Урок-практикум "Фольклорная основа поэмы Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"

Разделы: Литература


Цели:

  • способствовать воспитанию интереса к изучению творчества Некрасова (пробудить интерес к поэме), создать необходимый эмоциональный настрой;
  • воспитать чуткое, бережное отношение к слову, к народным истокам, фольклорным традициям русского народа;
  • научить видеть и анализировать художественное своеобразие и языковые особенности поэмы;
  • способствовать развитию памяти, мышления, речи, умения выделять главное, обобщать, систематизировать материал, логически мыслить, рассуждать. (Слайд 3)

Оборудование: портрет Н. А. Некрасова, презентация, выставка книг.

Методические приемы: беседа, сообщения учащихся, анализ текста с элементами беседы, работа с опорными схемами, самостоятельная исследовательская работа по группам.

ХОД УРОКА

1. Оформление тетрадей (тема, эпиграф).

 «Такая почва добрая –
Душа народа русского…»

Н.А.Некрасов

(Презентация. Слайд 1)

2. Вступительное слово учителя

В молодые годы поэт едва не погиб, оказавшись среди тех,  кто был сброшен на самое дно жизни. В одной своей прозаической повести он написал:

«Я узнал, что… есть несчастливцы, которым нет места даже  на чердаках и в подвалах, потому что есть счастливцы, которым тесны целые дома». (Слайд 4)

Народные мотивы лирики Некрасова выстраданы им. От прикосновения к прозе суровых будней некрасовские стихи  взмыли к вершинам поэзии.
Для России 60-х годов характерен подъём национально – освободительной борьбы. Именно на эти годы приходятся самые значительные творческие замыслы Некрасова, и среди них намерение создать «народную книгу».
Замысел «Кому на Руси жить хорошо» показателен для изменившегося, нового понимания поэтом своего предназначения. Создание поэмы было выполнением  гражданского долга – писатель желал своему народу более отчётливого понимания человеческого достоинства, стремления покончить с угнетением и нуждой. Поэма должна была быть приноровлена к уровню понятий и представлений народа и вместе с тем нести такое знание о жизни, какого у народа ещё не было. Свой замысел Некрасов определил словами: «Это будет эпопея современной крестьянской жизни». (Слайд 5)
Поэтическое сознание народа было воспитано на сказке, песне, легенде, загадке, пословице. И чтобы быть понятым народом, Некрасов должен был сблизить свою поэму с фольклором, насытить её ёмкими формами устного народного творчества. (Слайд 6)

3. Беседа.

В каком году – рассчитывай,
В какой земле – угадывай,
На столбовой дороженьке
Сошлись семь мужиков…   (слайд 7)

– Почему за автора речь повел народный рассказчик? (Народный рассказчик доверителен и прост: не говорит читателю «рассчитывайте», «угадывайте», а «рассчитывай», «угадывай»)
– Внешним организующим началом некрасовской эпопеи является дорога, по которой отправляются в путь семь мужиков – правдоискателей. В каких произведениях русской литературы сюжетообразующим началом также является дорога?  («Хождение за три моря» Афанасия Никитина, «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н.Радищева, «Мёртвые души» Гоголя)
– В каких произведениях Некрасова мотив дороги также играет немаловажную роль? («В дороге», «Тройка», «Школьник», «Коробейники»)
– Чем отличается роль дороги в сюжете «Кому на Руси жить хорошо» от произведений других писателей и самого Некрасова? (В большинстве произведений дорога помогает лишь расширить и организовать сюжетное пространство. В поэме дорога служит не только связующим началом между отдельными частями произведения. Она даёт возможность поэту соединить воедино картины прошлого, настоящего и будущего.)

Комментарий учителя.

