“…Есть в мире сердце, где живу я”
Цели и задачи:
I Образовательные:
- расширить филологические знания учащихся;
- продолжить знакомство с художественным миром А.С.Пушкина;
- в занимательной форме презентации повторить материал, связанный с изучением творчества А.С. Пушкина.
II Воспитательные:
- воспитание чувства патриотизма и гражданского долга на примере поэтического наследия А.С.Пушкина;
- формирование культуры читателя с глубоким и вдумчивым отношением к прочитанному;
- формирование положительной Я-концепции учащихся.
III Развивающие:
- развитие коммуникативных способностей учащихся;
- развитие творческих способностей (декламация, рисование, музицирование, сценическое мастерство и др.);
- стимулирование познавательной активности.
Оформление урока.
Оборудование и материалы: портреты А.С.Пушкина, видеозапись учебного фильма “Выстрел на Чёрной речке”, видеокассета “Музыка природы” (“Ридерз Дайджест”), аудиокассета с записями классических произведений (И. С. Бах “Мелодия на струне соль”, Т. Альбиони “Адажио”), стенгазета “Есть в мире сердце, где живу я”, карта-плакат “А.С. Пушкин в Казани”, раздаточный материал (ассоциативный кроссворд “Жизнь и творчество А.С. Пушкина”), импровизированные костюмы для участников сценических фрагментов урока (кружевная накидка, шаль, ленты для котильона), “гусиные перья” (стилизация); выставка книг “Пушкиниана”; выставка творческих работ учащихся, посвящённая Дню памяти А.С.Пушкина (рефераты, иллюстрации к произведениям, книжечки “Мои любимые стихи Пушкина”).
Ход урока:
I. Музыка (И.С. Бах “Мелодия на струне соль”).Учитель читает стихотворение А.С. Пушкина “Что в имени тебе моем?”
II. Вступительное слово учителя.
“…Есть в мире сердце, где живу я”, - так называется наш урок. Вы, ребята, наверное, уже поняли, что он будет не совсем обычным. Это будет урок, посвященный памяти Александра Сергеевича Пушкина. Три даты, связанные с именем поэта, для каждого из нас памятны:
6 июня – День его рождения , 19 октября – День лицея, 10 февраля – День памяти.
10 февраля 1837 г. в 2ч. 45 минут пополудни перестало биться сердце великого поэта. Посмотрите эти кадры: место дуэли на Чёрной речке, посмертная маска, пуля, личные вещи, локон, срезанный с головы поэта. Сражённый пулей Дантеса А.С.Пушкин шагнул в вечность: “Душа в заветной лире мой прах переживёт…”. Пусть же сегодня звучат пушкинские строки, которые всегда живут в наших сердцах. Думается, что для наиболее полного и искреннего выражения наших чувств, любви и уважения к памяти поэта нам подойдет форма презентации. Это будет творческий показ, демонстрация своего особенного отношения к поэзии Пушкина, к любимейшим ее образцам.
Итак, давайте возьмём наши перья (у каждого на парте лежит шариковая ручка, стилизованная под “гусиное перо”) и попробуем определить названия стихотворений Пушкина, которые, я уверена, вы хорошо знаете и любите.
III. Поэтическая “минутка”1. Но человека человек
Послал к анчару властным взглядом:
И тот послушно в путь потек
И к утру возвратился с ядом. (“Анчар”)
2. Я гимны прежние пою
И ризу влажную мою
Сушу на солнце под скалою. (“Арион”)
3. “Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей”. (“Пророк”)
4. Я вас люблю, - хоть я бешусь,
Хоть это труд и стыд напрасный,
И в этой глупости несчастной
У ваших ног я признаюсь! (“Признание”)
Учитель может подобрать для “минутки” и фрагменты тех стихотворений, которые ребята читали и изучали в классах среднего звена, но в целом это задание тестового характера не должно включать более 10 отрывков. Затем отмечаются работы, содержащие все или почти все правильные варианты названий, тут же выставляются оценки.
IV.
Учитель:
Безусловно, мы не можем сегодня не поговорить о любви возвышенной и трепетной, которая не раз становилась темой поэтических творений А.С. Пушкина. Именно любовная лирика поэта помогает нам и нашим современникам осознать, насколько многогранно это чувство. В исполнении наших юных чтецов мы послушаем стихотворения, которые часто называют “маленькими шедеврами”. Это будет не просто декламация – мы попытаемся воссоздать атмосферу салонной жизни России ХIX века, когда в моде был котильон – своеобразный танец-игра, о котором читаем, например, в “Евгении Онегине”:
Поэт конца мазурки ждет
И в котильон ее зовет.
Мальчики-чтецы и девочки, рассказывающие об истории создания стихотворений, об адресатах лирики, берутся за концы разноцветных ленточек, образуя пары (ленты одного цвета). Звучат стихи: “Я вас любил”, “На холмах Грузии”, “Ты и вы” и др., а также комментарии к ним. Затем мальчик отдаёт поклон, девочка делает реверанс, и пара проходит на своё место.
V.
Учитель исполняет на синтезаторе или фортепиано фрагмент мелодии романса М.И.Глинки “Я помню чудное мгновенье…”, написанный на стихотворение А.С.Пушкина. Классу предлагаются следующие вопросы:
- Знакома ли вам эта мелодия? Какие ассоциации она вызывает?
