Урок-мастерская "История создания повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»" с использованием ИКТ

Разделы: Литература


Цель урока: Подвести учащихся через изучение и анализ произведения к более глубокому пониманию понятия Родина, долг, измена.

Ход урока

Мастерская подразумевает работу в группах, поэтому каждой группе можно дать одно слово.

Ключевые слова:

Родина. Долг, Честь, Измена (какие ассоциации вызывают у вас эти слова?)

Записываем ассоциации на доске, выстраиваем логическую цепочку.

1.Слово учителя или учащегося об истории создания повести, сравнение двух редакций “Тараса Бульбы” (1835 г. и 1842 г.).

(Презентация)

Действие повести происходит на Украине в пятнадцатом – начале шестнадцатого века, ещё до воссоединения её с Россией.

2. Работа с репродукциями:

Каждой группе предлагаются репродукции разных художников по произведению Н.В.Гоголя “Тарас Бульба”, предлагается сравнить и записать сходства и различия, а также найти детали, воссоздающие атмосферу того “бранного времени”.

3. Работа с текстом:

Предлагается учащимся найти в первой главе детали, которые воссоздают туже картину, что и на репродукциях.

Вопросы:

- С какой целью автор даёт столь подробный исторический комментарий?

- Какие художественные приёмы использует Гоголь, описывая “тяжёлый ХХ век на полукочующем углу России?

(Обсуждают группами, выбирают докладчика, заслушиваем все группы).

4. Работа с содержанием текста:

(Исценировка двух эпизодов) В следствие чего возникают вопросы.

Вопросы:

- Какие эпизоды показались вам смешными?

- Какие - печальными?

- Какие – торжественными?

- К какому времени относятся события, описанные в повести?

- Какова роль развернутого исторического отступления автора?

(Аргументируют, доказываю цитатами из текста)

5. Создание собственного текста:

Напишите коллективное сочинение-размышление на тему: “Нравы и обычаи Запорожской Сечи” (слушаем все варианты).

6. Создаем кроссворд:

(на доске белый лист бумаги (ватман)).

Каждая группа придумывает вопрос по тексту, рисует клеточки для ответа, задает этот вопрос другим группам и записывает ответ, другая группа должна задать вопрос и нарисовать клеточки так, чтобы в их ответе была хотя бы одна буква из предыдущего ответа.

(работа получается весёлой, ребята с удовольствием её выполняют).

7. Рефлексия:

(У каждой группы на столах лежит большой белый лист бумаги).

Нарисовать картину, на которой изображен конец этого произведения, но вы непосредственный участник этих событий, (придумать свой конец повести и нарисовать, можно добавлять своих героев)

(Рисуют, делают выставку, рассказывают, что нарисовали, и как закончилась их повесть).

8. Домашнее задание:

1. Составить план устного рассказа “Образ человека в повести Н.В.Гоголя “Тарас Бульба”;

2. Сделать презентацию по теме: “Трагедия Тараса Бульбы”. Презентация.