По дороге, которая проходила мимо усадьбы Некрасовых, гнали в Сибирь арестантов, закованных в кандалы (Владимировка (или Сибирка) – это народное название этапной дороги). Будущий поэт на всю жизнь запомнил «печальный звон – кандальный звон», раздававшийся на этой «проторенной цепями» дороге. (Слайд 8)
Слово в искусстве всегда влечёт за собой вереницу смежных и сходных представлений: «дороженька», а не «дорога»! Народные песни знают именно «дороженьку»: «Не одна – то, не одна во полю дороженька, не одна пролегла…»; «За дороженькой., широкою, за широкою, за Московскою…» и т.п.Устойчивость особой народной поэтической тональности и тех представлений, которые вызывает слово, была так велика, что, например, Пушкин, как подсчитано специалистами, почти четыреста раз употребил слово «дорога» и только один раз «дороженька», и именно в народно-песенном смысле (в «Русалке»).

– Почему Некрасов вводит в поэму «семь мужиков: семь временнообязанных»? (Слайд 9)
(«Семь мужиков» – это те семь, которые вошли в пословицы, поговорки и сказки: «Семь Семионов», «Не велик городок, да семь воевод», «Семь пятниц на неделе» и пр.В русском фольклоре часто используется сакральное число «семь». Начало этой традиции затерялось где-то во тьме времен. Семь некрасовских мужиков – дань этой традиции.)
– Каковы же истоки народности Некрасова?

4. Сообщение, подготовленное учеником:

Кропотливая работа утомляла Некрасова, и поэт бывал поистине счастлив, когда ему удавалось вырваться из душного города куда-нибудь в деревенскую глушь. Охота была для него лучшим средством дружеского сближения с народом. Он говорил, что в деревне охотниками обычно бывают талантливейшие из русских крестьян. Часто Некрасов охотился с «другом-приятелем», костромским крестьянином Гаврилой Захаровым. Странствуя с ружьем из деревни в деревню, Некрасов попадал и на сельские ярмарки, и на крестьянские праздники, и на сходки, и на свадьбы, и на похороны, знакомился со множеством деревенских людей, наблюдал их нравы и обычаи и жадно вслушивался в каждое слово их непринужденных речей. (Слайды 10-11)
Поэт очень бережно относился к слову. Буквально в начале творческого пути в выступлениях Некрасова появились суждения о «бородатых читателях» (по одному из указов Петра I разрешалось носить бороду крестьянам, ремесленникам, служителям культа, но не дворянам) и их особо дотошном отношении к книге. Рецензируя в 1844 году предназначенные читателю – простолюдину «Воскресные посиделки», он упрекал их составителя в вызванной незнанием народного быта и народной аудитории неточности: «А у сочинителя перепились косушкою и бабы, и девки, и парни! Это, конечно, промах неважный, но очень невыгодный для сочинителя, бородатые читатели (если только они у него будут) никак не простят ему такой ужасной обиды, доказывающей грубое незнание их натуры, и, дочитав книжку до этого места, дальше читать не будут».

5. Слово учителя

Некрасов использует фольклорный материал для различных целей. С одной стороны, сам фольклор является элементом быта и именно для показа, для более полного изображения быта включается в произведения Некрасова. С другой стороны, фольклорность произведения делает его доступнее для крестьянской аудитории.  В поэме «Кому на Руси жить хорошо» фольклорный материал используется Некрасовым различным образом. Он либо включает в произведение конкретный текст причитаний или песен, взятых из книжных источников, либо видоизменяет фольклорный материал, повышая его эмоциональность и изобразительность, либо создает свои собственные произведения, пользуясь только фольклорной стилистикой. Вся работа Некрасова по использованию фольклорного материала подчинена задаче – дать наиболее сильный в художественном и идейном отношении текст. Некрасов стремится дать яркое и эмоционально-действенное изображение крестьянской жизни, вызвать сочувствие к крестьянству, пробудить стремление к борьбе за крестьянское счастье. Этой задачей определяется и отбор наиболее полноценного в художественном и социальном отношении материала и переработка его.

