Цель урока: познакомить учащихся с историей взаимоотношений великого русского писателя и певицы; способствовать воспитанию уважения к величайшему чувству любви.
Оборудование:
- мультимедийная система, интерактивная доска;
- презентация (Приложение 4);
Когда меня не будет, когда всё, что было
мною,
рассыплется прахом, – о ты, мой единственный
друг,
о ты, которую я любил так глубоко и так нежно, ты,
которая, наверно, переживёшь меня,–
не ходи на мою могилу…
тебе там делать нечего.
И.С.Тургенев
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
2. Вступительное слово учителя
Много было счастливых и великих привязанностей
любви в России XIX века. (Слайд 1)
Но их роман над всеми ими – как что-то
необыкновенное, исключительное…
Их роман занял долгие 40 лет (с 1843-1883 г.) и разделил
жизнь Тургенева на периоды до и после встречи с
Полиной. Вероятно, это самая продолжительная
история любви.
И.С.Тургенев создал стихотворение в прозе: «Когда
меня не будет, когда всё, что было мною,
рассыплется прахом,– ты, мой единственный друг, о
ты, которую я любил так глубоко и так нежно,
которая, наверно, переживёшь меня,– не ходи на
мою могилу…Тебе там делать нечего».
Это произведение посвящено Полине Виардо,
женщине, романтическую любовь к которой,
Тургенев пронёс через многие годы своей жизни, до
самого последнего вздоха. (Слайд 2)
3. Рассказ ученика о семье, детских и юношеских годах Полины Виардо
Её полное имя – Мишель Фердинанда Полина
Гарсия. (Слайд 3) Родилась Полина в Париже в
артистической семье знаменитого испанского
тенора, певца парижского и итальянского театров,
композитора, сочинителя опер Мануэля Гарсиа.
Мать ее, Джоваккина Сичес, одно время блиставшая
на сценах Мадрида, тоже пела, как и старшая
сестра, Полины Мария, по мужу Малибран –
прославленная певица Европы и Америки.
Обладая необыкновенными лингвистическими
способностями, она в четыре года свободно
говорила на четырёх языках: французском,
испанском, итальянском и английском. Позднее
выучила русский и немецкий, занималась
греческим языком и латынью. Полину с детства
учил властный и суровый отец. Она росла
музыкально одарённым ребёнком. Первые уроки – на
парусном судне, шедшем в Мексику, – с голоса, без
рояля. Ноты писал сам отец. Она пела с ним по
вечерам, на мостике, к большому удовольствию
всего экипажа.
Эти удивительные уроки в океане, под открытым
небом, связаны с артистическими странствиями
отца: он пел и в Европе, и в Америке. В той же
Мексике приходилось семье Гарсиа путешествовать
на лошадях по диким лесным дорогам. Отец и брат
скакали верхом рядом с экипажем женщин, по
временам слезали, расчищали бурелом, нарывали
цветов для дам – ехали дальше.
Полина с детства знала театр, слушала оперы,
росла среди артистов. У нее оказался отличный
голос — меццо-сопрано. Судьба ее определилась.
Она рано начала выступать. Впервые в Брюсселе – в
1837 году, шестнадцати лет. Затем в Лондоне и Париже
– камерною певицей. В Парижской опере
дебютировала в 1839 году, в «Отелло» Верди, успех
имела огромный, и с этого времени начинается ее
известность. Ее пригласили в итальянскую оперу.
В 1841 году она вышла замуж за директора этой оперы,
Луи Виардо – вряд ли по любви, скорее для
жизненного укрепления. Виардо был на двадцать
лет старше ее, по-видимому, человек смирный,
просвещенный, малозаметный муж
знаменитости. (Слайд 4)
Начались ее странствия по столицам и
полустолицам Европы: Лондон, Мадрид, Милан,
Неаполь, Вена, Берлин – всюду она выступала,
всюду покоряла. Обладала удивительным голосом,
гибким, могучим, столь разнообразным, что она
пела и высокие колоратуры, и партии
драматического сопрано, и даже контральто
(Фидес в «Пророке» Орфей Глюка). Сценическая ее
выразительность была столь же высока, как в
умение петь.
Красотою Виардо не славилась. (Слайд 5)
Выступающие вперед губы, большой рот, но
замечательные черные глаза – пламенные и
выразительные. Волосы тоже как смоль – она
зачесывала их гладко на пробор, с буклями над
ушами, они очень блестели и лоснились. Любила
носить шали. В разговоре жива, блестяща, смела.
