Что из себя представляет встреча?
Мы очень хотим это знать, ибо это событие создает нас как людей…
А.Л. Кинтас
Почему не урок? Потому что в уроке все о жизни.
Почему мастерская? Потому что в мастерской – жизнь.
Меня всегда привлекала технология педагогической мастерской, так как именно там происходят встречи со словом, текстом, другим человеком, автором.
Технология мастерской настраивает работу всех участников, что немаловажно, на со – трудничество, со – переживание, со – знание, со – творчество.
Предлагаю урок–мастерскую по сказке Антуана де Сент–Экзюпери “Маленький принц”. Я очень люблю это произведение, и было бы желательно, чтобы каждый учитель, знакомящий учащихся с зарубежной литературой, не обходил вниманием эту замечательную книгу с таким глубоким нравственно–философским содержанием.
Буду бесконечно рада, если книга также понравится детям, и они захотят глубже познакомится с творчеством Антуана де Сент – Экзюпери, и с нетерпением будут ждать новой встречи с Маленьким Принцем.
“Каждый отвечает за свою планету…”
Урок–мастерская по сказке Антуана де Сент–Экзюпери “Маленький Принц”, 8 класс.
Цели:
- Обучающие : ввести учащихся в яркий, неординарный мир сказки французского писателя А. де Сент–Экзюпери; создать условия для конструирования собственного знания и осмысления философских и эстетических проблем, поднятых в сказке автором;
- Развивающие : развитие читательского интереса учащихся, творческого воображения, чувства музыки, монологической речи учащихся;
- Воспитывающие : приобщение учащихся к радости сотрудничества, законам открытия нового; воспитание личности свободной и самостоятельной, духовно–нравственной.
План урока.
1. Индуктор;
2. Вступительное слово учителя;
3. Работа в группах;
4. Обсуждение заданий групп;
5. Творческая работа;
6. Презентация творческих работ учащихся;
7. Итог урока;
8. Рефлексия.
Подготовка к уроку:
Учащиеся:
1. Должны знать содержание произведения А. де Сент–Экзюпери “Маленький Принц”;
2. Выучить песню М. Таривердиева на стихи Н. Добронравова “Маленький Принц”;
Учитель: 1. Готовит карту звездного неба, в центре которой Земля со спрятанным названием;
2. Выписывает цитаты;
Готовит аудиозапись сказки, фонограмму песни
“Маленький Принц”;
Карточки с заданиями для группы, бумагу,
фломастеры, карандаши;
Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова;
Иллюстрации к сказке
Люди забыли эту истину, но ты не забывай: ты навсегда в ответе за всех, кого приручил…
А. де Сент–Экзюпери “Маленький Принц”
Ход урока
1.Индуктор. Начало, мотивирующее деятельность. Звучит тихая музыка. Учитель читает стихотворение В.Шефнера.
Мы все как боги рядом с небом,
Живем на лучшей из планет.
Она дождем кропит и снегом,
Порой нам заметает след,
Но облачное оперенье,
Вдруг сбрасывают небеса,
И сквозь привычные явленья
Проглядывают чудеса.
И лунный свет на кровлях зданий,
И в стужу, будто на заказ,
Рулоны северных сияний
Развертываются для нас.
И памятью об общем чуде
Мерцают звезды в сонной мгле,
Чтобы не забывали люди,
Как жить прекрасно на Земле.
2.Слово учителя.
– Добрый день, ребята. Только что вы прослушали стихотворение В.Шефнера. О чем оно, на ваш взгляд? ( Как прекрасно жить на планете Земля).
– Какие ассоциативные слова (смысловые, звуковые, цветовые) подобрали бы вы к слову “планета”? (Дети “включают” воображение и записывают ассоциации: мир, шар, богатство, природа, дружба, счастье, путешествие, ответственность и другие).
– Ребята, поделитесь своими впечатлениями, если среди прочитанных слов найдутся важные для вас, запишите в свою тетрадь.
– Как толкует значение этого слова словарь?
–Я предлагаю поговорить о планете Земля, о том, как на ней уживаются добро и зло, любовь и ненависть, верность и предательство. И попробовать создать свою планету, единственную и неповторимую.
3. Работа в группах.
1 группа:
1. Подготовьте рассказ о планете Маленького принца.
Почему автор нас предостерегает от баобабов? Чем они опасны?
2. “Встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету”, – сказал Маленький принц. Докажите правоту этих слов на тексте сказки.
3. Воплощением чего является Роза? Как описывает ее автор? (см. текст). Подготовьте выразительное чтение по ролям Маленького принца и Розы (глава VIII).
Почему Маленький принц покидает Розу?
