Цели урока:
- совершенствовать навыки работы с текстом;
- производить лингвистический анализ текста;
- осознавать текст как средство самовыражения автора;
- вырабатывать чуткое отношение к слову.
Методы: активные – словесные, наглядные, информационные.
Оборудование: опорные схемы «Лингвистический анализ текста», распечатанные тексты, компьютеры, жетоны, тетради с конспектами.
Вид урока: урок-практикум.
Межпредметные связи: литература.
Оформление доски (или выведение текста на экран):
«Жизнь языка» в тексте»
Молчат гробницы, мумии и кости, –
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена… (И. Бунин)
Опорные схемы «Лингвистический анализ текста», распечатанные тексты, компьютер, жетоны, тетради с конспектами.
ХОД УРОКА
Учитель. Сегодня у нас будет очень интересный урок. Мы будем учиться правильно работать с текстом. Ведь любой текст создается автором. Автор самовыражается при создании текста, воздействуя им на других. Мы сегодня здесь и сейчас должны увидеть и понять, как именно, с помощью чего это происходит. Мир стремительно меняется, но остается то, что создавалось веками. Прочтите слова Микеланджело (на экране высвечивается текст):
Кто-либо из учащихся читает:
Творенье может пережить творца:
Творец уйдет, природой побежденный,
Однако образ, им запечатленный,
Веками будет согревать сердца.
– Этот образ в тексте создается при помощи
слов. Еще раз обратите внимание на эпиграф. Лишь
Слову жизнь дана. Как вы понимаете эти слова? (Ответы
учащихся)
В слове живут культура и история человечества. Он
обладает магической властью и необыкновенной
силой. Каждый автор находит свои особенные слова,
чтобы читателю было интересно. А чтобы нам было
интересно, надо уметь видеть текст.
Вы можете выбрать свой способ работы;
индивидуально или в паре. Хором отвечать не
нужно. Для ответа поднимите руку. При правильном
ответе получаете жетон.
(Учащимся раздаются тексты с разрозненными абзацами)
Учитель. Предлагаю вам выполнить следующее задание: собрать из отдельных абзацев текст. На это задание дается 5 минут.
Учитель (выслушивает нескольких учащихся): А теперь сверьтесь с подлинным текстом. (Приложение 1)
Вопрос: Чем руководствовались вы при создании текста? Что такое текст? (Ответы учащихся)
– Текст – это целостная смысловая единица речи, которая содержит в себе самостоятельное законченное сообщение.
Вопрос: А какие признаки текста вы можете вспомнить? (Ответы учащихся)
– Да, прежде всего это тематическое и идейное единство текста. Четкая структура: зачин, развертывание действия, концовка (итог).
Вопрос: О чем же повествует автор? Какова тема рассказа? (Ответы учащихся)
Учитель. Давайте озаглавим текст. (Учащиеся предлагаются варианты, высвеченные на экране: «Летний день», «Родной край», «Деревенские зарисовки», «Деревня»)
Учитель подводит учащихся к названию «Деревня» – как у Тургенева.
Вопрос: А что же хотел сказать нам И.Тургенев? Какова главная мысль рассказа? (Ответы учащихся)
Вопрос: Как вы думаете, в каком предложении выражена главная мысль? (Размышления учащихся)
– Верно, в предложении «О, довольство, покой, избыток русской, вольной жизни деревни!»
Учитель (подытоживает): Настоящая жизнь – в деревне. Спокойная, размеренная. Близость к природе. Никакой суеты, зависти, злобы. Мы знаем, что все предложения в тексте связаны между собой.
Вопрос: Какие виды связи вы знаете? (Ответ: параллельная и цепная) А какая связь в тексте? (Учащиеся приводят примеры связи)
Учитель. Вам уже известно, что в каждом тексте есть свои особенности изложения - типы речи. Назовите их, пожалуйста.
Учащиеся называют: повествование, описание, рассуждение. Типы речи выводятся на монитор.
– Теперь назовите их основные признаки. Нам необходимо определить тип речи. Давайте обратимся к тексту. (Учащиеся работают с текстом. Приводят примеры. В основном преобладает описание и повествование. Есть элементы рассуждения – в последнем абзаце).
Учитель. Ребята, какие слова вам хотелось бы повторить? (Ответы учащихся)
– Если бы не было этих слов, обеднел бы текст? Безусловно. Зацепит ли нас текст, зависит от того, какими средствами пользуется автор. Обратимся к опорной схеме «Лингвистический анализ текста» (Приложение 2). С ее помощью постараемся понять, чем пользуется автор, чтобы его рассказ проник к нам в душу.
Вопрос: Что представляет собой лексический состав текста? Найдем примеры в рассказе. (Ответы учащихся: «Россия – родной край» – синонимы; «плывет – тает» – антонимы).
– Давайте подберем синонимы к словам: опрятный и догадливый. (Ответы учащихся: «Опрятный – чистый, аккуратный»; «догадливый – сметливый, сообразительный»).
Вопрос: Какие части речи помогают автору передать колорит деревни, её жизнь? (Ответы учащихся)
Учитель. Действительно, это в основном
глаголы. Звенят, воркуют, реют, стоят, дрожит,
бежит и т.п. Деревня живет своей, особенной
жизнью. И эта жизнь не стоит на месте.
