Цель урока: развивать навыки анализа художественного текста, характеристики героев, определить, что писатель ценит в людях.
Методические приёмы: самостоятельная подготовка в группах, элементы анализа текста, комментарии учителя.
Оформление: Портрет К.Г.Паустовского.
Эпиграф:
Нет! Человеку никак нельзя жить без
родины,
Как нельзя жить без сердца.
К.Г.Паустовский.
Слова на доске:
Эпиграф – изречение, краткая цитата, предпосланная произведению или его части и характеризующая их основную идею.
Зарубка – отметка рубящим орудием на чём – нибудь, например, на дереве.
Пустельга –
1. Хищная птица из семейства соколиных.
2. Легкомысленный, пустой человек
(неодобрительное).
Интерьер – внутреннее помещение в здании.
Презентация – представление чего – нибудь.
Ход урока
1. Вступительное слово учителя.
На прошлом уроке литературы мы говорили о творчестве К.Г.Паустовского, познакомились с историей создания рассказа “Телеграмма”. Сегодня я предлагаю поговорить об этом рассказе. А вот о чём именно, чтобы вам было интересно! Подумайте! Задайте вопросы мне, друг другу, скажите, как вы думаете.
Но прежде, чем задать вопросы, давайте выясним: о чём этот рассказ? Какова его основная тема? (Взаимоотношение родителей и детей, милосердие, ответственность человека за свои поступки.)
Определите, как построен рассказ. Выделите 3 основные части, подберите эпиграф.
Записи в тетради:
1 ч. – Мать. “Эх, горе горькое, страдание неписанное”.
2 ч. – Дочь. “Эх ты, сорока!”
3 ч. – Телеграмма. “За добро плати добром, не будь пустельгой”.
2. Работа в группах.
1 группа
– Почему рассказ начинается с пейзажной зарисовки и с описания интерьера? (Настраивает на определённый лад, пронизывает мысль об увядании. Фразы короткие, от них веет каким – то холодом, а подсолнух “всё доцветал и никак не мог доцвесть”. В природе, как и в жизни человеческой, наступает медленное увядание.)
Записи в тетради:
За простой манерой повествования скрывается глубокое сострадание автора к одиноко доживающей свой век женщине.
– Какие мысли автор передаёт через пейзаж? (Мысль об увядании: “тучи тащились”, “трава полегла”, “октябрь на редкость холодный”.)
– Каков ритм прозы? (Фразы короткие, веет каким-то холодом. А подсолнух всё доцветал.)
– Каково внутреннее состояние Катерины Петровны? (Соотношение состояния природы с душевным состоянием человека).
– Выражает ли автор прямое сочувствие героине? (Нет. Оно скрыто. Когда жизнь природы замерла, Катерине Петровне стало ещё труднее вставать по утрам.)
– Какие детали интерьера свидетельствуют, что жизнь замерла в старом доме? (Горький запах нетопленных печей, пыльный “Вестник Европы”, пожелтевшие чашки, нечищеный самовар.)
2 группа
– Давайте поговорим о Катерине Петровне. Восстановите прошлое героини. (Петегбургская жизнь, жила в Париже, видела похороны Гюго, живёт воспоминаниями, но и они тускнеют.)
– Для чего хранит она старые вещи? (Отдавая самое дорогое, женщина вновь и вновь переживает прошлое, частицы жизни и судьбы.)
– Подберите синоним к слову “маленькая”. (Беззащитная.)
– Были ли у Насти серьёзные причины не приехать к матери? (Насте некогда, Катерина Петровна оправдывает дочь. Бережно перебирает деньги…)
– Найдите строчки в тексте.
– Катерина Петровна написала письмо. Почему? (Её могла испугать собственная слабость.)
Записи в тетради:
Вывод: Катерина Петровна живёт воспоминаниями, они бы могли скрасить её одиночество, но и они тускнеют. Автор своим подтекстом подчёркивает, что “сумрачно” не только в опустевшей комнате, но и в душе героини.
3 группа
– Мы пока ничего не знаем о дочери Катерины Петровны, но автор сумел вызвать в нас такое сильное сострадание к Катерине Петровне, что неприязнь к Насте родилась сама по себе.)
– Поговорим о Насте. Найдите и зачитайте портрет Насти. (Холодные глаза.)
– Найдите в тексте глаголы, которые указывают на темпы Настиной жизни. (Горячилась, доказывала, хлопотала, ссорилась и мирилась, приходила в отчаяние.)