6. Реализация домашнего задания

(В качестве домашней работы  учащимся даны индивидуальные опережающие задания в группах)

– Какие жанры русского устного народного творчества использует Некрасов в поэме «Кому на Руси жить хорошо»?

1. «Сказка» (выступление первой группы) (Слайд 12)

Всю поэму пронизывают фольклорные элементы. В ней многое взято из русских народных сказок. Некрасов включил в «Пролог» элементы сказочного зачина:

В каком году – рассчитывай,
В какой земле – угадывай... (слайды 13)

Многие русские народные сказки начинались похожим образом: «В некотором царстве, в некотром государстве…», «Жили-были…», «Давным-давно…».
Такой прием давал автору возможность, с одной стороны, подняться над повседневной действительностью и свободно обращаться со временем и пространством, переносить действие из одного места в другое, убыстрять или замедлять время, точно так же, как это происходило в сказках; а с другой стороны – подчеркнуть злободневность поставленных в поэме вопросов. Народ на протяжении всего своего исторического существования (точно так же, как придуманные им сказочные герои) снова и снова возвращался к вопросу о том, где же лежат ключи от счастья народного и кому же вольготно и весело живется на Руси.
Почти все герои поэмы «Кому на Руси жить хорошо» названы по именам, а фамилии не указываются. В произведении присутствует магическое число семь (мужиков, филинов, деревьев).
Сам сюжет поисков счастливого соотносится с сюжетом сказки “О правде и кривде”. Подарок говорящей пеночки, скатерть-самобранка, усиливает сказочное впечатление от всего дальнейшего повествования. Но не только сама тема поисков счастливого, образы скатерти-самобранки, воплощавшей в себе народную мечту о зажиточной жизни, говорящей пеночки придают поэме сказочный колорит. (Слайд 14)
Запрет и его нарушение – основа многих русских народных сказок. Однако запрет пеночки так никогда и не нарушится, что лишний раз говорит о незавершённости поэмы.
Некрасов дополняет свое повествование и другими сказочными образами. Например, в качестве сказочных мотивов можно назвать одушевление зверей и птиц, упоминание лешего, который «шутку славную» сыграл с мужиками, хохочущей ведьмы. А постоянные рефрены: “мы мужики степенные...”, “кому живется весело, вольготно на Руси” — исполняют роль присказки.
С первых же строк Некрасов употребляет устойчивые эпитеты, характерные для русских народных сказок: солнце красное, путь-дороженька, красна девица. Зверей и птиц автор также наделяет свойствами и чертами сказочных зверей и птиц: заяц робкий, лисица хитрая, ворон – птица умная и т. п.
Избранная Некрасовым сказочная форма развития сюжета от­крывала перед ним широчайшие возможности (иначе весьма трудно было бы осуществить, например, встречу крестьян с царем). 

Комментарий учителя.

Как многие герои народных сказок, на поиски счастья и счастливых отправляются и некрасовские мужики-правдоискатели. Но поэт вовсе не собирался предложить читателям новый вариант народной сказки. Его цель заключалась в том, чтобы показать современную Россию, заглянуть во все ее уголки, рассказать, как живет народ, к чему стремится и с чем связывает свои надежды и чаяния. Поэтому в поэме отчетливо проступают современные поэту исторические реалии и порой достаточно точно обозначено как время описываемых событий (статус «временнообязанных» крестьян был введен после реформы 19 февраля 1863 года), так и место, где они происходят (в Ярославской губернии действительно существовали деревни Горелово, Голодухино, а в Нижегородской – Заплатино, Дырино, Несытово).

2. «Песня» (выступление второй группы) (Слайд 15)

Ведущее место в поэме занимает песня. Поют крестьяне, поет Гриша Добросклонов, почти вся третья часть о Матрене Тимофеевне состоит из песен.
В поэме “Кому на Руси жить хорошо” мы видим зарисовки из крестьянского быта: обычаи, обряды, трудовые песни. (слайд 16)

В день Симеона батюшка
Сажал меня на бурушку...