Характером обладала властным – в отца. Насквозь
была проникнута искусством – искусство это
опиралось, разумеется, на страстный женский
темперамент.
На сцене она воспламенялась. И сквозь некрасоту
лица излучала свое обаяние.
Древняя кровь, древние страсти таились в ней.
Малибран считали лирической певицею, Виардо –
трагической. Гейне ощущал в ней некую стихию,
саму природу: море, лес и пустыню. Может быть, и
действительно, сберегла она в себе первозданное.
Может быть, странствия юности, океаны, леса
Мексики, плоскогорья Испании навсегда оставили
на ней отпечаток.
Такова была молодая звезда, облетевшая Европу,
всюду побеждавшая. Россия находилась далеко, но
слава ее шла и на Запад: император, двор,
Петербург, фантастические снега, фантастические
гонорары. Направляясь туда, вероятно, считала
Виардо, что будет чуть ли не ездить на белых
медведях и жить среди царей и рабов. В
действительности попала в пышный императорский
Петербург 1843 года, со всей тяжеловесной и
великолепной придворной жизнью, с барством и
блестящими театрами. Ведь это время высшей силы
Николая I! Фридрих Вильгельм склоняется пред ним,
вся Европа трепещет.
Виардо не ошиблась, конечно, в расчетах (она
вообще отлично понимала жизнь): прием оказался
редкостным. В Петербурге итальянскую оперу
только что возобновили, после многолетнего
перерыва. Певица открыла гастроли «Севильским
цирюльником» (Розина) и успех имела протрясающий.
По окончании первой же арии все в зале
неистовствовало, кричало, стучало, хлопало –
пронеслась буря вроде тропической, хоть и под
северным небом. Одна экзотика встречалась с
другой. После спектакля толпа ждала певицу у
выхода. Растаскивали цветы из букетов, целовали
руки, провожали карету до дома все, как
полагается в «дикой» стране.
4. Слово учителя о знакомстве И.С.Тургенева и Полины Виардо (Приложение 1)
5. Рассказ ученика о жизни и творчестве И.С.Тургенева и Полины Виардо в 50-е годы XIX века (Приложение 2)
6. Слово учителя о завершении артистической карьеры певицы
К концу пятидесятых годов у Полины Виардо стал
пропадать голос. В глюковском «Орфее», которого
она некогда создавала, теперь ей больше
приходилось играть, чем петь. Это кажется
странным. Виардо нет еще сорока. При силе ее
натуры, при всем правильном, спокойном складе
бытия она довольно рано выбывает из строя. Как
женщина, долго еще хранит обаяние. Как мать –
щедра, плодовита: к тому времени у нее четверо
детей – Луиза, Клавдия (любимица Тургенева, но
вряд его дочь), Марианна и сын Поль, родившийся
лесом 57-го года. Может быть, у ней появилась
седина. Но женщина, о которой в шестьдесят лет
говорили, что в нее можно еще влюбиться, в
глубокой старости не потерявшая бодрости, живого
блеска выпуклых, черных, редкой красоты глаз,
раньше всего сдала именно в искусстве. Она чуть
не на тридцать лет пережила своего мужа… и так
рано отцвела в пении.
Она встретила судьбу мужественно, играть в
прятки не стала. В унизительное положение себя не
ставила и свистков не дожидалась. Пока могла –
гремела славою. Когда инструмент ослабел,
отступила. Что при этом переживала – понятно. Но
вряд ли ныла, плакалась. Действия Полины Виардо
был всегда разумны, ясны и решительны. Оставаться
в Париже, видевшем ее триумфы, не хотелось. Если
меняется жизнь, пусть изменится место, люди, даже
язык.
Она выбрала Баден. Был и хороший предлог бросить
Францию: она не любила Наполеона, отрицала его
режим (как и муж, как Тургенев), могла объяснить
переезд преимуществами Германии. В небольшом,
изящном городе-курорте можно жить тихо, но среди
светского общества. Зелень, музыка, чудесные
окрестности – для людей, перешагнувших некий
возраст, очень подходяще. Полина, верно,
рассчитала: светские и просто зажиточные девицы,
съезжавшиеся со всей Европы, будут дорого
платить за уроки.
