В связи с многочисленными изменениями нашей политической, общественной и социальной жизни последних лет возросла роль гуманистической педагогики и психологии школы, в которой личность ученика понимается как уникальная целостная система. Приоритетным в обучении становится “личностно-ориентированный” подход, то есть направленный на раскрытие всех заложенных в ученике возможностей.
Прекрасные возможности для раскрытия и развития творческих способностей учащихся открываются на уроках русского языка и литературы, спецкурсах, факультативах при подготовке учащихся старших классов к итоговой аттестации. Именно такие занятия позволяют широко использовать инновационные технологии, в том числе уроки-мастерские, когда учащиеся ищут свой путь, обретая себя в письменном слове, пытаясь выразить свое “Я”.
На данном уроке я предлагаю знакомство с жанром эссе и выявление его жанровых особенностей. Постижение секретов эссе обогатит речь учеников и предоставит возможность пробы своего пера.
Актуальность предлагаемого урока обусловлена тем, что жанр эссе введен в итоговую аттестацию в школе, также активно используется в журналистике, в электронных средствах печати.
“Эссе-опыты”
Цели урока:
- познакомить учащихся с жанром эссе, выделить его жанровые особенности,
- создать его определение
- развивать умение работать в группе, общаться в процессе размышления на заданную тему, воспитывать чувство ответственности за коллективный труд
- учить чувствовать связь времен, понимать актуальность тем в различные эпохи
Форма урока: мастерская
Оборудование урока: большое зеркало на стене, листы ватмана, портрет М. Монтеня
Ход урока
Индуктор. Рассуждение о зеркале. Для чего нужно зеркало? Когда мы им пользуемся? Какие ассоциации возникают при взгляде на этот предмет?
Примеры ответов, ассоциаций: увидеть себя, глаза, отражение, фальшь.
Объявляется тема мастерской “Опыты”. Дается справка о родоначальнике жанра эссе М. Монтене. Учащиеся подбирают синонимы к слову “опыты” - проба, попытка, эксперимент.
Создание творческого продукта в групповом взаимодействии (деконструкция и реконструкция). Учащимся предлагается разделиться на группы по 4-5 человек так, чтобы каждый в группе был отражением другого. Некоторые ребята находят не только внешнее сходство, но и внутреннее.
Творческим группам дается задание прочитать текст эссе “О книгах”, выбрать самую главную мысль на каждой странице (их 3), обсудить с группой и выписать на большой лист ватмана. Результаты вывешиваются на доске и комментируются участниками. Понравившиеся цитаты записываются учащимися в тетрадях.
Примеры цитат: “Мое мнение о книгах не есть мера самих вещей, оно лишь должно разъяснить, в какой мере я вижу эти вещи”, “То, что я излагаю здесь, всего лишь мои фантазии, и с их помощью я стремлюсь дать представление о самом себе”, “Я излагаю свои мысли по мере того, как они у меня появляются”.
Социализация. Цитаты обобщаются и выделяются ключевые слова: я, свобода, мысли, познание, размышление. Делается вывод о сути эссе (свободное изложение своих мыслей с целью заставить читателя задуматься).
Промежуточная рефлексия. Вспомните и выразите одним словом свою реакцию на данный текст. Каждый ученик называет свое слово. Наиболее частым оказывается слово “удивило”.
Делается вывод о том, что в этом и заключается цель эссе - удивить читателя, заставить думать, разбудить в нем самостоятельную мысль. Какими способами автор добивается цели?
Новая информация и ее обработка. Учитель дает новую информацию о Монтене, происходит ее обработка.
Корректировка творческого продукта. Учащиеся делятся на новые группы. Каждый человек берет кусок разрезанной картинки и ищет товарищей с частями от этой картинки, то есть собирает пазл. Идет работа в новых группах с новыми текстами эссе. Названия текстов даны на обратной стороне пазлов-картинок. Задача - выделить отличительные особенности эссе от других жанров, найти изобразительно-выразительные средства.
Социализация. Каждая группа читает свои наблюдения. Материалы обобщаются и записываются в тетрадях.
Примеры записей:
1. Нет вступления.
2. Нет четкой композиции.
3. Использование цитат других людей.
4. Использование жизненного опыта в размышлениях.
5. Мнение не навязывается читателю.
6. Нет точных определений, выводов.
Последний этап. Составление коллективного определения эссе с использованием слов “объем”, “композиция”, “произведение”.
Результат: “Эссе - это прозаическое произведение небольшого объема и свободной композиции, содержащее индивидуальные впечатления, не претендующее на исчерпывающую трактовку предмета”.
В завершении работы учитель предлагает записать цитату Монтеня: “Этот огромный мир и есть то ЗЕРКАЛО, в которое нам нужно смотреться, чтобы ПОЗНАТЬ себя до конца”.
Домашнее задание - написать эссе. Темы выбираются из предложенных учащимися “О любви”, “О цели жизни”.
Общая рефлексия. Ответьте на вопросы:
1. Какие моменты урока запомнились?
2. Изменилось ли Ваше представление об эссе? Как?
Примеры ответов: запомнилась работа с цитатами, высказывания одноклассников, выявление особенностей эссе.
“Представление об эссе изменилось координально, оказывается, это не упрощенное сочинение, а полет мысли, не ограниченный композицией”,
“Я стала лучше понимать, как писать эссе”.
“Считал, что между эссе и сочинением нет разницы, оказалось, что это не так”.
“Имел очень близкое представление об эссе и ранее”.
Список используемой литературы
- Еремина Т. Я. “Мастерские по литературе. 10 класс”. СПб.: “Паритет”, 2004 г.
- Шайтанов И. О. “Зарубежная литература: Эпоха Возрождения: Учебное пособие для учащихся 10-11 кл. общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение,1997 г.
- Артамонов С. Д. Литература зпохи Возрождения: Книга для учащихся старших классов-М. : Просвещение,1994 г.
- Карнаух Н. Л. Письменные работы по литературе 9-11классов-М. : Дрофа, 2003 г.