Обучающая цель: Знакомство с творчеством великого поэта.
Задачи урока: Определить основные темы лирики Есенина.
Развивающая цель: Учить выразительному чтению и умению воспринимать поэтический текст.
Воспитательная цель: Вызвать интерес к творческому наследию поэта.
Оформление и оборудование: портрет С.Есенина, диск фильма “Калина красная”, ноутбук, проектор, компьютерный диск с презентацией (Приложение1), диск с песнями А.Малинина, цилиндр, трость, гитара, выставка книг поэта.
Ход урока
I. Актуализация знаний.
Начинается урок с песни на стихи Есенина “Я московский озорной гуляка” в исполнении учащегося под аккомпанемент гитары. В это время второй учащийся исполняет танец в цилиндре и с тросточкой.
Учитель: О каком московском озорном гуляке эта песня?
После ответа учащегося на экране проецируется 1-й слайд (портрет С.Есенина, тема урока), учащиеся записывают тему в тетрадь (Приложение1).
На экран проецируется слайд № 2 (цель, задачи урока).
II. Постановка проблемного вопроса.
Слайд № 3
На экране цитата.
Есенин писал: “Это всё есть у народа, это только надо найти, прочитать, услышать, по-своему осмыслить”.
Вопросы:
Что имел в виду Есенин под словом “всё”?
Что взял он у народа для своих стихов?
Учитель: Я не случайно сформулировала тему урока, использовав слово “любовь”. Именно это чувство пронизывает всю лирику поэта.
Вопрос: Попробуйте сформулировать, что это за чувство (Учащиеся пытаются дать ответ на вопрос).
Учитель: Вы испытали затруднения не случайно. Любовь – категория философская, каждое поколение будет задаваться этим вопросом, но никто и никогда не сможет дать единственно правильного ответа.
Давайте прочитаем, как определил, например, это чувство известный писатель К.Г. Паустовский (слайд № 4)
“…у любви тысячи аспектов, и в каждом из них – свой свет, своя печаль, своё счастье и своё благоухание”. (К.Г. Паустовский)
Учитель: Любовь может проявляться у каждого человека по-своему. Это чувство всеобъемлющее. Объекты любви могут быть разными. Давайте зададимся вопросом, кого и что мог любить поэт Есенин (учащиеся отвечают).
III. Основная часть (темы лирики проецируются на экране с примерами стихотворений, фотографиями, иллюстрациями, учащиеся записывают темы лирики в тетрадь, слушают стихи и песни в исполнении учащихся группы и в записи).
Любовь к природе (слайд № 5 с темой, примерами произведений, пейзажами есенинских мест)
- Чтение учащимся стихотворения “Вот уж вечер…”
- Исполнение песни “Клён ты мой опавший…” учащимся под гитару.
- Чтение стихотворения “Зелёная причёска, девическая грудь…” учащимся группы.
Учитель: Обратите внимание, как тесно переплетаются описания картин природы и душевные личные переживания автора.
Любовь к малой родине (слайд № 6).
Учитель: Что такое малая родина? (учащиеся отвечают).
- Чтение стихотворения “Низкий дом с голубыми ставнями…” учащимся группы.
3. Любовь к России (слайд № 7).
- Чтение стихотворения “Гой ты, Русь, моя родная…” учащимся группы.
4. Любовь к животным (слайд № 8, 9)
- Учащийся читает стихотворение “Песнь о собаке”.
5. Любовь к родным и близким (слайд № 10 с фотографиями родных)
- Просмотр кадров из фильма “Калина красная”, где исполняется песня на стихи Есенина “Письмо матери”.
- Чтение учащимся стихотворения “Я красивых таких не видел…”, посвящённого сестре Шуре.
6. Любовь к женщине (слайд № 11 с кадрами из фильма “С. Есенин”)
- Исполнение учащимся песни “Выткался на озере алый свет зари…” под гитару.
- Чтение стихотворения “Не бродить, не мять в кустах багряных…”
IV. Ответы на проблемные вопросы (слайд № 3).
V. Заключительное слово учителя.
Учитель: Да, вы правы, именно любовь к окружающему миру была главной в лирике Есенина, это и есть его “всё”.
А сейчас в заключение урока-концерта я хочу вам прочесть моё любимое стихотворение поэта.
- Учитель читает стихотворение “Свищет ветер, серебряный ветер…”
Как вам кажется, почему это стихотворение привлекло моё внимание? (учащиеся отвечают)
Мне кажется, что именно в этом стихотворении сконцентрированы чувства поэта, именно здесь он пишет о любви к жизни в целом.
VI. Оценивание чтецов.
VII. Рефлексия.
Учитель: Если вам понравились стихи и песни на стихотворения Сергея Есенина, давайте поаплодируем поэту (учащиеся аплодируют).
Звучит песня в записи “Мне осталась одна забава…” в исполнении А.Малинина.
В это время учитель указывает на доску, где представлены вариативные задания к зачётной работе по теме “С. Есенин”.
1. Чтение наизусть стихотворения С.Есенина.
2. Нарисовать иллюстрацию к одному из стихотворений.
3. Написать сочинение-миниатюру по одной из тем:
- “Любимое стихотворение Есенина”
- “Чем мне понравилась поэзия С.Есенина”.