Цели и задачи:
обучающие:
- познакомить учащихся с русскими и зарубежными писателями 19 века как исследователями истории, культуры и быта калмыцкого народа;
- показать раскрытие калмыцкой темы в творчестве русских и зарубежных писателей 19 века;
- выяснить роль калмыков в произведениях русских и зарубежных писателей 19 века;
воспитательные:
- воспитывать эстетический вкус;
- воспитывать чувство гордости, патриотизма, любви к малой Родине;
развивающие:
- развивать интерес к народным традициям;
- побуждать учащихся к чтению произведений русских и зарубежных писателей
Форма проведения: лекция
Оборудование: мультимедийный проектор с экраном, мультимедийная презентация.
Ожидаемый результат: вызвать интерес к творчеству русских и зарубежных писателей 19 века.
ХОД УРОКА
1. Оргмомент.
2. Слово учителя.
- Здравствуйте, ребята! Как вы знаете, что 2015 год объявлен в России Годом литературы. Сегодня мы поговорим о калмыцкой теме в художественной литературе. Эта тема поднималась многими писателями и поэтами не только русскими, но и зарубежными. Об истории степного народа, его экономике, культуре, быте рассказано великими мастерами слова.
Истории, хозяйству, быту, культуре калмыков посвящена обширная литература. Исключительно тесные узы, связывавшие калмыцкий народ с первых дней его появления в российских пределах с русским и другими народами России, объясняют тот факт, что основная литература о Калмыкии и калмыках написана на русском языке. Первая публикация о них появилась в 1728 г. Значительное место в калмыковедческой литературе досоветского периода занимают труды по этнографии калмыков, созданные их авторами на основании личных наблюдений и впечатлений. Многие из них являются источниками, имеющими большую научную ценность для историков и этнографов Калмыкии. Они содержат богатый материал по вопросам внутренней жизни калмыцкого кочевого общества, его хозяйства, общественного строя и культуры.
3. Русские писатели 19 века о Калмыкии.
Здесь необходимо назвать таких авторов, как Страхов Николай Иванович (1768 - после 1811) - русский писатель сатирик. Его называли “последним представителем русской сатиры XVIII века”. После выпуска ряда обличительных книг был отправлен на службу чиновником в Астрахань, где вступил в неравную борьбу со взяточничеством и лихоимством. Доносами недругов в 1804 г. был отстранен от должности и почти до 1810 г состоял под следствием. Лишь в 1810 году ему едва удалось выпутаться из этого дела и то “оставленным под подозрением”, а затем выехать в Петербург, где он издал книги “Мои петербургские сумерки” и “О калмыках”.
Небольшие этнографические очерки публиковались в журналах и газетах XVIII—XIX вв.
Немирович-Данченко Василий Иванович (1844-1936) - русский писатель. Посетил Нижнее Поволжье в 1877г. Пеструю, шумную и кипучую жизнь нашего края последних десятилетий XIX века он подробно описал в книге очерков “У голубого моря”. Они написаны умелым и наблюдательным беллетристом, содержат множество интересных сведений не только о запущенности купеческого города, но и о рыбном промысле, торговле и судоходстве, о тяжелых условиях труда и быта ловцов, о нещадной эксплуатации калмыков.
4. - Давайте мы сегодня откроем для себя другого Пушкина (1799 – 1837) – исследователя и этнографа, обратившего свой интерес к культуре небольшого степного народа. Калмыцкая тема звучит во многих произведениях поэта, он писал о калмыках с неизменной симпатией.
Калмыцкая тема отражена в ряде произведений Пушкина.
- Ребята, вспомните произведения, в которых Пушкин говорит о калмыках. (“История Пугачёвского бунта” (1834), повесть “Капитанская дочка”, стихотворение “Памятник”.)
Широкой популярностью в Калмыкии пользуется
стихотворное пушкинское послание “Калмычке”.
