Урок-практикум "Житие святого праведного старца Федора Кузьмича (Томского)" как образец сибирской агиографии

Разделы: Литература


ПЛАН УРОКА

Современные учебные программы (в частности, используемый в средней общеобразовательной школе № 95 г. Железногорска комплекс учебников под редакцией В.Я. Коровиной) предлагают изучение произведений житийной литературы с 5 по 8-й классы по принципу от первичного ознакомления к дальнейшему углублению представлений учащихся о разных видах житийного канона. Предполагается знакомство учеников со следующими произведениями древнерусской духовной книжности: “Житие Бориса и Глеба”, “Житие Александра Невского”, “Житие Сергия Радонежского”, “Повесть о Петре и Февронии Муромских”, “Житие протопопа Аввакума”. Однако данный корпус текстов в полном объеме не представлен ни в одной из школьных программ, функционирующих ныне.

На пути освоения современными школьниками пласта житийной литературы как одного из необходимых составляющих сквозного курса “Духовная литература” неизбежно возникают сложности, связанные с восприятием образцов агиографической литературы. Для учащихся древнерусские жития являются “мертвыми” жанрами, предельно абстрактными, не связанными с современной действительностью текстами; довольно невысокой уровень духовной культуры нынешних школьников, незнание основ православной культуры, часто нехватка твердых знаний по истории России не позволяют учащимся понять и освоить “магистральную идею жанра агиографии – идею святости” [3].

В связи с тем, что в отечественной гуманитарной науке в последние десятилетия активно развивается духовно-аналитическое движение, направленное на выявление христианских ценностей, мотивов и образов в художественной литературе, и в рамках этого направления идет широкая практическая работа по выявлению и описанию литературного материала, имеющего непосредственное отношение к русской православной традиции, содержание школьного курса “Духовная литература” является весьма актуальным.

Так, на последних VIII Рождественских чтениях, прошедших в Красноярске (январь, 2007 г.), было прочитано несколько докладов, посвященных изучению духовной литературы в современной школе: Н.В. Лебедева “Жанр молитвы в программе общеобразовательной школы”, О.Ю. Золотухина “Изучение школьниками русской литературы в контексте православия”, Уминова Н.В. “Изучение святочной прозы А.П. Чехова в старших классах”.

Особенно интересным, с нашей точки зрения, было бы познакомить современных школьников с такими житийными текстами, которые имеют непосредственное отношение к сибирской литературе, являются составляющей так называемого “регионального компонента”.

Цель:

В рамках регионального компонента познакомиться с образцом сибирского жизнеописания на примере жития святого праведного старца Федора Томского.

Задачи:

  • Систематизировать знания о древнерусских житиях, представленных в существующих программах.
  • Используя сравнительно-сопоставительный метод анализа художественных текстов и опираясь на освоенный ранее материал (древнерусские агиографические произведения), изучить особенности структуры томской редакции жития святого праведного старца Федора Томского.
  • Выявить основные параметры сходства и различия в структуре канонических житий и исследуемого текста; сопоставив томскую и новосибирскую редакции жития святого старца Федора Кузьмича, установить причины отличий от канона.
  • Ознакомившись с текстом жития, сделать вывод об особом типе житийного подвига сибирского подвижника.
  • Развивать внимание, аналитическое мышление, память, устную и письменную речь учащихся.
  • Развивать навыки работы с художественным текстом.
  • Воспитывать интерес к урокам литературы, к региональной сибирской и русской классической литературе.
  • Воспитывать эстетические чувства учащихся, формировать их духовную культуру.

