неповторимую индивидуальность и экспрессивность (выразительность). Цветовая гамма есенинских стихов созвучна краскам иконописи.
-Интимное, камерное звучание придают стихам Есенина метафоры и сравнения: “Клененочек маленький матки зеленое вымя сосет”, “так и хочется руки сомкнуть над древесными бедрами ив”,”младенцем завернула заря луну в подол” А вот строчки о березке:
Зеленая прическа,
Девическая грудь.
О тонкая березка,
Что загляделась в пруд.
Природа в стихах Есенина не просто декоративный фон. Пейзаж зачастую отражает настроения и чувства лирического героя. Если в ранних произведениях (до 1916 года)психологический пейзаж передает такие настроения, как светлая грусть, радость, умиротворение, восхищение красотой, то в более позднем творчестве Есенина настроения меняются, а образ горячо любимой России (Руси) осложняется, меняется вместе с самим поэтом. Так, революционные настроения поэта (Есенин встретил революцию с надеждой, с мечтой о превращении России в Крестьянскую Республику) нашли отражение в поэмах “Иорданская республика”, “Небесный барабанщик”, “Инония”.. Но радужные надежды сменились разочарованием, поэтому в стихотворении “Я последний поэт деревни” (1920) появляется мотив одиночества, непонимания, прощания с прежней Русью. Поэт как будто заказывает панихиду по прежнему миру, обреченному на умирание. И русская природа является здесь Храмом, в котором проходит воображаемая поминальная служба:
Я последний поэт деревни,
Скромен в песнях дощатый мост.
За прощальной стою обедней
Кадящих листвой берез…Скоро, скоро часы деревянные
Прохрипят мой последний час.
-Основная тема этих стихов?
Это стихотворение полно горестных предчувствий о том, что вместе с прежним укладом замолкнут навеки и песни самого поэта.
Следом за стихотворение “Я последний поэт деревни” Есенин пишет три стихотворения, в заглавие которых вынесено слово “Русь”: “Русь уходящая”, “Русь бесприютная”, “Русь Советская” (1924) Тематически все три произведения близки: на смену прежней, патриархальной Руси приходит Русь новая, настораживающая и пугающая поэта. Крестьянской культуре противостоит культура городская, пролетарская. Символом новой культуры выступает в лирике Есенина образ “железного гостя”, “железной рати” (трактор, паровоз, бездушная техника). Часы старого патриархального мира сочтены: “Над старым твердо вставлен крепкий кол…” Казалось бы, поэт должен приветствовать обновление нищей деревни. Но это не так. Разумом поэт понимает, что преобразования необходимы: “нищету твою видеть больно и березам, и тополям”. Но сердцем, душой он тоскует о прежнем, безвозвратно уходящем мире. Возникает образ лирического героя, одной ногой стоящего в будущем, другой-в прошлом:
Остался в прошлом я одной ногою,
Стремясь догнать стальную рать,
Скольжу и падаю другою…
(“Русь уходящая”)
Особенно остро поэт ощущает свое сиротство в родном краю, куда вернулся после восьми лет отсутствия (“Русь Советская”). На месте отчего дома-зола и “слой дорожной пыли”, ни в чьих глазах он не находит приюта, чувствует себя иностранцем, “пилигримом угрюмым” (Пилигрим-1.странствующий богомолец; паломник.2.Странник, путник) Но кругом по-прежнему кипит жизнь, подрастает новое поколение:
С горы идет крестьянский комсомол,
И под гармонику, наяривая рьяно,
Поют агитки Бедного Демьяна,
Веселым криком оглашая дол.
Но это другие люди, с другим мышлением: “Уж не село, а вся земля им мать” Они “глядят на Маркса, как на Саваофа” (“Русь бесприютная”), снимают кресты с колоколен (“Возвращение на Родину”), читают “Капитал”. У них иные эстетические и духовные ценности.
Есенин тонко передает душевное состояние лирического героя: одиночество, бесприютность, ненужность его поэзии в новой жизни. Разумом он покоряется неумолимым обстоятельствам: “Приемлю все. Как есть все принимаю”. Он готов заложить душу “октябрю и маю”, но в обмен на свободу творчества (“но только лиры милой не отдам”) И свой песенный, поэтический дар направит не на восхваление новой, бездуховной жизни. Он по-прежнему будет воспевать “шестую часть земли с названьем кратким Русь” . (Ср. “Если крикнет рать святая: “Кинь ты Русь, живи в раю!” Я скажу: “Не надо Рая-дайте Родину мою”.)
В 1925 году Есенин создает стихотворение “Неуютная жидкая лунность”, в котором пытается, превозмогая себя, полюбить новую деревню:
Через каменное и стальное
Вижу мощь я одной стороны.
Но за искренним желанием увидеть позитивное в новой России просматривается и личная трагедия лирического героя:
Я не знаю, что будет со мною…
Может, в новую жизнь не гожусь.
В стихотворении “Спит ковыль. Равнина дорогая…! (1925) Есенин как бы прощается с родиной. В этом стихотворении слышится мольба о спокойной, естественной смерти:
Дайте мне на родине любимой,
Все любя, спокойно умереть.
