Литература
-
Урок-диалог с элементами комплексного анализа текста по теме "Идейно-художественное своеобразие поэмы А.Ахматовой «Реквием»" 2008
Представлен конспект урока литературы по теме " Идейно-художественное своеобразие поэмы А.Ахматовой "Реквием". Осознание своеобразия поэмы А.Ахматовой "Реквием" происходит путем осмысления образного строя и художественных особенностей произведения. Цель достигается через реализацию методов и приемов, актуализирующих в сознании учащихся смыслообразующую и рефлективную функции.
-
Урок-дискуссия "Вот как человек был наказан за …" 2012
Для писателя понятие "свобода" связано с понятием "правда" и "подвиг".Горький использует жанр литературной легенды, потому что он как нельзя лучше подходит для его замысла: воспеть все лучшее, что может быть в человеке. В своем любимом романтическом герое Данко он подчеркивает человеколюбие, доброту, желание пожертвовать собой ради счастья своего народа.
-
Урок-дискуссия в 11-м классе на тему: "Человек — революция — война" (4 часа) 2006
Цель урока: дать представление о сложности и многообразии жизни, в которой все приходится каждый раз решать заново и за все отвечать самому. Задача: обогащать нравственно-эстетическое сознание учащихся теми художественными открытиями, которые сделали писатели в поисках ответов на извечные и неразрешимые вопросы...
-
Урок-дискуссия по драме А.Н. Островского "Гроза" в 10-м классе. "Луч света" или "Привлекательная иллюзия"? Трактовка образа Катерины в русской литературной критике (Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, А.А. Григорьев, М.А. Антонович) 2008
Урок-дискуссия по драме А.Н. Островского «Гроза» в 10-м классе. Урок строится как обобщение изученного материала в форме дискуссии. Методом сопоставления разных трактовок образа Катерины в русской литературной критике 1860-х годов учащиеся приходят к собственным оценкам этой героини, развивают критическое мышление и умение аргументированно доказывать свою точку зрения, привлекая текстовый материал.
-
Урок-дискуссия по драме А.Н.Островского "Гроза" с участием психологов 2022
Первое систематическое изучение закономерностей жизненного пути было предпринято Ш.Бюлер и ее сотрудниками в Венском психологическом институте в 20–30-е гг. На основе изучения реальных биографий представителей различных социальных групп Шарлотта Бюлер сформулировала идею о своеобразии жизненный путь человека. На основе этих исследований была создана периодизация жизненного пути личности, главным мотивом которого была признана потребность личности в самоосуществлении. С 1940 г., в американский период своего творчества, работала в русле гуманистической психологии (совместно с Маслоу, Карлом Роджерсом).
-
Урок-дискуссия по литературе в 10-м классе "Достоевский и христианство" (по программе А.Г. Кутузова "В мире литературы) 2009
В современном обществе возникает немало проблемных ситуаций в вопросах освещения веры и атеизма. Творчество Ф.М. Достоевского позволяет помочь учащимся преодолеть определенный психологический барьер. Изучение темы "Достоевский и христианство" предложено в первом, вводном уроке, перед изучением романа "Преступление и наказание", но опирается на ранее изученные произведения.
-
Урок-дискуссия по теме "Тема любви в пьесах А.Н. Островского" в 10-м классе 2008
Этот урок является итоговым в разделе "Художественный мир А.Н. Островского". Этот урок имеет значение для углубления представления учащихся об А.Н. Островском-драматурге для дальнейшего обучения навыкам самостоятельного анализа драматического произведения, самостоятельной работы с дополнительной критической литературой, для развития стремления к самообразованию у старшеклассников. Выбранная тема является актуальной для учащихся данного возраста.
-
Урок-дискуссия. М.Горький "Старуха Изергиль" 2009
В основе рассказа «Старуха Изергиль» лежит поиск незаурядной личностью разных возможностей своей связи с людьми. Проблема волнует и нас, живущих в XXI веке.
-
Урок-диспут "Взаимосвязь между рассказами Л.Н. Толстого и основой жизнедеятельности в современном техногенном мире" 2010
На уроке идет обсуждение проблемы гуманного отношения к страдающим людям, попавшим в беду, представление о гуманном отношении к человеку, обсуждение проблемы последствий неосторожности и их предотвращении. Данные проблемы обсуждаются посредством восприятия рассказов Толстого Л.Н.
