Урок-лекция с мультимедийной поддержкой по теме "Петербург Пушкина. Петербург Достоевского". 10-й класс

Разделы: Литература

Класс: 10


Цели урока:

  • раскрыть значение образа Санкт-Петербурга в русской литературе (на примере произведений А.С. Пушкина и Ф.М. Достоевского);
  • углубить знания учащихся о творчестве Пушкина и Достоевского;
  • показать сложность и многоплановость, изменчивость города, сопоставляя восприятия Петербурга Пушкиным и Достоевским;
  • развивать восприятие Петербурга, создаваемого литературой, в контексте культуры;
  • воспитывать интерес к прошлому Петербурга, любовь к произведениям русских писателей и поэтов;
  • пробудить желание задуматься о настоящем и будущем Петербурга, создать свой образ Петербурга сегодняшнего.

Эпиграфы к уроку.

  • Люблю тебя, Петра творенье! (А.С. Пушкин)
  • Виноват, не люблю его – окна, дырья, монументы. (Ф.М. Достоевский)

Ход урока

1. Вступительное слово учителя.

Мир вступил на рубеж веков. И это не просто календарная дата, а из нее вырастает, приходя ей на смену, другая. И сейчас, как никогда, хочется осмыслить прошедшее и предугадать будущее, понять, что же можно оставить в прошлом, что же стоит взять с собой.

Кроме того, Петербург играет важную роль в развитии литературы, языка, искусства, науки: он явился центром живого взаимодействия России с Европой и всем миром.

(Видеоролик: виды Петербурга) (Приложение №1)

Петербургом пропитана литература: этот город с его белыми ночами, монументами, историческими центрами, садами, парками, мостами просто не мог не войти в творчество художника, писателя, поэта.

В нашем сознании сложились достаточно устойчивые представления о “ликах” города: о Петербурге первого столетия его жизни, отразившемся в творчестве Кантемира, Тредиаковского, Ломоносова, Радищева; в произведения Пушкина, Гоголя, Некрасова; о городе Достоевского, Блока, Ахматовой, Набокова, Мандельштама; о блокадном городе, чью трагедию запечатлели Берггольц, Шефнер, Гранин, Адамович и многие другие писатели и поэты.

В этих представлениях соединяется образ города и образы писателей, судьба города и судьбы поколения, народа, страны. В сущности, писатели участвовали в создании города вместе с архитекторами, скульпторами, каменщиками, вместе со всеми, кто придавал ему неповторимый облик не только ансамблями камня и зелени, оград и воды, но и речью, одеждой, бытом и повседневным поведением.Но у писателей было особое дело в этом непрерывном процессе градостроительства: их искусство создавало духовный облик города, воздействовало на всех, кто его строил и в нем жил.

(Глиэр “Гимн великому городу”)

(Слайд: Петербург Пушкина. Петербург Достоевского)

Обратимся к XIX веку, к Пушкину и Достоевскому, в творчестве которых Петербург не только одухотворен, но одушевлен.

(Обращение к эпиграфам урока)

Вопрос. По каким произведения этих авторов можно увидеть их отношение к Петербургу, отраженное в этих строках?

2. Петербург Пушкина.

Слово учителя.

“С благоговеньем и тоской объемлю грозный мрамор твой…”

Пушкин и Петербург… Они неразделимы в той же мере, что Пушкин и Россия. Едва ли есть на земле другой город, который был бы воспет столь же вдохновенно, как воспет Петербург Пушкиным.

По проницательному определению Н. Анциферова, великий поэт “является в той же мере творцом образа Петербурга, как Петр Великий – строителем этого города”.

Слайд: “Медный всадник”

Какая дума на челе!
Какая сила в нем сокрыта.
А в сем коне какой огонь!
Куда ты скачешь, гордый конь
И где опустишь ты копыта?

