Цели.
- знакомство с жизнью и творчеством Д. Хармса,
- привитие интереса к литературе и чтению,
- развитие творческих способностей пятиклассников, их речевой изобретательности, артистических способностей.
Оборудование.
- портреты Д. Хармса,
- отпечатанные стихи Д. Хармса и рисунки к ним,
- отпечатанное клише по биографии Д. Хармса,
- выставка книг Д. Хармса.
Предварительное домашнее задание.
- За 2 недели до игры ученики получают задание: познакомиться с биографией Д. Хармса и почитать его стихи, сказки, пьесы. Рекомендована литература. В течение 2-х недель учитель отслеживает процесс чтения методом опроса (выборочного).
- Учащиеся готовят инсценировки по сказкам и стихам под руководством учителя.
- Сочиняют центон по стихам Д. Хармса. План проведения урока-представления
I. Учитель. Наш праздничный урок-представление мы начнем с инсценировки. Вашему вниманию предлагаем веселое стихотворение.
Инсценировка стихотворения Д. Хармса “Врун” (4 человека).
1-ый чтец.
Вы знаете?
Вы знаете?
Вы знаете?
Ну, конечно, знаете!
Ясно, что вы знаете!
Несомненно,
Несомненно
Несомненно, знаете!
3 чтеца (вместе).
Нет! Нет! Нет! Нет!
Мы не знаем ничего,
Не слыхали ничего,
Не слыхали, не видали
И не знаем
Ничего!
1-ый чтец.
А вы знаете, что У?
А вы знаете, что па?
А вы знаете, что пы?
Что у папы моего
Было сорок сыновей?
Было сорок здоровенных –
И не двадцать,
И не тридцать,
Ровно сорок сыновей.
2-ой чтец.
Ну! Ну! Ну! Ну!
Врешь! Врешь! Врешь! Врешь!
Еще двадцать,
Еще тридцать,
Ну еще туда-сюда,
А уж сорок, ровно сорок, -
Это просто ерунда!
1-ый чтец.
А вы знаете, что со?
А вы знаете, что ба?
А вы знаете, что ки?
Что собаки-пустолайки
Научилися летать?
Научились точно птицы, -
Не как звери,
Не как рыбы -
Точно ястребы летать!
3-ий чтец.
Ну! Ну! Ну! Ну!
Врешь! Врешь! Врешь! Врешь!
Ну, как звери,
Ну, как рыбы,
Ну, еще туда-сюда,
А как ястребы,
Как птицы, -
Это просто ерунда!
1-ый чтец.
А вы знаете, что на?
А вы знаете, что не?
А вы знаете, что бе?
Что на небе
Вместо солнца
Скоро будет колесо?
Скоро будет золотое –
Не тарелка, не лепешка, -
А большое колесо!
4 чтец.
Ну! Ну! Ну! Ну!
Врешь! Врешь! Врешь! Врешь!
Ну, тарелка,
Ну, лепешка,
Ну, еще туда-сюда,
А уж если колесо –
Это просто ерунда!
1-ый чтец.
А вы знаете, что под?
А вы знаете, что мо?
А вы знаете, что рем?
Что под морем-океаном
Часовой стоит под морем
Не с дубинкой,
Не с метелкой,
А с заряженным ружьем.
2-ой чтец.
Ну! Ну! Ну! Ну!
Врешь! Врешь! Врешь! Врешь!
Ну, с дубинкой,
Ну, с метелкой,
Ну, еще туда-сюда,
А с заряженным ружьем –
Это просто ерунда!
1-ый чтец.
А вы знаете, что До?
А вы знаете, что но?
А вы знаете, что са?
Что до носа
Ни руками,
Ни ногами,
Не доехать,
Не допрыгать,
Что до носа
Не достать?
3-ий чтец.
Угу! Ну! Ну! Ну!
Врешь! Врешь! Врешь! Врешь!
Ну, доехать,
Ну, допрыгать,
Ну, еще туда-сюда,
А достать его руками –
Это просто ерунда!
4 чтец (обращаясь к сидящим ученикам):
Вы знаете?
Вы знаете?
Вы, конечно, знаете.
Стихи какого автора
Мы прочитали Вам?
(Ученики должны ответить – Д. Хармса).
2 чтец.
Все правильно, все правильно!
Ну, конечно, правильно!
Стихи поэта Хармса
Мы прочитали вам.
