Урок-концерт по теме "Любовь в лирике С.А. Есенина"

Разделы: Литература


Обучающая цель: Знакомство с творчеством великого поэта.

Задачи урока: Определить основные темы лирики Есенина.

Развивающая цель: Учить выразительному чтению и умению воспринимать поэтический текст.

Воспитательная цель: Вызвать интерес к творческому наследию поэта.

Оформление и оборудование: портрет С.Есенина, диск фильма “Калина красная”, ноутбук, проектор, компьютерный диск с презентацией (Приложение1), диск с песнями А.Малинина, цилиндр, трость, гитара, выставка книг поэта.

Ход урока

I. Актуализация знаний.

Начинается урок с песни на стихи Есенина “Я московский озорной гуляка” в исполнении учащегося под аккомпанемент гитары. В это время второй учащийся исполняет танец в цилиндре и с тросточкой.

Учитель: О каком московском озорном гуляке эта песня?

Презентация.

После ответа учащегося на экране проецируется 1-й слайд (портрет С.Есенина, тема урока), учащиеся записывают тему в тетрадь (Приложение1).

На экран проецируется слайд № 2 (цель, задачи урока).

II. Постановка проблемного вопроса.

Слайд № 3

На экране цитата.

Есенин писал: “Это всё есть у народа, это только надо найти, прочитать, услышать, по-своему осмыслить”.

Вопросы:

Что имел в виду Есенин под словом “всё”?

Что взял он у народа для своих стихов?

Учитель: Я не случайно сформулировала тему урока, использовав слово “любовь”. Именно это чувство пронизывает всю лирику поэта.

Вопрос: Попробуйте сформулировать, что это за чувство (Учащиеся пытаются дать ответ на вопрос).

Учитель: Вы испытали затруднения не случайно. Любовь – категория философская, каждое поколение будет задаваться этим вопросом, но никто и никогда не сможет дать единственно правильного ответа.

Давайте прочитаем, как определил, например, это чувство известный писатель К.Г. Паустовский (слайд № 4)

“…у любви тысячи аспектов, и в каждом из них – свой свет, своя печаль, своё счастье и своё благоухание”. (К.Г. Паустовский)

Учитель: Любовь может проявляться у каждого человека по-своему. Это чувство всеобъемлющее. Объекты любви могут быть разными. Давайте зададимся вопросом, кого и что мог любить поэт Есенин (учащиеся отвечают).

III. Основная часть (темы лирики проецируются на экране с примерами стихотворений, фотографиями, иллюстрациями, учащиеся записывают темы лирики в тетрадь, слушают стихи и песни в исполнении учащихся группы и в записи).

Любовь к природе (слайд № 5 с темой, примерами произведений, пейзажами есенинских мест)

- Чтение учащимся стихотворения “Вот уж вечер…”

- Исполнение песни “Клён ты мой опавший…” учащимся под гитару.

- Чтение стихотворения “Зелёная причёска, девическая грудь…” учащимся группы.

Учитель: Обратите внимание, как тесно переплетаются описания картин природы и душевные личные переживания автора.

Любовь к малой родине (слайд № 6).

Учитель: Что такое малая родина? (учащиеся отвечают).

- Чтение стихотворения “Низкий дом с голубыми ставнями…” учащимся группы.

3. Любовь к России (слайд № 7).

- Чтение стихотворения “Гой ты, Русь, моя родная…” учащимся группы.

4. Любовь к животным (слайд № 8, 9)

- Учащийся читает стихотворение “Песнь о собаке”.

5. Любовь к родным и близким (слайд № 10 с фотографиями родных)

- Просмотр кадров из фильма “Калина красная”, где исполняется песня на стихи Есенина “Письмо матери”.

- Чтение учащимся стихотворения “Я красивых таких не видел…”, посвящённого сестре Шуре.

6. Любовь к женщине (слайд № 11 с кадрами из фильма “С. Есенин”)

- Исполнение учащимся песни “Выткался на озере алый свет зари…” под гитару.

- Чтение стихотворения “Не бродить, не мять в кустах багряных…”

IV. Ответы на проблемные вопросы (слайд № 3).

V. Заключительное слово учителя.

Учитель: Да, вы правы, именно любовь к окружающему миру была главной в лирике Есенина, это и есть его “всё”.

А сейчас в заключение урока-концерта я хочу вам прочесть моё любимое стихотворение поэта.

- Учитель читает стихотворение “Свищет ветер, серебряный ветер…”

Как вам кажется, почему это стихотворение привлекло моё внимание? (учащиеся отвечают)

Мне кажется, что именно в этом стихотворении сконцентрированы чувства поэта, именно здесь он пишет о любви к жизни в целом.

VI. Оценивание чтецов.

VII. Рефлексия.

Учитель: Если вам понравились стихи и песни на стихотворения Сергея Есенина, давайте поаплодируем поэту (учащиеся аплодируют).

Звучит песня в записи “Мне осталась одна забава…” в исполнении А.Малинина.

В это время учитель указывает на доску, где представлены вариативные задания к зачётной работе по теме “С. Есенин”.

1. Чтение наизусть стихотворения С.Есенина.

2. Нарисовать иллюстрацию к одному из стихотворений.

3. Написать сочинение-миниатюру по одной из тем:

  • “Любимое стихотворение Есенина”
  • “Чем мне понравилась поэзия С.Есенина”.