Урок-практикум "Н.В. Гоголь "Мертвые души". Павел Иванович Чичиков: подлец или предприниматель?"

Разделы: Литература


Цель. Анализируя 11 главу поэмы, привлечь внимание учащихся к одному из чрезвычайных явлений в истории русской культуры ХIХ века: на смену безусловно положительным героям ХVIII века, в которых воплощался нравственный идеал эпохи классицизма, пришли “странные персонажи”, безнравственные и предприимчивые.

Задачи.

  • Раскрыть отношение писателя к своему герою.
  • Выяснить значение образа главного героя, Павла Ивановича Чичикова.
  • Обсудить соотношение предприимчивости, изобретательности в поиске путей обогащения и дать нравственную оценку этим свойствам.

Оборудование: электронная презентация, раздаточный карточки с отрывками из 11 главы поэмы и вопросами для анализа.

Предварительное задание: перечитать 11 главу поэмы Н.В. Гоголя “Мертвые души”, дать толкование следующих слов: предприимчивость, предпринимательство, кодекс, кодекс чести.

Класс предварительно разбит на 3 группы, в каждой группе один докладчик, один содокладчик, остальные дополняют.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя.

В ХIХ веке на смену безусловно положительным героям прошлого столетия, в которых воплощался нравственный идеал эпохи классицизма, пришли “странные” персонажи, безнравственные и предприимчивые. Появление такого героя, как Павел Иванович Чичиков, стало настоящим переворотом в русской литературе. Странный герой и странная поэма. Об этом свидетельствует известная переписка В. Г. Белинского с К. Аксаковым, который сравнивал “Мертвые души” с “Илиадой” и считал Гоголя Гомером нового времени. Почему стало возможным появление такого героя? И кто он, Павел Иванович Чичиков, - ловкий “комбинатор”, герой-приобретатель или подлец, как и называет его автор? А может в России одно явление немыслимо без другого?

Презентация.

2. Беседа.

Вспомните, как автор описывает начало биографии своего героя и ответьте на вопросы:

  1. В советах отца Павлуши каким нравственным ценностям противопоставлены деньги? Можно ли согласиться с такой системой ценностей, чем она опасна?
  2. Соответствует ли наставление отца нравственному кодексу христианства? С какими нравственными законами Библии расходятся советы отца Павлуши?
  3. Какова нравственная оценка самого автора наставления - отца Павлуши? Аргументируйте свой ответ.
  4. Подлости или предпринимательству учит отец сына, говоря о силе копейки?

3. Работа в группах.

Основной вопрос:

Как усвоил Павел Иванович Чичиков наставления своего отца?

Группа 1. Анализ эпизода о престарелом повытчике.

Вопросы:

  1. Можно ли считать безнравственным наказание плохого начальника?
  2. Можно ли защищать добро, злом наказывая зло?
  3. Как оценить поступок Чичикова в отношении дочери престарелого повытчика – предприимчивость или подлость?

Вывод: история с повытчиком – первый нравственный порог, который переступил Чичиков. Дальше пошло по накатанному.

Группа 2. Анализ эпизода “Борьба со взятками” (от слов “Нужно знать, что в то же самое время...” до слов “Проситель, конечно, прав, но зато теперь нет взяточников...”)

Вопросы:

  1. Кто и что более безнравственно – человек или государство, чиновничий аппарат, не уважающий интересы личности, или сам чиновник, использующий общественные пороки для личного обогащения?
  2. Как сумел Чичиков обратить в свою пользу борьбу со взятками? Предприимчивость или подлость проявились в этом эпизоде?
  3. Может ли обман быть нравственным?

Вывод:  Чиновники у Гоголя грабят и государство, и просителей. Казнокрадство, взяточничество, грабеж населения - явления повседневные и вполне закономерные. Безнравственность чиновников Гоголь показывает даже через описание присутственных мест, где они несут службу. “На площади стоит большой трехэтажный каменный дом, весь белый, как мел...” Автор иронически поясняет: “...белый, как мел, вероятно, для изображения чистоты душ помещавшихся в нем должностей”. Эти “чистые души” желают только одного: широко пожить за счет “сумм нежно любимого ими отечества”. Высмеивал писатель алчность, подлость, равнодушие к чужим бедам, взяточничество, ограниченность – проблемы, актуальные и в наше время.