Как символ Петербурга, как визитная карточка “Петра творенья” воспринимается одухотворенный поэтом знаменитый памятник Петру I. Говоря об этом самом известном петербургском памятнике, и через сотни лет будут вспоминать Пушкина. И не только потому, что со школьных лет знают только что прозвучавшие строки, но и потому, что именно Пушкин дал ему имя! Сделанный из бронзы памятник Петру I, никто не называет иначе, чем по-пушкински: “Медный всадник”.

Став героем его поэмы, он получил и ее название.

Слайд: Марсово поле.

А вот во вступлении к этой поэме поэт писал, обращаясь непосредственно к Санкт-Петербургу, как к своему собеседнику:

Люблю воинственную живость
Потешных марсовых полей.

Главное Марсово поле раскинулось между Невой и Мойкой. Бывший Царицын Луг в пушкинское время стал местом главных парадов и воинских “потех”, учений.

Слайд: дом А.Я. Лобанова-Ростовского, львы у входа.

В поэме “Медный всадник” Пушкин поэтически увековечил и другие скульптурные изображения Северной Пальмиры. Вспомним, что герой поэмы Евгений, спасаясь от наводнения, сидел на мраморной скульптуре льва. (Ученик читает отрывок из поэмы : “На площади Петровой…”

Этого “зверя мраморного”, точнее двух, можем видеть и теперь у дома Лобанова-Ростовского (ныне это Адмиралтейский, 12). Он построен в 1820 году Монфераном, а вот львы – работа Трискони.

Идея посадить своего героя на одного из львов была, по всей видимости, подсказана Пушкину “Семейной хроникой” А.В. Кочубея, где приводился факт, что во время наводнения некий Яковлев спасался, забравшись на одного из львов особняка князя Лобанова-Ростовского вблизи Исаакиевского собора и сидел там, пока вода не спала.

Слайд: Михайловский замок.

Был заложен на месте бывшего летнего дворца, по желанию Павла I, в котором он и был убит заговорщиками-гвардейцами. Замок долго пустовал. И только в 1823 году там разместилось Военно-Инженерное училище, и он стал называться Инженерным замком.

Есть сведения, что Пушкин, бывая у своих добрых знакомых братьев Тургеневых, что жили напротив Инженерного замка, а именно на Фонтанке,20, глядя на него из окон квартиры, написал оду “Вольность”, в которой упомянул и замок:

Пустынный памятник тирана,
Забвению брошенный дворец.

(Теперь это филиал Государственного Русского музея).

Слайд: Казанский собор.

Перед гробницею святой
Стою с поникшею главой…

Под ними спит сей властелин,
Сей идол северных дружин,
Маститый страж страны державной,
Смиритель всех ее врагов.

Именно таким - “властелином”, “маститым стражем страны державной” - мы видим вслед за Пушкиным Кутузова, глядя на памятник ему у Казанского собора скульптора Б.И. Орловского. Но Пушкин этого памятника не видел. Он, как и памятник Барклаю-де-Толли, был поставлен спустя год после кончины поэта. Тем не менее, поэт имел представление об этих скульптурах.

Вопрос. Может, кто-то из вас знает эту загадочную историю?

Слайд: Академия художеств.

Ученик. Пушкин был знаком со скульптором Орловским, посещал его мастерскую в здании Академии художеств, где и видел модели памятников полководцам, предназначенных для Казанской площади.

После одной из таких встреч 25 марта 1836 года Пушкин пишет стихотворение “Художнику”, где есть строки:

Здесь зачинатель Барклай, а здесь совершитель Кутузов.

Слайд: Александрийская колонна.

Ученик читает отрывок стихотворения: “Я памятник себе воздвиг нерукотворный…”

Учитель. Как будто подводя итог своего творческого пути, Пушкин обращается именно к этому грандиозному монументу на дворцовой площади для метафорического сравнения. Колонна поставлена как памятник императору Александру I, чье царствование ознаменовано исторической победой русского народа над Наполеоном в войне 1812 года. Она стала самой высокой не только в России, но и в мире (ее высота 47,5 м.).

Слайд: Аничков дворец.

Здесь впервые, пожалуй, после Инженерного замка мы сталкиваемся с другой стороной пушкинского Петербурга.

