Урок-мастерская "Стихотворения В.Хлебникова о природе" познакомит с поэтической личностью В.Хлебникова, фактами его биографии, стихотворениями, рисующими мир природы, вызовет интерес к его творчеству;
- расширит представления учащихся о словообразовательных возможностях русского языка, о роли и форме метафоры в поэтическом тексте;
- развивает навыки выразительного чтения, умение словесного рисования, использование различных изобразительно-выразительных средств языка, умение видеть и описывать пейзаж, особенности авторской речи;
- развивает литературно-творческие и языковые способности(словотворчество), потребность в коммуникативной деятельности на эстетической основе, диалогическое мышление.
Урок-мастерская.
"Стихотворения В.Хлебникова о природе"
Цели:
- познакомить с поэтической личностью В.Хлебникова, фактами его биографии, стихотворениями, рисующими мир природы, вызвать интерес к его творчеству;
- расширить представления учащихся о словообразовательных возможностях русского языка, о роли и форме метафоры в поэтическом тексте;
- развивать навыки выразительного чтения, умения словесного рисования, использования различных изобразительно-выразтельных средств языка, умения видеть и описывать пейзаж, особенности авторской речи;
- развивать литературно-творческие и языковые способности(словотворчество), потребность в коммуникативной деятельности на эстетической основе, диалогическое мышление.
Оборудование: мультимедийный проектор.
Ход урока.
1. Организация класса. Объявление темы и цели урока.
2. Эпиграф.
Мне много ль надо?
Коврига хлеба
И капля молока,
Да это небо,
Да эти облака! (Из поэмы "Каменная баба")
3. Слово учителя.
Кто же такой Велимир Хлебников? Наш знаменитый земляк? Виктор Хлебников родился 9 ноября 1885 г. в с. Малые Дербеты в Калмыкии, входившей тогда в состав Астраханской губернии. Но духовной родиной считал Астрахань. Поэт называет Астрахань "городом предков". Хлебниковы жили в ней испокон веков. В государственном архиве Астраханской области хранится объемистое дело "О выдаче астраханскому купцу Ивану Хлебникову свидетельства на право получения почетного гражданства" на 58 листах. Это был прадед Велимира Хлебникова.
Предки Велимира доказали на деле, что им не зря было присвоено почетное звание. Члены думы, купцы, судовладельцы, ученые, они немало сделали для процветания родной Астрахани.
В "Автобиографической заметке" Хлебников пишет : "Принадлежу к месту встречи Волги и Каспия моря. Оно не раз на протяжении веков держало в руке весы дел русских и колебало чаши". Природа и ее голоса были для Хлебникова "своими". С помощью отца - ученого-естественника и одного из основателей Астраханского заповедника, Владимира Алексеевича Хлебникова "большого знатока царства птиц, изучавшего их целую жизнь", будущий поэт с профессиональной дотошностью изучал окружающий его растительный и животный мир, особенно царство пернатых. Поэтому отчетливые и красочные мотивы единства всего живого в его творчестве были мечтой, даруемой детством, памятью чувств.
4. Чтение учителем стихотворения "У колодца расколоться:"
Во время чтения вы видели иллюстрации сестры Велимира Хлебникова - талантливой художницы Веры Хлебниковой.
Почти всю свою жизнь Хлебников провел в скитаниях: учился в средней России .Об этом подробнее будем говорить в 11 классе. Хлебников прожил 37 лет. Родился в астраханских степях, в дельте Волгы, а умер в глухой Валдайской деревушке Санталово в 1922г. Незадолго перед этим в апреле 1920 г. в Харькове он был шутливо избран "председателем Земного шара"
Вернемся к эпиграфу урока.
Он считал своим назначением "стать звонким вестником добра". Да и само его имя, выбранный литературный псевдоним - Велимир(древнее славянское имя) было для него настоящим.
5. Сегодня на уроке мы должны ответить на проблемный вопрос "Почему Маяковский назвал В.Хлебникова "Колумбом поэтических материков"?
6. Прежде чем вы познакомитесь со стихотворениями Хлебникова, запишите в тетрадь словарь.
Векша(диал.) - белка
Свиристель - лесная птица из отряда воробьиных, лесной жаворонок.
Зинзивер(диал.) - синица, камышовый воробей.
Вера - камыш.
7. У вас на столах стихотворения Хлебникова. Как мы будем работать?
Задания
1. Нарисуйте словами картину, возникшую в вашем воображении.
2. Выделите слова-новобразования (неологизмы)Хлебникова:
А) поберите синонимы
Б) от какого слова или слов оно могло быть образовано? Почему?
8. Работа со стихотворением "Весны пословицы и скороговорки".
Ученики рисуют словесную картину:
- Весна, свежий воздух, прилетели птицы, светит солнце, расцвела мать - и мачеха.
Ученики находят слово "стыдесная", подбирают синонимы - стылая, холодная, студеная. Земля весной обнаженная и ей стыдно.
Выражение "сеть тополевых тенет" означает, что на землю от деревьев падают тени, похожие на кружева, а там запутался золотистый мячик. Слово "тенет" не придумано Хлебниковым, оно встречается в словаре В.И.Даля и означает "сеть для ловли зверей".
В этом стихотворении новые слова Хлебникова и диалектные слова помогают читателю увидеть картину наиболее наглядно, образно.
9. Далее ученики работают по данной схеме в группах со стихотворениями "Там, где жили свирестели:", "Времыши-камыши", "Эта осень такая заячья:".
Все ребята должны высказать свое мнение.
10. В конце урока учащиеся должны прийти к выводу, а учитель сделает обобщение: "Мы с вами открыли, что у Хлебникова есть особенные, свои слова, придуманные им самим, но значение легко раскрывается в стихотворении, помогая нам, читателям, в одном слове увидеть многоликий образ. Давайте вспомним эти слова.
А теперь ответьте на проблемный вопрос, поставленный в начале урока.
11. Подведение итогов урока и домашнее задание.
На уроке - мастерской учащиеся не оцениваются, это постижение нового самими учениками при направляющей роли учителя.
В качестве домашнего задания предлагается написать сочинение-миниатюру о стихотворении "Кузнечик" на одну из тем (по выбору):
1. Какие мысли, чувства, настроения возникли?
2. Мои читательские впечатления о стихотворении:
3. Стихотворение не уходит из памяти: