Цели:
- образовательные: познакомить учащихся с личностью и особенностями творчества А.Ахматовой; показать, как исполнена поэтом гражданская и поэтическая миссия Анны Ахматовой, как история страны преломляется и отражается в ее творчестве.
- развивающие: умение читать стихи и эмоционально на них откликаться; совершенствовать навыки анализа поэтического текста, соотносить содержание с критической и мемуарной литературой, фактами биографии, имеющими непосредственную связь с данным произведением;
- воспитательные: развивать чувство прекрасного, воспитывать уважение к чувствам другого человека, способность сопереживать, патриотическое чувство, показать пример гражданского мужества.
Средства обучения – учебники, хрестоматии, тексты стихов А.Ахматовой, опорные конспекты, медиасредства.
Тип урока – урок– презентация. Презентация.
План.
- История псевдонима “Ахматова”.Жизнь и творчество.
- Анализ стихотворений: “Сжала руки под темной вуалью…”.
- Философские мотивы, патриотическая тема, мир женской души, поэт и родина в лирике Ахматовой: “Я научилась просто, мудро жить…”, “Ты письмо мое, милый, не комкай…”, “ Молитва”.
- Поэма “Реквием”.
- Анна Ахматова – “голос своего поколения”.
Я – голос ваш, жар вашего дыханья,
Я – отраженье вашего лица…
А. Ахматова.
Ход урока
Предварительная работа.
Учащиеся имели предварительное задание познакомиться с биографией А.Ахматовой, составить хронологическую таблицу ее жизни и творчества, выучить наизусть стихотворения, вспомнить сведения о поэтах Серебряного века и особенностях этого периода в русской поэзии.
I. Организационный момент. Активизация знаний учащихся.
Выполняя предварительное задание, вы познакомились с творческой биографией Анны Андреевны Ахматовой, выучили ее стихи. Вы обратили внимание на то, что начало ее творчества связано с Серебряным веком русской поэзии, а последние произведения появляются в 60-е годы.
Задание: – Вспомните, пожалуйста, определение Серебряного века русской поэзии.
(Серебряным веком принято называть период расцвета русской поэзии в начале XX века.)
И серебряный месяц ярко
Над Серебряным веком стыл. (А.Ахматова)
II. Запись в тетрадях темы урока и плана.
1. История появления псевдонима “Ахматова”.
Уже в гимназические годы Ахматова писала стихи. Ахматова – это фамилия бабушки (пробабушки по материнской линии), ставшая псевдонимом Анны Андреевны Горенко.
Из биографии А.Ахматовой: родилась 23 июня (н.с.) в 1889 году в селении Большой Фонтан близ Одессы (настоящая фамилия Горенко, в замужестве Гумелева).
Детские годы прошли в Царском селе под Петербургом. Здесь она училась в Царскосельской (Мариинской) женской гимназии.
Каникулы проводила под Севастополем, на берегу Стрелецкой бухты (сейчас это один из районов Севастополя). “Самое сильное впечатление этих лет, – вспоминала Ахматова, – древний Херсонес, около которого мы жили”.
В этом районе на берегу моря разбит парк им. Анны Ахматовой. У входа в парк поставлена памятная доска, на которой изображение профиль поэта (она не разрешала себя называть поэтессой) и написаны слова, взятые из ее замечательной поэмы “Реквием”:
У меня сегодня много дела:
Надо память до конца убить,
Надо, чтоб душа окаменела,
Надо снова научиться жить.
В 1903 году знакомится с Николаем Гумелевым. Написаны первые ранние стихотворения. Затем учеба в Киево-Фундуклеевской гимназии. А в 1907 году в парижском журнале “Сириус”, издававшемся Н.Гумелевым, появилось первое опубликованное стихотворение Ахматовой.
1908–1909 г.г. – учеба на юридическом факультете Киевских высших женских курсов. И вот в апреле 1910 года “… я вышла замуж за Н.С. Гумелева, и мы, – пишет Ахматова, – поехали на месяц в Париж”.
