Урок-мастерская в 8 классе по рассказу
В.П. Астафьева
“Фотография, на которой меня нет” (2 ч).
ЦЕЛИ УРОКА
- Триединая дидактическая цель как темы, так и урока – создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации.
- Образовательная цель – провести детальный анализ художественного текста, опираясь на задания и вопросы; способствовать формированию потребности читать внимательно и вдумчиво художественную литературу.
- Развивающая – создать условия для самостоятельной творческой деятельности учащихся, способствовать формированию аналитического мышления и эмоционального потенциала, интеллектуальных навыков обобщения, структурирования, развитию речевых навыков.
- Воспитательная – способствовать процессу духовного развития, формированию нравственных ценностей, обращаясь к памяти исторической, памяти человеческой. Воспитание самостоятельности, сотрудничества, коллективизма, коммуникативности.
ХОД УРОКА
1. Эпиграф на доске.
Как много желтых снимков на Руси
В такой простой и бережной оправе!
И вдруг открылся мне и поразил
Сиротский смысл семейных фотографий:
Огнем, враждой
Земля полным-полна,
И близких всех душа не позабудет...
(Н. Рубцов)
2. Вступительное слово учителя (индуктор).
Древние римляне говорили: “Времена меняются, и мы меняемся вместе с ними”. Время необратимо идет вперед, оставляя позади события, судьбы, нас вчерашних. Но память о прошлом живет в людях, без нее жизнь человека не может быть полноценной. Об этом напоминает нам и художественная литература. В романе Гарсиа Маркес “Сто лет одиночества” нарисована картина мира, лишенного памяти. И это страшный мир. В повести другого писателя Чингиза Айтматова “И дольше века длится день” есть легенда о Манкурте, человеке, который потерял память. И он теряет человеческий облик, утрачивает нравственность, становится убийцей собственной матери.
Литература предупреждает нас, заставляет задуматься о том, что мы не должны быть “Иванами, не помнящими родства”, что слово “память” должно быть священно.
Прошлое не проходит бесследно, оно возвращается к нам через воспоминания, предметы, произведения искусства, фотографии.
Я хочу, чтоб на уроке мы вернулись с вами в прошлое. Я хочу показать вам удивительную вещь, семейную реликвию, альбом с фотографиями, начала XX века. Этому альбому около ста лет, и людей, запечатленных на этих снимках, давно уже нет в живых. Но память о них жива, и альбом передается от поколения к поколению.
(Просмотр семейного альбома на видео).
- Какие чувства у вас возникли?
- На что обратили внимание?
- Что запомнилось больше всего?
- О чем захотелось поговорить?
Итак, разговор сегодня на уроке у нас пойдет о памяти, о памяти исторической, о памяти человеческой. Запишем тему урока, слова Г. Гейне “Прошлое – родина души человека”.
3. Деконструкция (работа со словом).
- Какие слова у вас ассоциируются со словом “память”? Запишите их. Загляните в тетрадь к соседу, позаимствуйте у него слова, которых у вас нет, запишите их.
- Прочитайте эпиграф, записанный на доске. Дополните свое информационное поле словами из эпиграфа.
- Прочитайте определение слова “память” в толковом словаре. Выпишите еще слова.
- Подумайте над высказываниями великих писателей, мыслителей, философов о памяти. Выберите то, которое вы бы оставили для себя. Почему? Дополните свое информационное поле.
Высказывания писателей, философов, политиков о прошлом, о памяти, о времени (раздаточный материал).
- Память – единственный рай, из которого нас не могут изгнать. (Жан Поль)
- Все жалуются на свою память, но никто не жалуется на свой разум. (Франсуа Ларошфуко)
- Кто не помнит своего прошлого, обречен пережить его снова. (Джордж Сантаяна)
- Прошлое – чужая страна, там все по-другому. (Лесли Хартли)
- Единственной мерой времени является память. (Владислав Гжегорчик)
- Все, что мы делаем, все, что мы собою представляем, тесно примыкает к вековой работе прошлого. (Эрнест Ренан)
- Воспоминания о прошедшем всегда кажутся выше того, что мы можем ждать от будущего. (Стендаль)
- Боюсь не смерти я. О, нет!