В Аничковой дворце Пушкин бывал не единожды. Здесь он и был особенно обижен царем.

1 января 1834 года поэт отмечает в “Дневнике”:

“Третьего дни я пожалован в камер-юнкеры (что довольно неприлично моим летам). Но двору хотелось, чтобы Наталья Николаевна танцевала в Аничковом”.

На балах в этом дворце особенно строго соблюдался придворный этикет.

В том же “Дневнике” можно прочесть такие записи:

“В прошедший вторник зван я был в Аничков. Приехал в мундире. Мне сказали, что гости во фраках. Я уехал… Государь был недоволен…”

Эти отрывки из “Дневника” производят тяжкое впечатление.

Слайд: Салон у Е.А. Карамзиной.

В гостиной истинно дворянской
Чуждались щегольства речей
И щекотливости мещанской
Журнальных чопорных судей
Хозяйкой светской и свободной
Был принят слог простонародный

Дух Петербурга царил в салонах.

Салон пушкинского времени – это политический, литературно-художественный кружок из людей избранного круга, собирающийся в доме частного лица. Как правило, в Петербурге это была выдающаяся женщина – царица салона, блиставшая остроумием, талантом или красою.

Пушкин был вхож в салоны Голицыной и дочери директора Академии художеств Олениной. Но все же образованнейшая и культурная часть петербургского общества собиралась у Екатерины Андреевны Карамзиной

(вдовы Карамзина) на улице Гагаринской. Это был “истинный оазис литературных и умственных интересов”, единственный в Петербурге дом, где не играли в карты и говорили по-русски.

Слайд: Набережная реки Мойки, кондитерская Вульфа и Беранже, памятник на месте дуэли Пушника.

В эту кондитерскую Пушкин заезжал перед дуэлью, отсюда отправился на Черную речку. На месте дуэли теперь стоит памятник.

По адресу: Набережная реки Мойки, 12 – располагается последняя петербургская квартира Пушкина, где он и провел свои последние годы жизни.

3. Петербург Достоевского.

Слово учителя.

Для Достоевского Петербург – “самый умышленный и отвлеченный город в мире”. Наверное, вам известен тот факт, что Достоевский написал больше 30 произведений и в 20 из них присутствует Петербург. Иногда как фон, чаще как действующее лицо. Прозаическое, реальное у Достоевского всегда граничит с фантастическим.

Петербург предстает перед Достоевским прекрасным, романтическим городом. Но, как все романтики, Достоевский чувствует в нем оборотную, трагическую суть. Белые ночи добавляли к мистическому образу Петербурга дополнительные романтические краски. Ощущение Петербурга как города-фантома, города-призрака сохранится у Достоевского на всю жизнь.

Слайд: Военно-Инженерное училище.

С января 1838 года, после поступления в Инженерное училище, Достоевский три года прожил в Михайловском замке, одном из самых угрюмых и мрачных из всех Петербургских зданий. В эти годы он пишет брату:

“Мне кажется, мир принял значение отрицательное”.

Слайд: дом к. Я. Пряничникова.

Еще не окончив училища, Достоевский поселился в доме Пряничникова на Владимирском проспекте. Здесь были написаны “Бедные люди”.

В это время писатель окончательно ощущает двойственность петербургского бытия. Город-мечта превратился город-призрак.

Достоевский в это время пишет: “Что, не приходило вам в голову, что в Петербурге угрюмые улицы? Мне кажется, это самый угрюмый город, какой только может быть на свете”.

Именно таким чаще всего мы видим Петербург “Преступление и наказание”.

Слайд: Исаакиевская площадь.

Вопрос. Что мы знаем об этой площади из романа “Преступление и наказание”?

Ученик.По Вознесенскому проспекту, через Исаакиевскую площадь и через Неву по Николаевскому мосту (ныне мост лейтенанта Шмидта) проходит путь Раскольникова на Васильевский остров. А также на Сенную площадь. Здесь в XVIII веке находился только сенной ряд. Затем был оборудован из деревянных бараков продовольственный рынок.