Все же сначала предприняли как бы разведку: в 1862
году семья Виардо жила в Бадене еще в наемном
помещении. Через два года купили в Бадене виллу и
переехали окончательно – устроились широко и
удобно.
Вилла стояла на прекрасном месте, у подошвы
лесистой горы Зауерберг. Просторно, зелено,
благородный и мягкий пейзаж с невысокими
холмами, луга…
Теперь Тургеневу приходилось выбирать: жить ли
по-прежнему в Париже с дочерью, возвращаться ли в
Россию, переселиться ли в Баден. Россия казалась
враждебной. В Париже пусто. Оставался Баден.
Тургенев тоже сделал разведку: осенью 62-го года в
Бадене у Виардо погостил. Жил там хорошо.
Встречался со старинными приятелями, охотился,
серьезного ничего не делал. Местность очень ему
понравилась. Радовался он солнцу, чудесным
осенним дням – и, очевидно, у Виардо вновь
пришелся ко двору. Что-то вновь между ними
произошло – сблизило. Годы, его великий ум,
великая любовь превозмогли многое. Как будто бы
увенчивалось его терпение.
Весной 1863 года Тургенев снял квартиру в Бадене и
покинул Париж. Этот шаг его оказался очень
удачным. Как в свое время Куртавенель, Баден тоже
ему подходил: благородством своим,
зеленовато-золотистым покоем, природой мирной и
мягкой, голубыми горами на горизонте. И Тургенев
подходил к Бадену. Его здесь полюбили. Ему удобно
и покойно было тут работать. Своей седою, барской
фигурой украшал он скамейки близ
Конверсационсгауза, под столетними деревьями,
одно из которых называлось «русским». Живописно
слушал музыку, живописно прогуливался по
Лихтенталевской аллее, раскланиваясь с
принцессами и герцогинями.
Итак, Виардо рядом – Виардо в хорошей полосе,
как-то «отвечающая» как-то «позволяющая» себя
любить. Природа, леса, зелень, довольство, охота.
Медленно возводящийся, но, наконец, готовый
собственный дом. В нем бывает прусский король.
Есть и верные друзья – Полонский, Фет. Есть и
немецкие: Людвиг Пич, литератор, критик,
восторженный обожатель Тургенева.
Конечно, Виардо была не та женщина, которая была
способна окружить Тургенева атмосферой
нежности, в которой он так нуждался. Но любовь
Тургенева, общение с ним были необходимы Виардо.
Постоянное присутствие Тургенева не было для нее
обузой или удовлетворением ее тщеславия. Такая
самостоятельная сильная, отчасти необузданная
натура не смогла бы переносить рядом с собой
человека, любящего ее, если бы она была к нему
равнодушна. Да и сам Тургенев вряд ли бы стал
терпеть постоянное унижение односторонней
любви.
Свою любовь к Виардо Тургенев переносит на всю ее
семью. Он с такой любовью отзывается в письмах о
дочерях Виардо Клавдии и Марианне.
Весной 1857 года начинается очередное охлаждение
отношений Тургенева и Виардо. Она заметно
отдаляется от Тургенева. Писатель плохо себя
чувствует и лечится в Германии. В августе он
пишет письмо поэту Н.А.Некрасову, что так жить
нельзя: « Полно сидеть на краюшке чужого гнезда.
Своего нет – ну и не надо никакого». Точно
неизвестно, что явилось причиной охлаждения
отношений. Хотя известно, что порвать отношения с
Тургеневым Виардо советовали ее муж, а также
многолетний друг А. Шеффер. Из писем Виардо к
Ю.Рицу видно, что это решение далось ей не без
труда. Через некоторое время Виардо уезжает на
гастроли по Европе, а Тургенев в Россию. Летом 1858
года Виардо пишет Тургеневу письмо, первое после
длительного перерыва – она сообщает о смерти А.
Шеффера. Их отношения в этот период носят
дружеский характер. Осенью 1860 года между
Тургеневым, приехавшим в Куртавенеле, и Виардо
произошло какое-то серьезное объяснение. Они
расстались с Виардо. Тургенев писал графине
Ламберт: «Прошедшее отделилось от меня
окончательно, но, расставшись с ним. Я увидел, что
у меня ничего не осталось, что вся моя жизнь
отделилась вместе с ним…»
В 1861 году между ним и Виардо нет переписки. В 1862
году отношения возобновляются – семья Виардо
приезжает в Баден-Баден для покупки дома – к ним
присоединяется Тургенев. Виардо покупают в этом
курортном месте дом. Кругом – обилие лесов и
горы. Среди отдыхающих видное место занимают
русские. Здесь на водах мог лечиться муж Виардо, а
в Швардвальдских лесах и горных лугах была
прекрасная охота: водились перепела, зайцы,
фазаны и даже вепри.
