Урок-лекция по теме: "А.И. Солженицын "Матренин двор". 10-й класс

Разделы: Литература

Класс: 10


Цель урока:

  • познакомить учащихся с основными периодами жизни и творчества А.И.Солженицына;
  • его взгляды на литературу и искусство;
  • чтение и анализ рассказа “Матрёнин двор”.

Оборудование:

  • портрет;
  • выставка книг (его произведения “ В круге первом”, “Архипелаг ГУЛАГ”, “На Изломах”, “Матрёнин двор”, “Один день Ивана Денисовича”, “Россия в обвале”, “Раковый корпус” и другие);
  • аудиокнига “Матрёнин двор”;
  • видеокассеты (фильм “Узел” 1-2 части);
  • фильм, рассказывающий о жизни и творчестве А.И.Солженицына.

“ …Солженицын больше, чем какой-либо
другой писатель отвечает на вопрос, кто
мы, нынешние, через вопрос: что с нами происходит?”

С. Залыгин

Ход урока

1. Вступительное слово учителя. Биография писателя.

А.И. Солженицын родился в 1918 году в зажиточной семье крестьянского происхождения. Юность провёл в Ростове-на-Дону, там окончил среднюю школу, а в 1941 году физико-математический факультет университета. Специального литературного образования не получил, лишь последние два предвоенные года учился на заочном отделении филологического факультета Московского института философии и литературы. В 1941 году был призван в армию, в 1942 году окончил артиллерийское училище и с 1943 по 1945 год командовал на фронте артиллерийской батареей. В феврале 1945 года уже на территории Восточной Пруссии капитан Солженицын был арестован “из-за отслеженной в переписке критики Сталина и осуждён на 8 лет”.

После отбытия их полностью был направлен в ссылку, от которой освобождён в 1953 году, а в 1957 году реабилитирован за отсутствием состава преступления.

Излечившись от смертельной болезни (рак), писатель осознаёт это как “Божье чудо”. “Вся возвращённая мне жизнь с тех пор -не моя в полном смысле, она имеет вложенную цель”. Солженицын становится человеком религиозным.

В конце 50-х – начале 60-х годов публикуется несколько рассказов Солженицына, среди которых “Один день Ивана Денисовича”, вслед за публикацией которого он принят в ССП.

Письма, пришедшие от узников сталинских лагерей, позволяют ему взяться за громадный художественно- исторический труд “Архипелаг ГУЛАГ”. После 1964 года произведения Солженицына появляются только в самиздате или в зарубежных изданиях.

В 1969 году Солженицына исключают из ССП, в 1970-м году ему присуждается Нобелевская премия по литературе, а в 1974 году по выходе за рубежом первого тома “Архипелага” он был насильственно изгнан на Запад. Жил до 1976 года в Цюрихе, а затем долгие годы находился в штате Вермонт, США. Главный труд писателя – эпопея “Красное колесо”, повествование о революции. А.И.Солженицын вернулся в Россию и в 1998 году отмечалось 80-летие публициста, историка, писателя, художника.

С.Залыгин в журнале “Новый мир” (№ 8.-1989г.- с.7) пишет: “…Александр Солженицын с его непоколебимым упорством нам нынче попросту необходим- мы должны его знать и слышать, а не слышать и не знать не имеем ни морального, ни умственного права.

Пусть далеко не всё, что высказано автором в “Архипелаге”, мы разделяем…Но это и есть та долгожданная свобода- свобода печатного слова и свобода прочтения, без которой нет и не может быть деятельной, с несомненной пользой для общества литературной жизни…”.

2. Творчество. Рассказы. “Захар- Калита” (1956 г.); “Матрёнин двор” 1959г.- написание рассказа,1963 г.-его публикация. “Один день Ивана Денисовича” (1962 г.)

Написанные в начальный период творчества, они дают яркое представление о Солженицыне – художнике слова.

Романы. “Архипелаг ГУЛАГ”, “В круге первом” (экранизация произведения, 2006 год), эпопея “Красное колесо”, “Россия в обвале” (февраль, 1998 год), повесть “Раковый корпус”, очерки “Бодался телёнок с дубом”.

3. Представления Солженицына о предназначении искусства в жизни людей.