-
Урок-диспут "Молчалины блаженствуют на свете?" 2013
Урок литературы в 9-м классе проводится в форме диспута с целью выработки умений и навыков отстаивать свою точку зрения доказательно, опираясь на осмысление прочитанного (хорошее знание текста, понимание авторской позиции и способов ее выражения); умения работать с критической литературой; развития речи учащихся как монологической, так и диалогической.
-
Урок-диспут «Прошлое, настоящее и будущее России в поэме Н.В. Гоголя "Мёртвые души"» 2011
На уроке показывается мастерство Н.В. Гоголя в изображении мира человеческих чувств; дети учатся отстаивать свое мнение, приводя веские аргументы из текста и из жизни; обращается внимание на актуальность и вневременную ценность поэмы.
-
Урок-диспут в 6-м классе "Ш.Галиевнец "Минем беренче гомерем" 2010
Бу дәрес эшкәртмәсендә Ш. Галиевнең “Минем беренче гомерем” әсәрендә халык педагогикасы” темасына дәрес-диспут тәкъдим ителә. Автор новелла-хикәяләрдән төзелгән истәлек китабында халык әйтемнәренә, мәкальләргә зур игътибар биргән. Борынгы бабаларыбыздан сакланган гыйбрәтле әйтемнәрне балалар белән бергәләшеп ачыклау, анализ ясау киләчәк көннәрендә аларны күп ялгыш адымнар ясаудан саклап калыр дигән теләктә калам. (Материал на татарском языке.)
-
Урок-диспут по литературе в 10-м классе "Ф.Достоевский и современность" 2010
Данный урок - один из уроков по работе над эффективным общением в споре. Он поможет оценить речевые умения старшеклассников, умение формулировать основную авторскую идею, умение структурировать небольшой текст, высказывать личную точку зрения о прочитанном произведении.
-
Урок-зачет "Вертушка" по роману М.А. Шолохова "Тихий Дон" 2008
Данная групповая форма проведения зачёта очень нравится старшеклассникам. Состав групп постоянно меняется. Каждый ученик за каким-то столом играет роль ведущего. Готовясь к уроку, учащиеся выполняют групповые и индивидуальные разноуровневые задания, предполагающие самостоятельное исследование, аналитическую работу. На этом уроке присутствуют и активный диалог, и дискуссия, и рассуждения, и оценка разных точек зрения. Представлены разные модели совместной деятельности.
-
Урок-зачет (контроль знания текста) по поэме А.С.Пушкина "Медный всадник" 2006
Такие уроки (после знакомства с системой работы ярославского учителя З.А. Павловой) провожу в системе уже несколько лет. В данной статье представлен урок-зачет по тексту поэмы А.С.Пушкина "Медный всадник" (урок провожу в системе внеклассного чтения в 7-м классе после изучения поэмы Пушкина "Полтава"). В приложении даются ключи к заданиям и критерии оценивания учащихся.
-
Урок-зачет в игровой форме по теме "Преданья старины глубокой" 2011
Цель урока: повторить и закрепить знания по древнерусской литературе. Расширить представления детей о положении Русской земли в эпоху "Слова". Продолжить работу над развитием речи. Игра создает живой интерес детей к учебному предмету, является мощным толчком в развитии их познавательных интересов.
-
Урок-зачет по литературе в 10–11-х гуманитарных классах на тему "…Жизнь – она особенный предмет… без истины стыдно жить" 2009
Лингворечевой компонент по русской литературе включает всю речемыслительную деятельность учащихся, которую учитель организовывал 11 лет на уроках в связи с изучением предусмотренных программой литературных произведений. По окончании третьей четверти в выпускном классе в рамках контроля знаний и умений проводится урок-зачет. К такому открытому уроку готовятся заранее, получив руководство к действию на уроке-консультации.
-
Урок-зачет по теме "Русские народные сказки". 5-й класс 2014
Урок-зачёт по сказкам разработан с целью актуализации и обобщения знаний по изученному разделу. Данный урок был апробирован и имеет положительные отзывы со стороны учащихся. Ребята с интересом работают на уроке и получают хорошие отметки.
