Цель урока: Подвести учащихся через изучение и анализ произведения к более глубокому пониманию понятия Родина, долг, измена.
Ход урока
Мастерская подразумевает работу в группах, поэтому каждой группе можно дать одно слово.
Ключевые слова:
Родина. Долг, Честь, Измена (какие ассоциации вызывают у вас эти слова?)
Записываем ассоциации на доске, выстраиваем логическую цепочку.
1.Слово учителя или учащегося об истории создания повести, сравнение двух редакций “Тараса Бульбы” (1835 г. и 1842 г.).
Действие повести происходит на Украине в пятнадцатом – начале шестнадцатого века, ещё до воссоединения её с Россией.
2. Работа с репродукциями:
Каждой группе предлагаются репродукции разных художников по произведению Н.В.Гоголя “Тарас Бульба”, предлагается сравнить и записать сходства и различия, а также найти детали, воссоздающие атмосферу того “бранного времени”.
3. Работа с текстом:
Предлагается учащимся найти в первой главе детали, которые воссоздают туже картину, что и на репродукциях.
Вопросы:
- С какой целью автор даёт столь подробный исторический комментарий?
- Какие художественные приёмы использует Гоголь, описывая “тяжёлый ХХ век на полукочующем углу России?
(Обсуждают группами, выбирают докладчика, заслушиваем все группы).
4. Работа с содержанием текста:
(Исценировка двух эпизодов) В следствие чего возникают вопросы.
Вопросы:
- Какие эпизоды показались вам смешными?
- Какие - печальными?
- Какие – торжественными?
- К какому времени относятся события, описанные в повести?
- Какова роль развернутого исторического отступления автора?
(Аргументируют, доказываю цитатами из текста)
5. Создание собственного текста:
Напишите коллективное сочинение-размышление на тему: “Нравы и обычаи Запорожской Сечи” (слушаем все варианты).
6. Создаем кроссворд:
(на доске белый лист бумаги (ватман)).
Каждая группа придумывает вопрос по тексту, рисует клеточки для ответа, задает этот вопрос другим группам и записывает ответ, другая группа должна задать вопрос и нарисовать клеточки так, чтобы в их ответе была хотя бы одна буква из предыдущего ответа.
(работа получается весёлой, ребята с удовольствием её выполняют).
7. Рефлексия:
(У каждой группы на столах лежит большой белый лист бумаги).
Нарисовать картину, на которой изображен конец этого произведения, но вы непосредственный участник этих событий, (придумать свой конец повести и нарисовать, можно добавлять своих героев)
(Рисуют, делают выставку, рассказывают, что нарисовали, и как закончилась их повесть).
8. Домашнее задание:
1. Составить план устного рассказа “Образ человека в повести Н.В.Гоголя “Тарас Бульба”;
2. Сделать презентацию по теме: “Трагедия Тараса Бульбы”. Презентация.