Оборудование:

  • житийные тексты (“Житие Бориса и Глеба”, “Житие Александра Невского”, “Житие Сергия Радонежского”, “Повесть о Петре и Февронии Муромских”, “Житие протопопа Аввакума”), иллюстрации к ним;
  • репродукции икон, фотоматериалы, портреты старца Федора Кузьмича, Александра I, Л.Н. Толстого;
  • тексты изучаемых произведений: Томская редакция жития – печатная и электронная версии; новосибирская редакция – слайд или презентация;
  • выставка книг “Великая сибирская легенда”: Историческая часть: Василич Г. Император Александр 1 и старец Федор Кузьмич. По воспоминаниям современников и документам: Репринтное воспроизведение четвертого издания с рисунками, исполненными фототинтогравюрой, 1911. – М., 1991, Житие Святого праведного Феодора Томского. – Богородице-Алексиевский монастырь. Томск, 2002, Легенды об императоре Александре Первом / Сост. Федорова О.Я. – М., 1991, Привалихин В.И. Так был ли старец Федор императором Александром? – Томск, 2004, Сказание о жизни и подвигах раба Божия Федора Кузьмича, подвизавшегося в пределах Томской губернии с 1837 года по 1864 год. – СПб., 1892 г, Тайна томского старца: Неизвестные документы. / Сост., публ., коммент. Н.В.Серебренникова. – Томск, 2001, Фомин С.В. Сибирский старец Федор Кузьмич. – М., 2003, Александр I и старец Федор Кузьмич. История одной легенды. – СПб., 2005; Художественная литература: Толстой Л.Н. Посмертные записки старца Федора Кузьмича… // Толстой Л.Н. Собрание сочинений в 22-х т. Т. 14. – М., 1983. – С.359-378, Самойлов Д.С. Струфиан. // Самойлов Д.С. Избранные произведения в 2-х т. Т. 2. – М., 1989. С. 59-66, Кузнецова А. Долли: Повесть / Агния Кузнецова // Октябрь. 1985. № 3. С. 36-120, Бецкой П. Тайна Ф. К. – М., 2004, Барчук Д.В. Александрия, Александрия-2. – Томск, 2005.
  • распечатка схемы структуры канонического жития (на каждой парте);
  • компьютер с DVD-ROM, проектор, фильм “Российская империя” (проект Леонида Парфенова), часть 4 “Александр I” или телевизор, видеомагнитофон, видеокассета с документальным фильмом “Обретенное царство: Предание о старце Федоре Томском, почитаемом многими за Императора Александра I” – Томск, 2005.

Методы работы: групповой метод, экскурс в историю, углубленная работа с художественным текстом.

Приемы: работа с литературоведческими понятиями, выборочный сжатый пересказ текста, индивидуальные сообщения исследовательского характера, беседа, сопоставительные характеристики.

Учащимся перед уроком было дано опережающее задание: всему классу – прочитать текст жития святого праведного старца Федора Томского (томская редакция), шести ученикам – используя пройденный материал (древнерусские жития святых), приготовить мини-сообщения о разных типах подвига праведников и вспомнить теоретический материал по изучаемой теме.

ХОД УРОКА

“Если кто приходит ко Мне,
и не возненавидит отца своего и матери,
и жены и детей, и братьев и сестер,
а притом и самой жизни своей,
тот не может быть Моим учеником”

(Лук.14: 26)

Вступительное слово учителя: Ребята, давайте задумаемся, в чем заключается особенность курса литературы, который мы с вами вот уже несколько лет изучаем?

Ученики: Повторяемость, изучаем литературу по концентрическому принципу, преемственность.

Учитель: Совершенно верно. Говоря о жанре жития сегодня, нам необходимо вспомнить, с какими древнерусскими житиями святых мы уже с вами познакомились в предыдущих классах?

Ученики: называют тексты, которые им знакомы (“Житие Бориса и Глеба”, “Житие Сергия Радонежского”, “Повесть о Петре и Февронии Муромских”, “Житие Александра Невского”, “Житие протопопа Аввакума”).

Учитель: Сегодня мы с вами познакомимся с образцом сибирского жития ХХ века, обобщим все знания об агиографической (житийной) литературе, узнаем много нового об истории и литературе Сибири. Но прежде чем перейти к рассмотрению жития святого Федора Томского, которое вы читали дома, вспомним необходимый терминологический минимум и основные типы житийных подвигов.