. История любви Н.Гумилева и А.Ахматовой нашла отражение в стихах.
Первые сборники стихов А.Ахматовой назывались “Вечер” (1912) (По свидетельству Л.Чуковской, сначала хотела сборник “Вечер” назвать “Лебеда”, но ее отговорили).
“Сжала руки под темной вуалью” (Приложение 1.)
Предварительные вопросы: Какова тема стихотворения “Сжала руки под темной вуалью…” ?
Кто является героем этого стихотворения?
Какие тропы заметили в стихотворении?
(Чтение стихотворения.)
Анализ стихотворения “Сжала руки под темной вуалью...” (1911).
Это характернейшее стихотворение из книги “Вечер”, в котором представлены непростые отношения между мужчиной и женщиной. Темой стихотворения является любовь.
Лирическая героиня говорит со своей совестью (невидимый герой) после свидания с человеком, у которого в стихотворении нет никаких опознавательных знаков. Весь разговор опущен, а его содержание сконцентрировано в одной емкой метафоре “…я терпкой печалью/ Напоила его допьяна.”
Женщина, охваченная внезапным состраданием, признает свою вину перед тем, кого она заставляет страдать. Печалью “напоили” его, но сейчас страдает она, сама в этом виноватая. О силе чувства говорят повторяющиеся глаголы: “сбежала”, “я бежала”, “задыхаясь, я крикнула”. “Перил не касаясь”, то есть стремительно, без всякой осторожности, – это акмеистически точная, психологически насыщенная внутренняя деталь
В конце первого стиха последней строфы повисает слово “шутка”, отделенное от завершения фразы сильным стихотворным переносом. Ясно, что все предыдущее было всерьез.
10 октября 1912 году у Анны Ахматовой родился сын Левушка (Лев Николаевич Гумелев – историк, географ, специалист по этногенезу народов Евразии).
В марте 1914 года выходит вторая книга стихов “Четки”, в которую вошло стихотворение “Я научилась просто, мудро жить…”, написанное во Флоренции (1912), где они отдыхали вместе с Н.Гумелевым 10 дней.(есть мнение, что стихотворение было написано по возвращении из Италии в Киеве в имении Литки, принадлежащем родственникам Ахматовой).
(Чтение стихотворения “Я научилась просто, мудро жить”.) (Приложение 2)
!914 год. В марте выходит вторая книга стихов “Четки”.
Казалось бы, в жизни А.Ахматовой все складывалось великолепно: брак с любимым человеком, признание, рождение сына. Но трагическая эпоха коснулась жизни каждого человека.
1914 год. Первая Мировая война. Н.Гумилев в армии. Переписка.
(Подготовленный ученик читает стихотворение “Ты письмо мое, милый, не комкай…”) (Приложение 3)
В 1915 году появляется стихотворение “Молитва” (1915г). (Приложение 4)
Предварительные вопросы:
- К кому обращено стихотворение?
- Какую жертву она готова принести?
- Во имя чего приносится эта жертва?
Кровная связь с Россией ощущалась особенно резко в самые трудные времена, начиная с первой мировой войны. М.Цветаева называла А.Ахматову “музой плача”.
Революция и Гражданская война. Отказ покинуть Россию.
Не с теми я, кто бросил землю
На растерзание врагам…
Совсем не просты были отношения Ахматовой с родиной. Здесь она испытала страдания и муки, разделила боль с народом, голосом которого по праву стала. Но для Ахматовой слова “Родина” и “власть” никогда не были синонимами. Для нее не было выбора – уехать из России или остаться. Она считает бегство предательством:
В сентябре 1917 года увидела свет книга стихов “Белая стая”.
Я улыбаться перестала,
Морозный ветер губы студит,
Одной надеждой меньше стало,
Одною песней больше будет.
Трагическая судьба России пережита Ахматовой вместе с ней, она разделила участь своей родины.
Уже в первые послереволюционные годы имя Ахматовой часто противопоставлялось именам поэтов революционной России.