Но пред смертью лирический герой еще раз клянется в верности крестьянской Руси.
-Как мы знаем, Есенин относится к крестьянским поэтам. Пройдет время и будет сначала сослан, а потом арестован и расстрелян Сергей Клычков. И то место в русской поэзии, принадлежащее Есенину, осталось за ним на долгие годы.
2.Тема любви (примерный ответ).
Эта тема появляется в творчестве Есенина вместе с темой России. Красота родного края неразрывно связана с красотой женщины, с чувством влюбленности и предчувствия любви. Возлюбленная в ранних стихах Есенина (“Выткался на озере алый свет зари” (1910), “Заиграй, сыграй, тальяночка, малиновы меха…”, “Хороша была Танюша, краше не было в селе”(1911) и др. создается на фольклорной основе, ее черты условны: “синие глаза”, “кудри черные” (ср.народный эталон красоты-алые губы, собольи брови, синие глаза, или сравнение – “алый как кровь, белый как снег”.
В любовной лирике второй половины 1910-х годов образ возлюбленной конкретизируется, но вместе с конкретикой появляется и мотив разлуки и потерь. Наиболее ярким примером любовной лирики этого периода является стихотворение “Не бродить, не мять в кустах багряных…” (1916). Это благодарное воспоминание о любви. О пережитом чувстве:
Пусть порой мне шепчет синий вечер.
Что была ты песня и мечта,
Все ж, кто выдумал твой гибкий стан и плечи-
К светлой тайне приложил уста…
Духовный кризис, который поэт испытал в послереволюционные годы, не мог не отразиться и в любовной лирике. Как “зараза” и”чума” воспринимается лирическим героем тяжелая, губящая душу страсть в цикле стихов “Любовь хулигана” (1923): Сыпь. Гармоника. Скука…Скука…”, “Пой же, пой. На проклятой гитаре…”, “Я усталым таким еще не был…”.
Нос середине 1920 годов начался новый, чрезмерно плодотворный этап в творчестве Есенина. В этот период были созданы замечательные произведения о любви: “Шаганэ ты моя, Шаганэ!” , “Собаке Качалова”, “Письмо к женщине” и др.
“Шаганэ ты моя, Шаганэ!”- одно из 15 стихотворений, составляющих цикл “Персидские мотивы” (1924-1925). Есенин мечтал побывать в Персии, на родине великих восточных поэтов Фердоуси, Омар Хайяма, Саади, Хафиза. Но мечта не осуществилась, и цикл был написан по впечатлениям от поездки на Кавказ(Грузия, Азербайджан). Имя героини стихотворения напоминает о батумской знакомой Есенина Шаганэ Тальян. Весь цикл-это стилизация под восточную поэзию. В стихах показана многообразная любовная игра между лирическим героем (поэтом с севера) и восточной красавицей. Есенин использует здесь восточную, орнаментальную образность: “Руки милой-пара лебедей”, “глаза, как яхонты, горят” и т.д. Перед нами как бы оживают сказки “Тысячи и одной ночи”. Но и в этой прекрасной сказке герой-путешественник не забывает о родной стороне:
Как бы ни был красив Шираз,
Он не лучше рязанских раздолий.
Все стихотворения этого цикла построены на антитезе “там, на родине”-“здесь, на Востоке”. В этом стихотворении слышны отзвуки пушкинского стихотворения “Не пой, красавица, при мне ты песен Грузии печальной” Воспоминания о родине пробуждают в душе лирического героя и воспоминания о любви, о недавней разлуке с северной девушкой. Стихотворение очень музыкально, пронизано тихой грустью и нежностью (ср. Пушкин “На холмах Грузии”)
Мотив легкой и светлой грусти пронизывает и стихотворение “Собаке Качалова” (1925) Это необычное признание в любви. Эмоциональный пик перенесен на концовку. Фактически все строфы написаны ради последней, где упоминается та, “что всех безмолвней и грустней”. Переживания героя передаются через образ-посредник, через собаку Джима:
Она придет, даю тебе поруку.
И без меня, в ее уставясь взгляд,
Ты за меня лизни ей нежно руку
За все, в чем был и не был виноват.
Но надежда лирического героя невыполнима, так как собака не может исполнить желание человека. Отсюда возникает мотив одиночества, непонятности, отверженности, душевного разлада.
Этот мотив еще больше усиливается в стихотворении “Письмо к женщине” (1924), которое является обращением к бывшей возлюбленной, оставившей поэта. Композиционно в этом произведении можно выделить две части: в первой лирический герой вспоминает прежние времена, когда он мучительно не понимал смысл происходящего, во второй-показано обретение героем смысла существования. Первая часть пронизана исповедальными и покаянными интонациями. Лирический герой осознает, что его “шальная жизнь”, “скандалы”,”угар пьяный” привели к неминуемому разрыву. Герой объясняет любимой причину своего поведения так:
Не знали вы,
Что в сплошном дыму,
В развороченном буре быте
С того и мучаюсь, что не пойму-
Куда несет нас рок событий…
Он не нашел понимания в душе возлюбленной.Но пройдя через мучения, падения, он все же не скатился вниз, как ему предрекала она, найдя опору в приятии “новой жизни”:
Теперь в Советской стороне
Я самый яростный попутчик…
Но любимая женщина вряд ли знает об этом. Лирический герой испытывает горечь от сознания того, что он “ни капельки не нужен” ей, и все же винит во всем только себя и просит прощение:
Простите мне…
Живите так,
Как вас ведет звезда…
В этом произведении опять слышны пушкинские мотивы: “Я вас любил так искренне, так нежно, Как, дай вам Бог, любимой быть другим”.
