Урок-практикум по русскому языку "Сложноподчиненные предложения. Оргдиалог на уроке литературы. Жизнь и творчество В.А. Жуковского"

Разделы: Русский язык, Литература


Цель:

  • закрепить умения:
  1. находить в тексте сложноподчиненные предложения;
  2. определять вид придаточного предложения;
  3. правильно расставлять знаки препинания в сложноподчиненных предложениях, составлять схемы;
  • дать представление о личности писателя,
  • развивать у обучающихся культуру речи, умение вести диалог;
  • воспитывать чувство ответственности перед напарником.

Оборудование:

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Сообщение темы и цели урока

Сегодня мы проводим с вами интегрированный урок. Совместим урок русского языка с уроком литературы. Работая с текстами, вы покажете свои умения в нахождении сложноподчиненных предложений, в определении вида придаточных предложений, пунктуации в сложноподчиненном предложении, составлении схем. Одновременно с этим вы познакомитесь с жизнью и творчеством В.А. Жуковского. Оформлять свои записи будете в тетрадях по русскому языку и литературе.

  1. Работа в тетрадях

Открываем тетради по русскому языку. Записываем число, тему “Сложноподчиненные предложения”. В тетрадях по русскому языку вы выполните следующую работу (запись на доске):

  1. Перепишите текст карточки.
  2. Найдите сложноподчиненное предложение, сделайте синтаксический разбор.
  3. Обозначьте графически повторенную орфограмму.

Открываем тетради по литературе. Записываем число, тему “Жизнь и творчество В.А. Жуковского”. Давайте прочитаем задания, которые вы выполните в тетрадях по литературе (запись на доске).

  1. Заполните таблицу:
  2. № карточки

    Тезис

    Опорные слова

         
  3. Перескажите карточку по опорным словам
  4. Составьте словарь незнакомых слов

Начертите таблицу в тетради по литературе.

В итоге нашей коллективной работы мы расскажем о жизни и творчестве поэта-романтика В.А. Жуковского по плану (запись на доске):

  1. Детские годы В.А. Жуковского
  2. Начало творческого пути
  3. Балладные опыты Жуковского
  4. Отечественная война 1812 года
  5. Жизнь поэта при дворе
  6. За границей
  7. Пушкин и Жуковский

Работать будем 2 урока по следующему плану (запись на доске):

  1. Повторение орфографии по методике взаимного тренажа
  2. Практическая работа
  3. Творческая работа
  4. Итог
  1. Повторение орфографии по методике взаимного тренажа.
  1. Слово учителя.

Начнем урок русского языка с повторения орфографии. Работаем в парах постоянного состава по методике взаимного тренажа с карточками, на которых есть цветные сигналы. Работая по тренажным карточкам (приложение № 2), определите вид орфограммы. Данные орфограммы встретятся вам в карточках с текстами.

  1. Самостоятельная работа по тренажным карточкам (с лицевой стороны карточки записаны слова на определенную орфограмму с пропусками букв, с обратной стороны правильное написание слов с графическим обозначением орфограммы)

Алгоритм работы по тренажной карточке:

  1. По сигналу учителя ученики, сидящие на I варианте, вполголоса рассказывают примеры слов ребятам, сидящим на II варианте, те, в свою очередь, проверяют правильность ответа по обратной стороне карточки.
  2. Затем ученик, сидящий на II варианте, рассказывает свою карточку ученику, сидящему на I варианте.
  3. Определяют вид своей орфограммы.
  1. Проверка.

Поднимите руки те, кто работал с карточками с синим цветовым сигналом. Скажите, на какое правило вы повторили орфограмму? Кто объяснит написание слов в данной карточке?

Поднимите руки те, кто работал с карточками с красным цветовым сигналом. Скажите, на какое правило вы повторили орфограмму? Объясните написание слов в этой карточке?

Поднимите руки те, кто работал с карточками с зеленым цветовым сигналом. На какое правило вы повторили орфограмму? Кто объяснит написание слов в данной карточке?

Кто работал с карточками с желтым цветовым сигналом? Скажите, на какое правило вы повторили орфограмму? Кто объяснит написание слов в данной карточке?

Итак, назовите вид орфограммы, с которой мы поработали? (Н, НН в разных частях речи)

  1. Практическая работа

Приступаем к работе по теме по методике “Оргдиалог”. Давайте проговорим алгоритм работы по данной методике.

  1. Прочитай текст на карточке.
  2. Составь и запиши в тетрадь по литературе тезис, который отражал бы основное содержание текста.
  3. Запиши необходимые факты, имена, ключевые слова и словосочетания.
  4. Выпиши в тетрадь по русскому языку сложноподчиненные предложения, сделай синтаксический разбор.
  5. Работа в парах сменного состава:
  • прочитай свой текст партнеру;
  • предложи свой вариант выполненного задания по литературе;
  • обсудите составленный тезис, если нужно, внесите дополнения;
  • перескажи свой текст партнеру;
  • предложи свой вариант выполненного задания по русскому языку.
  1. Выслушай своего партнера по пункту 5.
  2. Обменяйтесь карточками с текстами (приложение № 1), найдите нового напарника, подняв руку, и работайте с ним так же, как с предыдущим.
  1. Физминутка по методике В.Ф. Базарного (на стенах в разных местах наклеены карточки со словами)

Посмотрите по сторонам и скажите: какие литературоведческие термины встретились вам в тексте?

Назовите среди них жанры (баллада, элегия, поэма, сказка).

Каково лексическое значение этих слов? (работа со словарями)

  1. . Проверка практической работы

Ребята, скажите, пожалуйста, сколько карточек успели проработать?

Прочитайте сложноподчиненные предложения с придаточными определительными.

Кто прочтет предложение, соответствующее схеме:

[- =], (что O: O, O, O)?

Зачитайте, пожалуйста, сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными.

  1.     Рассказ по плану о жизни и творчестве В.А. Жуковского

Посмотрите записи в тетради по литературе. Кто попробует рассказать по пункту 1?

Какие будут дополнения?

Кто расскажет о начале творческого пути поэта? Дополнения. И т. д. по каждому пункту плана.

Наше сообщение о Жуковском будет неполным, если мы не обратимся к живописи (учитель вывешивает портрет Жуковского работы О. Кипренского).

Кто работал с таким текстом? (рассказ ученика)

  1. Творческая работа

С творчеством многих поэтов мы знакомились на уроках литературы, на уроках внеклассного чтения. Я знаю, что многие из вас сами “пробуют перо”. Поделитесь своими мыслями, размышлениями в мини-сочинении “Мой любимый поэт” (самостоятельная работа ребят)

Чтение мини-сочинений.

  1. Домашнее задание

Чтение баллад В.А. Жуковского.