Ученик, которому было дано задание подготовить теоретический материал по рассматриваемой теме, сообщает терминологический минимум (рекомендуем воспользоваться книгой: В. Живов. Святость. Краткий словарь агиографических терминов. – М., 1994). Остальные кратко фиксируют в тетрадях.

Житие – описание жизни святого, его биография, описание его пути к спасению, типа его святости;

Агиография – научная дисциплина, занимающаяся изучением житий святых; вся художественная литература и искусство, посвященные святым;

Агиограф, книжник – автор-составитель жития;

Житийный канон – с греческого “образец”; определенные правила составления жития;

Подвиг (подвижничество) – тот или иной способ спасения и служения Богу.

Пять учащихся по очереди представляют краткие сообщения по житиям. На доске и в тетрадях последовательно заполняется схема:

Учитель: Изученные нами жития – только маленькая часть огромного пласта агиографической литературы, соответственно, типов святости существует гораздо больше (столпничесто, странничество, юродство, отшельничество и другие). Все уже прочитанные нами жития – общерусские, национально-значимые, их герои – национальнопочитаемые. Однако есть еще местночтимые святые, такие, как сибирские святые Даниил Ачинский, Василий Мангазейский, которые могут приобрести статус национальнозначимых.

Сегодня мы познакомимся с житием святого преподобного старца Федора Кузьмича (Томского), попытаемся определить тип подвига этого подвижника, уяснить, как и по каким причинам этот местночтимый томский святой может считаться национальнопочитаемым.

Работа с текстом в микрогруппах (по 4–5 человек).

Ученики получают задание: используя текст жития святого праведного Федора Томского (томская редакция), вписать в карточки-распечатки, специально подготовленные учителем, события, эпизоды и характеристики, соответствующие пунктам плана.

Структура канонического жития

Вступление

  • сетования автора по поводу собственного невежества, необразованности (…)
  • выражение необходимости составления жития подвижнику, цитаты из Библии (...)

Основная часть

  • рождение героя от благочестивых родителей (…)
  • детство героя (…)
  • решение служить Богу – совершить подвиг (…)
  • собственно подвижничество (…)
  • чудеса (прозорливости, исцеления) (…)
  • столкновения с “врагами”, победа над ними (…)
  • предсказание дня своей смерти (…)
  • кончина (…)

Заключение

  • посмертные чудеса (…)
  • молитва святому, похвала (…)

(Некоторые пункты должны остаться незаполненными, учащимся об этом не сообщается).

Учитель проверяет, что нашли и выписали ученики: фронтальный опрос.

Вывод, формулируемый учениками: Структура жития святого Федора Кузьмича большей часть совпадает со структурой канонического жития.

Учитель: Как может быть определен тип подвига святого Федора Кузьмича?

Ученики, используя текст, приходят к заключению, что подвиг синкретичный: в разных частях жития Федор Кузьмич называется странником, старцем (духовным наставником), его сознательное уединение, стремление удалиться от пристального людского внимания позволяет назвать его отшельником. Таким образом, единого наименования подвига нет, в нарисованную в начале урока схему он не вписывается.

Учитель: Дальнейшее изучение этого жития должно помочь нам охарактеризовать тип подвига этого святого. Вернемся к карточкам, которые вы заполняли. Какие пункты остались вами не заполнены?

Ученики: Рождение героя, детство, желание совершить подвиг.

Учитель: С чем может быть связано отсутствие таких важных, обязательных для каждого жития композиционных элементов?

Ученики: С некой тайной, стремлением скрыть информацию, недосказанностью, это запретная тема для агиографа. Есть смутные намеки, что с Федором Кузьмичом связана какая-то загадка.

Учитель предлагает познакомиться с фрагментом документального фильма – 7 минут (фильм рассказывает о тайне “ухода” Александра I и его “превращении” в родства не помнящего старца Федора Кузьмича).