Благодарное приятие-основной тон в отношении лирического героя с любимой.
3. III группа.Философская лирика (примерный ответ).
Такие философские мотивы, как смена поколений, мотив одиночества, духовного разлада, мотив подведения жизненных и творческих итогов характерны для поздней лирики Есенина. Наиболее значимым представляется мотив подведения итогов, увядание, прощания с жизнью. Лирический герой воспринимает утрату юности, свежести, радости жизни спокойно, как должное. Недаром в это период его творчества возникает образ-метафора “осень в природе”-“осень жизни”. Осень жизни-это период зрелости, готовности благодарно принять свой уход. Эта тема прослеживается в ряде стихотворений 20-х годов (“Не жалею, не зову, не плачу”, “Отговорила роща золотая”,”По-осеннему кычет сова”, “Цветы мне говорят прощай…” и др.).
В стихотворении “По осеннему кычет сова” (1920)появляется образ лирического героя, осознающего бренность своего существования, неизбежность ухода, неизбежность смены поколений: “Новый с поля придет поэт, В новом лес огласится свисте…”.Но поэт ощущает свою слитность с природой, считая себя частицей ее. Поэтому возникает пейзаж (“раздолье дорожной рани”, “по-осеннему сыплет ветер, по-осеннему шепчут листья”), передающий психологическое состояние героя.
Эта же мысль выражена и в знаменитом стихотворении “Не жалею, не зову, не плачу”(1921), тема которого была навеяна Есенину лирическим отступлением “О юности” в “Мертвых душах” Гоголя. Здесь грустная, элегическая интонация не выливается в трагедию, так как путь человека от расцвета (юности) к увяданию (зрелости, старости) естественен. Поэт понимает, что “увяданья золотом охваченный” он “не будет больше молодым”, что “страна березового ситца не заманит шляться босиком” (то есть уже не будет восторгов и безумств юности). Очарование юности, полнота жизни- это дым, сон (“Жизнь моя, иль ты приснилась мне!”. Но все же поэт благодарен судьбе за то, что “пришлось процвесть и умереть”.
В стихотворении “Отговорила роща золотая”(1924) тема подчиненности человеческой жизни законам природы, расставания с молодостью, подведения итогов получила дальнейшее развитие. Опять лирический герой соотносит, сопоставляет свою жизнь с жизнью природы, с периодами расцвета и увядания. Особое значение здесь приобретают олицетворения, параллелизмы, сравнения, еще и еще раз подчеркивающие закон мироздания: поэт прощается с прошлым, “роняет грустные слова”, и ему вторят “роща золотая”, отговорившая “веселым языком”, и журавли, которые, “печально пролетая”, “уже жалеют больше ни о ком”, и конопляник “с широким месяцем над голубым прудом”. Несмотря на то, что “каждый в мире странник”, цепь мироздания, закон жизни и вселенной не прекратится, не прервется: “не обгорят рябиновые кисти”, “от желтизны не пропадет трава”. И уход лирического героя так же закономерен, как закономерно увядание и падение листьев с деревьев:
Как дерево роняет тихо листья,
Так я роняю грустные слова.
И если время, ветром разметая,
Сгребет их все в один ненужный ком…
Скажите так…что роща золотая
Отговорила милым языком.
В этих последних строках поэт поднимает вопрос о своем творчестве (роща золотая-золотоголовый поэт (автобиографический образ неоднократно встречается в поэзии Есенина); падающие листья-слова-строки-стихи). Поэт полон сомнений и раздумий не только о жизни, но и о судьбе своих стихов.
V. Подведение итогов урока.
Словарь урока: Лазарь-нищий в евангельской притче о загробной участи праведников, герой многих народных духовных стихов.
Примечание. В четырнадцать лет С.Есенин выучил наизусть “Мцыри” М.Ю.Лермонтова, находя в облике героя поэмы много общего с собой.
Радуница (или радоница)-день поминовения усопших.
Клененочек- уменьшительно- ласкательное от “клен”.
Кадильный-от слова “кадило” (металлический сосуд, используемый при богослужении).Канон-здесь церковное песнопение во время панихиды.
Ризы-верхнее облачение священника при богослужении.
Спас-церковный праздник.
Корогод (карагод)-хоровод (областное) либо ряд (может быть, имеется в виду ряд изб или деревенский забор).
Старообрядчество-религиозные группы в России, не принявшие церковных реформ XVII века и не подчинившиеся официальной Православной Церкви.