Урок-беседа с элементами диспута на тему: "Нравственные искания Андрея Болконского"

Разделы: Литература


ЦЕЛЬ:

  • Выделить важные этапы в духовном развитии А.Болклнского.
  • Помочь осмыслить всю сложность исканий А.Болконского.
  • Выявить авторское отношение к герою и определить свои взгляд на героя и его поступки.

ЗАДАЧИ:

  • Учиться аргументировать свои мысли, отстаивать мнение.
  • Совместный поиск истины.

Эпиграф: “Чтобы не для одного меня шла моя жизнь...” Л.Н. Толстой

I. Литературная разминка “умники и умницы”. (по тестам).

II. Беседа с элементами дискуссии.

  • Вчитайтесь в тему урока и попробуйте сформулировать цели урока, т.е. что мы должны выяснить, говоря о нрав. исканиях А.Болконского.
  • Теперь поговорим о князе Андрее.
  • Чем привлекает вас этот герой?
  • Давайте вспомним начало романа.
  • Где и когда автор впервые знакомит нас с князем Андреем? (в Салоне А.П.Шерер 1805 г. Петербург)
  • Еще не зная его мы уже можем о нем сказать нечто важное.
  • Чем отличается от всех гостей?
  • Что же именно?
  • Ему не по себе в светском обществе.
  • Это высокообразованный человек.
  • У него скучающий вид.
  • Он смотрит на всех прищурившись. Его красивое лицо портит гримасса.
  • Досадливо морщится, когда его сзади трогает Пьер (потому что не знает, что это он).
  • Для чего идет Андрей на войну, которую Пьер считает несправедливой?
  • А как вы думаете, слава - это и есть самое главное, что необходимо человеку?
  • Он карьерист.
  • Суворов говорит “Плох тот солдат, который не мечтает быть генералом”.
  • Этим он нам и симпатичен.
  • Но ведь хотеть быть генералом можно по-разному. Один продвигается по службе благодаря своим силам и способностям, “каждый должен стремиться достичь в своем деле совершенство”. А другие, как Жерков, Несвицкий, ценой жизни других.
  • А для чего хочет выдвинуться в жизни князь Андрей?

“Хочу славы, хочу быть извест. людям”.

  • Да тут все вместе. Тщеславие, свойственное всему “светскому обществу” его тоже задевает.
  • Но почему Андрей нам симпатичен?
  • Он молод. Мечтательность свойственна молодым. В этом нет ничего дурного. Но когда он мужает, становится мудрее, меньше тщеславия в его мечтах.
  • Когда князь Андрей понял пустоту своей мечты?
  • Чем является для него небо Аустерлица?

(Символ нового понимания жизни кроме славы, есть нечто важнее).

  • Итак. Болконский после войны 1805-1807гг возвращается домой. Живет в своем имении. Его душевное состояние тежелое. Мечты о славе его больше не занимают. К чему стремиться?
  • Чему посвящает себя князь Андрей после Аустерлица? Где находит применение своим силам?
  • Что возрождает князя Андрея к жизни?

(дружба Пьера, разговор в Богучарове и на пароме).

Пьера поразило то, что “взгляд Андрея был потухший, мертвый, Пьер заметил в нем “сосредоточенность и убитость”. Безразличность, небо справедливое, он ищет и в жизни справедливость и совершенство.

  • Послушаем диалог Пьера и Андрея (о добре и зле, смысле жизни)
  • C чем не может согласиться Пьер?

(“Жить только так, чтобы не делать зла...этого мало...наслаждение делать... добро есть единственное счастье в жизни”)

  • С чем не соглашается князь Андрей?

(Считает, что нужно жить, не принося людям зла).

  • Кто прав в этом споре?
  • Что принесла эта встреча князю Андрею?

(“Надо жить, надо любить, надо верить”, - говорит Пьер.

“Да, коли б так было!” - воскликнул князь Андрей (отриц).

“В первый раз после Аустерлица он увидел высокое, вечное небо... и что-то давно заснувшее, что-то лучшее, что было в нем, вдруг радостно и молодо проснулось в его душе...”

  • Что открылось князю Андрею в момент встречи с Наташей”

(В Отрадном).

“И дела нет до моего существ. - вот что больно, что он чужой для этой девушки. А она ему не должна быть чужая , ему любопытно знать о чем она может думать, чему она рада”.

Потребность контакта с др., узнает новые интересы и чувства.

  • Как Толстой показал перемены, произошедшие с князем Андреем?

