Тема: “М.Е.САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН. “ПРЕМУДРЫЙ ПЕСКАРЬ” (1883 г.)
Цель:
- Изучить самостоятельно сказку М.Е.Салтыкова-Щедрина “Премудрый пескарь”.
- Закрепить умения анализировать художественное произведение в единстве формы и содержания.
- Постараться понять, в чем смысл жизни каждого живущего на Земле.
СЛОВАРНАЯ РАБОТА:
- “обыватель”:
1. Постоянный житель какой-либо местности
(устаревшее).
2. Человек, лишенный общественного кругозора, с
косными, мещанскими взглядами.
ИЛЛЮСТРАЦИИ К УРОКУ:
- Б.Ефимова, Н.Муратова, Е.Рачева.
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЕ ЗАДАНИЯ К СКАЗКЕ НА КАЖДУЮ ГРУППУ
ПЛАН УРОКА.
Слово учителя. Историческая справка.
После удавшегося покушения народовольцев на царя Александра II (1 марта 1881 года) наступает пора реакций. Русский либерализм даже в самых безобидных его проявлениях открыто провозглашается “изменой” отечеству. В нравственную атмосферу жизни проникают подозрительность и трусость. Шпиономания официально именуется “строгим наблюдением друг за другом”. Доносчики нарекаются “борцами с изменой”.
Страшнее всего, считал М.Е.Салтыков-Щедрин, малодушие, овладевшее настроениями некоторой части русской интеллегенции. В эту мрачную реакционную пору писатель-сатирик и берется своей сказкой “Премудрый пескарь” напомнить современникам о человеческом достоинстве, о чести и стыде, о мудрости, истинности, мнимости.
Работа в группах.
Группы формируются с учетом уровня мотивации, способностей и литературной подготовки. Программа “А” предлагается группе учащихся наиболее продвинутых, подготовленных, а программа “С” – для менее продвинутых ребят.
Программа “А”.
Задания для группы № 1.
- Случаен или закономерен (докажите) в замысле писателя образ мелкой рыбешки?
- Из чего видно (назовите 2-3 детали), что пескарь действительно “интеллегентен”? Что дает это сюжету?
- В какие моменты (найдите в тексте) и с какой целью (объясните) “рыбье” в пескаре становится “человечьим”?
Задание для группы № 2.
- Большинство сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина (назовите, какие) появились в 80-е годы XIX века. Почему? Что сближает сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина со сказками народными и в чем их отличие?
- Чем “премудрый” лучше “мудреного”, “мудрствующего” и т.д.?
- Чем примечателен язык сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина? Докажите это примерами.
Задание для группы № 3.
- Гротеск или гипербола, с вашей точки зрения, преобладает в сказке?
- Из ста с лишним лет, прожитых пескарем, что сохранила его память? Почему?
- Какие черты в пескаре вам наиболее неприятны?
Программа “В”.
Задание для группы № 4.
- Расскажите историю жизни премудрого пескаря. Какую роль в его жизни сыграли поучения отца? Ваше отношение к этому. В каких классических произведениях встречались заветы отцов своим детям? Есть ли в них что-нибудь общее?
- Какие пороки современного общества М.Е.Салтыкову-Щедрину общества обличает он в этой сказке? Какие художественные средства он использует для этой цели? Докажите это 2-3 примерами из текста.
- Актуальна ли сказка в наше время? Покажите – в чем и почему?
Программа “С”.
Задание для группы № 5.
- Прочитав статью Качурина М.Г. о сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина “Премудрый пескарь”, ответить на вопросы:
- Расскажите о композиции сказки, что она выявляет?
- Почему сатирик прибегают к иносказанию и рисует не человека-обывателя, а рыбу, наделенную обывательскими чертами? Только ли здесь стремление обмануть цензуру?
(Ответы есть в статье)
- Какие философские проблемы и как решает М.Е.Салтыков-Щедрин в этой сказке?
(Ответ есть в статье)
Задание для группы № 6 (это может быть и один ученик, увлекающийся живописью).
- Рассмотрите иллюстрации Б.Ефимова, Н.Муратова, Е.Рачева к сказке. Сравните их, определите, какие эпизоды запечатлены художниками.
Беседа по выполненным заданиям.
Начинать работу с классом лучше с программы “С”, затем программа “В” и программа “А”. Завершением будет выступление группы № 6. Можно вопрос № 3 группы № 6 оставить последним.
Заключительная часть урока - обобщение.
- В толковом словаре русского языка под редакцией Д.Н. Ушакова есть такие объяснения слова “обыватель” (см. запись на доске). Итак, первое значение слова устарело, как указывает словарь. А второе? Живет?
- Прочитайте стихотворение А.Прокофьева “Премудрый карасик”.