Спасибо жаркой баенке,
Березовому веничку,
Студеному ключу, —
Опять бела, свежехонька.
За прялицей с подружками
До полночи поешь!

Глава “Песни” буквально соткана из народных песен, переплетенных с плачами, пословицами и загадками, умело обработанными Некрасовым. В примечаниях к этой главе можно найти информацию о том, что эти песни, наряду с другим фольклорным материалом, были собраны Рыбниковым, Шейном, Барсовым.
Некрасов берет главным образом произведения лирического характера, потому что именно в этих произведениях наиболее ярко и эффективно отразились настроения, чувства и думы крестьянства.
Так, плачет мать Матрены Тимофеевны, выдавая дочь замуж за “чужого” человека, Филиппа Корчагина. Отец Матрены вышел к сватам и пообещал дочь в жены. Как ни плакала она, но все-таки пришлось идти замуж. Рассказ о своей судьбе Матрена Тимофеевна прерывает песней “Ты скажи, за что...”, в которой чувствуется вся глубина переживаний русской девушки. В сцене сватовства мы встречаемся с еще одним обрядом:

И волюшка скатилася
С девичьей головы... (слайд 17)

Дело в том, что издавна на Руси во время последней вечеринки с невесты снимали волю, то есть ленту, которую носят девушки до замужества.
В главе II («Песни») песенный материал подается именно в виде песен, иллюстрирующих положение замужней женщины. Все три песни («У суда стоять ломит ноженьки», «Спится мне младенькой, дремлется» и «Мой постылый муж подымается») известны по фольклорным записям. Третья песня дана весьма точно, но без последней части, в которой жена покоряется мужу; и здесь Некрасов избегает смягчающей концовки. Кроме того, песня эта в записях называется хороводной и является игровой: парень, изображающий мужа, в шутку ударяет девушку-жену платком, а после последнего куплета поднимает ее с колен и целует (игра заканчивается традиционным хороводным поцелуем). Некрасов же дает эту песню в качестве бытовой и подкрепляет ею рассказ Матрены Тимофеевны о побоях мужа. В этом четко проявляется стремление Некрасова к показу именно тяжелого положения крестьянства и, в частности, крестьян. В этой же главе описание красоты Демушки («Как писаной был Демушка») опирается на текст величания жениху.
Глава IV («Демушка») в значительной степени построена на основе похоронных причитаний. Текст причитания позволяет развернуть картину крестьянского быта. Кроме того, мы узнаем таким образом о факте существования похоронных причитаний в крестьянской среде. Такое использование фольклора, в свою очередь, имеет двоякое значение: во-первых, автор отбирает наиболее сильные и яркие в художественном отношении данные и тем повышает эмоциональность и изобразительность своего произведения, во-вторых, фольклорность произведения делает его доступным. (Слайд 18)
Однако песни Некрасова отличаются от фольклорных большей четкостью и остротой изображения. Задача Некрасова заключается не в том, чтобы следовать за фольклором, воспроизводить фольклорные образцы, а в том, чтобы, пользуясь фольклорными приемами и делая тем самым свои произведения доступными крестьянству, воздействовать на крестьянское сознание, будить и прояснять его, создавать новые произведения, которые могли бы войти в песенный обиход и таким образом сделаться средством пропаганды революционных идей (недаром эти песни подвергались цензурным урезкам и прямому запрещению). Песни «Веселая», «Барщинная» и «Пахомушка» посвящены изображению крепостничества. (Слайд 19)
Песни «Голодная» и «Соленая» чрезвычайно резкими чертами изображают крайнюю бедность и голод крестьянства. Наконец, «Солдатская» зло изображает положение отставного солдата, ходящего «по-миру, по-миру». (Слайд 20)
Таким образом, темы и настроения песен Некрасова были близки и понятны крестьянству; в частности, они характерны и для крестьянского фольклора. Некрасов также придает своим песням характер, близкий фольклорным песням (отчасти живой крестьянской речи). Так, «Веселая» построена на повторении в конце каждой строфы слов: «Славно жить народу на Руси святой!». В «Барщинной», «Голодной» и «Пахомушке» много уменьшительных и ласкательных форм (Калинушка, спинушка, матушка, Панкратушка, Пахомушка, коровушка, головушка), в «Солдатскую» вставлен куплет о трех Матренах и Луке с Петром.

