Цели:
- На основе языкового анализа данной саказки подвести учащихся к пониманию идейного содержания сказок Салтыкова-Щедрина.
- Изобразительно-выразительные средства я зыка как продолжение народных традиций.
- Оригинальность сказки Салтыкова-Щедрина.
Ход урока
Организационный момент (определить цель урока)
Мастерская цех (помещение) по изготовлению готовой продукции.
Мастер-умелец.
Что необходимо мастеру для изготовления готовой продукции? (инструмент, детали).
Всегда ли созданная одними инструментами при использовании одинакового материала продукция служит одной и той же цели?
Какие художественные приёмы и изобразительно-выразительные средства языка использует автор для достижения поставленной цели, какова цель художественного текста - вот задачи, решить которые нам необходимо. Исследуя, мы будем мастерить собственное представление о сказке Салтыкова-Щедрина.
Работа над заголовком произведения. (проследить, как через заголовок автор называет и основную цель произведения, и приёмы её достижения).
Как бы вы определили жанр произведения Салтыкова-Щедрина? (сказка)
Прочитайте определения сказки: "Сказка - один из основных видов устного народного творчества. Художественное повествование фантастического, приключенческого или бытового характера"
Но автор в заголовке настойчиво утверждает: "Повесть:"
Подберите однокоренное слово к слову "повесть" (повествование, повествовать)
Синонимы (рассказывать, рассказ)
Вспомните, в каком веке жил и творил автор "Повести".
Белинский в 1935 году давал такое определение повести: "Её форма может вместить в себя всё, что хотите - и лёгкий очерк нравов, и колкую сатирическую насмешку над человеком и обществом, и глубокое таинство души".
Таким образом, в заголовке автор указывает и на конечную цель, ради которой пишет произведение, и пути достижения этой цели, т.е. те самые кирпичики и инструменты, о которых мы говорили: рассказав о том, как один мужик двух генералов прокормил, используя форму сказки, высказать колкую, саркастическую насмешку над человеком и обществом. А это, согласитесь, идея политическая.
А потому важно обратиться и к слову прокормил - взял на своё попечение; всегда; везде; прокормить - значит содержать иждивенца (нахлебника), полностью отвечать за его благополучие.
А форма произведения? Всё-таки сказка.
Докажем, что основную задачу автор решает через форму сказки, используя элементы сказки.
Попробуем это доказать. Предоставим слово первой группе поиска, в задачу которой входило извлечение доказательств принадлежности "Повести:" к жанру сказки.
Таблица вывешивается на доске (комментируется):
Сказочные обороты, присказки.
Особый сказочный склад.
Герой в необычной обстановке.
Умный, смекалистый мужик.
Вымысел, преувеличение, неправдоподобие
А теперь определим отличие сказки Салтыкова-Щедрина от фольклорных сказок.
Элементами фольклорной сказки являются преувеличение неправдоподобия. Какую роль они играют (показывают на противоборство добра и зла причём в народной сказке добро всегда побеждает зло и обеспечивает счастливый конец. А нет противоборства добра и зла, значит и нет носителя добра, следовательно, нет положительного героя).
Если счастливый конец сказке Салтыкова-Щедрина?
Значит задача преувеличений, неправдоподобий у Салтыкова-Щедрина иная, нежели в сказках устного народного творчества. Какая?
По отношению к кому автор использует преувеличение и неправдоподобие? (мужик, генералы). Составим таблицу:
Мужик |
Генералы |
- Потом из собственных волос сделал силок и поймал рябчика. |
- Стали искать, где восток, где запад |
- Мужичина до того изловчился, что стал даже в пригоршне суп варить |
- Кто бы мог подумать: что человеческая пища в первоначальном виде летает, плавает и на деревьях растёт |
Какие чувства пробуждают в читателе созданные автором преувеличения и неправдоподобия? (Заставляет восхищаться мастерством мужика и сеяться над невежеством, глупостью, тунеядством, ленью генералов).
Но ведь понятно, вовсе не для того, чтобы развеселить читателя и не для того, чтобы подчеркнуть положительные качества мужика, использует автор преувеличение и неправдоподобие. Тогда зачем?
Чтобы разобраться, вчитываемся в текст, попытаемся рядом с неправдоподобием увидеть правду о мужике и генералах.
Правда о мужике логически продолжена преувеличениями для усиления его положительных черт (это гипербола).
Правда о генералах?
Между правдой и неправдой в описании генералов вообще логической связи как будто нет. Тогда какова роль правды?
Порассуждаем:
Неправдоподобия по отношению к генералам доведены до абсурда, следовательно, это гротеск, а гротеск - разновидность комического.
Когда возникает в произведение комическое? Когда нужно подчеркнуть несоответствие, несообразности, нелепости в жизни и явлениях, в отношениях людей и их поведении. Место правды о генералах занимает вымысел, подчёркивает некую несообразность. Какую? (если ребята не ответят, то можно задать вопрос: Что умеют, а что не умеют генералы?).
Вывод: неправдоподобия не выполняют функцию фольклорной сказки, не веселят, они указывают на несоответствия в отношениях генералов и мужика.
Задача данного этапа - доказать, что перед нами сказка сатирическая, политическая. Салтыков-Щедрин утверждал: "Смех - оружие очень сильное, ибо ничто так не обескураживает порока, как сознание того, что он угадан и по поводу его раздался смех".
Обескураживает - смущает, заставляет стыдиться.
Работая над предыдущим материалом, мы выясняем поведение, поступки генералов. Назвали несоответствия, т.е. намекнули на порок. Попробуем его назвать. Выявить порок поможет еще одна таблица, характеризующая отношения мужика к генералам и наоборот:
Мужик генералы |
Генералы мужик |
- И зачал он перед ними действовать - :нарвал генерал по десятку самых спелых яблоков, а себе взял одно - кислое |
- Наверное, он где-нибудь спрятался, от работы отлынивает. - Не дать ли тунеядцу частичку. - :сколько они ругали мужичину за его тунеядство. |
Суть их отношений - общественный порог
Согласны ли вы с тем, чтобы эти примеры прежде всего характеризуют самих субъектов сравнения? (Несоответствия намекают на порок, данные примеры его называют: общественные отношения).
Здесь есть, над чем посмеяться. Но каков характер смеха?
Грустный, сожалеющий по отношению к мужику, язвительный, злой по отношению к генералам, горький, обличающий по отношению к тому общественному пороку, который мужик и генералы олицетворяют.
Значит этот смех обличает, вызывает грустное чувство, порождает гнев и ненависть к уродствам социального быта - это сатира. Следовательно, "Повесть:" - сатирическая сказка.
Осмеиваемая черта полностью отрицается, а поскольку общественные отношения - это отношения людей разных социальных групп, значит сказка политическая.
Цель достигнута: мы создали свое представление о сказке Салтыкова-Щедрина:
Увидели, используя форму народной сказки, нарушая законы фольклора, применяя собственные приемы, автор обличает и высмеивает порок.
Закончить работу можно, составив таблицы:
Сходство сказки Салтыкова-Щедрина с народными сказками |
Отличия |
Герой в необычных обстоятельствах. Гипербола. Присутствие оборотов, присказок. Умный, смекалистый мужик. Нося юмористический характер. |
Гипербола переходит в гротеск (доходит до абсурда). Несоответствие формы содержанию. Форма сказки, а содержание политическое. Смешение стилей речи: канцелярский, разговорный, сказочный. Сказка Салтыкова-Щедрина - это форма для обличения и высмеивания общественных пороков, в ней отражается противоборство добра и зла. Здесь нет положительного героя. Носит сатирический характер. |