Урок-презентация "Книга, ради которой объединились писатели, объединить которых невозможно", а также творчество Бориса Акунина

Разделы: Литература


Решив представить Б. Акунина, в разгар работы над проектом урока внеклассного чтения в 10 классе, мы нашли сборник, появление которого даёт возможность познакомить учащихся с самыми популярными писателями сегодняшних дней: “КНИГА, ради которой объединились писатели, объединить которых невозможно”.

Перед нами стояли следующие задачи: познакомить учащихся со сборником, в котором объединились ради благородной цели (помощь хосписам) лучшие современные писатели; пробудить сострадание; вызвать уважение к благородной задаче; заинтересовать современной литературой, предоставив возможность выбора, через знакомство с малыми литературными формами; представить популярного писателя Бориса Акунина, заинтересовать его творчеством, познакомив с книгами и главным героем Эрастом Фандориным; обсудить фрагмент повести “Охота на Одиссея”.

Вот как выглядел урок, посвященный данной теме (компьютерная презентация прилагается).

Цели: Сегодня урок внеклассного чтения. Значит, цель ясна – знакомство с новой книгой, новым писателем, новыми героями.

Вы здесь услышите сейчас
О том, что так волнует вас:
Подарит вам в часы досуга
Неповторимый счастья миг
Свиданье с книгой – добрым другом,
Ведь не прожить никак без книг.

У нас не просто урок внеклассного чтения по литературе ХХI века. Некоторые, кто разучился или не научился читать, считают, что литература ХХI века едва начинается, но это не так - она цветёт и плодоносит. Вот только как разобраться во всём её многообразии, как определить свои пристрастия, как узнать, что бы такое прочитать, чтобы не как у Онегина: “Рядами книг уставил полку, читал, читал, а всё без толку”.

Палочка-выручалочка есть! Прочтите всего одну книгу, и вы узнаете самые популярные имена писателей ХХI века, в доступной краткой форме познакомитесь с их творчеством, сможете определить свои пристрастия, расширить литературный кругозор, блеснуть в обществе: “А я читал…” …

Презентация

“Книга, ради которой объединились писатели, объединить которых невозможно”

К нам на урок пришла “КНИГА, ради которой объединились писатели, объединить которых невозможно”.

Эта книга – уникальный по своему составу сборник рассказов. Под одной обложкой собраны небольшие произведения популярных писателей, очень разных по своей сути.

- Нужна ли нам такая книга и для чего?

Писатели, объединившиеся ради этой книги, кроме популяризации своего творчества преследовали ещё одну благородную цель…

- Знаете ли вы что такое ХОСПИС?

Сегодня мы с вами не собираемся умирать. Напротив, мы строим планы на годы вперёд, мы дорожим своей энергией и своим временем, пользуемся роскошью здоровья, радостью общения с близкими людьми. И это естественно.

Но есть беды, которые отравляют нам радость жизни – болезни, страдания, смерть людей, живущих рядом с нами.

- Какое чувство рождают у нас эти беды?

Сострадание. Пока человек способен к состраданию – он жив в нравственном отношении.

Благотворительный Фонд помощи хосписам “Вера” - это наш шанс поддержать благородное и нужное дело, уменьшить сумму человеческих страданий. Все деньги, вырученные от продажи этой книги, для поддержки этого фонда.

Среди авторов этой необычной книги на первом месте имя Бориса Акунина. Его произведения покорили тех, кто их читал. Пришло время узнать о нём побольше. Поможет нам Презентация творчества Бориса Акунина.

Материалы презентации содержатся в Приложении.

Анализ фрагмента повести Б. Акунина “Охота на Одиссея”

Мы прочитали фрагмент из ещё не созданной повести Б. Акунина об Эрасте Фандорине, о котором сегодня много узнали.

Вопросы для обсуждения:

- Где происходит действие повести?