В 1921 год… Напечатана книга стихов “Подорожник”.
Волна сталинских репрессий накрыла и Ахматову. На похоронах А.А.Блока Ахматова узнает, что арестован муж, Николай Гумелев, якобы за участие в контрреволюционном заговоре. (Дело было сфабриковано органами ВЧК). Вскоре он был расстрелян.
1922. Напечатана книга стихов “Anno Domini”.
Середина 20-х…
1-й ученик: “С середины 20-х годов мои новые стихи почти перестали печатать, а старые – перепечатывать”.
2-й ученик: “С 1925 г. ЦК вынес постановление (не опубликовано в печати) об изъятии меня (имеется ввиду стихи Ахматовой ) из обращения”
1935 год. Арест единственного сына Анны Ахматовой Льва Николаевича Гумелева (его арестовывали трижды – в 1935. 1938 и 1940 годах). После ареста сына в 1938 г. Ахматова начала поэму “Реквием”.
Массовые репрессии в стране, личные трагедийные события вызвали к жизни это произведение .
“ В страшные годы ежовщины я провела семнадцать месяцев в тюремных очередях в Ленинграде. Как-то раз кто-то “опознал” меня. Тогда, стоящая за мной женщина с голубыми губами, которая, конечно, никогда в жизни не слыхала моего имени, очнулась от свойственного нам всем оцепенения и спросила меня на ухо (там все говорили шепотом):
– А это вы можете описать?
И я сказала:
– Могу.
Тогда что-то вроде улыбки скользнуло по тому, что некогда было ее лицом”.
Пять лет с перерывами работала Ахматова над этим произведением. Создавалась поэма в нечеловеческих условиях.
Стихи жили в памяти друзей и близких, так как на бумаге оставлять их было опасно. Ахматова, как вспоминает Лидия Чуковская, говорила: “ “Реквием” наизусть знали 11 человек, и никто меня не выдал”.
Основные мотивы поэмы – память, горечь забвения, немыслимость, невозможность смерти, мотив распятия, евангельской жертвы.
Поэма сложилась из отдельных стихотворений, созданных в основном в предвоенный период. Окончательно эти стихи были скомпонованы в единое произведение лишь осенью 1962 года, когда оно было впервые написано на бумаге.
При знакомстве с поэмой ее структурными частями поражает чересполосица дат: “Вместо предисловия” датировано 1957 годом, эпиграф “Нет, и не под чуждым небосводом...” – 1961-м, “Посвящение” – 1940-м, “Вступление” – 1935-м
Известно также, что вариант “Эпилога” был продиктован автором подруге Л. Д. Большинцовой в 1964 году. Следовательно, даты эти – лишь разные знаки того, что к этому творению Ахматова обращалась на протяжении тридцати последних лет жизни. Важно уметь отвлечься от этих цифр и воспринимать “Реквием” как целостное произведение, продиктованное трагедийным временем.
Слово “Реквием” переводится как “заупокойная месса”, как богослужение по умершему. Одновременно это – обозначение траурного музыкального произведения.
Уже в 1961 году поэме был предпослан эпиграф, строго, но точно отразивший гражданскую и творческую позицию автора:
)“Нет, и не под чуждым небосводом,
И не под защитой чуждых крыл,
Я была тогда с моим народом,
Там, где мой народ, к несчастью, был”.(1961
Здесь дважды повторяется слово “чуждый”, дважды – слово “народ”. Выражена идея сплочения судеб народа и его поэта.
Название – “Реквием” – настраивает на торжественно-траурный лад, оно связано со смертью, скорбным молчанием, которое пропорционально непомерности страдания.
Работа с текстом. Чтение произведения
- “Посвящения"
- “Вступление”
- I. Уводили тебя на рассвете …(Приложение
5).