II. Учитель. Даниил Иванович Хармс – замечательный русский поэт, писатель, сказочник, драматург; это его псевдоним. Что такое псевдоним? Этот псевдоним обозначает по-английски и по-французски – обаяние. Настоящая фамилия его Даниил Ювачев. Теперь мы посмотрим, что вы знаете о нем и его жизни.
Помощники раздают каждому учащемуся составленные и отпечатанные клише, куда каждый ученик должен вписать необходимую информацию в указанное место (3 минуты).
Клише имеет такой вид:
Когда Даня Ювачев был маленьким, он любил слушать ______________ (сказки) и разгадывать ______________(загадки). Даниил Иванович жил ______________(в Ленинграде). В его комнате у окна стоял удивительный и редкий музыкальный инструмент ______________(фисгармония). Волосы у писателя были не черные и не светлые, а ____________(темно-русые). Он зачесывал их _____________(назад). Глаза небольшие, _____________(светлые). Лоб высокий, как ________________(спортивная площадка). В спортивном пиджаке, в брюках-гольф, в шапочке с длинным козырьком он был удивительно похож на английского сыщика ________________(Шерлока Холмса). Его друзьями были детские поэты и писатели: Самуил ___________ (Маршак), Корней______________(Чуковский), Борис________________(Житков). Они вместе печатали интересные рассказы и стихи в детских журналах, которые назывались “_______________” и “___________” (“Чиж”, “Еж”). Даниил Хармс придумал таких героев этих журналов, как Умная___________(Маша), Иван___________(Топорышкин), профессор_______________(Трубочкин).
Затем несколько человек зачитывают свои варианты и сравнивают с исходным, который зачитан до проверки. Отмечаются те, кто заполнил клише более точно. Выбирается лучший биограф.
III. Инсценирование стихотворения “Профессор Трубочкин и ребята” (фрагмент стихотворения).
Профессор Трубочкин, входя (одетый соответствующим образом ученик).
Здравствуйте, ребята!
Здравствуйте, ребята!
Здравствуйте, ребята!
Группа учеников из 3-х чел.
Здрасте, профессор!
Здрасте, профессор!
Здрасте, профессор!
Профессор.
Давно мы не встречались,
Давно мы не видались,
Давно не попадались
Друг другу на глаза.
Был я во Франции,
Был и в Италии
Был и в Америке,
Был я и подалее.
Землю четырежды
Объехал вокруг
Я, знаменитый
Профессор наук.
Ученики по очереди.
Расскажите нам об этом,
Расскажите нам о том,
Расскажите, расскажите,
Расскажите обо всем.
Профессор.
Тихо! Тихо! Тихо! Тихо!
Не шуметь и не кричать!
Задавайте мне вопросы,
Я вам буду отвечать!
Ученики (громко, перебивая друг друга).
1. Где у гусеницы рот?
Отчего горит бензин?
Почему летает муха?
Почему жужжит комар?2. Что такое бегемот?
Как построен цеппелин?
Почему в пустыне сухо?
Почему земля, как шар?
Профессор.
Прекратите этот крик!
Я профессор и старик,
Я с галдежом не в ладу,
Я от крика упаду.
IV. Входит Умная Маша (девочка одета в строгий черный костюм, очки, с книжкой в руках).
Умная Маша. Профессор, я не боюсь шума и гвалта, я постараюсь ответить на все вопросы ребят.
Ученики задают вопросы (по очереди), Маша отвечает.
– А почему, Маша, тебя умной зовут?
– Потому что придумывать умею.
– Что такое бегемот?
– Это зверь такой, вот!
– Где у гусеницы рот?
– Где-то на хвосте живет!
– Почему летает муха?
– Очень хочет быть на ухе.
– Почему в пустыне сухо?
– Потому что с водой там глухо.
– Почему жужжит комар?
– Хочет чаю самовар.
– Почему земля, как шар?
– Ее воздух обкатал.
Все уходят. Один из учеников: “Действительно, Маша очень умная”.
V. Вбегает глашатай (ученик в одежде глашатая).
Глашатай.
Внимание! Внимание!
Дорожное изобретение Ивана Топорышкина!
Шляпа, которая не сваливается с головы!
Секрет изобретателя!
Прочно! Незаменимо! Удобно!
Каждый сам может сделать шляпу,
Которую никакой ветер не сдует с головы
Для этого нужно только баночку клея и кисточку.