Группа 3. Анализ эпизода “Служба в должности поверенного” (от слов “Из поручений досталось ему...” до слов “Вот уж двести тысяч капиталу”).

Вопросы:

  1. Можно ли назвать Чичикова умным человеком?
  2. Подлежат ли ум и талант нравственной оценке?
  3. Как охарактеризовать общество, которое оценивает богатство человеческими душами?

Вывод: Чичиков – явление ожидаемое и закономерное в русском чиновничьем мире, лишенном нравственных качеств. Павел Иванович – образное обобщение широкого круга явлений российской действительности.

Вопросы классу:

  • Какую же окончательную оценку герою дает сам писатель? Зачитайте.

“Итак, вот весь налицо герой наш, каков он есть! Но потребуют, может быть, заключительного определения одною чертою: кто же он относительно качеств нравственных? Что он не герой, исполненный совершенств и добродетелей, это видно. Кто же он? стало быть, подлец? Почему ж подлец, зачем же быть так строгу к другим? Теперь у нас подлецов не бывает, есть люди благонамеренные, приятные, а таких, которые бы на всеобщий позор выставили свою физиогномию под публичную оплеуху, отыщется разве каких-нибудь два, три человека, да и те уже говорят теперь о добродетели. Справедливее всего назвать его: хозяин, приобретатель. Приобретение - вина всего; из-за него произвелись дела, которым свет дает название не очень чистых”

  • Какой смысл вкладывает писатель в слова “приобретение”, “приобретатель”?
  • Почему подлец и приобретатель противопоставлены в этом отрывке?
  • Может ли одно явление существовать без другого?
  • Как можно объяснить тот факт, что в бричке, которая несется по просторам России, сидит Павел Иванович Чичиков, герой-подлец, предприниматель и приобретатель?

Вывод учителя. Путь Чичикова бесплоден. Бесплодность эта выражается через мудрость народного изречения о деле, не стоящем выеденного яйца. Эта пословица впервые появляется задолго до финала 1 тома, и ею же Гоголь подводит итог делу Чичикова. И этот традиционный народный вывод содержит в себе и приговор герою, и возможность, по мысли автора, грядущего возрождения. Недаром во втором томе Муразов повторяет про себя: “Презагадочный человек для меня Павел Иванович Чичиков. Ведь если бы с этакой волей и настойчивостью, да на доброе дело!” Жаль Павла Ивановича. Ведь весь свой незаурядный практический ум, волю в преодоление препятствий, знание людей, упорство в достижение цели герой растрачивает на безнравственные, а порой и просто аморальные дела. Предприниматель, конечно, должен быть человеком ловким, энергичным, практическим, но и такие понятия, как совесть, верность слову, честность и благородство, всегда входили в своеобразный “кодекс чести” русского купца. Жаль только, что на смену им все чаще стали приходить буржуа чичиковы, у которых идеалом вместо совести прочно стала копейка.

4. Домашнее задание (на выбор)

  1. Сочинение-рассуждение “Возможно ли возрождение Чичикова?”
  2. Составьте Кодекс чести современного предпринимателя.
  3. Сочинение рассуждение “Чичиков – яркая сильная личность или заурядный маленький человек?”
  4. Подготовьте цикл иллюстраций к 11 главе.
  5. Составьте систему вопросов для анализа 11 главы.

Литература

  1. Воропаев Владимир “Дело, взятое из души”, журнал “Литература в школе”, №4 1998 год.
  2. Золотарева И.В., Михайлова Т.И. Поурочные разработки по русской литературе, Москва 2004 год
  3. Пудовкина И. “Мир человека в поэме Н.В. Гоголя “Мертвые души”, газета “Литература”, №12 2001 год
  4. Чижова Л.А. “Кто такой Павел Иванович Чичиков – подлец или предприниматель?”, журнал “Дидакт”, №5 1996 год.