Урок-практикум по рассказу К.Г. Паустовского "Телеграмма"

Разделы: Литература


Цель урока: развивать навыки анализа художественного текста, характеристики героев, определить, что писатель ценит в людях.

Методические приёмы: самостоятельная подготовка в группах, элементы анализа текста, комментарии учителя.

Оформление: Портрет К.Г.Паустовского.

Эпиграф:

Нет! Человеку никак нельзя жить без родины,
Как нельзя жить без сердца.

К.Г.Паустовский.

Слова на доске:

Эпиграф – изречение, краткая цитата, предпосланная произведению или его части и характеризующая их основную идею.

Зарубка – отметка рубящим орудием на чём – нибудь, например, на дереве.

Пустельга –

1. Хищная птица из семейства соколиных.
2. Легкомысленный, пустой человек (неодобрительное).

Интерьер – внутреннее помещение в здании.

Презентация – представление чего – нибудь.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя.

На прошлом уроке литературы мы говорили о творчестве К.Г.Паустовского, познакомились с историей создания рассказа “Телеграмма”. Сегодня я предлагаю поговорить об этом рассказе. А вот о чём именно, чтобы вам было интересно! Подумайте! Задайте вопросы мне, друг другу, скажите, как вы думаете.

Но прежде, чем задать вопросы, давайте выясним: о чём этот рассказ? Какова его основная тема? (Взаимоотношение родителей и детей, милосердие, ответственность человека за свои поступки.)

Определите, как построен рассказ. Выделите 3 основные части, подберите эпиграф.

Записи в тетради:

1 ч. – Мать. “Эх, горе горькое, страдание неписанное”.

2 ч. – Дочь. “Эх ты, сорока!”

3 ч. – Телеграмма. “За добро плати добром, не будь пустельгой”.

2. Работа в группах.

1 группа

– Почему рассказ начинается с пейзажной зарисовки и с описания интерьера? (Настраивает на определённый лад, пронизывает мысль об увядании. Фразы короткие, от них веет каким – то холодом, а подсолнух “всё доцветал и никак не мог доцвесть”. В природе, как и в жизни человеческой, наступает медленное увядание.)

Записи в тетради:

За простой манерой повествования скрывается глубокое сострадание автора к одиноко доживающей свой век женщине.

– Какие мысли автор передаёт через пейзаж? (Мысль об увядании: “тучи тащились”, “трава полегла”, “октябрь на редкость холодный”.)

– Каков ритм прозы? (Фразы короткие, веет каким-то холодом. А подсолнух всё доцветал.)

– Каково внутреннее состояние Катерины Петровны? (Соотношение состояния природы с душевным состоянием человека).

– Выражает ли автор прямое сочувствие героине? (Нет. Оно скрыто. Когда жизнь природы замерла, Катерине Петровне стало ещё труднее вставать по утрам.)

– Какие детали интерьера свидетельствуют, что жизнь замерла в старом доме? (Горький запах нетопленных печей, пыльный “Вестник Европы”, пожелтевшие чашки, нечищеный самовар.)

2 группа

– Давайте поговорим о Катерине Петровне. Восстановите прошлое героини. (Петегбургская жизнь, жила в Париже, видела похороны Гюго, живёт воспоминаниями, но и они тускнеют.)

– Для чего хранит она старые вещи? (Отдавая самое дорогое, женщина вновь и вновь переживает прошлое, частицы жизни и судьбы.)

– Подберите синоним к слову “маленькая”. (Беззащитная.)

– Были ли у Насти серьёзные причины не приехать к матери? (Насте некогда, Катерина Петровна оправдывает дочь. Бережно перебирает деньги…)

– Найдите строчки в тексте.

– Катерина Петровна написала письмо. Почему? (Её могла испугать собственная слабость.)

Записи в тетради:

Вывод: Катерина Петровна живёт воспоминаниями, они бы могли скрасить её одиночество, но и они тускнеют. Автор своим подтекстом подчёркивает, что “сумрачно” не только в опустевшей комнате, но и в душе героини.

3 группа

– Мы пока ничего не знаем о дочери Катерины Петровны, но автор сумел вызвать в нас такое сильное сострадание к Катерине Петровне, что неприязнь к Насте родилась сама по себе.)

– Поговорим о Насте. Найдите и зачитайте портрет Насти. (Холодные глаза.)

– Найдите в тексте глаголы, которые указывают на темпы Настиной жизни. (Горячилась, доказывала, хлопотала, ссорилась и мирилась, приходила в отчаяние.)