Дополнение учителя

Исследователями установлено, что три четверти текста главы “До замужества”, около половины главы “Песни” и более половины главы “Трудный год” имеют установленные фольклорные источники, а прототипом Матрены Тимофеевны является  известная в ту пору олонецкая вопленица Ирина Федосова. Матрена Тимофеевна, подобно Ирине Федосовой, не только хранит в своей памяти фольклор, но и обновляет его. Песни, плачи, легенды, пословицы, поговорки введены в рассказ героини не ради орнаментального украшения. В них возникает образ “многострадальной матери всевыносящего русского племени”. Этот образ создан гением самого народа. (Слайд 21)
В поэме запечатлено большое количество костромских «примет» в части «Крестьянка», героиней которой является Матрена Тимофеевна Корчагина. Возможным прототипом Матрены Тимофеевны послужила жена Гаврилы Яковлевича Захарова Маремьяна Родионовна. «Родина Матрены Тимофеевны, – пишет А. В. Попов, – изображается лесной стороной с населением, по-видимому, старообрядческим, со строгими нравами. Семья у нее “непьющая”.

По избам обряжаются,
В часовенках спасаются.

Это напоминает бассейн реки Костромы, где Некрасов бывал у своего “друга-приятеля” Гаврилы Яковлевича Захарова, крестьянина деревни Шоды, с которым он охотился в этих местах.

3. «Былина, легенда» (выступление третьей группы). (Слайд 22)

Через всю поэму Некрасова, постепенно разрастаясь и углубляясь, проходит тема неиссякаемой мощи народа и народного богатырства. Но наиболее полно она представлена в «Крестьянке» и в главе, посвященной Савелию-богатырю святорусскому. В Савелии громадная физическая сила и мощь, бунтарский характер и долготерпение, завершившееся открытым протестом против насилия и произвола. В словах Савелия о богатырстве крестьянина, несомненно, слышится отзвук былины о « Святогоре и тяге земной»:

Ты   думаешь,   Матренушка, 
Мужик — не богатырь?
И жизнь его не ратная,
И смерть ему не писана
В бою –  а богатырь!
Поднять-то поднял он,
Покамест тягу страшную
Да в землю сам ушел по грудь
С натуги!  По лицу его
Не слезы – кровь течет… (слайд 23)

Легенда «О двух великих грешниках», являющаяся прямым призывом к расправе с помещиками, также основана на фольклорном материале. Характер легенды имеет и «Бабья притча» ( Матрена Тимофеевна передает ее как рассказ «святой старицы»). Для этой притчи Некрасов воспользовался частью «Плача о писаре» из «Причитаний Северного края» Барсова.
Вместе с тем чрезвычайно характерно, что наиболее прославленные виды фольклора – былины, сказки и легенды – представлены  у Некрасова сравнительно  мало: его влечет к себе правда крестьянской жизни, нашедшая отражение в бытовых песнях.

Дополнение учителя

Членами одной семьи оценивается богатырство Савелия. Его не приемлют ближайшие родственники: «клейменым, каторжным» Честил родной сынок», но к нему тянется Матрена. Сначала он для нее – «дедушка, Родитель свекра-батюшки». Затем она замечает его физическую мощь. Он  сравнивается с самым сильным зверем среднерусской полосы – медведем: «Дед на медведя смахивал, Особенно как из лесу, Согнувшись, выходил». До нашего времени дошли легенды о том, что близкий к Костроме Ярославль основан на месте древнего языческого поселения Медвежий угол. Один из элементов современного ярославского герба – изображение вставшего на дыбы медведя как символа силы и несгибаемости.
Согласно тексту поэмы, Савелий живет где-то на реке Корёге (правый приток р. Костромы), пересекающей с севера на юг значительную часть Буйского уезда (ныне – Буйского района). (Слайд 24)

Особое внимание литературоведов привлекал упоминаемый поэтом памятник Ивану Сусанину, напомнивший Матрене Тимофеевне Савелия.