(с помощью пейзажа)

“Нет жизнь не кончена в 31 год.”

  • Князь Андрей возвращается к общественной жизни. Почувствовал себя ожившим и помолодевшим. “Пока я жив, надо жить и быть счастливым,”-решает Андрей.

Болконский уезжает за границу. Они расстаются с Наташей, Андрей не прощает ее.

  • Почему Андрей не прощает Наташу?
  • А Пьер простил, почему?
  • Когда Андрей простил Наташу?
  • Почему прощает ее? Стал слабее?

(Переосмысливает свою жизнь. Впервые думает не о себе, а о ее боли и страдании).

  • Много ему пришлось перенести, поэтому он становится мягче, добрее, мудрее.

III. Обращение к эпиграфу и целям в начале урока.

“Чтобы не для одного меня шла

жизнь”.

IV. Схемы нравственного искания героев.

Чит. сочинения - ЭССЕ. и д/з.

V. Раскольников и Болконский.

  • Что сближает и отличает?
  1. Все.
  2. 4 чел. - на карточках
  3. Сочинение “Лучшие минуты жизни А.Болконского.
  4. В чем смысл Жизни А.Болконского?
  5. Как стать счастливым?
  • Он умный, понимает жизнь, разбирается в политике.
  • А самое главное - не карьерист, не трус, не ждет “уютного местечка”.

(зачит. I т. I ч. 1 гл.)

 

 

 

 

“Я иду потому, что эта жизнь не по мне”.

(зачит. I т. I ч. 6 гл.)

  • Нет, слава, это для себя.
  • А я считаю, что Андрей хочет заслужить славу подвигом.

 

 

 

 

  • Чтобы проявить свои силы.
  • Но и о почестях думает.

(зачит. I т. III ч. 12 гл.)

  • Он хочет добиться славы честно. Совершить подвиг.
  • Ищет смысла жизни.
  • После Аустерлицкого сражения его мечты показались ему ничтожными, а Наполеон - мелким.

(Чтение наизусть “Небо Аустерлица”).

 

  1. Преобраз.в имении.
  2. Воспитание сына.
  3. Анализ ст.реформы, воен. уставов.
  4. Работа в комиссии Сперанского.

 

 

 

 

Чтен. по ролям II т. II ч. 11, 12 гл.

 

 

 

 

  • Пьер.
  • Но его деятельность оказывается не такой уж полезной.
  • Андрей, он мудрее.
  • Каждый прав по-своему.
  • Главное-они ищут смысла жизни.

(зачит стр.89)

Возрождение к жизни.

(зачит. II т. III ч. 2, 16 гл.)

 

 

 

 

Чт.наизусть описание дуба.

Дуб раскрывает смысл жизни, символ радости.

 

 

 

 

 

 

  • Он по характеру ч-к жесткий, гордый. Не мог принять Наташу слабой,растерянной.
  • А Пьер добрее, пожалел Наташу.
  • Раненый, лежа в избе, понял, как был жесток

(зачит. III т. III ч. 32 гл.)

 

 

В чем смысл жизни?

 

  • Обращение к схемам и рисункам.
  • Творческая группа.
  • “Лучшие минуты жизни А.Болконского”-ЭССЕ
  • рассм.рис. “Андрей на бале с Наташей”
  • Звучит гр.запись.

Литература

  1. Е.А.Самойлова. Лит-ра. Единый государственный экзамен. М.2005.
  2. Л.И.Косивцова. Лит-ра 10 кл. Поурочные планы. Волгоград. 2003.
  3. Б.И.Турвянская. Лит-ра в 10 кл. “Урок за уроком”. М.2003.
  4. Ю.И.Лыссый. Лит-ра 10 кл. М.1999.
  5. Н.И.Бражник. “Система уроков по изучению р. Л.Н. Толстого “Война и мир”.
  6. И.В.Булгакова. “Нестандартные уроки лит-ры в 10-11 кл.” М.2004.
  7. Л.Н.Савина “Уроки лит-ры в 10 кл.” Волгоград 2002.
  8. В.А.Лазарева. “Концентуальные схемы анализа худ-ых произведений, изучаемых в 9-10-х кл.”. ж-л “Рус.яз. и лит.” (в ср. уч.зав. УССР) № 7, 1991.
  9. О.И.Любимов “Путь к худ-ому слову. Опорные схемы по р. Л.Н.Толстого “Война и мир”. Ж-л “Рус.яз. и лит.” (в ср. уч.зав. УССР) № 12, 1990.

Приложение