Урок-практикум по литературе в 5-м классе на тему "Страна березового ситца" в стихах С.Есенина

Разделы: Литература


Тот, кто видел хоть однажды|
Этот край и эту гладь,
Тот почти березке каждой
Ножку рад поцеловать.

С.Есенин

Оформление урока:

  • фотопортрет С. Есенина,
  • репродукции картин,
  • музыкальное сопровождение,
  • слайды.

Оборудование:

  • магнитофон,
  • мультимедиа проектор,
  • экран.

На доске: домашнее задание

Цели урока:

  1. Познакомить учащихся с детскими годами его жизни, с его пейзажной лирикой.
  2. Совершенствовать навыки анализа стихотворного текста, уметь обнаруживать изобразительно-выразительные средства языка в художественном тексте, уметь определить их роль в художественном произведении.
  3. Развивать образное и эстетическое мышление.
  4. Воспитывать в детях любовь к Родине через любовь к природе. Учить замечать красоту окружающего нас мира.

Ход урока

(Слайд №1. портрет, годы жизни.)

I. Вступительное слово учителя:

Ребята, сегодня у нас не обычный урок, а урок-практикум. Мы на уроке будем совершенствовать и закреплять навыки анализа стихотворного текста на примере стихотворения С.А. Есенина “Берёза”.

А чтобы вам стало ближе и понятнее творчество поэта, мы познакомимся с некоторыми эпизодами из жизни Есенина и с его лирикой о родной природе. В этом мне помогут ученики-ассистенты.

С.А. Есенин – один из самых русских, самых песенных поэтов нашей родины.

II. Слайд №2 “В лугах Рязанщины”

Знакомство учащихся с детскими годами жизни С. Есенина.

(Краткий рассказ учителя, основанный на материалах его биографических статей.)

С.А. Есенин родился в 1895 году в Рязанской губернии, в селе Константиново. Село утопало в зелени и стояло на крутом берегу правого берега реки Ока.

Берег был холмистый, и с него открывался прекрасный вид на величавую реку, несущую свои воды среди приокского раздолья.

Эта красота рязанского края не могла не затронуть душу впечатлительного ребенка.

И кто знает, может быть, это и было основой того, что С. Есенин стал поэтом. О детстве Есенина мы с вами узнаем из его собственных воспоминаний.

(Чтение фрагментов из статьи Есенина “О себе” учениками-ассистентами)

Слайд № 4 “Дед С. Есенина” “Отец и мать С. Есенина”

1 чтец: “С двух лет был отдан на воспитание … деду по матери, у которого было трое взрослых неженатых сыновей и с ними прошло всё мое детство”.

Учитель: Дядья очень любили маленького Сергея и воспитывали его по- своему. Вот что он вспоминает:

2-й чтец: Дядья мои были ребята озорные и отчаянные. Трех с половиной лет они посадили меня на лошадь без седла и сразу пустили в галоп. Я помню, что очумел и очень крепко держался за холку.

(Объяснение лексического значение слова галоп, холка.)

3-й чтец: “Лет восьми другому дяде я часто заменял охотничью собаку, плавал по озерам за подстреленными утками”.

4-й чтец: “Бабушка любила меня до бесконечности. По субботам меня мыли, стригли ногти, расчесывали… ни один гребень не брал кудрявых волос… Всегда я орал благим матом и даже теперь какое-то неприятное чувство имею к субботе”.

Учитель: Стихи Есенин начал писать рано, лет с восьми-девяти. По его признанию, к этому дала толчок его бабка: она рассказывала ему сказки. Некоторые сказки были с плохим концом, ему не нравились они, и он переделывал их на свой лад.

А дед пел ему старинные, тягучие, грустные песни и рассказывал Библию. И это тоже подталкивало Есенина к сочинению стихов.

5-й чтец: “Так протекало мое детство, – пишет Есенин. – Когда же я подрос, из меня очень захотели сделать сельского учителя и поэтому отдали в церковно-учительскую школу, окончив которую я должен был поступить в Московский учительский институт. К счастью, этого не случилось”.

Учитель: Есенин стал поэтом, о чем так мечтал. Поэтом, чьи стихи вливаются к нам в душу и заполняют ее чем-то светлым и чистым.

Ребята, вам было дано предварительное задание прочитать стихи Есенина о природе и проиллюстрировать их.