Стоит из меди кованый,
Точь-в-точь Савелий дедушка,
Мужик на площади.
Чей памятник? – «Сусанина».

Как известно, памятник царю Михаилу Федоровичу и крестьянину Ивану Сусанину был открыт в центре Костромы на Сусанинской площади 14 марта 1851 года и разрушен в 1918 году. На этом памятнике коленопреклонённая фигура Сусанина стояла у подножия колонны, на которой высился бюст юного царя. (Слайд 25)

4. «Малые жанры РУНТа» (Выступление четвертой группы). (Слайд 26)

Чтобы показать мир глазами народа, Некрасов использует не только сказочные мотивы. Поэт широко применяет и народную мудрость, выразившуюся в приметах, обрядах, обычаях. Например, уже в самом начале произведения звучат следующие строки:

Кукуй, кукуй, кукушечка!
Заколосится хлеб,
Подавишься ты колосом –
Не будешь куковать!

А ведь это не что иное, как народная примета, так умело вставленная поэтом в повествование. В старину говорили, что кукушка перестает куковать, когда заколосится хлеб (“подавишься ты колосом”). (Слайд 27)
Сравнительно богато представлены в поэме мелкие виды фольклорного творчества – загадки, пословицы, приметы и поговорки. Насыщенность этими жанрами придает поэме особенно четкий фольклорный колорит. Все загадки у Некрасова даны, однако, не в виде собственно загадок, а в виде метафор или сравнений, с называнием разгадок («замок — собачка верная» и т. п.). Пословицы, как правило, имеют ярко окрашенный социальный характер – «Хвали траву в стогу, а барина в гробу», «Они (господа) в котле кипеть, а мы дрова подкладывать». Обращает также внимание обилие в тексте народных примет и поверий. (Слайд 28)
Многие пословицы и загадки прекрасно гармонируют с основным сюжетом поэмы и вставляются в нее почти без изменений: “хвали траву в стогу, а барина – в гробу”, “летит –  молчит, лежит – молчит, когда умрет, тогда ревет”, “не лает, не кусается, а не пускает в дом”, “рассыпался горох на семьдесят дорог” и т. д. Речь многих персонажей поэмы пестрит народной мудростью: она ярка, афористична; многие выражения напоминают пословицы. Например: “И рад бы в рай, да дверь-то где?” Способность “вставить слово меткое” в речь свидетельствует о творческой одаренности русского крестьянина.
В рассуждениях мужиков-правдоискателей можно найти такую переосмысленную пословицу: “Матушка-рожь кормит всех дураков сплошь, а пшеничка – по выбору”. В тексте поэмы читаем:

Пшеница их не радует:
Ты тем перед крестьянином,
Пшеница, провинилася,
Что кормишь ты по выбору.
Зато не налюбуются
На рожь, что кормит всех...

Переосмысление пословиц связано также и с образом Савелия, богатыря святорусского: “А немец, как ни властвовал, Да наши топоры лежали – до поры” (вместо пословицы: “Есть у бога топоры да лежат до поры”) “и гнется, да не ломится, не ломится, не валится... Ужли не богатырь?” (вместо: “Лучше гнуться, чем переломиться”). Обновление пословиц в эпопее Некрасова мотивируется характером героев, их взглядами. Обновленные и заново созданные пословицы, поговорки выявляют творческую одаренность русского крестьянства. Фольклор, процесс его рождения, бытования и обновления изображается Некрасовым как выражение развивающегося народного самосознания.