– Почему Настя вздрогнула, когда увидела скульптурный портрет Гоголя? (Произошла встреча человека с прекрасным. “А письмо – то…” – происходит перелом в душе, вспоминает мать.)
– Какая внутренняя связь есть между скульптором и Катериной Петровной? Случайна ли цифра 3? (И Тимофеев, и Катерина Петровна переживает душевную драму, причина которой – человеческое равнодушие. 3 года страдает Катерина Петровна, 3 года – Тимофеев в творческих муках.)
– Бездушна ли, по-вашему, Настя? (От карьеризма пострадала её душа.)
– Прочитаем эпизод “Настя под хмурым небом”.
– Это кульминация центральной части. Настя переживает душевный кризис.
Вывод:
Её горькие слёзы – это слёзы очищения. Новым смыслом наполнилось для Насти и письмо матери, и трогательное обращение “ненаглядная моя”.
– Настя потеряла в жизни опору. Есть такая библейская заповедь: “Чти отца своего и матерь свою”. А В.Берестов сказал так:
Любили тебя без особых причин.
За то, что ты – внук,
За то, что ты – сын,
За то, что малыш,
За то, что растёшь,
За то, что на папу и маму похож.
И эта любовь до конца твоих дней
Останется тайной опорой твоей.
4 группа
– Почему рассказ называется “Телеграмма”?
Телеграмму посылают в исключительных случаях, когда сообщение надо передать немедленно. С телеграммой связано чувство тревоги, ожидание беды.
– Вывод:
Не забывайте о самых близких, самых родных, которые нуждаются в вас, а то может оказаться поздно. “Будь человеком, – говорит Паустовский. – За добро плати добром”.
3. На доске эпиграф. Объясните, почему именно эти слова Паустовского я взяла эпиграфом к уроку?
4. 5 группа
– На все ваши вопросы мы ответили. Теперь ответьте на мои.
Какой многоязычный смысл заключён в данных выражениях?
- Жестяная пустота (бездушие, неоправданная жестокость дочери)
- Керосиновый ночник (единственное живое существо, вздрагивает, передавая тревогу, боль, грусть)
- Клён (некуда спрятаться от холода)
Слово “зарубка” (отметка рубящим орудием на чём – нибудь). Как вы думаете, зачем это слово нам сегодня? (Зарубки бывают на сердце. У нас остались зарубки.)
5. Игра “Крестики – нолики”.
1) Отметьте правильный вариант:
А. “Вестник Европы” –
а) журнал, выходивший в 1866 – 1918г.
б) кружок писателей
в) название книги К.Г.Паустовского
Б. Барельеф –
а) барьер для лошади
б) рисунок, на котором изображён закат
в) выпуклое скульптурное изображение на плоской
поверхности
В. Салоп –
а) широкое женское пальто
б) это такой салат
в) это обувь, сапог
Г. Корсаж –
а) экипаж для перевоза людей
б) сад, где растут плодовые деревья
в) часть платья, покрывающая бюст
Д. Калорифер –
а) оттенок на картине
б) прибор для отопления помещения нагретым
воздухом
в) прибор для ремонта электрических приборов
Е. Стеклярус –
а) особая национальность на Руси
б) маленькие стеклянные трубки, нанизываемые на
нитку
в) прозрачное стекло
2. Кому принадлежат слова? Запишите правильный ответ:
А “Тряпичница я, что ли?” (Манюшка)
Б “Ремесленник! У его фигур не плечи, а вешалки для пальто!” (Тимофеев)
В “Не надо, милый. Бог с тобой. Спасибо тебе за доброе слово, за ласку”. (Катерина Петровна)
Г “Снег скоро выпадет. Оно к лучшему. Дорогу морозцем собьёт – значит, и ей будет способнее ехать”. (Тихон)
Д “Мёртвый свет! Убийственная скука! Керосин и то лучше”. (Тимофеев)
Е “Ну что же, будем драться вместе”. (Настя)
6. Подведение итогов.
Мы говорили на уроке об отношениях родителей и детей. А теперь каждый задумайтесь о своих родителях. Какие ласковые, добрые слова вы хотели бы сказать им? Вернувшись домой, обязательно произнесите эти слова, ведь они предназначены самым близким и родным для вас людям.
7. Домашнее задание.
Напишите сочинение на тему “Поступок, за который я себя осуждаю”.