(чтение стихотворений проходит на фоне классической музыки и слайдов)

1. Закружилась листва золотая (155)

2.

“Зеленая прическа,
Девическая грудь”

3. “Я по первому снегу бреду…”

4. “Сыплет черемуха снегом”.

III. Беседа с классом.

Учитель: – Какие из прочитанных стихов Есенина понравились вам больше всего?

(выразительное чтение стихотворений С. Есенина учениками).

Учитель: – Чем вам понравились стихи Есенина?

Какие чувства у вас вызвали стихи Есенина? Что вы постарались выразить в своих рисунках?

Вывод корректирует учитель.

IV. Чтение и анализ стихотворения С. Есенина “Береза”

Слово учителя. Обратимся к одному из ранних стихотворений С. Есенина, “Береза”, которое было напечатано в первом номере детского журнала “Мирок” в 1914 г. Вслед за “Березой” в журнале “Мирок” появляются “Пороша”, “Поет зима, аукает…”, “С добрым утром” (Слайдшоу)

Его, казалось бы, детские стихи были полны неповторимой земной красоты.

(Текст в учебнике-хрестоматии. Чтение учителем стихотворение “Береза”)

Мы увидим как много яркого, необычного в этом стихотворении. (Слайд “Березовая роща)

1. Обсуждение общего восприятия стихотворения.

Учитель:

1) Что изображено в стихотворении?

2) В какое время года рисует поэт березу?

2. Повторное чтение с анализом и выводами.

1 строфа. (Слайд “Зимняя береза”)

“Принакрылась снегом
Точно серебром…”

Учитель:Как вы думаете, почему береза “принакрылась”, а не накрылась? Обратите внимание и на то, что береза не “принакрыта”, а “принакрылась” снегом.

Какой образ у вас возникает при чтении этих строк?

(Образ девушки, которая набросила на плечи шаль или платок)

Учитель: – Какое изобразительно-выразительное средство помогает поэту “превратить” березу в девушку? (олицетворение)

(Слайд олицетворение)

Учитель: – Значит, слово “принакрылась” употреблено в переносном значении. А строку “Принакрылась снегом, точно серебром…” можно понять, как приукрасилась, принарядилась, словно девушка.

(Слайд “принакрылась” – приукрасилась, принарядилась.)

Учитель: – Какое изобразительно-выразительное средство используется в этих строках?

(Слайд Сравнение)

Учитель: – С чем сравнивается снег и почему? (Снег сравнивается с серебром, потому что он блестит)

Учитель: – Красива ли береза в снежном наряде? (Она стала еще более красивой в белом одеянии)

3. Чтение и анализ 2-й строфы.

Учитель: – Итак, во 2-й строфе автор выделяет самое прекрасное в образе березы – ее пушистые, заснеженные ветви.

Создавая необычайно прекрасный образ березы, автор использует различные художественно- изобразительные средства. (Найдите их в тексте)

(Слайд “Пушистые” – Эпитет.)

Учитель: – Что напоминает снег на ветвях? С чем его сравнивает автор? (снег похож на кайму, на белую бахрому)

Подумайте над выражениями “снежною каймой” и “белой бахромой”. Что здесь имеет переносное значение?

(Поэт имеет в виду небольшие веточки на концах больших ветвей, которые покрыты снегом, они даже пригибаются под тяжестью снега, и он как будто свисает с них).

Учитель – Значит слова “кайма”, “бахрома” употреблены в переносном значении, а определение “снежную” в прямом значении, и это определение не будет являться эпитетом.

Безусловно, здесь есть сходство заснеженных веточек березы с кистями, каймой и бахромой.

Можно ли назвать эти выражения назвать сравнениями?

Учитель – В этих строках поэт использует скрытое сравнение, так как в выражениях “снежною каймой” и “белой бахромой” и то, что сравнивается (веточки), и то, с чем сравнивается (“кайма” и “бахрома”.)

Учитель – Как называется выразительно-изобразительное средство, построенное на скрытом сравнении?

(Слайд метафора)

Итак, во второй строфе, создавая образ березы, поэт использует метафору.

V. Чтение и анализ 3-ей строфы.

1) Чтение строфы учителем.

2) Аналитическая беседа.

Учитель – Налюбовавшись кроной березы, поэт словно бы окидывает взглядом все дерево. И березу мы теперь воспринимает как живую, перед нами образ березы-женщины. А выражение, “стоит береза” воспринимается как олицетворение.