Боюсь исчезнуть совершенно.
(М. Лермонтов) - Память – странное сито: На нем остается все хорошее о нас и все плохое о других. (Веслав Брудзиньский)
- Слабая память прибавляет нам сил. (Бертольд Брехт)
- Время – движущееся подобие вечности. (Платон)
Бенджамин Франклин, американский ученый и политик, писал, что “время – это ткань, из которого состоит жизнь. А единственной мерой времени является память”.
Давайте обратимся к нашей памяти. На урок вы принесли самую старую фотографию вашей семьи. Время нельзя остановить, но запечатлеть миг времени, мгновение возможно, и в этом помогает нам фотография. На ваших фотографиях – отпечаток времени со свойственной ему аурой, атмосферой, присущими ему деталями быта.
4. Реконструкция (создание фотогазеты).
Оформите фотогазету (в каждой группе), используя фотографии, высказывания мыслителей, личные впечатления. (Работа в группах 10 минут). Подготовьте защиту газеты.
5. Социализация.
- Защита фотогазет у доски, представление каждой группой результатов своей работы. ( 15 минут).
- Закончите предложение: “Прошлое, хранящееся в памяти – это часть настоящего, потому что...”
6. Слово учителя.
Итак, мы попытались с вами остановиться и пристальнее вглядеться в лицо минувшего. Мы обнаружили, что прошлое, запечатлевшееся на снимках, близко и дорого нам, оно живет в нас. Старые фотографии пробуждают память и воображение, помогают оживить образы ушедших от нас людей, по-новому взглянуть на своих родных.
Не потому ли так дорога старая фотография и автору повести “Последний поклон” Виктору Астафьеву?
Виктор Астафьев родился в 1924 году в селе Овсянка Красноярского края, семи лет лишился матери (Лидия Ильинична утонула в 1931 году в Енисее). И только заботами бабушки Екатерины Петровны было скрашено его сиротское детство. Но как ни тяжело было детство, главные трудности были впереди. Впереди будущего писателя ожидала и беспризорность, и детский дом, и интернат, и фронт.
В 1957 году, опираясь на воспоминания прошлого, Астафьев начинает писать цикл автобиографических рассказов от 1-го лица о собственном детстве, о тех впечатлениях, которые им были вынесены из той поры. Впоследствии эти рассказы составили книгу “Последний поклон”.
Подробнее остановимся на одном рассказе “Фотография, на которой меня нет”, который вы читали дома.
7. Анализ рассказа.
Какие чувства вызвал рассказ? Над чем заставил задуматься? Почему, несмотря на то, что на фотографии нет героя рассказа, она очень дорога ему? О чем этот рассказ? Какова его идея?
Перед нами короткий незамысловатый рассказ о том, как деревенскому мальчику из-за постигшей его болезни не удалось сфотографироваться вместе с ребятами. Но в этом рассказе, проникнутом теплым юмором и лиризмом, глубокое содержание. Речь идет о 30 годах, времени трудном и сложном. Писатель штрихами, деталями восстанавливает эти годы. И от заурядного случая, происшедшего с деревенским мальчишкой, выходит в большой мир, ставя вопрос о непреходящей исторической памяти народа.
Обратимся к этой памяти, вернемся вместе с Астафьевым в 30 годы, перечитывая рассказ и обращая внимание на детали, штрихи этой жизни.
8. Работа в группах, выполнение групповых заданий.
Задания группам (раздаточный материал).
Задание 1 группе.
Составьте связный рассказ о бабушке героя, включив в него цитаты, свои наблюдения, выводы.
- Как бабушка относится к внуку и как это ее характеризует?
- Обратите внимание на речь бабушки, богатую народными выражениями, разговорными, просторечными словами. Приведите примеры. С какой целью автор в точности воспроизводит речь бабушки, не заменяя ее правильной литературной речью?
- Как любовь бабушки к цветам и украшению зимних окон характеризует ее? (стр. 401-402).
- Чем бабушка главного героя напоминает бабушку Алеши Пешкова из повести М. Горького “Детство”?
Начните свой рассказ со слов: “Главное, что рисует писатель крупным планом, – это человеческие характеры...”.