Оно написано под впечатлением посещения
калмыцкой кибитки во время поездки Пушкина на юг,
в действующую армию, в 1829 году. Первого мая 1829
года Пушкин выехал из Москвы на Кавказ. Из Калуги
Пушкин свернул в Орел и сделал двести вёрст
лишних, чтобы повидаться с опальным генералом
Ермоловым. Затем путь его лежал через Елец,
воронежские равнины, Новочеркасск, калмыцкие
степи...
Калмыцкая степь и удивила поэта, и обрадовала
своими широкими просторами. В путевых очерках
“Путешествие в Арзрум” во время похода 1829 года
Пушкин дал выразительные зарисовки калмыков,
отметил их радушие, гостеприимство, поведал о
памятной встрече со степной красавицей.
Интересны описание калмыцкого чая, непривычный вкус которого так поразил Пушкина, и его встреча с молодой калмычкой, с которой он познакомился в описанной кибитке.
5. Стихотворение “Калмычке” (стихотворение читает ученик).
Калмычке
Прощай, любезная калмычка!
Чуть-чуть, назло моих затей,
Меня похвальная привычка
Не увлекла среди степей
Вслед за кибиткою твоей.
Твои глаза, конечно, узки,
И плосок нос, и лоб широк,
Ты не лепечешь по-французски,
Ты шелком не сжимаешь ног,
По-английски пред самоваром
Узором хлеба не крошишь,
Не восхищаешься Сен-Маром,
Слегка Шекспира не ценишь,
Не погружаешься в мечтанье,
Когда нет мысли в голове,
Не распеваешь: Ma dov'e,
Галоп не прыгаешь в собранье...
Что нужды?— Ровно полчаса,
Пока коней мне запрягали,
Мне ум и сердце занимали
Твой взор и дикая краса.
Друзья! не всё ль одно и то же:
Забыться праздною душой
В блестящей зале, в модной ложе,
Или в кибитке кочевой?
6. Беседа о стихотворении “Калмычке”.
- Как вы думаете, какое впечатление произвела молодая калмычка на поэта?
- С кем сравнивает поэт девушку? Имеет ли сравнение негативный характер?
Слово учителя: Разочаровавшись в общественном устройстве России, поэт ищет спасения в искусстве и в мире дикой природы – вот подлинный смысл стихотворения.
7. Слово о Н.В.Гоголе.
Мы любим Гоголя за “Тараса Бульбу”, за “Майскую ночь”, за “Мертвые души”, но особенно дорог он стал после прочтения его замечательного очерка “Волжские калмыки в Астраханской губернии”.
Впервые это произведение было напечатано в Санкт-Петербургев 1910 году. И только в 1963 году народный писатель Калмыкии Давид Кугультинов познакомил с очерком калмыцкого читателя, опубликовав его на страницах литературно – художественного альманаха “Теегин герл”. Об этом очерке лишь кратко упоминается в VII томе сочинений Гоголя изданного в 1896 году. Очерк был написан Гоголем в 30 годы XIX столетия, когда он был профессором Патриотического института, к тому времени писатель уже приобрел известность как автор “Вечеров на хуторе близ Диканьки”. Теплые чувства у писателя вызвало устное народное творчество калмыков. Их пристрастие к мудрым сказкам, звучным поэтическим песням, меткому афористичному слову – пословицам, поговоркам, загадкам. Калмыки действительно любят петь, очень часто на работе, в пути - они импровизируют, сочиняя не только слова, подбирая мотивы из народных мелодий. В песнях выражаются все радости и горести жизни.