И не только береза в стихотворении одухотворяется, весь мир природы вокруг нее тоже одушевляется.

Учитель – Давайте найдем примеры в стихотворении: “Сонная тишина, горят снежинки”

Учитель – Почему тишина сонная? Какое это изобразительное средство?

Слайд

(“сонная” – эпитет…

“И горят снежинки
В золотом огне…”)

Учитель – Как вы понимаете это выражение? (“горят” – значит сверкают; “золотой огонь” – солнечный свет) Определите, какое изобразительное средство использует автор?

Учитель – Значит, автор использует в 3-ей строфе для создания образа метафору.

V. Чтение и анализ 4-й строфы.

1) Чтение строфы учителем.

2) Аналитическая беседа по тексту стихотворения

Учитель – Как вы понимаете выражение: “А заря, лениво обходя кругом…” (Меняется время суток, приближается вечерняя заря.)

Учитель – На что становятся похожим снег на ветках березы от вечерней зари? (на серебро)

Учитель – Делаем вывод: в стихотворении происходит олицетворение не только берёзы, но и зари.

В стихотворении образ березы постоянно меняется: в первой строфе снег на ветках уподобляется серебру, а во второй похож на золото, а в третьей вновь превращается в серебро.

Учитель – Почему? (Обратитесь к тексту стихотворения).

(Есенин описал березу в течение всего солнечного морозного дня.)

Учитель – Это говорит о том, что поэт часто и подолгу смотрел на нее.

- Каково его отношение к деревцу березы? (Поэт любовался березой, восхищался ее красотой.)

Учитель – Как вы думаете, какие чувства выражает поэт через эту любовь к березе?

(Любовь к русской природе, а значит и к Родине).

Учитель – Понравилось ли вам, ребята, стихотворение С. Есенина?

Какое настроение оно у вас вызвало?

(Выразительное чтение стихотворения “Береза” учениками)

VI. Обобщение

Я надеюсь, что на нашем уроке вы прониклись красотой поэзии Есенина о природе рязанского края, о природе России вообще. В лирике Есенина много стихотворений, в которых он любуется и восхищается то клёном, (“клён ты мой опавший…”), то черёмухой, которая “сыплет снегом”, то ёлками-подружками.

Но любимым образом поэзии Есенина, олицетворяющим Россию, была берёза.

Береза для Есенина – живое существо, милая девушка в холщовом сарафане, с косынкою на плечах, о которой он пишет с огромной нежностью.

И недаром в одном из стихотворений он называет Россию “страной берёзового ситца”.

Учитель – Давайте прочитаем строки из эпиграфа к уроку. (Слайд эпиграф)

- Как вы понимаете смысл этих поэтических строк?

Учитель Есенин объясняется в любви к родному краю, к русской березке

Эти поэтические строки показывают: любовь к березе сливается у Есенина с любовью к родине, и к России вообще. Таким образом, понятия “береза” и “Россия” тесно связаны в лирике Есенина.

VII. Практическая деятельность.

Перед вами репродукции картин, рассмотрите их. Какие интересные образцы вы видите? Изобразительно- выразительные средства. Работа по тетради. Наводящие вопросы:

1) На что похожи листья березы? (форма, цвет)

2) Слайд Березовые листья

Подберите эпитеты к данным словам.

***, ***, *** листья
***, ***, *** стволы
***, ***, *** небо

3) С чем можно сравнить ствол березы?

Образуйте сравнения.

листья ***, ***, ***
ствол березы ***, ***, ***
небо ***, ***, ***

4) На кого похожа береза? Создайте олицетворение.

5) Слайд

На бугре береза-свечка
В лунных перьях серебра.
Выходи, мое сердечко,
Слушать песни гусляра.

Выпишите метафору из данной строфы.

VIII. Подведение итогов урока.

IX. Задание на дом.

Второй вариант практической работы.

Из данных строф выпишите следующие изобразительно-выразительные средства.

Найдите и выпишите эпитеты.

(Слайд

Зеленая прическа,
Девическая грудь
О тонкая березка,
Что загляделась в пруд?)

Выпишите сравнения.

Хорошо и тепло,
Как зимой у печки.
И березы стоят,
Как большие свечки.

Выпишите олицетворение.

Слухают ракиты
Посвист ветряной.
Край ты мой забытый,
Край ты мой родной.

VIII. Подведение итогов урока.

IX. Задание на дом.