Цели урока:
- Образовательная. Обобщить и систематизировать знания о войне и духовной жизни в данный период.
- Воспитательная. Воспитание нравственных качеств:
- Развивающая. Развитие аналитико-синтезирующего мышления - умение классифицировать факты, делать обобщающие выводы.
а) патриотизма;
б) гуманности
Оборудование:
- мультимедийный проектор,
- компьютер,
- экран,
- портреты поэтов,
- выставка книг.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы урока, постановка цели и ее мотивация.
Вступительное слово учителя.
Жизнь - это не случайный подарок, а чудо и тайна, которую даровано разгадать каждому, кто задумывается над нею. Мы приходим в этот мир, чтобы увидеть его собственными глазами и почувствовать своим сердцем. И у каждого это получается по-своему.
Защита отечества во все времена считалась делом священным и традиционно завещалась одним поколением другому.
В 1941 году над нашей Родиной нависла смертельная опасность. Огромная сила патриотизма подняла всю страну на священную войну.
(Высвечивается слайд №1 Война в творчестве писателей военного времени.)
1. Для поэтов военного времени война была одной из главных тем. Но в этой теме еще были и своеобразные подтемы
- война и Родина;
- война и любовь;
- война и дети;
- война и плен;
- партизанская война;
- женщина и война
2. Высвечивается слайд №2 с фотографией: Ольга Бергольц и война.
1 ученик:
а) сообщение о поэтессе;
б) стихотворение Ольги Бергольц: "Я говорю с тобой под свист снарядов:"
- уверенность в людях;
- дети и женщины в одном ряду;
- обещание;
- клятва от имени российских матерей.
2 ученик:
- чтение стихотворения "Встреча с Победой"
- олицетворение Победы - так можно разговаривать только с подругой;
- вера в народ и родину.
3. Высвечивается слайд № 3: Анна Ахматова
3 ученик:
- не следует ее причислять к поэтам военного времени;
- но это часть ее судьбы, ее жизни
4. Высвечивается слайд №4: Михаил Исаковский - поэт-песенник
4 ученик:
Шолохов "Судьба человека".
Исаковский "Враги сожгли родную хату":
- образы, созданные Исаковским и Шолоховым;
- нравственные качества двух писателей (между ними можно провести параллель);
- образы настолько реалистичны, что, кажется, они лишены метафоричности (аналогия сходства сравнения)
5. Высвечивается слайд №5: Ал. Сурков (портрет поэта)
5 ученик:
- сообщение о поэте и стихотворение "Курганами славы покрыта родная равнина:";
- воспоминание о прошлом;
- просторы славянской земли должны покрыться ковром цветов
6. Высвечивается слайд №6 - Константин Симонов (портрет поэта)
6 ученик:
О поэте и стихотворении "Жди меня, и я вернусь".
Корреспондент "Красной Звезды" в годы войны, был первым, кто попробовал найти удобное, в меру правдивое и удивительное решение всей проблемы:
- женщина и война
- невеста-жена
- мать и война
Он не опережал событий, но и не : опаздывал.
Устранить женскую печаль, горе, беду, вообще трагедию женской обделенности нельзя: исчезнет эпос из событий!
Если у Симонова "Жди меня, я вернусь", то у Михаила Шолохова в "Судьбе человека" автор рассмотрел в самочувствии солдата Андрея Соколова в час прощания на вокзале с женой: "Каким-то огромным усилием воли поборов волнение, вдруг сказал охрипшим, странно измененным голосом:
- До самой смерти, до последнего моего часа, помирать буду, а не прощу себе, что тогда ее оттолкнул!"
К. Симонов "вырубил" стихами скульптурное изваяние женщины. Оно было необходимо! Необходима в этот момент опора:
- в незыблемости очага;
- в тепле семьи;
- в верности жен.
Опора эта - в оставленном вдохновленном доме, "крылечке", "окошке" (где горит огонек), в детской кроватке, даже в скромной крупице дома, как "синий платочек", фотокарточке ("в кармане маленьком моем есть карточка твоя:")
У Симонова отчетливо показана огненная черта фронта и силуэт "обобщенной" любимой:
Когда на выжженном плато
Лежал я под стеной огня,
Я думал: слава богу, что
Ты так далеко от меня.
: что где-то в городе другом
Есть тихий дом и тихий сад:
Правда, за пределами этого тихого "дома" оставались дети, вообще целая корневая система человеческой судьбы, весь смысл войны - она шла не за счастливую судьбу двух влюбленных, а за родину, за "общее гнездо".
7 ученик:
Высокий патриотизм присущ от первого дня войны и до последнего.
Это можно проследить в "Балладе о четырех заложниках", написанной Аркадием Куликовым.
Чтение баллады из сборника "Партизанская слава"
8 Ученик:
События великой Отечественной войны, Победа оставили в душе нашего народа такой след, который все 64 года не стирается.
Многим, очень многим пришлось оказаться в фашистских застенках. Одним из узников оказался и Григорий Люшнин.
7. Высвечивается слайд №7: Григорий Люшнин.
Чтение стихотворения Г. Люшнина "В дороге"
Учитель: Как далеко мы отодвинулись с вами от тех "огненных лет".
Время меняет многое:
Нельзя изменить лишь человеческую память:
Прошла война, прошла страда.
Но боль взывает к людям:
Давайте люди никогда
Об этом не забудем.Пускай во всём, чем жизнь полна,
Во всём, что сердцу мило,
Нам будет памятка дана,
О том, что в мире было!
Сегодня мы с вами соприкоснемся с фактами, а точнее страницами истории нашей деревни, то есть нашей малой Родины со страницами опять же нашей большой Родины.
Война - это не только сражение, но и еще человеческие судьбы.
8. Высвечивается слайд № 8: Война и моя Богуславка.
9 ученик: читает сочинение "До сих пор кровоточат сердечные раны:"
10 ученик: сообщение "22 июня в Богуславке:"
11 ученик: сообщение "Война в жизни моей семьи"
12 ученик: читает стихотворение:
"Я
преклоняю
голову
перед
этими
людьми:"
9. Высвечивается слайд №9: Страницы истории наших дней
Бессмертен народ, у которого с юношеских лет умеют проникнуться гордостью за подвиги старших.
И в настоящее время высшим проявлением патриотических чувств, преданности Родине является постоянная готовность защищать Отечество.
- Готовы ли вы стать защитниками своей Родины?
- Одинаковы ли солдаты сегодняшние и "вчерашние"?
Итог урока:
- Страницы истории не должны быть забыты.
- Память каждого участника войны должна быть увековечена в деревне.
Поэт должен быть психологом, но тайным. Он должен знать и чувствовать корень явлений, но представлять только явления в их расцвете или увядании".
Писатели своим словом увековечили годы войны. Я думаю, что их желание - не забывать, а по-настоящему помнить о ней. Это не только раз в году поздравлять ветеранов, но и после 9 мая не забывать о тех, кто прошел через страдания и ужасы войны. Для писателей - это связь времен, связь поколений.
Понял я, что нет на свете
Выше, чем такое,
Чем держать другое сердце,
Нежною рукою.
И пускай мое от боли
Сердце разорвется -
Это в жизни, это в песне
Творчеством зовется.
Домашнее задание:
Написать отзыв об уроке.
- Что новое открыл вам урок?
- Как вы понимаете смысл "Корневая система человеческих судеб"?