- С какой целью поэт использует щедринский образ пескаря?
- Какой, по вашему, нравственный урок содержит сказка М.Е.Салтыкова-Щедрина “Премудрый пескарь”?
- К каким людям и ситуациям можно отнести содержание сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина “Премудрый пескарь” и стихотворение А.Прокофьева “Премудрый карасик”?
Итоги урока.
1. Учащиеся формируют выводы по уроку, отвечая на пункт 3 цели урока и записывают в тетрадях:
Итак, в сказке “Премудрый пескарь” содержится важный нравственный урок: трусость, страх, обывательское равнодушие ко всему на свете, кроме собственной персоны, рано или поздно лишает человеческую жизнь всякого смысла; житейская “премудрость” умерщвляет в людях ум, честь, совесть.
Сказка учит честности, гражданской смелости и благородству, напоминает о цене человеческой жизни, о ее смысле.
2. Выставляются оценки.
3. Благодарность учащимся.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1.
Премудрый карасик
А.Прокофьев
Плывешь, премудрый мой карасик?
Плыви, коль плыть тебе дано.
В подготовительном ты классе
Сидишь, дружок, давным-давно.Который год?
Чуть-чуть не классик,
А все сидишь, как на мели.
Плыви, плыви, злодей-карасик,
Чуть плавниками шевели.Опять лениво заметался,
И что ты там не говори,
Опять воды ты наглотался,
Везде пускаешь пузыри.Потом лежишь в унылом тлене,
По-прежнему угрюм и зол,
И вдруг узнал я, что от лени
Ты на кроссворды перешел.Прошу тебя, карасик милый,
Ты не суди и не судачь,
Опять прудок твой запрудило,
А ты не плачь,
А ты не плачь!И протолкни скорей беседу,
И, если хочешь, повтори –
О встрече с бабкой или дедом,
Чтоб веселились пескари!
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2.
“Премудрый пескарь” (1883 г.)
Одна писательница 70-х годов называла Щедрина “великим учителем в искусстве проводить положительные идеалы в отрицательной форме”. Это искусстве в полном блеске проявилось в сказке “Премудрый пескарь” С горькой насмешкой рисует сатирик образ до смерти перепуганного обывателя, “остолопа, который не ест, не пьет, никого не видит, ни с кем хлеба-соли не водит, а все только распостылую свою жизнь бережет”. В этой сказке ставятся исключительно важные — и не только для эпохи Щедрина — философские проблемы: в чем смысл жизни и назначение человека? К каким идеалам он должен стремиться, как жить?
Подчеркивая связь сказки с реальной действительностью, Щедрин и здесь соединяет элементы фольклорной речи с современными понятиями. Автор употребляет обычный зачин (“Жил-был пескарь”), традиционные обороты (“ни в сказке сказать, ни пером описать”, “стал жить да поживать”), народные выражения (“думу думает”, “ума палата”, “откуда ни возмись”), просторечия (“распостылая”, “погублять”). И на этом фоне неожиданно звучат слова: “жизнью жуировать”, “будет моцион делать”, “отрекомендуется”, “жизненный процесс завершает” и др О пескаре автор говорит как о рыбе, да вдруг и “проговорится”: “Был он пескарь просвещенный, умеренно-либеральный...” Пескарь, как и следует мелкой рыбешке, боится щуки, рака, уды, боится попасть в уху, мечтает полакомиться комаром или мухой, живет “то в иле, то под водяным лопухом, то в осоке” Рыба как рыба. И вдруг узнаем, что он “жалованья не получает и прислуги не держит, в карты не играет, вина не пьет, табаку не курит, за красными девушками не гоняется...”
Стоит задуматься над таким вопросом: почему сатирик прибегает к иносказанию и рисует не человека-обывателя, а рыбу, наделенную обывательскими чертами? Только ли здесь стремление обмануть цензуру? Вспомним сказку “Дикий помещик”: там ведь действуют люди. Дело в том, что образ мелкой, жалкой рыбешки, беспомощной и трусливой, как нельзя лучше характеризует дрожащего обывателя. К тому же есть старая поговорка: “Молчит как рыба”. Щедрин приписывает рыбе человеческие свойства и вместе с тем показывает, что человеку присущ” “рыбьи” черты.
Вся биография пескаря сводится к краткой формуле: “Жил — дрожал и умирал — дрожал”. Иная жизненная программа раскрывается в вопросах, возникающих в уме умирающего пескаря: “Какие были у него радости? кого он утешил? кому добрый совет подал? кому доброе слово сказал? кого приютил, обогрел, защитил? кто слышал о нем? кто об его существовании вспомнит”.
Созданные средствами эзопова языка щедринские образы рыб, животных, птиц стали нарицательными.