Учебная цель: повторение, расширение и углубление знаний об основных литературных понятиях.
Развивающая: развитие умения анализировать поэтический текст с точки зрения художественных средств языка.
Воспитательная: воспитывать любовь к поэтическому слову, чувство гордости, чуткого отношения к русскому языку, к русской поэзии.
Ход урока
1.Слово учителя.
Сегодня мы проведем урок – практикум, целью этого урока будет повторение и обобщение знаний по теории литературы, эти знания помогут вам выполнить задания части В ЕГЭ по литературе.
Структура урока - практикума следующая: каждой группе выдаются строго сформулированные задания, необходимые справочные и информационные материалы по теме. Учитель выполняет роль координатора, задача учеников - на основе изученных материалов провести анализ предложенных отрывков (фрагментов) из художественной литературы, сделать заключение, (вывод) о целесообразности и приемлемости данных средств изобразительности и их роли.
В системе функционально – стилевых разновидностей русского языка язык художественной литературы занимает особое место. Одной его важной особенностью является большое количество выразительных средств. Другая важная особенность-использование любых средств языка, если это нужно для создания художественного образа, для достижения той художественного образа, для достижения той художественной цели, которую ставит перед собой автор. Так, если научный, официально- деловой, публицистический или разговорный стили имеют определенный набор средств, которые принадлежат только им, то в стиле художественной литературы мы можем встретить языковые средства из любого из перечисленных стилей. Только при этом мы должны понимать, с какой целью автор использовал эти средства, какую роль они выполняют в художественном произведении.
Рассмотрим фигуры и тропы художественной речи
(информация на доске в виде схемы – кластера см. приложение 1)
К фигурам относятся синтаксические средства выразительности :
- Риторический вопрос
- Риторическое восклицание
- Риторическое обращение
К лексическим средствам выразительности относятся:
- Метафора
- Метонимия
- Синекдоха
- Эпитет
- Сравнение
- Олицетворение
- Гипербола
Эти средства называют тропами. В переводе с греческого слово троп означает» оборот» Этим термином обозначают слово, употребленное в переносном значении.
Звукопись
Урок 1-2
Задание 1. Записать в виде таблицы прослушанную информацию.
Задание 2.Проблемный вопрос.
Фамилия, какого автора записана на доске? Еао? Нкрсв?
Какой вывод можем сделать?
(вывод об изобразительных средствах и их роли).
Прочтите теоретический материал на стр. 1-2 (приложение 2) раздаточного материала, запишите необходимые определения, сделайте выводы и обобщения.
(Повторение начальных согласных – анафора, конечных согласных – эпифора).
Дополните таблицу изученными терминами. Выполним упр. 7 вместе. Для закрепления материала выполним упражнения 3-8 на стр. 5-6 раздаточного материала
(задание дается группам).
Задание 3. Прочитайте информацию на стр. 3 сделайте выводы о том, кто первый подсказал поэтам рифму, кто подметил ее особенность? Запишите в тетради определение мужской и женской рифмы. Какую новую информацию узнали? Определите вид рифмы в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Тучи» и в отрывке из « Мцыри».
Задание 4. Вспомните определения тропов, запишите их в тетради.
Сравните свои записи с определениями на стр.3 раздаточного материала, записи
Исправьте.
Для закрепления выполни упр. 16-23, 24-29.
Урок 3.
- В начале урока дается тестирование как диагностика усвоения темы.
- Синтаксические средства выразительности речи. Записать основные понятия.
- Выполнить задания 30-31.
- Рефлексия. С данными словами сочинить стихотворные тексты с использованием всех возможных средств изобразительности.
1. Доска – тоска, домой – ногой.
2. Дуб – зуб, молоко – далеко.
3. Дрова – трава, картошка – окошко.