Учитель: Информация, представленная в фильме, повторяется в другой редакции жития Федора Кузьмича – в новосибирской редакции. Предлагаю познакомиться с фрагментами этого текста.

Эпизоды из жития представлены в виде слайда презентации, который просматривают учащиеся, учитель параллельно читает текст. См.: Приложение.

Совместными усилиями делается вывод: Житие Федора Томского вырастает из легендарного материала тайного ухода императора Александра I. Героем агиографической литературы становится конкретное историческое лицо, светский человек, правитель, относительно близкий нашему времени, нашей эпохе.

Учитель: Таким образом, возвращаясь к типологии подвигов и зная уже о легендарном прошлом Федора Кузьмича, попытаемся сформулировать определение его типа святости, синтезируя все вышесказанное.

Ученики делают предположения, высказывают свое мнение, приходя к выводу, что данный подвиг можно назвать подвигом отречения от имени и статуса. Александр отрекается от своего имени – становится Федором Кузьмичом, император отрекается от титула – становится простым бродягой.

Учитель обращает внимание учащихся на название урока. Фраза “Кто восшел на сию степень, тот не возвращайся назад…” взята из “Лествицы” – основного труда одного из знаменитых Отцов Церкви – игумена Синайской обители Иоанна, названного Лествичником. “Лествица” представляет собой трактат о духовном совершенствовании, состоящий из 30 глав – “ступеней”. Первая глава “Об отречении от мира” как раз посвящена обоснованию такого шага, как добровольное удаление от мирской жизни. Принципиально важным является необратимость этого поступка: как бы ни было трудно, как бы ни был велик соблазн вернуться к прежней жизни, ступивший на путь служения Богу должен понимать, что пути назад закрыты для него.

Тип подвига Федора Томского вписывается в схему.

Учитель: У вас не должно сложиться впечатление, что подобный подвиг в русской и мировой истории и литературе является единичным примером. Так, например, индийский принц Сиддхартха принял решение отречься от своего сана, ушел как нищий монах странствовать и только много лет спустя стал основателем одной из мировых религий – буддизма. Испанский король XVI века Карл V также отрекся от престола и постригся в монахи. В Древней Руси черниговский князь Святослав добровольно принял постриг под именем Николы Святоши.

Важно, что Лев Толстой весьма интересовался темой отречения, ухода и, в частности, легендой о Федоре Кузьмиче. Им даже была написана повесть “Посмертные записки старца Федора Кузьмича…” (1905 г.), к сожалению, оставшаяся незаконченной, а также много других произведений, варьирующих этот сюжет: “Записки сумасшедшего”, “Отец Сергий”, драма “Живой труп”.

Вокруг образа Федора Кузьмича постепенно начинает формироваться целый корпус художественных произведений разных жанров. Обратите свое внимание на выставку (часть “Художественная литература”): это еще незначительная часть тех произведений, в которых разрабатывается тема легендарного ухода Александра I и его “превращение” в старца Федора Кузьмича.

Итог урока: учащиеся формулируют свое отношение к прочитанному тексту в небольшой письменной работе (“Мое отношение к “превращению” императора в старца”, “Путь старца Федора: Император – бродяга – святой”, “Чему нас учит агиографическая литература” и др.).

Задание, данное на уроке, предлагается доделать дома.

Литература

  1. Житие Святого праведного Феодора Томского. – Богородице-Алексиевский монастырь. Томск, 2002.
  2. Лествица преподобного Отца нашего Иоанна игумена Синайской горы. – М., 1991.
  3. Уминова Н.В. О некоторых аспектах изучения житийной литературы в школе // Научный ежегодник КГПУ им. В.П. Астафьева. – Вып. 4. – Красноярск, 2004. С. 11.
  4. Фомин С.В. Сибирский старец Федор Кузьмич. – М., 2003.