Для описания этих мест Достоевский не жалеет мрачных красок в своем романе:

“Совсем уже стемнело и погода переменилась, было сухо, но подымался скверный петербургский ветер, язвительный и острый, мне в спину, и взвивая кругом пыль и песок. Сколько угрюмых лиц простонародья, торопливо возвращавшихся в углы свои с работы и промыслов. У всякого своя угрюмая забота на лице и ни одной-то, может быть, воссоединяющей мысли в толпе!.. все врозь…”

И даже в описании самых красивых мест сквозит неприязнь:

“Необъяснимым холодом веяло… всегда от этой великолепной панорамы; духом немым и глухим полна была… эта пышная картина…”

Слайд: дом Шиля.

Часто переезжая, Достоевский предпочитает в основном два района – вокруг Владимирской площади и рядом с Сенной. Своих героев он расселяет поблизости.

Не исключение еще одна квартира Достоевского. Она располагается в доме Шиля на Вознесенском проспекте.

В этом доме были написаны “Белые ночи”, “Неточка Незванова”.

Его Раскольников сообщает: “Я живу в доме Шиля”. Но домов Шиля несколько. Условно принято считать домом Раскольникова тот, что под номером пять (это угол Гражданской и Пржевальского).

Но так как в XIX веке все доходные дома были похожи, домом Раскольникова можно считать любой из них.

Вопрос. Чем еще этот дом знаменателен?

Ученик. Именно здесь Федор Михайлович был арестован по делу петрашевцев. Из этого дома его увозят в Петропавловскую крепость.

Слайд: Алексеевский равелин. Петропавловская крепость.

Здесь Достоевский провел целых восемь месяцев в одиночной камере. Отсюда он напишет брату: “… вечное думанье и одно только думанье, безо всяких внешних впечатлений, чтоб возрождать и поддерживать думу, - тяжело! Я весь как будто под воздушным насосом, из которого воздух вытягивают…”

Петербург у Достоевского приобретает все большую раздвоенность, единство города рассыпается, раздваивается, как сознание у его героя Раскольникова.

Слайд: дом Алонкина.

В дом Алонкина Достоевский переехал после трагических событий в своей жизни: он потерял жену, брата, близкого друга – А. Григорьева.

Этот дом находится на Мещанской улице. Именно здесь Достоевский работал над романом “Преступление и наказание”, именно в этот дом к нему впервые пришла стенографистка Анна Григорьевна Сниткина, ставшая впоследствии его женой и верным другом на всю жизнь.

Основным населением Малой Мещанской были люди, принадлежавшие к мещанскому сословию: ремесленники, мелкие торговцы, бедные чиновники.

Слайд: дом Раскольникова, дом старухи-процентщицы.

Вернемся на Сенную площадь. Ее пересекает Садовая улица. Именно через Садовую шел Раскольников, отправляясь на преступление, когда решил пойти не обычным, высчитанным путем, а в обход. Он идет по Екатерининскому каналу (ныне канал Грибоедова), недалеко отсюда расположен и дом Алены Ивановны (№ 15 по Средней Подьяческой улице).

Слайд: Вознесенский проспект и дом Сони Мармеладовой.

Вопрос. Как представлен в творчестве Достоевского Вознесенский мост?

Ученик .Вознесенский мост соединяет Вознесенский проспект, который запечатлен почти во всех петербургских произведениях Достоевского. В маршруты Раскольникова Вознесенский проспект попадает часто. Именно здесь ему удается избавиться от украденных у старухи вещей.

Учитель. Но в романе встречаются и топографические несоответствия. Так сцена сумасшествия Екатерины Ивановны происходит недалеко от Вознесенского моста, а Достоевский пишет, что это рядом с домом Сони Мармеладовой. А ведь известно, что дом Сони был рядом с Екатерининским каналом.

Не случайно исследователи К.А. Кумпан и А.М. Конечный пишут:

“Сложная картина нарушения реальной топографии Петербурга создает специфический образ города в романе: с одной стороны – город-двойник, отраженный как бы в кривом зеркале, где улицы и расстояния не соответствуют реальным, а дома героев и их местонахождение подвижны и неуловимы”.