7. Аналитическая работа с текстом поэмы «Кому на Руси жить хорошо».

Для работы оформляется таблица «Особенности языка и стиха поэмы», левая часть которой заполняется совместно, а правая – самостоятельно (с дополнениями после обсуждения).
При определении размера стихов обратиться к таблице «Стихотворные размеры» (плакат вывешен на доске).

Особенности языка и стиха поэмы (слайды 29-32)

Изобразительно-выразительные средства

Примеры из текста

Параллелизм «Встали – не бужены, вышли – не прошены
Анафора «Взвесь силу гордую, взвесь волю твердую»
Антитеза «Ты и убогая, ты и обильная»
Рефрен «Тошен свет, правды нет»
Ирония «Славно жить народу на Руси святой»
Сравнение «И облака дождливые, как дойные коровушки»
Постоянные эпитеты «Звезды частые», «девка красная»
Олицетворение Ворон «сидит да чёрту молится»
Речевые формы  
Повторы Гулять-погуливать, кричать-покрикивать
Просторечные обороты Ругательски ругаются, тузит
Устаревшие формы слов Покудова, перелетаючи
Уменьшительно-ласкательные суффиксы Пеночка, зайка, птенчик, гнёздышко
Особенности стиха  
Двустопный ямб «Голодная»
Двустопный хорей Некоторые части «Солдатской»
Двустопный дактиль «Русь»
Афористическая отточенность стиха «Сила с неправдой не уживается; жертва неправдою не вызывается»

8. Итог урока

В поэтическую ткань поэмы вплетено, чаще в художественно трансформированном виде, более семидесяти народных пословиц и тридцати загадок, тексты, мотивы и фрагменты народных песен, свадебных и похоронных причитаний. В поэме слышатся отзвуки былин и народных легенд, завязка сюжета непосредственно связана с использованием сказочных мотивов. Рисуя народный быт, раскрывая основы крестьянского миросозерцания, Некрасов часто упоминает и о бытовавших в народе обычаях, приметах и поверьях.
Связь поэмы "Кому на Руси жить хорошо" с фольклором не исчерпывается использованием в ней отдельных фольклорных жанров. В основе всей образно-эмоциональной системы некрасовского произведения лежат законы народной поэтики. Это проявляется и в характере изобразительных средств, особенно сравнений, и в ритмической организации стиха.
Опираясь на меткую образную народную речь не только в ее устно-поэтической, но и в живой, разговорно-бытовой форме, Некрасов широко вводит в поэму просторечную лексику, чисто народные речевые обороты, фразеологизмы, что придает произведению неповторимый национально-самобытный колорит.
Глубокое знание народной поэзии Некрасов приобрел, общаясь в течение многих лет с крестьянами Ярославской, Костромской и Владимирской губерний. В то же время он с неослабевающим интересом читал и перечитывал, изучал выходившие при его жизни фольклорные сборники Афанасьева, Даля, Рыбникова, Барсова и другие.
Костромичи, как и ярославцы, имеют все основания счи­тать Н. А. Некрасова своим земляком. Родовое имение Некрасовых находилось как раз на середине старого почтового тракта, соединявшего Ярославль с Костромой.

В качестве эпилога урока давайте совершим виртуальную экскурсию по местам, воспетым поэтом в своем творчестве. (Слайды 33-59)

Домашнее задание. (слайд 60)

1. Подумать над вопросами:

– Каков был замысел поэмы «Кому на Руси жить хорошо» и в какой степени Некрасову удалось его осуществить?
– Определите место и значение творчества Некрасова в русской литературе. Что принципиально нового внес Некрасов в развитие русской поэзии? На творчество каких русских поэтов он оказал влияние?

2. Творческие работы по выбору:

– Типы крестьян в поэме «Кому на Руси жить хорошо»
– Проследить и на конкретных примерах показать, как происходил рост самосознания героев «Кому на Руси жить хорошо».