Литература
-
Урок-концерт по литературе "Воспрянем, дух Руси храня". 11-й класс 2012
Стихи русских поэтов подобраны в соответствии с темой. В композицию урока включены анализы стихотворений из программы по литературе. Урок сопровождается песнями, посвященными родине, России, а также тематически подобранными слайдами.
-
Урок-концерт по литературному чтению "Басни И.А. Крылова" 2012
Нетрадиционная форма урока помогает обобщить и расширить знания о баснях И.А. Крылова, учит понимать юмор и иронию басни; развивает индивидуальное творчество и умение работать группе; формирует умение критично оценивать поступки людей на примерах жанра басни.
-
Урок-концерт по теме "Любовь в лирике С.А. Есенина" 2008
По лирике С.Есенина я провожу урок-концерт. На первом уроке учащиеся знакомятся с фактами жизни и творчества поэта. На данном уроке определяются основные темы лирики С.А. Есенина. Поскольку это урок-концерт, по каждой из тем лирики учащиеся читают стихи, исполняют песни на стихи С.Есенина, слушают записи или смотрят кадры из фильма.
-
Урок-кроссворд по лирике А.С. Пушкина в 6-м классе "Отражение внутреннего мира человека в творчестве поэта" 2010
Урок - это еще одна попытка учителя, чтобы показать ученикам красоту и богатство поэтического наследия великого поэта. На уроке использованы разнообразные приемы работы, позволяющие активизировать внимание учащихся, развить у них познавательный интерес и творческие способности.
-
Урок-лабораторное занятие на тему "Судьба человека в тоталитарном государстве (по книге В.Т.Шаламова "Колымские рассказы")". 11-й класс 2015
Урок построен на анализе литературного произведения «Последний бой майора Пугачева», который раскрывает тяжелую нравственно-психологическую атмосферу послевоенных лет в зоне ГУЛАГа. Учитель использует широкие возможности урока для постижения учащимися не только нравственных уроков, но и литературных приемов, составляющих характерные особенности авторского стиля и манеры В.Т. Шаламова.
-
Урок-лекция "Баллады В.А. Жуковского" 2009
Целями данного урока являются: знакомство с творчеством В.А. Жуковского как великого переводчика; формирование интереса к творчеству поэта; знакомство с понятием романтизм, его особенностями; отличие произведений романтизма от произведений классицизма; знакомство с понятием "баллада", свободный перевод, деление баллад на группы.
-
Урок-лекция "История создания поэмы-эпопеи Н.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо" 2010
Урок построен в форме лекции. Рассказывая об истории создания поэмы Н.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», студенты узнают исторические сведения о крестьянской реформе 1861 года, о жизни крестьян после «освобождения». Учитель знакомит обучающихся с жанром, композицией поэмы. На уроке идет подготовка к восприятию первой части поэмы – «Пролога».
-
Урок-лекция "С.А. Есенин и Тульский край" 2013
Материал, представленный в разработке урока, использован в качестве регионального компонента в дополнение к учебной программе по литературе для учащихся общеобразовательных школ. Цель урока: познакомить с важнейшими фактами биографии, связанными с пребыванием С.А. Есенина на Тульской земле.
-
Урок-лекция «Русские и зарубежные писатели XIX века и калмыки» 2015
Цель урока: познакомить учащихся с русскими и зарубежными писателями XIX века как исследователями истории, культуры и быта калмыцкого народа; побуждать к чтению произведений русских и зарубежных писателей, воспитывать чувство гордости, патриотизма, любви к малой родине; развивать интерес к народным традициям.
-
Урок-лекция в 10-м классе на тему "Петербург Достоевского, вымышленный и реальный" 2008
Цели урока: знакомство учащихся со страницами биографии Ф.М.Достоевского, связанными с Петербургом, и с произведениями об этом городе и его обитателях; развитие интереса учащихся к чтению произведений Ф.М.Достоевского.
-
Урок-лекция по литературе "Человек необыкновенный". Личность и судьба А.С. Грибоедова 2004
На уроке изучается процесс духовного становления личности Грибоедова, его нравственные и общественные идеалы с целью показать разностороннюю одаренность писателя, а также развить умение составлять план лекции, формулировать основные положения.
