Урок-мастерская "Мой Северобайкальск"

Разделы: Литература


Эпиграф к уроку

Стоит, красуясь у Байкала,
В путь отправляя поезда,
Меня навек с тобой связала
Судьба счастливая звезда.

Светлана Акимова

Цели урока:

  • познакомить учащихся с творчеством поэтов Северобайкальска
  • на основе собранного материала создавать тексты разных жанров;
  • развивать творческую активность
  • прививать любовь к своему городу, чувство гордости за то место, где родился и вырос.

Оборудование: фотографии города, строителей города; киноархивы, статьи из газет, посвященные истории города, сборники стихов местных поэтов, фонограммы с авторскими песнями о городе Северобайкальске. (Презентация)

Ход урока

1. Актуализация, организационный момент.

Мастерская это:

Учитель. Мастер - тот, кто, что-то производит. Мы с вами Будем выполнять творческую работу, значит мы сегодня мастера – творцы. Но любая продукция выполняется из какого-либо материала, поэтому мы тоже сначала должны собрать материал из архивных документов, из стихотворений, песен, личных воспоминаний.

1. Допустим, что вы уезжаете из Северобайкальска насовсем и хотели бы описать , запечатлеть место, которое для вас очень дорого. И сейчас каждый из вас подарит свою фотографию любимого уголка. (Учащиеся описывают любимое место, зачитывают)

2. Итак, мы покинули город. Но частица его осталась в нас. Что бы вы рассказали о городе своим новым друзьям. У каждого из вас на парте лежат архивные документы, вырезки из газет. Выберите самое интересное и расскажите.

Весь класс внимательно слушает и записывают интересные факты в тетрадь.

3. Рассказ учителя о городе.

Ребята записывают интересные факты, эпизоды из рассказа.

4. Как все начиналось? Просмотр кинохроники. Запись в тетрадь впечатлений о просмотренном.

5. Любой город воспевается поэтами, писателями, художниками. Наш город не исключение. Хотя городу всего 30 лет, но появился уже второй сборник стихов, посвященный Северобайкальску. Сейчас мы с вами прочитаем стихи, в которых наиболее ярко прослеживается судьба города, отношение лирического героя к месту, где прошли его лучшие годы. Заполняем колонки таблицы (смотреть приложение №1)

6. Прослушиваем любимую песню о городе. Заполняем колонку “Северобайкальцы” (приложение №2)

Из каждой колонки выбрать для себя три важных слова, их подчеркнуть.

7. Из следующих стихотворений мы попробуем понять, какой он – лирический герой – строитель, какие чувства испытывает он, размышляя о свое судьбе и судьбе города? (приложение №3) Три опорных слова подчеркнуть.

8. Запишите ассоциации со словом “Северобайкальск” (Из букв этого слова составить новые слова. (смотреть приложение №4)

9. Используя все слова, ставшие для вас самыми – самыми, написать очерк, эссе, стихотворение о своем Северобайкальске.

10. Представление работ.

11. Рефлексия. Вопросы.

Что меня удивило?

С каким желанием я ухожу с этой мастерской

Приложение 5

Список используемой литературы

  1. Педагогические мастерские. Теория и практика . Санкт – Петербург .1998 год
  2. Белова Н.И. Я знания построю в мастерской СПб, 1994.
  3. Архивные материалы.
  4. Газета “Северный Байкал” 1970г, 19980, и другие.
  5. Сборник стихотворений “Мой город – Северобайкальск” 2006 год.