В Баден-Бадене Тургенев поселился недалеко от
виллы Виардо. Последние 20 лет жизни Иван
Сергеевич прожил за границей, став членом
семейства Виардо. В 1863 году Виардо прощается с
большой сценой, хотя в свои 43 года она полна
энергии и обаяния, а ее вилла становится
музыкальным центром, где собираются
знаменитости, где Полина поет, а также
аккомпанирует на рояле. Виардо сочиняет
комические оперы и оперетты для домашнего театра
– Тургенев пишет пьесы, которые используются для
либретто оперетт. В 1871 году семья Виардо
переехала во Францию. С ними уехал Тургенев. В
доме Виардо в Париже Тургенев занял верхний этаж.
Дом наполнился звуками музыки. Виардо занимается
преподавательской работой. И на домашних вечерах
она по свидетельству современников прекрасно
поет, в том числе и русские романсы.
Лето Виардо снимали дачу в Буживале. Белая вилла
располагалась на холме, кругом старые деревья,
фонтан, а траве бежали ручейки ключевой воды.
Несколько выше виллы высился изящный, украшенный
деревянной резьбой двухэтажный домик-шале
Тургенева, украшенный по фундаменту растущими
цветами. После занятий с ученицами Виардо
прогуливалась с Тургеневым по парку, они
обсуждали написанное им, и она никогда не
скрывала своего мнения о его творчестве. К этому
времени относится рассказ Тургенева о жизни во
Франции, записанный Л.Н. Майковым, где писатель
говорит: «Я люблю семью, семейную жизнь, но мне не
суждены было создать собственное семейство, и я
прикрепился, вошел в состав чужой семьи… Там на
меня смотрят не как на литератора, а как на
человека, и среди нее мне спокойно и тепло…»
Конечно, нельзя обвинять Виардо, что она оторвала
Тургенева от Родины. Это не так. Любовь к Виардо
заставили писателя жить за границей. Сколько
могла Виардо поддерживала в нем энергию
литературного творчества, хотя вряд ли она
по-настоящему могла оценить русский дух
произведений Тургенева. По-видимому, она не
почувствовала, до конца трагедию отрыва писателя
от Родины.
Дом Виардо стал и его домом: их сожительство
приняло характер «семейноподобного»
существования. Прежние ссоры, конфликты и
непонимание преодолены. Дружба и любовь
укрепились, верность Тургенева Виардо дождалась
заслуженной награды, но при этом душа Тургенева
оставалась раздвоенной, ее терзали безысходные
противоречия. На этом фоне у него появлялись
припадки уныния. Так в письме к Полонскому в 1877
году Тургенев писал: «Полночь. Сижу я опять за
своим письменным столом… Внизу бедная моя
приятельница что-то поет своим совершенно
разбитым голосом… а у меня темнее темной ночи.
Могила словно торопиться проглотить меня: как
миг какой пролетает день, пустой, Бесцельный,
бесцветный, бесцветный». Приезды в Россию были
кратки, но радостны и знаменательны. В 1880 году на
пушкинском празднике Тургенев произнес речь, в
1881 году в имении Спасское Тургенев встречается с
Л. Толстым.
7. Сообщение ученика о болезни писателя. Смерть И.С.Тургенева (Приложение 3)
8. Смерть и похороны И.С.Тургенева. Жизнь Полины Виардо после смерти писателя
Тело Тургенева поместили в свинцовый гроб,
перевезли в Париж и поставили подвал русской
церкви.
На отпевании 7 сентября собралось много народу,
речей не было, запретили русские власти, так как
церковь была посольской. Согласно завещанию, он
хотел быть похоронен в России. 19 сентября тепло
писателя было отправлено в Россию. Виардо
отправила на похороны двух дочерей – Клавдию и
Марианну. Грандиозные похороны состоялись 27
сентября на Волковом кладбище в Петербурге.