А так описывает внешний вид нашего предка. “Несмотря, однако ж, на неприятность и бедность жизни, тощие и почти не производящие степи, калмык здоров, стариков между ними много; строен и гибок. Смугл, черноволос, широкоскулист, схож с китайцем и манжуром. Узкие, черные глаза, нос, как обыкновенно, плоский. Зубы хороши и белы. Быстроглаз и видит далеко, несмотря на то, что иногда ему вовсе выкуривает очи кибиточный дым. Статен, среднего роста, ловок на лошади и неуклюж в ходьбе, по причине кривизны ног от беспрестанной верховой езды. Силен: сила не нарывная, но неутомимая. Нанимаясь в Астраханской губернии для разъездов по волжским протокам, работают, веслами несколько дней без отдыха, без пищи, против ветров и течения, солнца и комаров. Борьба в употреблении. Силачи называются батырями или богатырями. Калмык, даже пьяный донельзя, не свалиться ни за что с лошади. Одет зимою в овчинный тулуп, летом в китайчатый кафтан или чапан, опоясанный китайчатым поясом. Шапка большею часть желтая с узким меховым околышком, иногда войлочная маленькая шляпа, то и другое с красной кистью наверху”. Вот какое впечатление произвел характер калмыка на писателя. Нравом калмык гостеприимен. В обращении ровен и с богатым и с бедным. Бедный может зайти в любую кибитку и подсесть к хозяйскому котлу, ему поднесут чашку наравне с другими. Мясное едят редко и только к праздникам режут барана, в обыкновенные дни, питаются крепко варенным кирпичным чаем и пьяными напитками из молока. Если калмык, получил что-нибудь в подарок, деньги, пищу, табак, тотчас разделится поровну с товарищами, которые тут найдутся. Калмык наклонен к пьянству и воровству, последнее считается не больше как шалостью и состоит в краже барана или угоне скота. Суеверен калмык страшно, прибегает к гаданиям и колдуньям, верит и в чертей страшно. Не мстителен. Ссоры и драки часты, но прекращаются скоро. Имен нет. Как родится калмычонок, отец его или бабка выходит тотчас из кибитки и что первое попадется ему на глаза, тем называет ребенка. Дитя тот же час завертывают в тряпку, а зимой в баранью овчину, закупоривают в ящик из лубков, зашнуровывают, оставив дырки для рта, глаз и сзади, где ребенок свищет, дают ему в рот кусок сырого сала и оставляют его решительно на попечение Бога. Грудью сыт изредка, но кормят до трех лет. Дитя в это время даже курит табак. До 2 лет ребенок держится в нагом виде, не моется, не стрижется.
8. Слово об Александре Дюма.
Грешно не вспомнить записки Александра Дюма "Путевые впечатления. в России", тем более что "калмыцких" страниц в них предостаточно.
Знаменитый романист, автор "Трех мушкетеров" и пьес, шедших тогда в театрах Москвы и Санкт-Петербурга, жаждал посетить Россию, но из-за клеветнической книги неблагодарного Астольфа де Кюстина "Николаевская Россия" ("Россия в 1839 году") пишущих французов в России не жаловали.
Дюма Александр (1802-1870) - был непоседой-путешественником. Он побывал в Бельгии, Германии, Италии, России. В 1858 г. совершил путешествие по России. Написал книгу “От Парижа до Астрахани”, где около ста страниц отведено его приключениям в нашем крае. 15 июня 1858 года Дюма выехал из Парижа. Санкт-Петербург, Валаам, Москва, Троице-Сергиевская лавра, Нижний Новгород, Казань, Астрахань, Саратов - вот места, где он побывал за это время. Писатель посещает Санкт-Петербург, Москву, путешествует по Волге, знакомится с Казанью, Астраханью, едет на Кавказ. Его интересует всё: история, нравы, природа, люди. На Бородинском поле он находит следы знаменитой битвы 1812 года. В Переславле он лакомится знаменитой сельдью, в Нижнем Новгороде восхищается знаменитой ярмаркой. Из Казани Дюма отправляется в Калмыкию, оттуда - к озёрам Эльтон и Баскунчак. Цель его волжского путешествия- Астрахань. Он пишет Сыну, тоже писателю, во Францию, что на берегу Каспия ему видятся “дикие утки, гуси, пеликаны и тюлени” в таком изобилии, как на реке Сене в Париже- лягушки и каменки. Свои путевые заметки он публикует под названием “От Парижа до Астрахани”, а после смерти писателя вышел ещё и “Большой кулинарный словарь”, над которым Дюма работал всю жизнь.
