Урок-мастерская в 6-м классе по теме: "Краткость и изобразительность миниатюр М.М. Пришвина"

Разделы: Литература


Если писатель, работа, не видит за словами того, о чём он пишет, то и читатель ничего не увидит за ними.
Но если писатель хорошо видит то, о чём он пишет, то самые простые и порой даже стёртые слова приобретают новизну,
действуют на читателя с разительной силой и вызывают
У него те мысли, чувства и состояния, какие писатель
хотел ему передать.

К. Г. Паустовский.

ХОД УРОКА

Прочитайте эпиграф, записанный на доске. Как вы понимаете слова Паустовского?

Что такое, по вашему мнению, миниатюра? Легко ли, по-вашему, написать миниатюру? Чем для этого прежде всего должен обладать автор?

Чтобы написать миниатюру, надо быть очень наблюдательным и уметь хорошо выразить основную мысль и то, что ты увидел в слове. В словаре Ожегова даётся объяснение слова “миниатюра”: произведение литературы малой формы.

Сегодня мы попробуем стать внимательными и точными, попытаемся приобщиться к тайне творчества М. М. Пришвина.

1 задание. В каких художественных приёмах может использоваться словосочетание “рубиновый глаз”? Приведите свои примеры и запишите их.

Эпитет. Рубиновый глаз кролика внимательно смотрел на меня.

Сравнение. На её руке сверкал бриллиант, как рубиновый глаз.

Метафора. Рубиновый глаз солнца едва выглядывал из-за туч.

- Послушайте миниатюру М. Пришвина “Рубиновый глаз”. Какой приём использует автор? Какую картину помогает создать это словосочетание?.

Рубиновый глаз.

Морозная тишина. Вечереет. Темнеют кусты неодетого леса, будто это сам лес собирает к ночи свои думы. Через тьму кустов глядит солнце рубиновым глазом, через кусты этот красный глаз не больше человеческого.

2 задание. Вставьте в пейзажную миниатюру Пришвина подходящие сравнения. Вспомните, как могут присоединяться сравнения. (С помощью союзов как, будто, словно, точно, как будто). Объясните свой выбор. (Тексты раздаются).

Голубые тени.

Возобновилась тишина, морозная и светлая. Вчерашняя пороша лежит по насту,_____, со сверкающими блёстками. Наст нигде не проваливается, и на поле, на солнце, держит ещё лучше, чем в тени. Каждый кустик старого полынка, репейника, былинки, травинки,___, глядится в эту сверкающую порошу и видит себя голубым и прекрасным.

(как пудра; как в зеркало)

Какие ещё художественные приёмы использовал Пришвин в этой миниатюре? Приведите примеры эпитетов, олицетворений.

3 задание. Составьте и запишите свою миниатюру по первой строке М. Пришвина. Используйте в своей работе выразительные средства: “богатый ручей”, “кружева на лугу”, “солнце изорвало кружева”, “льдинка умирала”, “золотые капли”.

Видел ли кто –нибудь, как умирает лёд на лугу в лучах солнца?(Вчера ещё это был богатый ручей: видно по мусору, оставленному им на лугу. Ночь была тёплая, и он успел за ночь унести почти всю свою воду и присоединить её к большой воде. Последние остатки под утро схватил мороз и сделал из них кружева на лугу. Скоро солнце изорвало все эти кружева, и каждая льдинка отдельно умирала, падая на землю золотыми каплями. )

Примеры ученических работ смотри в Приложение 1.

Чтение миниатюры Пришвина и оценка ученических работ.

4 задание. Напишите сочинение –миниатюру “Слезы радости”. Подчеркните использованные выразительные средства.

Примеры ученических работ в Приложении 2.

-Послушайте миниатюру Пришвина и сравните её со своей.

Ночью поехали в Териброво, вышли на глухарей в час ночи и под непрерывным дождём проходили в лесу бесплодно до восьми. Ни одна птичка не пикнула. При возвращении увидел осину с набухшими почками, - ту, которая в прошлый раз в темноте на морозе так пахла. А дождь шёл до утра.

И встало серое утро, и лес , умытый, в слезах радости или горя, - не поймёшь. Но даже через стены дома слышалась птичка, т через это мы поняли, что не горе, а радость сверкала за окном на ветках берёзы.

5 задание. Представьте себя ромашкой и напишите маленькую исповедь. О чем может думать этот простой цветок? Что может чувствовать?

Примеры ученических работ в Приложении 3.

Оценим работы друг друга.

Познакомимся с миниатюрой Пришвина.

Радость какая! На лугу в лесу встретилась ромашка, самая обыкновенная “любит –не любит”. При этой радостной встрече я вернулся к мысли о том, что лес раскрывается только для тех, кто умеет чувствовать к его существам родственное внимание. Вот эта первая ромашка, завидев идущего, загадывает “любит –не любит?” “Не заметил, проходит не видя, не любит, любит только себя. Или заметил… О, радость какая: он любит! Но если он любит, то может даже сорвать”.

Итог урока. Легко ли быть внимательным? Легко ли подбирать точные и выразительные слова? Легко ли увидеть необычное в обычном?

Дома попробуйте написать миниатюру про снег или березу.