В конце сделайте вывод: “Повесть, в которую включен рассказ, называется “Последний поклон”. Много лет спустя автор низко кланяется своей бабушке, потому что...”
Задание 2 группе.
Составьте связный рассказ об учителе Овсянской начальной школы, включив в него цитаты, свои наблюдения, выводы.
- Обратите внимание на внешность учителя. (Стр. 403–404). Что можно сказать о человеке по выражению глаз, деталям внешности?
- Как характеризуют учителя его поступки,
отношение к людям:
а) забота о школе;
б) отношение к детям и деревенским жителям;
в) случай со змеей. - Какое отношение к учителю в деревне, приведите примеры. Почему?
Начните свой рассказ со слов: “В воспоминаниях о далеком детстве одно из главных мест занимает учитель...”
В конце сделайте вывод: “Благодарная память героя сохранила образ учителя, потому что...”.
Задание 3 группе.
Составьте связный рассказ о школе 30-х годов и учениках, включив в него цитаты, свои наблюдения, выводы.
- Опишите школу, в которой учился герой. На какие детали вы обратили внимание? Какие чувства испытали? (Стр. 406-407, 408)
- Перечитайте описание школьной фотографии. ( Стр.405, 410). Какими вы представляете учеников “Овсянской начальной школы”? Над чем заставляет задуматься эта фотография?
- Обратите внимание на одного из учеников школы, на Саньку. Охарактеризуйте его.
Начните свой рассказ со слов: “Писатель штрихами, деталями восстанавливает прошедшие годы...”.
В конце сделайте вывод: “Пожелтевшая школьная фотография дорога автору, потому что...”
Задание 4 группе.
Составьте связный рассказ о главном герое, включив в него цитаты, свои наблюдения и выводы.
- Каким вы представляете главного героя?
Охарактеризуйте его, проанализировав следующие
эпизоды рассказа:
а) приезд фотографа;
б) болезнь;
в) наблюдение за цветком;
г) отношение к школьной фотографии. - Подберите определения. Какой он, герой рассказа?
Начните свой рассказ со слов: “Вспоминая свое далекое детство, автор рассказывает о человеческих характерах, человеческих взаимоотношениях, и по этим воспоминаниям мы можем судить и о самом рассказчике...”.
В конце рассказа сделайте вывод: “Рассказ о далеком детстве нашел отклик в сердцах читателей, потому что...”
9. Социализация (представление результатов работы в группах).
Итак, какие высокие нравственные ценности, которые определили жизнь не одного поколения, находит рассказчик, заглядывая в далекие годы своего детства?
Чтение наизусть заключительной части рассказа “Школьная фотография жива до сих пор...”
Почему, несмотря иногда на свою нелепость, надуманность поз, старая фотография не вызывает смеха у рассказчика? Какие чувства она вызывает?
Заканчивая разговор о рассказе Астафьева, я хочу зачитать цитату из рецензии Т. Шатской на книгу “Последний поклон”: “Если вам легко и беззаботно в какое-то время, не беритесь за книги Виктора Астафьева, если вам трудно, найдите его: он умеет помогать умно, ненавязчиво, сердечно”.
10. Разрыв.
Закончите предложение, написанное на доске: “Прошлое – родина души человека...” (2-3 минуты). Зачитаем вслух.
Генрих Гейне писал: “Прошлое – родина души человека. Иногда нами овладевает тоска по чувствам, которые мы некогда испытывали. Даже тоска по былой скорби” Как вы понимаете эти слова?
Сегодняшний урок заканчивается и уходит в прошлое, и, чтобы этот момент вашей жизни остался в памяти, я предлагаю всем сфотографироваться. И когда-нибудь ваши внуки, заинтересовавшись этим снимком, расспросят вас о нем, и через много лет вы снова переживете то приобщение ко времени, прошлому, памяти, которое вы испытали сегодня на уроке. Мы назовем этот снимок: “Фотография, на которой я есть...”
11. Рефлексия.
Сегодня на уроке я открыл..., почувствовал..., узнал..., понял..., задумался..., испытал..., приобщился.... и т. д. Закончите предложение.
12. Домашнее задание (на выбор).
- Составить родословную своей семьи.
- Прочитать книгу “Последний поклон” В.Астафьева.
- Написать эссе “Возвращение в прошлое”.