Цель: формировать навыки выразительного чтения поэтического текста; коммуникативных умений учащихся; вызвать интерес к творчеству А.С. Пушкина; привить чувство коллективизма, доброты к ближним.
Оформление: портрет А.С. Пушкина, выставка книг сказок Пушкина, иллюстраций и книжек, сделанных детьми к сказкам Пушкина
Оборудование: ПК, проектор, презентация Pover Point, жетоны в виде солнышка, "волшебный" сундучок со сказочными вещами.
Опережающие задания: иллюстрации к сказкам, инсценировки отрывков, выразительное чтение наизусть стихотворений Пушкина, индивидуальное сообщение о жизни Пушкина
I. Слово учителя. 6 июня 1799 года. Этот день подарил миру гения. "Солнцем русской поэзии" называли Александра Сергеевича. "Наша память хранит с малолетства веселое имя: Пушкин. Это имя, этот звук наполняют собою многие дни нашей жизни: (А. Блок). Это имя бесконечно дорого каждому из нас, близко и знакомо с детства.
II. Попросим Инну рассказать нам, что она знает об Александре Сергеевиче Пушкине.
(О родственниках Пушкина.)
Сообщение ученицы. С раннего детства будущий поэт был окружен заботой и вниманием своей няни. Она была мастерица петь песни, рассказывать сказки. Говор у неё был особый, певучий, говорила она "окая", ведь она была неграмотной простой крестьянкой. Маленький Саша очень любил свою няню, называл её ласково мамушкой. Ей поэт посвящает строки. Чтение наизусть стихотворения заранее подготовленным учеником.
Подруга дней моих суровых
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые вороты
На чёрный отдаленный путь:
Тоска, предчувствия, заботы,
Теснят твою всечасно грудь.
Весной 1812 года Пушкин закончил Царскосельский лицей. Лето он провел в родовом имении Михайловское под Псковом. Здесь он усердно записывал русские народные сказки: о Бабе Яге, Кащее, о русалках, леших. Именно здесь Пушкин пишет поэму "Руслан и Людмила". Она вышла в свет в 1820 году. В 1828 году к выходу второго издания поэмы Пушкин пишет пролог, который начинается строками: "У лукоморья дуб зелёный:"
В августе 1824 года Пушкин прибыл в село Михайловское. Здесь он долгое время жил один, без друзей. За ним строго следили местные власти. Только няня, Арина Родионовна, разделяла с ним тяжелые годы изгнания. Пушкин переживал душевный кризис, ему было тяжело и одиноко. В 1825 году он пишет одно из самых грустных стихотворений "Зимний вечер". Выразительное чтение наизусть заранее подготовленным учащимся.
III. Закрепление полученных знаний. В час уныния спасением для поэта оказывается няня. Как в детстве, она рассказывала чудесные сказки, пела старинные песни. Позже на сюжеты, записанные со слов няни, поэт напишет несколько замечательных сказок, которые вы все знаете.
- Удивительные сказки писал Пушкин: добрые, веселые, они полны красоты и вдохновения. Давайте вместе вспомним эти сказки: я читаю отрывок из сказки, а вы говорите название.
- К каким сказкам созданы эти иллюстрации?
- Сказки были одним из любимых жанров Пушкина. Простонародные сказки Арины Родионовны он ставил в один ряд с признанными "высокими" литературными жанрами, ведь именно в сказках раскрываются богатейшие краски русского языка.
Посмотрим инсценировки эпизодов из сказок любимого поэта.
- Царица со своим зеркалом.
- Царевна и братья богатыри.
- Елисей и солнце.
- Елисей и месяц.
Давайте ещё раз вспомним сказки Пушкина и назовём сказочные элементы и сказочные выражения. (Проверка домашнего задания).
А. М. Горький писал: "Пушкин был первым русским писателем, обратившим внимание на народное творчество, он украсил народные сказки блеском своего таланта, но оставил неизменным их смысл и силу".
IV. Обобщение. Теперь проверим, кто лучше усвоил сказки Пушкина? Кто самый внимательный читатель сказок А.С. Пушкина?
- Кто приходит на помощь к царевичу Елисею? (Природные явления).
- Какое волшебное превращение происходит в "Сказке о Царе Салтане:"?
- У семи богатырей была собака. Назовите кличку собаки. (Соколко).
- Почему поп не любил Балду?
- Отчего умерла злая царица?
- Царица и князь Гвидон городские жители или деревенские?
- Сколько раз королевич Елисей обращается к силам природы.
- Сколько раз старик ходил к морю?
- Почему перед зеркальцем царица забывала свой гнев?
- Как попёнок зовёт Балду?
- Почему царевна не может выйти замуж за одного из братьев?
- Почему в конце сказки старуха оказывается опять у старого корыта?
- С чем сравнивает Пушкин свою любимую героиню, молодую царевну?
- Как вы понимаете слова: Вмиг по речи те спознали, Что царевну принимали:
(За правильный ответ дается жетон в виде солнышка)
V. Следы нечистой силы (конкурс художников).
Вспомните строку из стихотворения: "Там на неведомых дорожках следы невиданных зверей:" никто никогда не видел ни этих следов, ни зверей. Попробуйте нарисовать их.
- Попробуйте угадать, что находится в черном ящике, и в награду получите сюрприз:
Предмет, говорящий человеческим голосом.
Предмет, с помощью которого злая мачеха пыталась погубить прекрасную царевну.
Из ящика достается яблоко. (Всем раздается по яблоку)
VI. Рефлексия
- Что нового и интересного вы узнали на этом уроке?
- Чему учат сказки А.С. Пушкина?
Сказки предназначались автором для взрослых. Они были написаны в пору творческого расцвета Пушкина, одновременно с самыми глубокими и серьезными его произведениями, а значит, и содержание этих сказок столь же глубоко и серьезно. В них отразился весь мир добра, где царствуют дружба, верность слову, где ценятся уважение к человеку, его счастье в семье. Где наказано зло и жадность, обман и алчность.
Сегодня мы ещё раз почувствовали волшебную музыку пушкинского стиха, порадовались торжеству большой и сильной любви.
Надеюсь, что вам захочется ещё и ещё раз перечитать сказки Пушкина, быть похожими на положительных героев. А когда станете взрослыми, будете перечитывать эти сказки своим детям, каждый раз открывая для себя что-то новое. Ведь сказки Пушкина - это наука о жизни, которую он передал нам и на которой выросло не одно поколение.
Домашнее задание: подготовиться к сочинению "Мой Пушкин".