Таким образом, Петербург у Достоевского уже никогда не бывает единым, гармоничным.

Слайд: дом Клинкострема.

В Кузнечном переулке под номером пять располагается дом Клинкострема. Здесь в квартире №10 Достоевский прожил последние годы жизни.

Слайд: кабинет Достоевского в последней квартире, портрет А.Г. Сниткиной (Достоевской).

А.Г. Достоевская так и осталась до конца своих дней хранительницей музея своего мужа, хранительницей его Петербурга.

Слайд: памятник Петру I – “Медный всадник”.

“Мне сто раз среди этого тумана задавалась странная, но навязчивая греза: “А что, как разлетится этот туман и уйдет кверху, не уйдет ли с ним вместе и весь этот гнилой, склизлый город, подымется с туманом и исчезнет как дым, и останется прежнее финское болото, а посреди его, пожалуй, для красы, бронзовый всадник…”

Ф.М. Достоевский “Подросток”

Вопрос. Каким вы видите Петербург Пушкина, а каким Достоевского?

И тем не менее Достоевский-реалист был мечтателем. Однажды он напишет: “Есть у меня в Петербурге несколько мест счастливых, где я почему-нибудь бывал когда-нибудь счастлив, и что же – я берегу эти места и не захожу в них как можно дольше нарочно, чтобы потом, когда буду совсем один и счастлив, зайти, погрустить и припомнить…”

Но что это за места – Достоевский не открывает нам эту тайну.

Задание. Подумайте, что это могли быть за места.

Вопрос. Как вам кажется, где могли соприкасаться пути Пушкина и Достоевского, на каких улицах, у каких зданий, сооружений они могли встретиться?

4. Работа с приложением №2

Слайд: “Пиковая дама” и “Преступление и наказание”.

И все же в произведениях этих, таких разных писателей, есть и общее виденье Петербурга. Пушкин, рассказывая историю Германа в повести “Пиковая дама”, рисует Петербург мрачным, угрюмым, подстать душевному состоянию своего героя и очень похоже на описание Петербурга Достоевским.

Задание. Прочтите описания состояний Германа и Раскольникова, описания Петербурга. Видите ли вы в них сходство? В чем?

5. Работа с приложением №3.

Слайд: “Евгений Онегин” и “Белые ночи”.

Эти произведения о любви, любви неразделенной. В них свет, есть печаль, но и печаль эта тоже светла. В творчестве Достоевского похожее чувство мы встречали разве что в романе “Идиот”.

Задание. Прочтите отрывки из произведений, сравните описание Пушкиным и чувства влюбленных героев: Мечтателя и Онегина.

6. Вывод.

Петербург Пушкина и Петербург Достоевского – это два разных города. Читая произведения этих писателей, как будто попадаешь в разные города. Петербург у Пушкина торжественен, величествен, пышен и красив. У Достоевского это город-призрак, город-фантом, который ломает судьбы людей, уничтожает личность.

Но пути Пушкина и Достоевского все же пересекаются, и не только на улицах, проспектах и мостах Петербурга, а и в их произведениях. Это тоненькие, еле видимые ниточки, но все же они есть.

7. Слово учителя.

(Обращение к доске: портреты писателей и фотографии памятников им в Петербурге).

Пушкин и Достоевский остались в Петербурге навсегда. Воспетый Пушкиным и показанный неоднозначно Достоевским город не перестает волновать писателей, художников, поэтов, композиторов.

8. Работа с приложением №4.

Задание. Перед вами стихотворения поэтов XX века. Прочтите их, как вам кажется, какие строчки перекликаются со строками Пушкина, а какие – Достоевского? Обоснуйте свою точку зрения.

Слайд: Современный Петербург.

Задание. Попробуйте записать несколько своих мыслей о том, каким вы видите Петербург сегодня. Что составляет теперь образ города?

Через несколько минут ребята читают свои работы.