Тургенев был похоронен не в любимой им Москве и
не в своём имении в Спасском, а в Петербурге –
городе, в котором он был лишь проездом, в
некрополе Александро-Невской лавре.
Первое время после смерти Тургенева Виардо была
настолько сломлена, что даже не выходила из дома.
Как вспоминают, окружавшие ее люди, на Виардо
невозможно было смотреть без жалости. Немного
оправившись, она постоянно сводила все разговоры
к Тургеневу, редко упоминая также недавно
умершего мужа. Спустя некоторое время ее посетил
художник А. П. Боголюбов, и певица сказала ему
очень важные слова для понимания ее отношений с
Тургеневым: «…мы слишком хорошо понимали друг
друга, чтобы заботиться о том, что о нас говорят,
ибо обоюдное наше положение было признано
законным теми, кто нас знал и ценил. Если русские
дорожат именем Тургенева, то я с гордостью могу
сказать, что сопоставленное с ним имя Виардо
никак его не умаляет…»
После смерти Тургенева Виардо переехала в другую
квартиру. Стены гостиной она увесила портретами
живых и умерших друзей. На самом почетном месте
она поместила портрет Тургенева. С 1883 года и до
конца жизни она писала письма на бумаге с
траурной каймой и запечатывала их в траурные
конверты. Были оглашены два завещания Тургенева
– по одному из них он оставил Виардо все свое
движимое имущество, по другому – право на все
свои изданные и неизданные сочинения. Когда
после судебных разбирательств, завещания
вступили в силу в пользу Виардо, она начала
приводить в порядок наследство писателя.
Пушкинское золотое кольцо-талисман с сердоликом
и медальон с волосами поэта, подаренные
Тургеневу П. Жуковским, Виардо передала в дар
Пушкинскому музею при Петербургском лицее.
Кресло, письменный стол, чернильницу, перо,
рабочую блузу и тогу и берет доктора
Оксфордского университета, она передала в
Саратов для Радищевского музея.
Последние годы жизни Виардо занималась
по-прежнему преподаванием. К ней съезжались
ученицы из разных стран, в том числе и из России. В
1801 году Виардо награждена орденом Почетного
легиона. С годами силы покидали ее. Она плохо
видела, не выходила из дома. Несмотря на это, она
продолжала преподавать до последних дней жизни.
За два дня до смерти, она сказала, что проживет
еще двое суток. Полина Виардо скончалась тихо и
без страданий – теплой весенней ночью с 17 на 18
мая. Ей было почти 89 лет. Похоронена она в Париже
на Монмартском кладбище.
Виардо сильно пережила Тургенева, как он
предположил в стихотворении «Когда меня не
будет…» и она не ходила на его могилу, что тоже
было предсказано писателем… (Слайд 12)
9. Заключительное слово учителя
Под конец жизни он напишет: «Ты сорвала все мои
цветы, не придешь на мою могилу…» На его могилу в
Петербурге она точно не пришла, но когда он
умирал от рака в Буживале – записывала под
диктовку его подлинные последние рассказы. Надо
полагать, он был счастлив и этой малостью. Но
почему этот всячески достойный, человек был так
несчастлив в личной жизни? Ведь он вполне мог бы
составить себе партию и быть счастливым. Среди
влюблённых в него дальняя родственница
сестра Л.Толстого Мария, впоследствии ушедшая в
монастырь, артистка Савина. Он каждый раз вроде
бы шёл навстречу счастью и оборачивался Рудиным,
Лаврецким, Саниным. Похоже, Тургенев избегал
ответной любви. Плюс магическая власть над ним
Виардо. Если вспомнить его речь «Гамлет и Дон
Кихот» о том, что все человеческие типы
склоняются к одному из этих из двух, то можно
сказать, что Дон Кихотом он становился, лишь с
Виардо – в отношении к остальной женской части
человечества пребывал Гамлетом. Стало
нарицательным словосочетание «тургеневские
девушки» – самоотверженные, искренние, цельные,
скромные. Почему-то не возникло выражения
«тургеневские мужчины» – нерешительные,
боящиеся ответственности и больших чувств.
И всё же – не зная любви счастливой, доживая век
бобылём в чужой стране – Тургенев утверждал:
любовь сильнее смерти.
10. Подведение итогов урока
11. Домашнее задание: подготовить индивидуальные сообщения по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети».