Цели урока
Образовательная цель – провести глубокий анализ художественного произведения с помощью вопросов и различных заданий.
Развивающая цель – создать условия для самостоятельной творческой деятельности, активизировать познавательный интерес, способствовать формированию навыка анализа, развитию речевых и коммуникативных навыков.
Воспитательная цель – создание условий, в которых происходит осознание каждым своей индивидуальности, принятие нравственных ценностей, выстраивание своей системы духовно-нравственных ценностей, самоанализ.
Ход урок
1 этап. Вступительное слово учителя.
Рассказ “Людочка” был впервые опубликован в
журнале “Новый мир” в 1989 году, в восьмидесятые
же годы написана повесть “Печальный детектив”.
Это время окрестили годами “застоя”.
В.П.Астафьев с болью в душе показывает разные
лики этого времени, размышляя над вечной темой
добра и зла. Нужно иметь мужество, чтобы писать об
этом, и мужество, чтобы об этом читать. Видя
каждодневно зло, мучается главный герой повести
В.П.Астафьева “Печальный детектив”, участковый
милиционер, а вместе с ним мучается и автор над
тревожными вопросами:
В конце произведения В.П.Астафьева “Царь – рыба” мы тоже видим мучительную работу писательской мысли, выраженную в вопросах: “Так что же я ищу? Отчего мучаюсь? Почему? Зачем? Нет мне ответа”. Ребятам предлагается всем вместе попытаться найти ответы на вопросы, которые тревожат ум и совесть писателя.
2 этап.
Начинается работа со словом, ребятам предстоит подобрать пары антонимов, синонимичных паре добро и зло (вера – безверие, правда – ложь, верность – предательство, светлый – тёмный, чистота – грязь, добродетель – порок…).
3 этап.
После работы со словом ребятам предлагается закончить фразу: “Главное зло для меня – это …”. Высказываются все.
4 этап.
Учитель предлагает ребятам обратиться к тексту рассказа, чтобы понять, что для Астафьева является самым страшным злом, сообщает, что история, рассказанная в “Людочке”, была услышана автором “лет уже пятнадцать назад” (то есть в начале семидесятых годов). В рассказе писатель продолжает искать ответ на мучающие его вопросы. Он пишет в начале рассказа: “Я никогда не видел её, эту девушку. И уже не увижу…И зачем я помню это? За пятнадцать лет прошло столько событий, столько родилось и столько умерло своей смертью людей, столько погибло от злодейских рук, спилось, отравилось, сгорело, заблудилось, утонуло…Зачем же история эта, тихо и отдельно от всего, живёт во мне и жжёт моё сердце? Может, всё дело в её удручающей обыденности, в её обезоруживающей простоте?” Опять мучительные вопросы, не дающие покоя. “Я думаю, что у вас, прочитавших рассказ, остались эти же вопросы и ещё много других, на которые ищет ответ один из интереснейших писателей 20 века – В.П.Астафьев, - говорит учитель. - Давайте обратимся к тексту и попробуем найти на них ответы, ведь зло не исчезло в мире, не ставшем добрей, ведь и сейчас оно имеет свои причины, и сейчас оно часто настигает самых добрых и беззащитных”.
Начинается работа в группах. Каждой группе предлагаются задания для работы с текстом рассказа.
1 группа.
Согласны ли вы с тем, что диагноз, поставленный нашему обществу, - душевное одиночество? Найдите в рассказе примеры душевного одиночества людей? В чём причины их душевного одиночества? Как соотнести понятия ОДИНОЧЕСТВО и ДОБРО – ЗЛО?
2 группа.
В отношении к природе раскрывается духовный облик человека, его нравственная сущность. Обратитесь к картинам природы в рассказе и сопоставьте отношение к ней людей с понятиями ДОБРО и ЗЛО. Подтвердите свои размышления примерами.
3 группа.
Почему Людочка покончила с собой? Причастна ли она сама к этой трагедии, если принять во внимание всеобщую взаимосвязанность судеб людей и представление о том, что зло и добро, сотворённые человеком, возвращаются к нему?
4 группа.
Объясните смысл эпиграфа: “Ты камнем упала, я умер под ним”. Почему рассказ имеет такое название? Как относится автор к своей героине? Какую связь вы видите между именами Людочка и Сонечка (героиня романа Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание”) и их судьбами?
5 этап.
После работы в группах и представлением ребятами своих размышлений предлагается каждому письменно ответить на один из вопросов.
- Даёт ли нам автор ответ на вопросы: возможно ли прощать зло? Считает ли он, что со злом нужно бороться? Как он относится к поступку отчима Людочки? Как вы расцениваете этот поступок?
- Почему зло часто настигает самых добрых и беззащитных? Согласны ли вы с мнением, что смерть героини – это её взлёт?
- Что добавилось в ваше представление об авторе после чтения рассказа?
- Как можно сохранить свою душу в мире, который так жесток?
- Выслушиваем все ответы, выделяя в каждом новые грани осмысления прочитанного.
6 этап.
На последнем этапе работы ученикам предлагается ответить на вопрос: “Чем история Людочки “обожгла ваше сердце”? (Высказываются все участники мастерской).
Привожу высказывания некоторых ребят.
“Очень жаль, что существуют негодяи, поступки которых приводят к несчастью. Так не должно быть! Это неправильно!”.
“Каким одиноким может быть человек. Жалко Людочку, жалко всех одиноких людей. Им негде укрыться от зла”.
“В очередной раз убеждаюсь: самые добрые и безобидные уничтожаются в мире зла…Страшно за себя, за своих будущих детей!”.
“История Людочки “обожгла” правдой. В жизни зло очень часто торжествует. И это правда, как ни больно это осознавать”.
“Как можно так равнодушно относиться к ребёнку, который приехал к тебе за помощью и защитой!”.
“Эта история показала, что закоными методами зло победить трудно. Какое равнодушие к человеку в милицейских сводках! А ведь за ними – человеческая жизнь!”.
“Если зло нельзя наказать законным путём, то надо бороться с ним так, как отец Людочки”.
“Как порой мы, люди, бываем равнодушны друг к другу. А ведь неостановленное зло и несовершенное добро возвращаются к тебе”.
“Какая “глухота” близких людей, какое нежелание слышать и понимать друг друга”.
В конце мастерской встаём в круг, берём друг друга за руки, повернувшись к стоящему рядом, говорим добрые слова. Пусть каждый почувствует, что он не одинок. Пусть в этот миг добро торжествует над злом.