ЭПИГРАФ
Редко где найдётся столько мрачных,
резких и странных влияний на душу человека, как в Петербурге.
Ф. Достоевский "Преступление и наказание"
Цели урока:
рассмотреть образ Петербурга в русской
литературе (А. Пушкин, Н. Гоголь, Н. Некрасов);
ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ
Давно стихами говорит Нева,
Страницей Гоголя ложится Невский,
Весь Летний сад - "Онегина" глава,
О Блоке вспоминают Острова,
А по Разъезжей бродит Достоевский...
У каждой эпохи свой образ Петербурга. Каждая отдельная личность, творчески переживающая его, преломляет этот образ по-своему. Для поэтов XVIII века: Ломоносова, Сумарокова, Державина - Петербург предстает как "преславный град", "Северный Рим", "Северная Пальмира". Им чуждо видеть в городе будущего какое-то трагическое предзнаменование. Лишь писатели XIX века придали образу города трагические черты. Откуда они возникли и почему так укоренились в сознании Пушкина, Некрасова, Гоголя и Достоевского?
Несомненно, одну из главных ролей в трагическом восприятии Петербурга сыграла легенда, появившаяся в эпоху петербургских реформ: "Петербургу быть пусту!"
"Еще во времена Петра I дьячок из Троицкой церкви спустясь с колокольни, впотьмах, увидел кикимору - худую бабу и простоволосую, - сильно испугался и затем кричал в кабаке: "Петербургу, мол, быть пусту", за что и был схвачен, пытан в Тайной канцелярии и бит кнутом нещадно. Так с тех пор, должно быть, и повелось думать, что с Петербургом нечисто. То видели очевидцы, как по улице Васильевского острова ехал на извозчике черт. То в полночь, в бурю и высокую воду, сорвался с гранитной скалы и скакал по камням медный император. То к проезжему в карете тайному советнику липнул к стеклу и приставал мертвец - мертвый чиновник. Много таких россказней ходило по городу. С унынием и страхом внимали русские люди бреду столицы. Люди говорили, что город, построенный на костях сотен тысяч людей - греховный, и природа обязательно отомстит за мученические смерти подневольных строителей города".
Изучая роман Достоевского "Преступление и наказание", мы не раз обращали внимание на то, что изображение Петербурга в романе несет значительную идейно-художественную нагрузку.
Прежде чем исследовать Петербург Достоевского, вспомним, как другие русские писатели XIX века изображали Петербург в своих произведениях. В этом помогут наши исследователи. Итак, "Петербург в описании А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, Н.А.Некрасова и Ф.М.Достоевского".
СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ
(выступление суворовцев по опережающим заданиям)
У каждой эпохи свой образ Петербурга
Для поэтов XVIII века: Ломоносова, Сумарокова, Державина - Петербург предстает как "преславный град", "Северный Рим", "Северная Пальмира". Им чуждо видеть в городе будущего какое-то трагическое предзнаменование.
Только в XIX веке появляется город-призрак, город-фантасмагория, где соседствует странное и повседневное, реальное и фантастическое. Эта традиция изображения Петербурга открывается в русской литературе именами Пушкина и Гоголя.
Петербург в описании А.С. Пушкина
Петербург в описании А.С. Пушкина
Город пышный, город бедный,
Дух неволи, стройный вид,
Свод небес зелено-бледный,
Сказка, холод и гранит...
А.С. Пушкин
В Петербурге Александр Сергеевич Пушкин провел более трети своей жизни - лучшие годы юности и годы зрелости, наивысшего напряжения духовных сил, творческого подъема и житейских проблем. Ни один город не был им воспет с таким высоким чувством, как "град Петров".
Петербург для поэта - воплощение петровского духа, "Петра творенье", символ созидательных сил России.
Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой её гранит:
Однако Пушкин чувствовал, что Петербург - город контрастов, и вот уже по затопленной столице, преследуемый Медным всадником, мчится несчастный сумасшедший Евгений:
Образы Петербурга и его творца Петра в поэме двойственны. Петербург - город величия и славы, но в то же время это город суеты, забот, повседневных тревог "маленького человека".
Обращение к фантасмагории, как типично петербургскому мотиву, и к "маленькому человеку" (бедному чиновнику), как к петербургскому типу, предвосхищает поэтику сюжетов петербургских повестей Гоголя.
Петербург в описании Н.В. Гоголя
Все мы вышли из его шинели.
Ф. Достоевский
В произведениях Н.В. Гоголя образ Петербурга меняется: великолепие отступает перед проблемами обезличивания человека. В "Петербургских повестях автор создаёт загадочный и таинственный образ столицы. Здесь сходят с ума, трагически ошибаются, кончают жизнь самоубийством, просто умирают. Холодный, равнодушный, бюрократический Петербург враждебен человеку и порождает страшные, зловещие фантазии.
В повести "Невский проспект" (Невский проспект - своего рода символ Петербурга, его лицо-маска):
"Он лжет во всякое время, этот Невский проспект, но более всего тогда, когда ночь сгущенною массою наляжет на него и отделит белые и палевые стены домов, когда весь город обратится в гром и блеск, мириады карет валятся с мостов, форейторы кричат и прыгают на лошадях и когда сам демон зажигает лампы для того только, чтобы показать все не в настоящем виде".
В повестях "Нос", "Шинель" и "Записки сумасшедшего" большое композиционное значение имеет образ петербургского департамента, гротескные характеры чиновников и тема "маленького человека".
Определенные параллели к этому можно найти и в "петербургской" вставной новелле из "Мертвых душ" - "Повести о капитане Копейкине".
Отметим, что в поэтическом мире Гоголя существует устойчивая ассоциативная связь между праздностью, злом, дьяволом и фантасмагорией. И всё это характерно для гоголевского Петербурга.
Петербург в описании Н.А. Некрасова
Вчерашний день, часу в шестом,
Зашел я на Сенную;
Там били женщину кнутом,
Крестьянку молодую.
Н. Некрасов
Одной из любимых тем лирики Некрасова было изображение Петербурга, где Некрасов прожил 40 лет. В молодости ему пришлось влачить жизнь голодного бедняка, на себе испытать нужду и лишения, а также узнать все превратности жизни в трущобах столицы. Петербург предстал перед читателем резко разделенным на два мира - владельцев "роскошных палат" и обитателей подвалов, "счастливцев" и "несчастливцев".
С сердечной болью описывал Некрасов петербургские углы и ютящийся в них нищий, голодный люд. Вместо роскошных дворцов и великолепных ансамблей Петербурга Некрасов показал окраины, где "каждый дом золотухой страдает", где "штукатурка валится и бьёт тротуаром идущий народ", где мерзнут дети на "ложе своем". На улицах красивого города он видит прежде всего людей униженных и обиженных, видит картины, которые до него старательно обходили поэты: у памятника Петру I он замечает "сотни сотен крестьянских дровней, которые у присутственных мест дожидаются" ( фрагмент из стихотворения "Размышление у парадного подъезда" читает ученик).
Роскошную столицу, один из красивейших городов мира, Некрасов увидел глазами бедняка и описал ее с горячим сочувствием к несчастным и обездоленным, с ненавистью к сытым, праздным и богатым.
Фрагмент из книги Н.А.Некрасова "Петербургские улицы":
":И я спустился в душные подвалы, поднялся под крыши высоких домов и увидел нищету, падающую и падшую нищету, стыдливо прикрывавшую лохмотья свои, и нищету, с отвратительным расчетом выносящую их на показ.
И сильней поразили меня такие картины неизбежные в больших и кипящих народонаселением городах, глубже запали в душу, чем блеск и богатства твои, обманчивый Петербург! И не веселят уже меня твои гордые здания и все то, что есть в тебе блестящего и поразительного".
Подведем итоги нашим сообщениям; во-первых, петербургская тема, поднятая еще русскими литераторами в XVIII веке, в XIX веке стала темой первостепенной важности. Во-вторых, писатели XIX века придали образу Петербурга новые трагические черты.
Петербург в описании Ф.М. Достоевского
В белую ночь мгновенно озарил душу
Достоевского скорбный облик Петербурга.
Н. А. Анциферов
Образ Петербурга занимает видное место и в творчестве Ф.М.Достоевского. Около тридцати лет прожил Достоевский в Петербурге. Здесь создавалась большая часть его произведений, в том числе и романы "Записки из мертвого дома", "Униженные и оскорбленные", "Преступление и наказание", "Братья Карамазовы".