- Как связан прозвучавший фрагмент с лирикой Пушкина?
- Какова история создания этого стихотворения?
Далее ребята прослушивают романс “Я помню чудное мгновенье” в записи.
Учитель:
Ребята, даже по этим нескольким стихотворениям, которые сегодня прозвучали, мы ощутили, что в каждом случае речь идет о любви особенной, неповторимой… Это три ипостаси, три лика любви: любовь-самоотречение, любовь-гармония, любовь-вдохновение… Неодолимая сила, сметающая все условности, все преграды и побуждающая человека творить.
VI. Пушкинский календарь природы.
Учитель:
Александр Сергеевич Пушкин – мастер поэтически-тонкого, изящного, почти акварельного пейзажа. Мне хочется, чтобы вы посмотрели фрагмент видеозаписи под замечательную музыку Антонио Вивальди “Времена года”. И после этой релаксационной паузы рассказали, какие стихи, отрывки оживают в вашей памяти, в ваших сердцах (пейзажные зарисовки из фильма “Музыка природы” учащиеся сопровождают выразительным чтением отрывков из романа “Евгений Онегин”, стихотворений: “Осень”, “Осеннее утро”, “Последняя туча рассеянной бури”, “Зимнее утро” и др.).
VII.
Учитель:
Переворачиваем страничку философской лирики А.С. Пушкина. Многие стихотворения поэта напоминают сценическую миниатюру: по ним, как по нотам, можно разыграть какую-то историю, возможно, драму лирического героя или передать его состояние “погружения в размышление”.
Герой стихотворения “Цветок” размышляет о бренности всего земного…
Показывается подготовленная миниатюра “Цветок” (в руках у ученика книга, раскрыв которую, он вдруг как бы невзначай “находит” засушенный цветок и начинает декламировать: “Цветок засохший, бездыханный, забытый в книге вижу я…)
VIII.
Бoльшая часть нашего урока посвящена поэзии, но в наших сердцах Пушкин живет и как прекрасный прозаик. Инсценированные фрагменты повести “Барышня-крестьянка”.
Две ученицы в импровизированных костюмах разыгрывают диалог Лизы Муромской и Насти.
Настя: Позвольте мне сегодня пойти в гости.
Лиза: Изволь, а куда?
Настя: В Тугилово, к Берестовым. Поварова жена у них именинница и вчера приходила звать нас отобедать.
Лиза: Вот! Господа в ссоре, а слуги друг друга угощают.
Настя: А нам какое дело до господ! К тому же я ваша, а не папенькина. Вы ведь не бранились еще с молодым Берестовым, а старики пускай себе дерутся, коли им это весело.
Лиза: Постарайся, Настя, увидеть Алексея Берестова, да расскажи мне хорошенько, каков он собою и что он за человек.
После того как Настя покидает “сцену”, Лиза подходит к нарисованному окошку с видом вечернего неба в ярких звездах. Она, изображая томление и ожидание, берется то за книгу, то за пяльца. Прибегает запыхавшаяся и взволнованная Настя.
Настя: Ну, Лизавета Григорьевна, видела молодого Берестова: нагляделась довольно; целый день были вместе.
(Далее диалог продолжается по тексту до слов Лизы: “Ах, Настя, милая Настя! Какая славная выдумка!” Девушки с восторгом кружатся, взявшись за руки)
IX. Ассоциативный кроссворд “Жизнь и творчество А.С.Пушкина”
Учащимся раздается черно-белый вариант кроссворда, они находят “зашифрованные” слова, имеющие отношение к поэзии А.С.Пушкина, и дают им толкование.
Например, слово “брегет” ребята могут пояснить так: 1. Карманные часы с боем, упоминающиеся в романе “Евгений Онегин” 2. “…Пока недремлющий ……. не прозвонит ему обед”. Таким образом, ассоциативный ряд у каждого слова может быть разный. Ответы обсуждаются и сравниваются затем с цветным вариантом кроссворда, который демонстрирует учитель.
X.
Учитель:
Пушкин по-особенному дорог нам, казанцам. Поэт был в нашем городе в 1833 г., серьёзно интересовался проблемами истории крестьянского движения. Казань – крупнейший этап пугачевского восстания…
Заочная экскурсия “Пушкин в Казани”. Учащиеся-экскурсоводы демонстрируют карту-плакат, описывают маршрут посещения поэтом Казани.
XI. Опережающее домашнее задание:
защита одним из учащихся проектной работы - сборника “Мои любимые стихотворения А.С.Пушкина”. Сборник представляет собой небольшую книжечку, состоящую из 5-6 пушкинских стихотворений, собственного авторского предисловия в жанре эссе, мотивирующего данный выбор и содержащий отдельные элементы анализа лирического произведения, а также своих иллюстраций. Остальные получают подобное задание в конце урока.
XII. Заключительное слово учителя.
Звучит “Адажио” Т. Альбинони. Зажигается свеча. Ребята пишут свои любимые строки А.С. Пушкина “пером” на листе бумаги. Учитель читает:
…Сбирайтесь иногда читать мой свиток
верный,
И долго слушая, скажите: это он;
Вот речь его. А я, забыв могильный сон,
Взойду невидимо и сяду между вами,
И сам заслушаюсь… (“Андрей Шенье”).