2 группа:
“Нет, взрослые и правда поразительный народ”, – говорил себе Маленький принц, продолжая путь по планетам. Согласны ли вы с этой мыслью? Подтвердите ответ примерами из текста, прочитав о Короле, Честолюбце, Пьянице, Деловом человеке, Географе. ( Какие чувства вызывают они у вас? Что главное в их речи? Каковы их основные качества?)
3 группа:
“Когда он зажигает свой фонарь – как будто рождается еще одна звезда или цветок. А когда он гасит фонарь – как будто звезда или цветок засыпают. Прекрасное занятие”. Подумайте, для чего нужен Фонарщик на планете, где помещается только он и фонарь?
4 группа:
1) “Земля – планета не простая!” Согласны ли вы с этим мнением? Докажите. Что ожидало Принца на этой планете?
2) Что дало Принцу пребывание на Земле?
3) Какую истину, забытую людьми, напоминает Лис Маленькому принцу? Что значит приручить?
(Примечание. При обсуждении последнего вопроса звучит аудиозапись – сцена встречи Маленького принца и Лиса)
4.Обсуждение выполненных заданий группами.
Учитель. Вопросы всему классу:
1) Какое название дали бы вы планете Земля? (Звучат разные названия)
2) Выберите из предложенных цитат слова, которые могли бы стать девизом или придумайте сами девиз для планеты Земля, которую вы назвали “Мудрость” (цитаты смотри в приложении).
5. Творческая работа.
Вместе с Принцем мы совершили путешествие по многим планетам. Все они разные: где–то живет честолюбие, тщеславие, коварство, а где–то любовь, верность, дружба и мудрость. Не зря мы так и назвали нашу планету “Мудрость”. Какой вы представляете свою планету? Попробуйте создать её в рисунке, в плакате, в музыке или расскажите о ней в стихотворении, в сочинении–миниатюре, в письме к Маленькому Принцу.
6. Презентация творческих работ. (Далее одна из работ)
Здравствуй, дорогой Маленький принц!
Пишет вам Аня с планеты “Детство”. Моя планета такая же маленькая, как и ваша, но уютная и добрая. Однако последнее время, я стала замечать, что на ней происходят странные вещи: появились проблемы, незнакомые ранее. Наверное, я взрослею. Как мне не хочется покидать мою планету! Маленький принц, посоветуйте, пожалуйста, как сохранить мне ее. С нетерпением жду встречи с вами.
Аня Б.
7. Подведение итога.
В заключение исполняется песня “Маленький принц” (слова Н. Добронравова, музыка М. Таривердиева).
8. Рефлексия.
1) Что было важно в сегодняшней встрече?
2) Какие этапы мастерской особенно понравились, запомнились?
3) Что вам более всего удалось во время работы на уроке, какие виды деятельности были вами выполнены успешно? А другими участниками урока?
4) О чем пришлось задуматься? Что было трудно?
5) Какие вопросы и пожелания себе, другим участникам, учителю появились у вас?
Приложение.
Цитаты:
Себя судить куда труднее, чем других.
Одни только дети знают, что ищут.
Там хорошо, где нас нет.
Зорко одно лишь сердце.
Самое главное–то, чего не увидишь глазами.
Вода бывает нужна и сердцу.
У каждого человека свои звезды.
Единственная настоящая роскошь на Земле – роскошь человеческого общения.
Власть прежде всего должна быть разумной.
Антуан де Сент – Экзюпери
Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверят внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя.
Е. Евтушенко.
Экология духа страшна…
А. Вознесенский.
Ты – детство, золотое дно,
Тебе моя хвала.
Ты – как витражное окно
Из яркого стекла.
В. Шефнер
Песня “Маленький Принц” сл. Н.Добронравова, муз. М. Таривердиева
Кто тебя выдумал, звездная страна?
Снится мне издавна, снится мне она.
Выйду я из дому, выйду я из дому,
Прямо за пристанью бьётся волна.
Ветреным вечером смолкнут крики птиц.
Звёздный замечу я свет из–под ресниц.
Тихо на встречу мне, тихо на встречу мне
Выйдет доверчивый Маленький Принц.
Самое главное– сказку не спугнуть,
Миру бескрайнему окна распахнуть,
Мчится мой парусник, мчится мой парусник,
Словно отправился в сказочный путь.
Где же вы, где же вы, счастья острова?
Где побережье света и добра,
Там, где с надеждами, там, где с надеждами,
Самые нежные бродят слова.
Где–то оставлены давние друзья.
Жизнь – это плавание в дальние края.
Песни прощальные, гавани дальние,
В жизни у каждого сказка своя.
Кто тебя выдумал, звездная страна?
Снится мне издавна, снится мне она.
Выйду я из дому, выйду я из дому,
Прямо за пристанью бьётся волна…