- Время действия? Как это вычислить? В рассказе есть подсказка… Зачем приехал Эраст Петрович в Ялту? (Стр. 14) Он член комиссии по наследию Чехова и приехал в Ялту по приглашению сестры покойного. Фандорин участвует. Через месяц исполняется 10 лет со дня кончины писателя. Фандорин участвует в благотворительных мероприятиях.

- Почему именно его пригласили в почётную комиссию?

- Кто же отвлёк Фандорина от почётных обязанностей и с какой просьбой обратился к знаменитому сыщику?

- Какова же его просьба?

- Каков же сюжет предложенной нам истории?

- Каким выглядит главный герой?

- Есть ли в рассказе пейзажные зарисовки?

- Что вы можете сказать о темпе повествования и о том, как разворачивается действие?

- В чём особенность стилистики Б. Акунина?

- Понравился ли вам фрагмент, захочется ли прочитать повесть? А другие произведения Бориса Акунина?

Хочется верить, что вы возьмёте в руки умные, занимательные, написанные превосходным языком книги Б. Акунина и прочитаете их раньше, чем до них доберутся экранизаторы. Милости просим в клуб Эраста Фандорина.

Заключение

Такое построение урока, выбор современного автора, чьи произведения не входят в школьную программу, но пользуются коммерческим успехом, позволит учителю оказывать влияние на читательский выбор своих учеников, пропагандировать книгу, показывать отличие хорошей литературы от “масслита”, формировать читательский вкус. Только когда учитель станет настоящим и убедительным пропагандистом книги, он сможет решать такие важнейшие образовательные и воспитательные задачи, как:

  • через чтение оказывать влияние на грамотность и кругозор старшеклассников, развитие их моральных навыков и умения выражать свои мысли и чувства, помогать в общении и социализации, в овладении чувством языка и внимательном отношении к слову;
  • убедить старшеклассников в актуальности высказывания немецкого философа Шопенгауэра: “Читать - значит думать ещё одной головой, кроме своей собственной”.

Несомненно, что это лишь попытка сделать интересным урок внеклассного чтения с использованием возможностей одного из самых кратких и ёмких жанров русской прозы. Далее предстоит знакомство с другими авторами сборника, а значит новые проекты, в которых наши ученики, хочется на это надеяться, примут самое активное участие.

Презентация

Литература

  1. Ранчин Андрей “Романы Б. Акунина и классическая традиция” http://magazines.russ.ru/nlo/2004/67/ran14.html
  2. Рабовский Михаил “Путь настоящего Акунина” http://kut.org.ua/books_a0018.php
  3. “Кто вы, мистер Акунин?” http://www.kp.ru/daily/22511/16016/
  4. Басинский Павел “Нечего деревья на бумагу переводить” "Российская газета", Центральный выпуск, №4072 от 22 мая 2006 г. http://www.rg.ru/2006/05/22/akunin.html
  5. “О вымирающем жанре рассказа” http://www.newizv.ru/news/2006—01—30/39298/&grade=3
  6. Бадиков В. “Маятник жанра, или феномен рассказа” http://musagetes.com/readText.jsp?aid=169&cid=3&tid=512
  7. Горюнова И. “Что такое рассказ?” http://goryunova.niv.ru/goryunova/master/chto-takoe-rasskaz.htm
  8. “…рассказ остается аутсайдером…” , интервью с Евгением Шкловским http://topos.ru/article/5853
  9. “О малой прозе современности” , газета “Взгляд” http://www.vzglyad.ru/culture/2007/1/13/64275.html
  10. Дружников Ю. “ Жанр для XXI века” http://www.kuzbass.ru/moshkow/koi/PROZA/DRUZHNIKOV/ZhanrXXI.txt
  11. “Роды и жанры литературы. О различии повести, рассказа и новеллы” http://forums.realax.ru/showthread.php?t=375
  12. Веллер М. “Технология рассказа” http://www.odinvopros.ru/lib/veller_03.php?mode=1&id=0