-
Урок-игра "В мире древнегреческих мифов". 6-й класс 2011
Литературную игру можно проводить в рамках учебного времени по итогам изучения темы, а также как внеклассное мероприятие. Задания игры позволяют не только проверить знания учащихся по литературе, но и связать их со знаниями ребят по истории Древней Греции и истории Санкт-Петербурга.
-
Урок-игра "В мире приключений и фантазий" 2010
Увлекательное представление, позволяющее в игровой форме познакомить детей с героями приключенческих романов Д.Свифта "Путешествие Гулливера" и Р.Распе "Приключения барона Мюнхгаузена". Работа проведена в качестве внеклассного мероприятия по литературе в рамках Недели гуманитарных предметов.
-
Урок-игра "В поисках сокровищ" (по роману Р.Л. Стивенсона "Остров сокровищ") 2006
Знакомство с художественной литературой, с эволюцией её возникновения и развития немыслимо без изучения зарубежной литературы. Однако многие шедевры трудны для восприятия учащихся 4–5-х классов. Поэтому часто на уроках зарубежной литературы я использую ролевые игры, в которых дети с удовольствием участвуют. Данный материал – интегрированный урок-игра, где проверяются знания учащихся по литературе и географии, развиваются творческие способности детей, прививается интерес и любовь к литературе.
-
Урок-игра "До свидания, сказка!" 2009
Знают ли наши дети сказки? Это выяснит наша викторина.
-
Урок-игра "Литература +" по повести И.С. Тургенева "Ася". 8-й класс 2011
Цель урока: обобщить знания о прочитанном произведении, научить аргументированно высказывать собственные мысли, развить практические умения работы с текстом.
-
Урок-игра "Нарушитель любви к ближнему первым из людей предает самого себя" (Б.Пастернак) 2007
Урок-игра по литературе в 11-м классе закрепляет интерес одиннадцатиклассников к проблемам нравственности на примере произведений литературы, искусства, жизненного опыта, готовит к экзамену по литературе. Развитие умения нешаблонно мыслить, творчески подходить к решению поставленной задачи, создание доверительной атмосферы в классе возможно через уроки-игры. Умение примерить на себя чужую роль, соотнести ее со своей жизненной позицией помогает учащимся разобраться в непростых вопросах взаимоотношений.
-
Урок-игра "По следам прочитанных произведений" 2022
Представлена презентация к уроке-игре "По следам прочитанных произведений".
-
Урок-игра "По страницам "Слова"" 2012
Урок-игра позволяет расширить кругозор учащихся путём знакомства с переводами произведения разными авторами на современный русский язык и проверить уровень восприятия «Слова». Он может быть использован при изучении произведения, так и во внеурочных мероприятиях.
-
Урок-игра "Путешествие на теплоходе "А.С. Пушкин". Сказки пушкинской поры" 2006
Урок-игра знакомит учащихся со сказочными произведениями А.С.Пушкина.
-
Урок-игра "Путешествие по сказкам Г.Х. Андерсена" 2010
Данное мероприятие позволит учителю расширить знания учащихся о сказках Андерсена, познакомить с тематикой сказок, с героями, научит работать в группах, пробудит интерес к чтению. Кроме этого, использование презентации при проведении игры будет способствовать повышению познавательного интереса у учащихся.
-
Урок-игра "Суд над Хлестаковым". 8-й класс 2007
Урок-суд позволяет рассматривать вещи с разных точек зрения. Становится видна их сложность, неординарность, а мы сами становимся мудрее и не столь скоропалительны в своих оценках и приговорах. Основная задача суда - не только осудить Хлестакова, но и в ходе процесса раскрыть моральный облик потерпевших - городничего и чиновников, показать их истинное лицо, страх перед возмездием за совершенные поступки.
-
Урок-игра "Счастливый случай" (к 200-летнему юбилею Царскосельского лицея) 2012
В ходе проведения урока детям представляется возможность открыть для себя мир пушкинского лицейского братства и познакомиться с особенностями обучения и преподавания в Лицее. Урок успешно апробирован на практике и рассчитан на детей 12‒15 лет..