Урок-практикум по теме "Второстепенные члены предложения. Определение". Стихи М.Карима на уроке русского языка

Разделы: Русский язык, Литература


Необходимые материалы:

  • карточки с заданиями для работы в группах;
  • портрет Мустая Карима;
  • выставка сборников поэта и книг о нем;
  • музыкальное оформление.

Ход урока

I. Актуализация знаний

Учитель. Прочитайте строки из стихотворения М.Карима «Птиц выпускаю…» (перевод Е.Николаевской).

Все завершил. Покончил с мелочами,
И суета осталась позади…
И вот сейчас с рассветными лучами
Птиц выпускаю из своей груди.

Идущие на бой во имя чести!
Вам – первый дар, всем прочим не в укор:
Для вас, взгляните, в дальнем поднебесье
Орел могучий крылья распростер.

– Каким членом предложения являются выделенные слова?
– Докажите. (Дети называют основные признаки определений.)

Слово учителя: Сегодня на уроке мы познакомимся с тем, что такое согласованные и несогласованные определения, а также поговорим о некоторых произведениях (стихотворных текстах) великого башкирского поэта – Мустая Карима.

Творчество М. Карима стало эпохой в литературе. Его хорошо знают в каждом доме, очень многие искренне любят волшебство его пера. Да, творчество М. Карима занимает видное место не только в башкирской, но и в российской литературе.

Хорошо сказал о М. Кариме его друг Кайсын Кулиев: «Если бы я ничего не читал о Башкирии, кроме книг Мустая Карима, и не видел ни одного башкира, кроме Мустая, то и тогда я мог бы считать, что знаю Башкирию и ее народ… Он тот поэт, который открыл нам, читателям, сердце и ум родного народа, донес до нас шуршание колосьев своей земли, запах ее хлеба, зажег для нас звезды того неба, которому удивлялся мальчик, лежа на земле».

II. Основная часть.

1) Класс делится на две подгруппы и каждая получает карточку с заданием (см. Приложение 1).

Работа в группах – 15 минут. После работы групп, выводов, сделанных учащимися самостоятельно, учитель обобщает все сказанное (§16 в учебнике).

2) Слово учителя. «Творчество Мустая Карима – чистейший образец искусства слова, богатейший мир изучения художественных тайн», – писал народный поэт Башкортостана Р.Бикбаев. Мы с вами тоже пытаемся раскрыть, понять, осмыслить произведения М. Карима. Так же в своей книге «Педагогика Мустая Карима» И.И. Валеев пишет: «Многих специалистов волнует, кто же М.Карим: Поэт, Философ, Драматург, Прозаик, Гуманист. Перед тем, кто воспитывает детей, такой дилеммы нет. Ответ один: М.Карим – Педагог!»

Ребята, вы согласны с мнением Ильяса Иштугановича Валеева? Ответ обоснуйте.

Перед вами листы со стихотворением М. Карима «Учителю» (см. Приложение 2). Это произведение вам хорошо известно. Прочитайте выразительно. Какое настроение вызывает у вас это стихотворение?

(Во время чтения звучит музыкальная композиция на слова стихотворения «Учителю», создающая определенную эмоциональную атмосферу).

– Найдите в этом стихотворении согласованные и несогласованные определения. Выпишите их в тетрадь. Определите роль определений в произведении.

(Выписанные определения: в памяти моей – согл. опр.; двери класса – несогл. опр.; первый школьный день – согл. опр.; огонь большой – согл. опр.; сердце маленькое моё – согл. опр.; радость жизни – несогл. опр.; жизни трудовой – согл. опр.; даль полей – несогл. опр.; звездные голубые небеса – согл. опр.

Эти определения играют большую роль в создании настроения нежной грусти и торжественности в стихотворении).

3) Самостоятельная работа.

Раздать карточки с заданиями (см. Приложение 3).
Обсуждаем и оцениваем проделанную работу после её выполнения.

III. Заключительная часть.

– У вас на партах лежат анкеты (см. Приложение 4). Возьмите одну из них, заполните её, подчеркнув свой ответ.

IV. Домашнее задание.

Творческая работа (сочинение-миниатюра) на тему «Мой Мустай Карим». Включите в свой текст как можно больше определений.

Выставление оценок.

Литература.

  1. Закирьянов К.З. Русский язык: учеб. для 7-8 кл. башк. шк.– Уфа: Китап, 2001.
  2. Шуралев А.М. Поэзия Мустая Карима на уроках русской литературы. – Уфа: Китап, 2008.
  3. Валеев И.И. Педагогика Мустая Карима. – Уфа: Китап, 2002.
  4. Газета «Учитель Башкортостана», 2008, № 2.
  5. Газета «Русский язык», 2008, № 6, 23.
  6. Газета «Йашлек», 2004, № 121, 122.