Нетрадиционная форма: урок-концерт.
Тема: Басни И.А. Крылова.
Цели:
- обобщить и расширить знания о баснях И.А.Крылова, научить понимать юмор и иронию басни;
- развивать индивидуальное творчество и умение работать группе;
- воспитывать интерес к творчеству И.А.Крылова
Оборудование: портрет И.А. Крылова, яркая и красочная афиша, иллюстрации к басням, карточки с названиями басен и карточки с “крылатыми выражениями”, кроссворд “Басни Крылова”, музыкальное сопровождение, цветовые сигналы по легкости-трудности.
Ход урока
I. Организационное начало (эмоциональный настрой).
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Улыбнитесь друг другу, подарите и мне свои улыбки. Спасибо. Улыбки ваши располагают к приятному общению.
II. Повторение и закрепление пройденного материала.
На прошлом уроке литературного чтения мы вместе с путешественниками во времени побывали в Х?Х веке и посетили книжную лавку. Кого мы там встретили, вы узнаете, если разгадаете кроссворд.
1. Кроссворд “Басни Крылова”.
(Отгадайте, из каких басен эти “крылатые выражения”).
Вопросы.
- Щуку бросили в реку.
- А ларчик просто открывался.
- Слона-то я и не приметил.
- Как белка в колесе.
- Все кажется в другом ошибкой нам.
- А вы друзья как не садитесь, все в музыканты не годитесь.
(Ключевое слово: Крылов)
- Что вы знаете о творчестве И.А.Крылова?
- И.А. Крылов умел писать интересно и смешно. Многие персонажи его басен вызывают у нас улыбку.
- Как вы думаете, случайно ли Крылов вводит в действие басен комические эпизоды?
- Как вы думаете, для кого были написаны басни?
(Сюжет басен, действия, которые в них происходят, имеют больше отношение к взрослым, чем к детям.)
- Понятны ли вам эти басни?
- А что делает их понятными для детей?
2. Характерные особенности басенного жанра.
- Давайте выделим из всего того, что вы сейчас назвали, характерные особенности басенного жанра.
На доске:
Басня – короткий рассказ (чаще в стихотворной форме) с простым сюжетом, иносказанием, моралью.
Цель басни - показ человеческих пороков, недостатков, высмеивание их.
- Кто еще писал басни до Крылова? ( Эзоп, Л.Н. Толстой.)
- Что вы запомнили о них? (Л.Н.Толстой жил позже Крылова, басни он писал в прозе)
- Что запомнили о Жане де Лафонтене? (Жан де Лафонтен - французский поэт ХV?? века. Он писал стихи, сказки, баллады, поэмы, но прославился своими баснями. Главные герои его басен - звери).
- Три великих баснописца: греческий, французский и русский. Конечно, баснописцев было больше, но эти вошли в мировую литературу как баснописцы – классики.
(Эзоп – знаменитый древнегреческий баснописец, живший за много веков до Крылова. Многие басни Эзопа стали известны русским читателям благодаря переводам Крылова)
III. Подготовка к концерту.
(Учащиеся должны были выучить к уроку басню, индивидуально или в группе по ролям, принести костюм своего персонажа, необходимый реквизит, аудиокассеты с подходящей для персонажей музыкой)
IV. Концерт.
1. Выступление 1-ой группы.
1-й ученик:
Я и мои друзья хотим напомнить вам басни И.А.Крылова. В них высмеиваются недостатки людей, но, чтобы нам не было обидно, действующими лицами басен Крылов сделал зверей, птиц, насекомых.
В некоторых баснях Крылов показывает пороки людей, и это уже не юмор, а сатира – резкое осуждение.
В тех баснях, которые выбрали мы, показаны не очень серьезные недостатки, и вызывают они у нас лишь снисходительную улыбку.
2-й ученик:
Я хочу сказать, что Крылов жил более 150 лет тому назад, но его басни и сейчас понятны нам. В наше время тоже встречаются люди и хвастливые, и глупые, и легкомысленные, поэтому мы, как и в старые времена, с удовольствием читаем Крылова, изображаем персонажей его басен, смеемся над ними, а иногда узнаем в них себя.
3-й ученик:
Мы покажем вам басню И.А.Крылова “Квартет”.
4-й ученик:
Думаю, всем понятно, что в басне “Квартет” И.А.Крылов высмеивает людей, которые причины своих неудач ищут не в себе, а в других обстоятельствах.
5-й ученик:
Очень смешно и даже нелепо выглядят люди, которые осуждают других, а своих недостатков не видят. Про таких людей говорят: “В чужом глазу соринку видят, а в своем бревно не замечают”.
2. Показ басни “Квартет”.
Мораль басни.
Обсуждение и оценивание работы группы.
3. Выступление 2-ой группы.
1-й ученик:
Мы вам покажем басню “Зеркало и Обезьяна”.
4. Показ басни “Зеркало и Обезьяна”.
Мораль басни.
Обсуждение и оценивание работы группы.
5. Выступление 3-й группы.
1-й ученик:
А мы покажем басню “Кукушка и Петух”. А вы подумайте, какой недостаток людей высмеивается в этой басне?
6. Показ басни “Кукушка и Петух”.
Мораль басни.
Обсуждение и оценивание.
V. Обобщающая работа по басням Крылова.
Дидактическая игра “Узнай басню”.
(На столе у учителя лежат иллюстрации к басням, карточки с названиями этих басен и карточки с “крылатыми выражениями” из них).
Установите соответствие между иллюстрацией, названием басни и “крылатыми выражениями”.
Дифференцированная работа с цветовыми сигналами по легкости–трудности:
- повышенный уровень - карточки с “крылатыми выражениями”;
- базовый уровень - карточки с названиями басен.
В ходе выполнения работы, на доске восстанавливаются названия басен: “Мышь и Крыса”, “Чиж и Голубь”, “Лебедь, Щука и Рак”, “Стрекоза и Муравей”, “Мартышка и Очки”, “Зеркало и Обезьяна”, “Слон и Моська”.
Обобщение.
Иван Андреевич Крылов в своих баснях дал нам советы, как жить. Он хотел, чтобы люди, которые прочитают его басни, а значит, и мы с вами, стали умнее, добрее и лучше. Многие слова и выражения из его произведений стали “крылатыми”, то есть со страниц книги перешли в нашу речь. Это произошло еще и потому, что Крылов обладал великим даром: он умел в одной строчке передать основную мысль басни, ее мораль.
VI. Итог урока.
- Что вам понравилось на уроке?
- Что удалось? А что не удалось?
- Что мы узнали из басен? Чему учат басни?
- Сегодня на уроке мы закончили изучение басен Крылова. Я надеюсь, что они вам понравились и что, придя, домой, вы захотите прочитать и другие басни Ивана Андреевича.
VII. Творческое домашнее задание.
Проиллюстрировать одну из басен И.А. Крылова.