– Почему Настя вздрогнула, когда увидела скульптурный портрет Гоголя? (Произошла встреча человека с прекрасным. “А письмо – то…” – происходит перелом в душе, вспоминает мать.)

– Какая внутренняя связь есть между скульптором и Катериной Петровной? Случайна ли цифра 3? (И Тимофеев, и Катерина Петровна переживает душевную драму, причина которой – человеческое равнодушие. 3 года страдает Катерина Петровна, 3 года – Тимофеев в творческих муках.)

– Бездушна ли, по-вашему, Настя? (От карьеризма пострадала её душа.)

– Прочитаем эпизод “Настя под хмурым небом”.

– Это кульминация центральной части. Настя переживает душевный кризис.

Вывод:

Её горькие слёзы – это слёзы очищения. Новым смыслом наполнилось для Насти и письмо матери, и трогательное обращение “ненаглядная моя”.

– Настя потеряла в жизни опору. Есть такая библейская заповедь: “Чти отца своего и матерь свою”. А В.Берестов сказал так:

Любили тебя без особых причин.
За то, что ты – внук,
За то, что ты – сын,
За то, что малыш,
За то, что растёшь,
За то, что на папу и маму похож.
И эта любовь до конца твоих дней
Останется тайной опорой твоей.

4 группа

– Почему рассказ называется “Телеграмма”?

Телеграмму посылают в исключительных случаях, когда сообщение надо передать немедленно. С телеграммой связано чувство тревоги, ожидание беды.

– Вывод:

Не забывайте о самых близких, самых родных, которые нуждаются в вас, а то может оказаться поздно. “Будь человеком, – говорит Паустовский. – За добро плати добром”.

3. На доске эпиграф. Объясните, почему именно эти слова Паустовского я взяла эпиграфом к уроку?

4. 5 группа

– На все ваши вопросы мы ответили. Теперь ответьте на мои.

Какой многоязычный смысл заключён в данных выражениях?

  1. Жестяная пустота (бездушие, неоправданная жестокость дочери)
  2. Керосиновый ночник (единственное живое существо, вздрагивает, передавая тревогу, боль, грусть)
  3. Клён (некуда спрятаться от холода)

Слово “зарубка” (отметка рубящим орудием на чём – нибудь). Как вы думаете, зачем это слово нам сегодня? (Зарубки бывают на сердце. У нас остались зарубки.)

5. Игра “Крестики – нолики”.

1) Отметьте правильный вариант:

    А. “Вестник Европы” –

    а) журнал, выходивший в 1866 – 1918г.
    б) кружок писателей
    в) название книги К.Г.Паустовского

    Б. Барельеф –

    а) барьер для лошади
    б) рисунок, на котором изображён закат
    в) выпуклое скульптурное изображение на плоской поверхности

    В. Салоп –

    а) широкое женское пальто
    б) это такой салат
    в) это обувь, сапог

    Г. Корсаж –

    а) экипаж для перевоза людей
    б) сад, где растут плодовые деревья
    в) часть платья, покрывающая бюст

    Д. Калорифер –

    а) оттенок на картине
    б) прибор для отопления помещения нагретым воздухом
    в) прибор для ремонта электрических приборов

    Е. Стеклярус –

    а) особая национальность на Руси
    б) маленькие стеклянные трубки, нанизываемые на нитку
    в) прозрачное стекло

2. Кому принадлежат слова? Запишите правильный ответ:

А “Тряпичница я, что ли?” (Манюшка)
Б “Ремесленник! У его фигур не плечи, а вешалки для пальто!” (Тимофеев)
В “Не надо, милый. Бог с тобой. Спасибо тебе за доброе слово, за ласку”. (Катерина Петровна)
Г “Снег скоро выпадет. Оно к лучшему. Дорогу морозцем собьёт – значит, и ей будет способнее ехать”. (Тихон)
Д “Мёртвый свет! Убийственная скука! Керосин и то лучше”. (Тимофеев)
Е “Ну что же, будем драться вместе”. (Настя)

6. Подведение итогов.

Мы говорили на уроке об отношениях родителей и детей. А теперь каждый задумайтесь о своих родителях. Какие ласковые, добрые слова вы хотели бы сказать им? Вернувшись домой, обязательно произнесите эти слова, ведь они предназначены самым близким и родным для вас людям.

7. Домашнее задание.

Напишите сочинение на тему “Поступок, за который я себя осуждаю”.