Вопрос: Чтобы подчеркнуть смысловые
отношения в тексте, какие предложения
использует автор? Какую функцию выполняет в
предложениях восклицательный знак? (Ответы
учащихся: В основном это бессоюзные сложные
предложения. Они усиливают смысл текста, его
главную мысль.)
Учитель. Вы, наверное, замечали, что есть слова как музыка. Они вливаются в сердце. Иные образы, созданные автором, надолго остаются в памяти.
Вопрос: Отчего так происходит? Какими художественно-изобразительными средствами пользуется автор? Назовите их.
Учащиеся отвечают: эпитеты, метафоры, сравнения. Ответы выводятся на экран.
– Постараемся в тексте найти эти изобразительные средства. (Эпитеты: до истомы душистого, с бархатной кожей, дивная красавица; метафоры: воздух-парное молоко!; синевой залито небо; сравнения: щенок, как пак; росинками, точно бисером).
Учитель. В текстах художественного стиля часто встречается разговорная и просторечная лексика. Для деревни это особенно характерно. Давайте попробуем найти в тексте примеры этой лексики.
(Учащиеся ищут примеры. «…зубоскалят»; «Чай, седьмой десяток….)
В любом тексте можно найти ключевые слова, которые раскрывают содержание и помогают понять авторскую позицию.
Вопрос: Какие ключевые слова мы можем назвать? (Ответы учащихся: Россия – родной край; покой; благодать, довольство и пр.)
– А каково значение этих слов? (Благодать – изобилие благ, радости; довольство – материальный достаток, а у нас – удовлетворенное состояние.)
Учитель. Как много может поведать нам автор в своем тексте. Ребята, а в чем особенность последнего абзаца? Что хотел сказать Тургенев? (Ответы учащихся)
– А теперь попробуем составить текст из 3-х предложений по иллюстрации. (Демонстрируется на компьютере две иллюстрации. Учащиеся выбирают одну из них.)
Задание: составить по иллюстрации одно предложение-повествование, одно – описание, одно – рассуждение, с применением эпитетов. (Заслушиваются ответы учащихся – два-три).
– Чтобы понять, как вы усвоили материал, предлагаю вам ответить на следующий вопрос: каким должен быть текст, чтобы он понравился читателю? (Вопрос выносится на экран)
Пока учащиеся пишут, один из ребят собирает и подсчитывает жетоны.
Учитель. Наш урок заканчивается. Мы с вами плодотворно поработали. Спасибо всем, кто не был равнодушен. У нас выявились ребята, которые активно проявили себя . Это… (определяются по заработанным жетонам).
– Сегодня многие получили хорошие оценки. Те, кто не заработал на уроке ничего, пусть не расстраиваются. Они могут, если позволит время, дома составить план текста или проиллюстрировать текст.
– До свидания. До следующего урока.
Приложение 1
Текст
Последний день июня месяца; на тысячу верст
кругом Россия – родной край. Ровной синевой
залито все небо; одно лишь облачко на нем – не то
плывет, не то тает. Безветрие, теплынь…воздух –
парное молоко!
Жаворонки звенят; воркуют зобастые голуби; молча
реют ласточки; собаки не лают и стоят, смирно
повиливая хвостами.
Глубокий, но пологий овраг. По оврагу бежит ручей;
на дне его мелкие камешки словно дрожат сквозь
светлую рябь.
Вдоль оврага – по одной стороне опрятные
амбарчики; по другой стороне пять-шесть сосновых
изб с тесовыми крышами. Кувшины с букетами
намалеваны на ставнях. Перед каждой избой чинно
стоит исправная лавочка; на завалинках кошки
свернулись клубочком, насторожив прозрачные
ушки.
Кругом целые вороха только что скошенного, до
истомы душистого сена. Догадливые хозяева
разбросали сено перед избами: пусть еще немного
посохнет на припеке.
Курчавые детские головки торчат из каждого
вороха; хохлатые курицы ищут в сене мошек да
букашек; щенок с бархатистой шкуркой, как паук,
барахтается в спутанных былинках. Русокудрые
парни в чистых рубахах, в тяжелых сапогах,
перекидываются бойкими словами - зубоскалят.
Передо мной стоит старуха хозяйка в новом
клетчатом платье, в новых котах. Приветливо
улыбаются старческие глаза; улыбается все
морщинистое лицо. Чай, седьмой десяток доживает
старушка…а и теперь еще видать: дивная красавица
была в свое время! Растопырив загорелые пальцы
правой руки, держит она горшок с холодным
молоком; стенки горшка покрыты росинками, точно
бисером.
Петух вдруг закричал и хлопотливо захлопал
крыльями; ему в ответ, не спеша промычал запертый
теленок. «Ай да овес!» -слышится голос моего
кучера.
О, довольство, покой, избыток русской, вольной
деревни! О, тишь и благодать!
И думается мне: к чему нам тут и крест на куполе
Святой Софии в Царь-Граде и все, чего так
добиваемся мы, городские люди?
(По И.С. Тургеневу)