Цель:
- закрепить умения:
- находить в тексте сложноподчиненные предложения;
- определять вид придаточного предложения;
- правильно расставлять знаки препинания в сложноподчиненных предложениях, составлять схемы;
- дать представление о личности писателя,
- развивать у обучающихся культуру речи, умение вести диалог;
- воспитывать чувство ответственности перед напарником.
Оборудование:
- карточки с текстами о В.А. Жуковском,
- карточки с алгоритмом,
- тренажные карточки,
- портрет В.А.Жуковского работы О. Кипренского,
- словарь русского языка С.И. Ожегова,
- табличка со схемой.
Ход урока
- Организационный момент
- Сообщение темы и цели урока
Сегодня мы проводим с вами интегрированный урок. Совместим урок русского языка с уроком литературы. Работая с текстами, вы покажете свои умения в нахождении сложноподчиненных предложений, в определении вида придаточных предложений, пунктуации в сложноподчиненном предложении, составлении схем. Одновременно с этим вы познакомитесь с жизнью и творчеством В.А. Жуковского. Оформлять свои записи будете в тетрадях по русскому языку и литературе.
- Работа в тетрадях
Открываем тетради по русскому языку. Записываем число, тему “Сложноподчиненные предложения”. В тетрадях по русскому языку вы выполните следующую работу (запись на доске):
- Перепишите текст карточки.
- Найдите сложноподчиненное предложение, сделайте синтаксический разбор.
- Обозначьте графически повторенную орфограмму.
Открываем тетради по литературе. Записываем число, тему “Жизнь и творчество В.А. Жуковского”. Давайте прочитаем задания, которые вы выполните в тетрадях по литературе (запись на доске).
- Заполните таблицу:
- Перескажите карточку по опорным словам
- Составьте словарь незнакомых слов
№ карточки |
Тезис |
Опорные слова |
Начертите таблицу в тетради по литературе.
В итоге нашей коллективной работы мы расскажем о жизни и творчестве поэта-романтика В.А. Жуковского по плану (запись на доске):
- Детские годы В.А. Жуковского
- Начало творческого пути
- Балладные опыты Жуковского
- Отечественная война 1812 года
- Жизнь поэта при дворе
- За границей
- Пушкин и Жуковский
Работать будем 2 урока по следующему плану (запись на доске):
- Повторение орфографии по методике взаимного тренажа
- Практическая работа
- Творческая работа
- Итог
- Повторение орфографии по методике взаимного тренажа.
- Слово учителя.
Начнем урок русского языка с повторения орфографии. Работаем в парах постоянного состава по методике взаимного тренажа с карточками, на которых есть цветные сигналы. Работая по тренажным карточкам (приложение № 2), определите вид орфограммы. Данные орфограммы встретятся вам в карточках с текстами.
- Самостоятельная работа по тренажным карточкам (с лицевой стороны карточки записаны слова на определенную орфограмму с пропусками букв, с обратной стороны правильное написание слов с графическим обозначением орфограммы)
Алгоритм работы по тренажной карточке:
- По сигналу учителя ученики, сидящие на I варианте, вполголоса рассказывают примеры слов ребятам, сидящим на II варианте, те, в свою очередь, проверяют правильность ответа по обратной стороне карточки.
- Затем ученик, сидящий на II варианте, рассказывает свою карточку ученику, сидящему на I варианте.
- Определяют вид своей орфограммы.
- Проверка.
Поднимите руки те, кто работал с карточками с синим цветовым сигналом. Скажите, на какое правило вы повторили орфограмму? Кто объяснит написание слов в данной карточке?
Поднимите руки те, кто работал с карточками с красным цветовым сигналом. Скажите, на какое правило вы повторили орфограмму? Объясните написание слов в этой карточке?
Поднимите руки те, кто работал с карточками с зеленым цветовым сигналом. На какое правило вы повторили орфограмму? Кто объяснит написание слов в данной карточке?
Кто работал с карточками с желтым цветовым сигналом? Скажите, на какое правило вы повторили орфограмму? Кто объяснит написание слов в данной карточке?
Итак, назовите вид орфограммы, с которой мы поработали? (Н, НН в разных частях речи)
- Практическая работа
Приступаем к работе по теме по методике “Оргдиалог”. Давайте проговорим алгоритм работы по данной методике.
- Прочитай текст на карточке.
- Составь и запиши в тетрадь по литературе тезис, который отражал бы основное содержание текста.
- Запиши необходимые факты, имена, ключевые слова и словосочетания.
- Выпиши в тетрадь по русскому языку сложноподчиненные предложения, сделай синтаксический разбор.
- Работа в парах сменного состава:
- прочитай свой текст партнеру;
- предложи свой вариант выполненного задания по литературе;
- обсудите составленный тезис, если нужно, внесите дополнения;
- перескажи свой текст партнеру;
- предложи свой вариант выполненного задания по русскому языку.
- Выслушай своего партнера по пункту 5.
- Обменяйтесь карточками с текстами (приложение № 1), найдите нового напарника, подняв руку, и работайте с ним так же, как с предыдущим.
- Физминутка по методике В.Ф. Базарного (на стенах в разных местах наклеены карточки со словами)
Посмотрите по сторонам и скажите: какие литературоведческие термины встретились вам в тексте?
Назовите среди них жанры (баллада, элегия, поэма, сказка).
Каково лексическое значение этих слов? (работа со словарями)
- . Проверка практической работы
Ребята, скажите, пожалуйста, сколько карточек успели проработать?
Прочитайте сложноподчиненные предложения с придаточными определительными.
Кто прочтет предложение, соответствующее схеме:
[- =], (что O: O, O, O)?
Зачитайте, пожалуйста, сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными.
- Рассказ по плану о жизни и творчестве В.А. Жуковского
Посмотрите записи в тетради по литературе. Кто попробует рассказать по пункту 1?
Какие будут дополнения?
Кто расскажет о начале творческого пути поэта? Дополнения. И т. д. по каждому пункту плана.
Наше сообщение о Жуковском будет неполным, если мы не обратимся к живописи (учитель вывешивает портрет Жуковского работы О. Кипренского).
Кто работал с таким текстом? (рассказ ученика)
- Творческая работа
С творчеством многих поэтов мы знакомились на уроках литературы, на уроках внеклассного чтения. Я знаю, что многие из вас сами “пробуют перо”. Поделитесь своими мыслями, размышлениями в мини-сочинении “Мой любимый поэт” (самостоятельная работа ребят)
Чтение мини-сочинений.
- Домашнее задание
Чтение баллад В.А. Жуковского.