Результат поездки по России - обширный цикл очерков и исторических рассказов. Вначале автор опубликовал в газете "Монте-Кристо", редактором которой он был, три очерка. Затем в 1859 году появляется в Саксонии книга "Впечатления о путешествии по России". Эта книга переиздается в Бельгии под названием "От Парижа до Астрахани". В марте-августе 1862 года в "Монте-Кристо" продолжилась публикация этюдов под общим названием "В Калмыкии": "Армяне и татары в Калмыкии", "Праздник у князя Тюменя", "Продолжение праздника", "Дикие лошади", "Степи".
Упоминание о калмыках появляется уже в главе "У киргизов": "Некогда всю степь от Урала до Волги занимали калмыки. Но однажды пятьсот тысяч калмыков оседлали коней, погрузили свои кибитки на верблюдов и, под водительством хана Убачи, отправились в Китай. Река возвращалась к своему истоку. Но что же было причиной переселения?
Одна из наиболее вероятных причин - систематическое ущемление в правах их главы и притеснение их как личностей, осуществляемое русским правительством. Незадолго до того Убачи оказал русским ощутимую помощь в их походах против турков и ногайцев. Он самолично привел тридцать тысяч всадников для участия в знаменитой кампании, завершившейся осадой и взятием Очакова. Однако наградой ему были лишь новые ограничения в правах.
Екатерина сразу потеряла полмиллиона подданных. Правда, и Убачи выиграл от этого немного.
В течение многих лет местность, покинутая Убачой и его ордой, оставалась необитаемой. Но в 1803-1804 годах там появились киргизские племена. Но, в отличие от калмыков, племени доброго и смиренного, исповедовавшего ламаизм, киргизы, исповедовавшие магометанство, были настоящими грабителями".
25 октября Дюма в гостях у князя Тюменя, в имении которого познакомился с его семьей, а также с экзотикой степного народа. Оставленный им географический роман, стихи, посвященные дочери Тюменя, свидетельствуют о живом интересе к нашему краю, его колориту и необычности, с чем писателю пришлось столкнуться, путешествуя по нашему краю.
Как известно по сборникам "Навеки вместе" и "И друг степей калмык", изданным в Элисте, Дюма пленила красота княгини Тюмень. Сам князь вызвал в нем уважение отношением к своим подданным. Когда Дюма спросил о дамах из свиты княгини, Тюмень ответил: "Они - сироты. Я считаю, что больше смысла выбирать придворных дам среди сирот, чтобы девушки, таким образом, получили положение и уверенность в будущем, чем брать их из богатых родов, которые во мне не нуждаются". А по приезде гостя он прежде чем обедать с ним, "занялся своими калмыками, следя, за тем, чтобы у них ни в чем не было недостатка" и сказал, как бы извиняясь, писателю: "Эти люди доставляют мне средства к жизни, так что по справедливости, я должен доставить им немного радости". Дюма замечает, посетив пагоду, что "калмыки не совсем дикий народ, как пытаются нам внушить". Но, несмотря на полное радушие, женский головной убор княгиня и князь ему подарить решительно отказались. Писатель связал отказ с сакральностью вещи для калмыков.
После яркого описания калмыцких скачек и борьбы Дюма простодушно восхищается: "Думаю, что трудно найти более счастливый народ, чем храбрые калмыки".
Романтичная душа француза наполнялась восторгом и при виде переправы табуна калмыцких лошадей через Волгу, и при виде ночного московского Кремля. Он примечает нравы народов России: "... празднику запруды закончился большой братской трапезой сидящих рядом на траве русских мужиков, калмыков и татар. Русские и калмыки пили вино, а татары, будучи магометанами, утоляли жажду водой прямо из Волги".
9. Рефлексия. Заключение.
1. Без прикрас известные русские писатели изобразили период калмыцкой жизни, который сразу запоминается читателю любого возраста, который должен воспитываться в глубоком духе почитания своих предков.
2. Читая произведения русских и зарубежных писателей, испытываешь гордость, что мой край, его природа, люди, достойны того, чтобы о нем знали повсюду.