-
Урок-лекция по теме: "А.И. Солженицын "Матренин двор". 10-й класс 2007
Урок-лекция для десятиклассников по рассказу А.И. Солженицына "Матрёнин двор" знакомит учащихся с основными периодами жизни и творчества А.И. Солженицына.
-
Урок-лекция с мультимедийной поддержкой по теме "Петербург Пушкина. Петербург Достоевского". 10-й класс 2008
В курсе литературы 10-11-х классов большое значение имеют так называемые "сквозные" темы. Они дают возможность охватить большой объем изучаемого материала. Урок "Петербург Пушкина. Петербург Достоевского" затрагивает такие вопросы, как значение образа Санкт-Петербурга в русской литературе, показывает сложность и многоплановость города в восприятии великих художников слова.
-
Урок-лекция с элементами заочного путешествия с ИКТ "Петербург Достоевского". 10-й класс 2014
Цель урока: показать учащимся своеобразие изображения Петербурга Достоевским; добиться понимания причин подобного изображения города.
-
Урок-литературно-музыкальная композиция, посвященный жизни и творчеству Марины Цветаевой 2013
Урок посвящен творчеству Марины Цветаевой.
-
Урок-литературное кафе "Одна – из всех – за всех – против всех!" (страницы жизни и творчества М.Цветаевой) 2010
Урок в форме литературного кафе, посвященный жизни и творчеству М.Цветаевой, ставит целью вызвать интерес учащихся к творчеству русской поэтессы, познакомить с музыкальными произведениями советских композиторов на стихи М.Цветаевой.
-
Урок-мастерская "Друзья мои, прекрасен наш союз!". Тема дружбы в лирике А.С. Пушкина. 8-й класс 2013
Урок обобщения в 8-и классе построен в форме урока - мастерской. Такая форма урока помогает ученику дойти до истины своим путем, создает на уроке атмосферу доброжелательности, открытости и сотрудничества. Высказывая свое мнение о друзьях поэта, о нем самом, работая с текстом, учащиеся понимают, какое значение имела дружба в жизни поэта, как он отразил это в своих произведениях.
-
Урок-мастерская "Заканчиваем роман А.С. Пушкина "Дубровский" 2007
Урок-мастерская "Заканчиваем роман А.С. Пушкина "Дубровский" проводился в 7-м классе, где литература изучается по программе Т.Ф. Курдюмовой. Учащимся было предложено придумать окончание романа, но, понимая всю трудность этого, мы дали возможность детям проследить судьбы лишь трёх главных героев произведения А.С. Пушкина. Каждая группа обучающихся получила карточки с вопросами, помогающими выполнить это задание, при этом предлагалось выдержать стиль автора (работа над стилем проводилась в процессе изучения романа). Проведённое в конце урока-мастерской сочинение по выбранному афоризму позволило нам оценить продуктивность работы над романом, выяснить, как усвоена проблематика произведения, его идейный смысл.
-
Урок-мастерская "История создания повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»" с использованием ИКТ 2008
Родина. Долг, Честь, Измена - эти понятия как-то отошли на задний план, но так хочется, чтобы из моих учеников вырастали не просто людишки, а настоящие граждане своей страны. Кто, как не классики помогают воспитать, через свои произведения, настоящие личности. Произведение "Тарас Бульба" - энциклопедия воспитания гражданина и патриота.
-
Урок-мастерская "Каждый отвечает за свою планету…" по сказке Антуана де Сент-Экзюпери "Маленький принц" 2003
Что из себя представляет встреча? Мы очень хотим это знать, ибо это событие создает нас как людей... А.Л. Кинтас Почему не урок? Потому что в уроке все о жизни. Почему мастерская? Потому что в мастерской - жизнь. Меня всегда привлекала технология педагогической мастерской, так как именно там происходят встречи со словом, текстом, другим человеком, автором.
-
Урок-мастерская "Мой Северобайкальск" 2007
Тип урока - педагогическая мастерская, которая создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного и коллективного открытия. Творческий процесс в мастерской является главным технологическим средством достижения цели обучения: создание текста, накопление фактических знаний, осознание ценностных ориентаций. Материал выбирается, а затем создается нечто новое. На следующем этапе происходит осмысление закономерностей процесса (см. рефлексия). Важную роль в развертывании творческого процесса играет ассоциативное мышление.