II. Тихо льется тихий Дон… - Учащиеся читают отрывок “Семнадцать месяцев кричу…” (V ч.) (Приложение 6).
Для спасения сына Ахматова написала стихи ко дню рождения И.Сталина, обратилась к нему с просьбой. Вскоре освобожденный, сын вновь был арестован, во время войны воевал на фронте до победного конца, а в 1949 году его посадили в третий раз, и лишь в мае 1956 года он оказался на свободе/
(Чтение поэмы VI–X гл. и эпилога.)
Последняя глава – самая длинная. В ней представлена история истерзанной души народа: одна половина его в тюрьмах – это мужья и сыновья, другая половина в тюремных очередях, это матери и жены – вся Россия. О палачах ни слова – они не заслужили слов, но заслужили забвение.
В последней главе мощный хор женского не крика, не плача – воя. Эта глава не дает надежды и не обещает перемен: “отняли список и негде узнать”.
И только Память и эта поэма – главные помощники, то, без чего невозможно сохранить верность прошлому ради будущего.
1941год. Великая Отечественная война. Блокада Ленинграда.
В начале войны Ахматова оставалась в блокадном Ленинграде, затем ее эвакуировали в Ташкент, и уже в 1944 году Ахматова вернулась в освобожденный Ленинград.
В годы Великой Отечественной войны Ахматова видит свое назначение в том, чтобы стать голосом мужества и скорби, разделить горе своей страны.
Родина, в стихотворениях этого периода, отождествляется с русской речью с родным словом, с самым дорогим, за что стоит бороться, что надо жертвенно отстаивать. И если Ахматова говорит “мы” – это голос всего народа, объединенного Словом.
Точкой опоры для Ахматовой всегда оставалась родная земля и всею жизнью она была связана с Петербургом. Каждая черточка его облика – важная деталь, подробность ее судьбы.
В 1946 году была открыта кампания против Ахматовой, организована травля: в выступлении А. Жданова и последовавшем за этим Постановлении ЦК ВКП(б) “О журналах “Звезда” и “Ленинград” поэзия Ахматовой объявлялась чуждой народу, враждебной ему.
Вместе с Ахматовой под пресс власти попал и М. Зощенко. Оба были исключены из Союза писателей, лишены средств к существованию, оказались изгоями в собственной стране. Тираж уже напечатанного в 1946 году сборника стихов А.Ахматовой был уничтожен.
Ей пришлось жить буквально в сторожке, будке, в пригороде Комарово. Но и здесь у нее были друзья, ученики. Один из них – И.Бродский – стал лауреатом Нобелевской премии. В 1956 году был освобожден сын. А.Ахматова снова начинает печататься.
5 марта (в день рождения Сталина!) 1966 года Анны Ахматовой не стало. Но, видимо, даже мертвый, настоящий поэт опасен для недостойных правителей. В поэме “Реквием” устами поэта гласит народ, об этом говорится впрямую: “И если зажмут мой измученный рот, // Которым кричит стомильонный народ…”
В “Эпилоге” как бы смыкаются функции поэта и поэзии с идеей великого заступничества за людей. А это и есть великое наследие русской литературы, которое делает Ахматову национальным, народным поэтом. На могиле Ахматовой нет грандиозного памятника, только самодельный крест. Она не нуждается в монументах. Вечным и самым прочным памятником стала ее жизнь и ее стихи.
III. Анна Ахматова стала голосом своего времени, она разделила судьбу своего народа.
“Я не переставала писать стихи. Для меня в них – связь моя с временем, с новой жизнью моего народа Когда я писала их, я жила теми ритмами, которые звучали в героической истории моей страны”. (Приложение 7)
И еще одна заслуга есть у Анны Ахматовой. “Я научила женщин говорить… Но, Боже, как их замолчать заставить!” Действительно, с приходом в литературу Анны Ахматовой , появились поэтессы: Марина Цветаева, Римма Казакова, Бэла Ахмадуллина и многие, многие другие.
Анна Ахматова стала женским голосом своего времени, женщиной-поэтом вечного, общечеловеческого значения. Именно она впервые в русской литературе явила в своем творчестве универсальный лирический характер женщины.