Остальное – секрет изобретателя!
Глашатай. Какой секрет? Кто догадается?
Учитель. А Карл Иванович Шустерлинг изобретать не умел, он часто обращался к читателям за подсказкой.
Чтение стихотворения наизусть “Что это было?” (читает подготовленный ученик в роли К.И. Шустерлинга: длинный плащ, шляпа).
Учитель. Так что это было? Ответим Карлу Ивановичу Шустерлингу. (Коньки, лыжи).
Учитель. А еще в комнате у Д. Хармса висел портрет Карла Ивановича потому, что они были большие приятели (показать рисованный портрет, заготовленный заранее). Однажды Хармс убирал комнату, снял портрет, вытер с него пыль и повесил его обратно. А когда немного отошел и повернулся посмотреть, ровно ли висит портрет, чуть не умер от страха, волосы встали на голове дыбом от изумления, потому что на него смотрел со стены страшный бородатый старик в дурацкой шапочке. Как мог Карл Иванович Шустерлинг за одну минуту превратиться в этого странного бородача? (Вновь показать рисованный портрет в перевернутом виде). Может быть, вы скажете мне, куда исчез Карл Иванович?
VI. Учитель. Д. Хармса называли мастером абсурда. Абсурд – что это такое? (Нелепица, бессмыслица).
1) Ученик читает стихотворение “Иван Топорышкин”. Интересно читать и слушать такие стихи? Почему? Еще одно такое стихотворение.
2) 2 ученика читают стихотворение–диалог.
– Ты был в зоологическом саду?
– Был.
– Видел льва?
– Это с хоботом?
– Нет, это слон, лев не такой.
– А, с двумя горбами?
– Да нет же! С гривой!
– А-а! С гривой, с клювом!
– Какой там с клювом! С клыками.
– Ну да, с клыками и с крыльями?
– Нет, это не лев.
– А кто же?
– Это я не знаю. Лев желтый.
– Ну да, желтый, почти серый.
– Нет! Скорей почти красный.
– Да, да, да! С хвостиком.
– Ну да! С хвостом и когтями.
– Знаю! С когтями и величиной с чернильницу.
– Какой же это лев? Это скорее мышь.
– Что ты? Мышь с крыльями не бывает.
– А это с крыльями?
– Ну да!
– Так тогда это птица.
– Вот-вот! Я тоже думал, что птица.
– Я тебе говорил про льва.
– И я тоже про птицу льва.
– Да разве лев птица?
– По-моему, птица. Он еще все так чирикает.
– Постой! Такой серенький? И желтенький!
– Вот-вот. Сереньки и желтенький. С круглой головкой?
– Да. С круглой головкой.
– И летает?
– Летает.
– Ну, так я тебе скажу: это Чиж.
– Ну да! Верно же, это чиж!
– А я спрашивал про льва.
– Ну, льва не видал.
VII. Викторина “Герои Д. Хармса”.
- Кто из героев летал в Бразилию? (Колька Панкин и Петька Ершов).
- За что Сережку Чикина звали Громкоговорителем? (Рассказ “Озорная пробка”).
- Кто был в 10 лет ростом со шкап, а к 15 годам в ширину так раздался, что стал на шкап походить? (Василий Петрович Иванов из рассказа “Ломка костей”).
- “Самый маленький человек в мире” какого роста был? (С ведерко, из рассказа “Во-первых и во-вторых”).
- Кто “не видит ничего, что под носом у него”? (Английский мистер Хопп из стихотворения “Плих и Плюх”).
- “Ох, эта таблица умножения! Сколько я ее ни учил, так и не мог выучить. Одиножды один – четыре! Это я еще запомнил, а уж зато больше ничего в голове не осталось”! Кто так страдал по поводу таблицы умножения? (Великан Бобров из рассказа “Профессор Трубочкин”).
- “Я умею управлять аэропланом, трамваем и подводной лодкой. Я умею писать стихи, читать книжку, держа ее вверх ногами, стоять на одной ноге, показывать фокусы и даже летать”. Кто обладал такими уникальными способностями? (Профессор Трубочкин из рассказа “Профессор Трубочкин”).
- Кто из героев с Луны свалился? (Старушка из рассказа “О том, как старушка чернила покупала”).
- 9. Кто “учил мальчишек, палкой по столу стучал”? Кто “ругал мальчишек и как лев на них рычал”? (Учитель из стихотворения “Плих и Плюх”).