-
Урок-мастерская "Подготовка к сочинению по комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума" с презентацией 2012
Ценность французских мастерских – в равенстве всех участников, чередовании индивидуальной и коллективной работы; ученик добывает знания сам. Мастерская рассчитана на один урок (45 минут), учит анализировать, сопоставлять материал и писать сочинение-рассуждение. Сопровождается фрагментом фильма «Горе от ума» и презентацией.
-
Урок-мастерская "Познание истории через слово" (9-й класс, литература) 2009
Значение Куликовской битвы имеет непреходящий смысл. В XX веке накануне революции, серьезных изменений в жизни России, в период Первой мировой войны писатели и поэты обращаются к этой теме. На уроке идет анализ произведений А.Блока, Ю.Ракши, отрывка из "Сказания о Мамаевом побоище".
-
Урок-мастерская "Тайны творчества" 2009
Урок знакомит учащихся с Юрием Ковалем, художественным своеобразием его прозы, стиля, продолжает формировать умение работать с текстом, самостоятельно трудиться и практически реализовывать полученные знания. Для создания атмосферы учебно-познавательной деятельности используются разнообразные методы: репродуктивный метод - опорные материалы с биографией, проблемный - сопоставление и сравнение, исследовательский, групповой, дифференцированный, творческий, метод коллективной проверки, а также дискуссионное обсуждение.
-
Урок-мастерская "Эссе (опыты)" для учащихся 10–11-х классов 2007
Прекрасные возможности для раскрытия и развития творческих способностей учащихся открываются на уроках русского языка и литературы, спецкурсах, факультативах при подготовке учащихся старших классов к итоговой аттестации. Именно такие занятия позволяют широко использовать инновационные технологии, в том числе уроки-мастерские, когда учащиеся ищут свой путь, обретая себя в письменном слове, пытаясь выразить свое "я".
-
Урок-мастерская в 10-м классе "Базаров — нигилист!?" (по роману И.С. Тургенева "Отцы и дети") 2009
Урок может быть проведен в составе темы «Образ Базарова». На уроке-мастерской систематизируются знания по содержанию романа, развиваются навыки критического мышления учащихся. Данный урок позволяет по-новому взглянуть на проблематику романа Тургенева, показать актуальность романа в наши дни.
-
Урок-мастерская в 6-м классе по теме: "Краткость и изобразительность миниатюр М.М. Пришвина" 2007
На уроке развития речи учитель пытается активизировать творческие способности всех учеников, учитывая их индивидуальные возможности, эмоциональные особенности. Вся работа проводится с опорой на миниатюры Пришвина. Учащиеся, анализируя одну из миниатюр, пытаются создать свои, что пробуждает интерес к процессу обучения. Работа идёт от простого к сложному и вызывает интерес у учащихся.
-
Урок-мастерская в 8-м классе по теме: "Прошлое — родина души человека"(по рассказу В.П. Астафьева "Фотография, на которой меня нет") 2005
Урок-мастерская в 8-м классе по рассказу В. П. Астафьева "Фотография, на которой меня нет". Урок рассчитан на 2 часа и предполагает на основе домашнего чтения анализ текста рассказа на уроке (групповые задания), а также обращение к семейному прошлому учащихся (через старые фотографии, воспоминания родителей, семейные реликвии).
-
Урок-мастерская для 11-го класса "История, которая "жжёт сердце" по рассказу В.П. Астафьева "Людочка" 2007
Мастерская даёт возможность для глубокой и плодотворной работы с текстом, позволяет включить учеников в творческий процесс, способствует совершению ими открытий, помогает ребятам познавать самих себя и определять своё место в мире. Эта форма занятия позволяет ребятам принять нравственные ценности, которые "пережиты" ими во время работы над текстом. Рассказ выбран не случайно: он оказывает сильное эмоциональное воздействие, наводит на размышления, воспитывает душу.
-
Урок-мастерская на тему "Стихотворения В.Хлебникова о природе" 2014
Урок помогает познакомить с поэтической личностью В.Хлебникова, фактами его биографии, стихотворениями, рисующими мир природы, вызвать интерес к его творчеству; расширить представления учащихся о словообразовательных возможностях русского языка, о роли и форме метафоры в поэтическом тексте.