Урок-практикум по литературе в 8-м классе "Ах Невский… Всемогущий Невский!"

Разделы: Литература


Цель: проанализировать повесть; показать, как большой современный город с его страшными нравами губит личность; дать учащимся понять гоголевский «смех сквозь слезы», подготовив их к дальнейшему восприятию творчества Гоголя.

Ход урока.

1. Орг. момент

«Все обман, все мечта.
Все не то, что кажется».

2. Вступительное слово учителя.

Петербург как символ могущества России и ее неувядаемой славы был воспет еще поэтами 18 века и первой половины 19 века. Пушкин изобразил Петербург в романе «Евгений Онегин» и в поэме «Медный всадник» как город русской славы и в то же время город социальных контрастов. Тема Петербурга, наметившаяся в творчестве Пушкина, была расширена и углублена Гоголем. Белинский писал: «Такие пьесы, как «Невский проспект», могли быть написаны не только человеком с огромным талантом и гениальным взглядом на вещи. Но и человеком, который знает Петербург не понаслышке». И, действительно, в основу «Невского проспекта», как и всего цикла «Петербургские повести» легли впечатления петербургской жизни Гоголя. Шли годы жизни Гоголя в Петербурге. Город поражал его картинами глубоких общественных противоречий и трагических социальных контрастов. За внешним блеском столицы писатель все отчетливее различал бездушие и хищническую бесчеловечность города-спрута, губящего живые души маленьких, бедных людей, обитателей чердаков и подвалов. И вот столица представилась Гоголю уже не стройной, строгой громадой, а кучей «набросанных один на другой домов, гремящих улиц, кипящей меркантильности, этой безобразной кучей мод, парадов, чиновников, диких северных ночей, блеску и низкой бесцветности». Именно такой Петербург и стал главным героем петербургских повестей Гоголя.. Образ северной столицы впервые возник в творчестве Гоголя еще в повести «Ночь перед Рождеством». Картина Петербурга, увиденная глазами кузнеца Вакулы отличается выразительностью.

3. Чтение отрывка из повести, посвященного описанию Петербурга. («Ночь перед Рождеством»).

Созданный в «Петербургских повестях», образ города не раз появится в «Мертвых душах» (чтение отрывка).

4. Творческая история «Петербургских повестей» (сообщение учащегося)

5. Анализ повести (работа по группам)

1 группа

А) Чтение отрывка «Всемогущий Невский проспект»

Б) Объяснение слов и словосочетаний : «меркантильный интерес, всеобщая коммуникация Петербурга, фантасмагория»

- Как вы озаглавили бы данный отрывок?

- Как изображена улица? (как живое существо, она источник всех несчастий и зол)

- В какое время суток показан Невский проспект? (утром, с 12 часов, от двух до трех часов)

В эти последние часы он являет собой парадную витрину империи Николая 1. Все на нем блестит и сияет.

- Прочитайте 2- ой отрывок. («Главная выставка всех лучших произведений человека»)

- Кто или что появляется на улице? (не люди, а маски. Бакенбарды, усы, платья, платки, галстуки, шляпки, сюртуки, носы, талии).

- Обратите внимание на великолепный сатирический прием Гоголя – обнажить человеческое самодовольство и ничтожество. В модных сюртуках, блестящих мундирах, в тысячах шляпок, платьев выставляются на обозрение читателя дворянская спесь, чванство, тупость и пошлость. Беспечная праздность – основная черта этой улицы. «Если только взойдешь на Невский проспект, как уже пахнет одним гулянием».

- Но существует и другая сторона улицы. Она раскрывается в раннее петербургское утро, когда Невский проспект заполняется совершенно другими фигурами.

- Кто эти фигуры? (мальчишки, мужики, лакеи)

- Изображая Невский проспект в разное время суток, Гоголь характеризует социальные слои Петербурга. Невский проспект для Гоголя – это олицетворение всего Петербурга, города контрастов.

- Повесть начинается с восторженного гимна Невскому проспекту. («Нет ничего лучше Невского проспекта»). Но чем дальше, тем отчетливее звучат сатирические ноты в этом праздничном описании ложно-призрачного великолепия.

- Истории, случившиеся с Пискаревым и Пироговым, - это два главных сюжетных эпизода, две части общей картины Невского проспекта и Петербурга. Они дают яркое представление о сложности картин в Петербурге, о зоркости и остроте художественного зрения писателя.

2 группа

- Рассказ о художнике Пискареве.

- Что есть идеал для Пискарева? (красота)

- Что поразило его в образе девушки?

- Кем же оказалась девушка? (обитательница притона)

- Пересказ сна Пискарева.

- Рассказать о многолюдстве залы и девушке (лучше всех одета)

Во сне Пискарева Гоголь вернулся к образу привилегированного Петербурга, сюжет строится именно на том, что на Невском проспекте «все не то, чем кажется».

- Как вы относитесь к Пискареву? (его жалко, он мечтатель, романтик, он противостоял главной улице, ее действительности)

3 группа

- Рассказ о смешной и позорной истории Пирогова.

- К какому обществу принадлежит поручик Пирогов?

- Какими «талантами» обладал Пирогов?

- В чем же заключалось «смелое предприятие» Пирогова?

- Как же ведет себя поручик в решающем испытании его чести, гордости? (сначала возмущается, а потом смиряется)

- Что общего у Пискарева и Пирогова? (внешнее сходство – оба героя оказались на Невском проспекте и оба увлеклись)

- Любовь каждый из них понимает по-своему. Как?

- Как каждый из них отнесся к своей неудавшейся любви? (один вполне оправдал свою фамилию – утешился пирожками в кондитерской, а другой – как романтик сначала попытался уйти в мир грез, а потом кончил жизнь самоубийством)

А вот что об этом сказал В.Г.Белинский: «Пирогов и Пискарев – какой контраст. Оба они начали в один день, в один час преследования своих красавиц, и как различны для обоих были следствия этих преследований! О, какой смысл скрыт в этом контрасте! И какое действие производит этот контраст! Пискарев и Пирогов, один в могиле, другой доволен и счастлив даже после неудачного волокитства и ужасных побоев! Да, господа, скучно на этом свете!...» И тут же он делает вывод: «Невский проспект и сказка Невского проспекта., которая оказывается грубой реальностью соединяет несоединимых – поручика Пирогова и художника Пискарева»

А Гоголь неоднократно восклицает: «Странно играет нами судьба, странные происшествия случаются на Невском проспекте».

В конце повести Гоголь вновь возвращается к Невскому проспекту, чтобы сорвать с него красивые покровы и высказать всю свою ненависть к городу с его продажностью и равнодушием ко всему прекрасному и к человеку. Петербург в повести Гоголя предстает городом двойственности. Писатель подчеркивает противоречие между видимостью его и сущностью.

- Обратимся к эпиграфу урока. «Все обман, все мечта, все не то, что кажется». Именно это показал нам писатель. И снова обратимся к Белинскому, который говорил о своеобразии повестей Гоголя так: «Отличительный характер повестей Гоголя – простота вымысла, народность и комическое одушевление, всегда побеждаемое глубоким чувством уныния. Причина всех этих качеств заключается в одном источнике: господин Гоголь – поэт, гражданин жизни действительной…»

Домашнее задание:

  • написать сочинение-миниатюру «Петербург глазами героев Гоголя».
  • проанализировать повесть; показать, как большой современный город с его страшными нравами губит личность; дать учащимся понять гоголевский «смех сквозь слезы», подготовив их к дальнейшему восприятию творчества Гоголя.