IV. Домашнее задание. Письменно проанализировать понравившееся стихотворение Ахматовой.
Литература:
- Конспекты уроков для учителя литературы: 11 кл.: Серебряный век русской поэзии: В 2 Ч. /Под ред. Л.Г.Максидоновой. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2000.– Ч.2.
- Русская литература: Большой учебный справочник для школьников и поступающих в вузы.– 3-изд. – М., Дрофа, 2001г.
- Экзаменационные вопросы и ответы. Литература. 9 и 11 выпускные классы. Учебное пособие. – М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2002.
- Павловский А.И. Анна Ахматова // Литература в школе. – 2005. – № 1.
Приложение.
1. Сжала руки под темной вуалью…
“Отчего ты сегодня бледна?”
– Оттого, что я терпкой печалью
Напоила его допьяна.Как забуду? Он вышел шатаясь,
Искривился мучительный рот…
Я сбежала, перил не касаясь,
Я бежала за ним до ворот.Задыхаясь, я крикнула: “Шутка
Все, что было. Уйдешь, я умру”.
Улыбнулся спокойно и жутко
И сказал мне: “Не стой на ветру”.2. Я научилась просто, мудро жить,
Смотреть на небо и молиться Богу,
И долго перед вечером бродить
Чтоб утомить ненужную тревогу.
Когда шуршат в овраге лопухи
И никнет гроздь рябины желто-красной,
Слагаю я веселые стихи
О жизни тленной, тленной и прекрасной.Я возвращаюсь. Лижет мне ладонь
Пушистый кот, мурлыкает умильней,
И яркий загорается огонь
На башенке озерной лесопильни.Лишь изредка прорезывает тишь
Крик аиста, слетавшего на крышу.
И если в дверь мою ты постучишь,
Мне кажется, я даже не услышу.3. Ты письмо мое, милый, не комкай,
До конца его друг прочти.
Надоело мне быть незнакомкой,
Быть чужой на твоем пути.
Не гляди так, не хмурься гневно.
Я любимая, я твоя.
Не пастушка, не королева
И уже не монашенка я –
В этом сером, будничном платье,
На стоптанных каблуках…
Но, как прежде, жгуче объятья,
Тот же страх в огромных глазах.
Ты письмо мое, милый, не комкай,
Не плачь о заветной лжи,
Ты его в твоей бедной котомке
На самое дно положи.
1912 г. Царское Село4. Молитва.
Дай мне горькие годы недуга,
Задыханья, бессонницу, жар,
Отыми и ребенка, и друга,
И таинственный песенный дар –
Так молюсь за Твоей литургией
После стольких томительных дней,
Чтобы туча над темной Россией
Стала облаком в славе лучей5. I
Уводили тебя на рассвете,
За тобой, как на выносе, шла,
В темной горнице плакали дети,
У божницы свеча оплыла.
На губах твоих холод иконки,
Смертный пот на челе… Не забыть!
Буду я, как стрелецкие женки,
Под кремлевскими башнями выть.
Ноябрь. 1935. Москва.II.
Тихо льется тихий Дон,
Желтый месяц входит в дом.
Входит в шапке набекрень.
Видит желтый месяц тень.
Эта женщина больна,
Эта женщина одна.
Муж в могиле, сын в тюрьме,
Помолитесь обо мне.
19386. Семнадцать месяцев кричу,
Зову тебя домой, Кидалась в ноги палачу,
Ты сын и ужас мой.
Все перепуталось навек,
И мне не разобрать
Теперь, кто зверь, кто человек,
И долго ль казни ждать.
И только пышные цветы,
И звон кадильный, и следы
Куда-то в никуда.
И прямо мне в глаза глядит
И скорой гибелью грозит
Огромная звезда.
1939
7.
“Я не переставала писать стихи. Для меня в них – связь моя с временем, с новой жизнью моего народа. Когда я писала их, я жила теми ритмами, которые звучали в героической истории моей страны”.