VIII. Подготовленный ученик (выразительно читает).
Давайте поможем Д. Хармсу написать стихотворение. Нужно закончить поэтическую фразу, подобрав подходящее слово в рифму. (Стихотворение “Очень-очень вкусный пирог”). Дети могут отвечать хором.
Я захотел устроить бал,
И гостей к себе _____________ (позвал)
Купил муку, купил творог,
Испек рассыпчатый _____________ (пирог)
Пирог, ножи и вилки тут
Но что-то гости не идут ____________(идут)
Я ждал, пока хватало сил,
Потом кусочек ____________ (откусил)
Потом подвинул стул и сел
И весь пирог в минуту ___________ (съел)
Когда же гости подошли,
То даже крошек __________ (не нашли).
Выходят 2 ученика.
1-ый. А я сказку знаю, которую сочинил Д. Хармс. Однажды король пил чай с яблоками и вдруг подавился, а королева стала бить его по спине, чтобы кусок яблока выскочил из горла. А король подумал, что королева дерется и ударил ее стаканом по голове. Тут королева рассердилась и ударила короля тарелкой. А король ударил королеву миской. А королева ударила короля стулом, а король вскочил и ударил королеву столом, а королева повалила на короля буфет. Но король вылез из-под буфета и запустил в королеву короной. Тогда королева схватила короля за волосы и выбросила в окошко. Но король влез обратно в комнату, схватил королеву и запихал ее в печку. Но королева вылезла через трубу на крышу, потом спустилась по громоотводу в сад и через окно вернулась обратно в комнату. А король в это время растапливал печку, чтобы сжечь королеву. Королева подкралась и толкнула короля. Король полетел в печку и там сгорел.
2-ой. Разве это сказка? Это триллер какой-то! Король с королевой даже в сказке так себя не ведут. Вот я знаю сказку, которую тоже сочинил Д. Хармс. Жил-был кузнец. Вот однажды ковал он подкову и так взмахнул молотком, что молоток сорвался с рукоятки, вылетел в окно, убил четырех голубей, ударился о пожарную каланчу, отлетел в сторону, разбил окно в доме брандмейстера, пролетел над столом, за которым сидели брандмейстер и его жена, проломил стену в доме брандмейстера и вылетел на улицу. Тут он стукнул по голове Карла Ивановича Шустерлинга, который на минуточку снял шляпу, чтобы проветрить свой затылок. Ударившись о голову Карла Ивановича Шустерлинга, молоток полетел обратно, опять сшиб с ног мороженщика, сбросил с крыши двух дерущихся котов, перевернул корову, убил четырех воробьев и опять влетел в кузницу и сел прямо на свою рукоятку, которую кузнец еще продолжал держать в правой руке. Все это произошло так быстро, что кузнец ничего не заметил и продолжал дальше ковать подкову. Вот так!
X. Сочинение центона.
Учитель. Так назвалось у древних римлян одеяло из цветных лоскутов. Желая выразить свое уважение к какому-нибудь знаменитому поэту, они составляли из строк его стихотворения другие забавные стихи, которые тоже назвали центонами. Позже это стало литературной игрой. (Учащиеся до этого урока знакомились с понятием центона).
Даны 2 стихотворения: “Кораблик”, “Веселый старик” (фрагмент) – отпечатанные.
Кораблик
По реке плывет кораблик,
Он плывет издалека,
На кораблике четыре
Очень храбрых моряка.
У них ушки на макушке,
У них длинные хвосты,
И страшны им только кошки,
Только кошки да коты.Веселый старик
Жил на свете старичок
Маленького роста,
И смеялся старичок
Чрезвычайно просто:
Ха-ха-ха
Да хе-хе-хе,
Хи-хи-хи
Да бух-бух,
Бу-бу-бу
Да бе-бе-бе,
Динь-динь-динь
Да трюх-трюх!
Раз, увидя паука,
Страшно испугался
Но, схватившись за бока,
Громко рассмеялся.Предполагаемый центон
По реке плывет кораблик,
Он плывет издалека,
На кораблике четыре
Очень храбрых моряка,
Страшно испугались
Но, схватившись за бока,
Громко рассмеялись.
Подведение итогов. Вручение призов знатокам творчества Д. Хармса, а также лучшим артистам (по признанию ребят).