Искусству, справедливо считает Солженицын, свойствен тайный внутренний свет, и весь его не дано ухватить человеку. Искусство иррационально и не исчерпывается мировоззрением. Солженицын полагает, что есть два типа художников. Один “мнит себя творцом независимого духовного мира и взваливает на свои плечи акт творения этого мира”. Другой знает над собой силу высшую: не “им этот мир создан…художнику дано лишь острее других ощутить гармонию мира, красоту и безобразие человеческого вклада в него – и остро передать это людям”. Солженицын, определяя своё понимание искусства, размышляет над “загадочной” фразой Достоевского “ Мир спасёт красота”. Вот основной ход его мысли. Человечество всё более ощущает своё единство на земле. События мира мы знаем все, но в разных краях к мировым событиям, происходящим далеко от нас. Прикладываем нашу собственную мерку, шкалу оценок. По ней и судим о событии. Чужие мерки вместе с событиями “не передаются”. Отсюда взаимное непонимание. Упрекать за него нельзя: так устроен человек. Он исходит из своего опыта жизни, из опыта своего социума, своей нации.

“Для целого человечества, стиснутого в единый ком, такое взаимное непонимание грозит близкой и бурной гибелью”. Но этого не произойдёт, ибо у человека есть искусство, литература. Однако Солженицын даёт понять, что искусству, чтобы соответствовать задаче, надо отказаться от “пещерного неприятия компромиссов”.

- Рекомендую провести микролекцию с записью в тетрадях главнейших её положений или реферативную работу учащихся с последующим выделением степени понимания изученного материала.

Просмотр фрагмента фильма “Узел”, рассказывающий о Матрёне.

Лекция с элементами беседы по рассказу А.И.Солженицына “Матрёнин двор”.

“Матрёнин двор” находится у истоков русской деревенской прозы второй половины XX века. Год действия в рассказе заменён с 1956 на 1953 год, а по настоянию А.Т.Твардовского заменено и авторское название рассказа “Не стоит село без праведника”. И тот, и другой факт говорят о том, что это штрихи борьбы за существование литературы истинной, которую она вела в ту пору с идеологическими ортодоксами.

В поисках местожительства рассказчик, не прельщённый Торфопродуктом, поселяется в деревне Тальново у Матрёны, одинокой шестидесятилетней женщины. О ней-то и рассказ.

Он соткан из мелких подробностей, слагающих жизнь героини. Вспомним, найдём их в рассказе. Это и колченогая кошка, и криворогая коза, и добыча (а может быть, надо сказать: воровство?) торфа, и запасание сена; это и болезни пожилой женщины, и исчезнувший котелок на водосвятии, и пальто из железнодорожной шинели. Матрёна прочно вписана в быт, в немудрящий мир вещей, её окружающих, в повседневность. Рассказчик признаётся: он не подозревал, что в её прошлом были какие-то события, нечто иное. Пересказать эпизод, рисующий её прошлую жизнь, её судьбу, определённую в конце концов сначала одной, а потом другой войной XX века в России.

Вопросы.

  1. Что же было значительного в этой жизни? Назовите эти события, оцените их.
  2. Чего же не было у Матрёны? (А не было денег за работу, а только палочки-трудодни, не было неворованного торфа для тепла в доме, не было пенсии, не было детей, не было после войны и мужа).
  3. Почему всё так? Когда и что определило её судьбу? (Наверное, поворотным в её жизни становится тот момент, когда, не дождавшись с германской войны Фаддея, она выходит за его брата Ефима. Но почему выходит? “Мать у них умерла…Рук у них не хватало”. В этом поступке – ключ к характеру Матрёны. Вся она – не для себя, а для людей. И с Кирой так, и с домом, с горницей. По человеческому закону – всё так, а по Божескому?
  4. Вы склонны осудить или оправдать Матрёну в этой ситуации? (Совершенное бескорыстие, согласие с судьбой, гармония с миром, даже если он жесток или равнодушен по отношению к ней; природная неспособность попенять на судьбу, на людей, на время, на власть; незлобивость и доступность людям – это всё и есть характер праведника, как его понимает Солженицын, русский характер.
  5. Каковы же они? Родственники? Какие представления о русском народном характере заявлены в рассказе?

В кульминации рассказа Матрёнин двор, двор бескорыстия, праведности, разрушается, и в рассказе это обретает символический смысл. Избяная, деревянная Россия сталкивается с железным XX веком, с железной хваткой корысти, и рассыпается она по брёвнышку. А каким предстал для вас в этой истории Фаддей? Не правда ли: от любви до ненависти один шаг?

Обобщение.

Можно ли сказать, что рассказ А.И.Солженицына “Матрёнин двор” связывает некоторые мотивы предшествующей литературы с последующими мотивами современных литературных произведений?

(Мне кажется, что рассказ “Матрёнин двор” своеобразно связывает некоторые мотивы предшествующей литературы- мотивы, возникающие у Н.В. Гоголя, Л.Н. Толстого, С.А.Есенина, с последующими, с теми, которые будут у Ф.Абрамова, В.Распутина, В.Астафьева, В.Белова).