Многие места в Петербурге связаны с именем великого писателя. Среди них - дом в центре города на углу Кузнечного переулка, где в 1846 году и с 1878 по день смерти 09 февраля 1881 года жил Ф.М.Достоевский.
В своем подходе к изображению Петербурга Достоевский близок к Гоголю и Некрасову, особенно к Некрасову. И в этом мы сегодня убедимся.
Роман Достоевского "Преступление и наказание" многие критики называют "петербургским романом". И это название в полной мере характеризует произведение. На страницах романа автор запечатлел всю прозу жизни столицы России 60-х годов XIX столетия - города доходных домов, банкирских контор и торговых лавок, города мрачного, грязного, но в тоже время по-своему прекрасного.
ОБСУЖДЕНИЕ ТЕЗИСОВ ПО ТЕМЕ: "ПЕТЕРБУРГ ДОСТОЕВСКОГО"
(Тезисы были предложены преподавателем, цитаты выбраны суворовцами, распечатки хода урока с цитатами и выводами всех групп были выданы всем суворовцам для обсуждения и дополнения).
Перечень тезисов:
- Влияние города на психику человека
- Петербург и общество: вечное сосуществование двух городов
- Петербург - город теоретиков
- "Каморочное" мышление
- Уличные сцены
- Город и люди
ВЫВОД
Роман Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание" посвящён разгадке тайны Раскольникова - Петербурга - России.
Образ Петербурга становится обобщенной моделью мира. Именно этот город создает таких как Раскольников, Лужин, Свидригайлов, именно этот город порождает страдания униженных и оскорбленных и требует от них безволия или жертвы, подобно жертве Сони Мармеладовой. Но этому пространству в эпилоге романа противопоставлено совершенно иное пространство на берегу широкой сибирской реки, где происходит духовное воскрешение героя.
ВЛИЯНИЕ ОБРАЗА "ПЕТЕРБУРГ ДОСТОЕВСКОГО" НА СОВРЕМЕННУЮ ЛИТЕРАТУРУ
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПИСАТЕЛЯ. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ И ОБСУЖДЕНИЕ ТЕКСТА.
ВЛАДИМИР ВАСИЛЬЕВ "ЛИК ЧЁРНОЙ ПАЛЬМИРЫ"
Питер... Питер - это, братцы,
вообще жуть.
В. Васильев
Отрывки из произведения (для обсуждения и поиска сходства):
"Тут Лайк насупился и ненадолго замолчал. То ли обдумывал то, что собирался сказать, то ли прислушивался к ощущениям.
- Питер... Питер - это, братцы, вообще жуть. Винница по сравнению с ним - оазис.
Симонов многозначительно хмыкнул:
- А что ты хотел - Питер на костях стоит!
Не в одних костях дело, - покачал головой Лайк. - Ингерманландские болота сами по себе довольно мрачное место. Идеальное для жертвоприношений. Знали бы вы, сколько там жизней загублено, сколько энергии выпито... Питер ненавидит всех - он просто иначе не умеет. Это город-зомби и город-вампир, он жрёт всех без разбору - Темный, Светлый, Иной, не Иной. И как истинный вампир, он умеет очаровывать, чтобы жрать. Питерцы теряют душу с улыбкой на устах и с глубокой любовью к городу, который душу из них день за днем высасывает. Неспроста там мало Иных и совершенно нет старых и сильных Иных. Вы видели эти улицы, лишенные деревьев? Вы видели эти дворы - ни травинки, ни былинки, сплошной асфальт? Мертвые каменные колодцы, в которых душа стынет? Знаете, как Питер звали полтораста лет назад... в определенных кругах? Черная Пальмира. Не Северная - Черная. Не завидую тому, кто отважится увидеть истинный лик этого проклятого города.
Питер встретил их пасмурным небом, неприятным моросящим дождичком и заплеванным перроном.
Прошли по перрону, миновали здание вокзала. Под ногами валялся всякий мусор - окурки, обертки, клочки газет. Перед выходом на Литовский у вентиляционной шахты грелось целое сонмище бомжей. Тут же рядом два синюшных типа давили с горла дешевый азербайджанский портвейн, а чуть в стороне, у неопрятного забора, натужно блевала увядающая дама в старомодном плаще и такой же старомодной шляпке.
Питер производил мрачное и гнетущее впечатление - на всех:"